Конспект занятия внеурочной деятельности по естествозанию.
Конспект занятия внеурочной деятельности по естествозанию.
Конспект занятия по внеурочной деятельности для обучающихся 10 – 12 лет. Занятие развивает интерес к предмету естествознание, даёт определенные навыки, знания, побуждает к самостоятельным действиям. Способствует воспитанию свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Практическая значимость: способствует развитию внимания, мышления, памяти учащихся, подводит к познанию законов природы, готовит ребят к систематическому изучению курсов физики и химии на последующих этапах обучения.
Цель занятия - подвести учащихся 5 классов к изучению нового предмета, показать учащимся роль физики в окружающей их действительности, раскрыть перед ними широкую перспективу использования физики в их повседневной жизни. Возбудить интерес учащихся к физике, вызвать у них желание изучать этот предмет в дальнейшем, показать перспективы науки для дальнейшего образования и приобретения профессии.
Для чего используются методы и приемы:
- физический эксперимент;
-занимательность;
-раскрытие значения физики в обеспечении экологической безопасности;
Проблемно-поисковый метод позволяет построить урок оптимальным образом. Проблемные опыты, вопросы, фрагменты художественных произведений необходимы на уроках в любом классе. Творческие экспериментальные задания позволяют развивать изобретательские способности ребят.
Результат: Готовность учащихся к изучению новых предметов.
Урок сопровождается презентацией, что более ближе данному возрасту. Все с удовольствием выполняют творческие и экспериментальные задания. В качестве домашнего задания ребята готовят сообщения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия внеурочной деятельности по естествозанию. »
Оглавление:
Пояснительная записка ………………………………….3
Введение ………………………………………………….4
Основная часть документа……………………………….5
Список литературы………………………………………14
Приложение …………….. ………………………………15
Пояснительная записка
Конспект занятия по внеурочной деятельности для обучающихся 10 – 12 лет. Занятие развивает интерес к предмету естествознание, даёт определенные навыки, знания, побуждает к самостоятельным действиям. Способствует воспитанию свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Практическая значимость: способствует развитию внимания, мышления, памяти учащихся, подводит к познанию законов природы, готовит ребят к систематическому изучению курсов физики и химии на последующих этапах обучения.
Цель занятия - подвести учащихся 5 классов к изучению нового предмета, показать учащимся роль физики в окружающей их действительности, раскрыть перед ними широкую перспективу использования физики в их повседневной жизни. Возбудить интерес учащихся к физике, вызвать у них желание изучать этот предмет в дальнейшем, показать перспективы науки для дальнейшего образования и приобретения профессии.
Для чего используются методы и приемы:
- физический эксперимент;
-занимательность;
-раскрытие значения физики в обеспечении экологической безопасности;
Проблемно-поисковый метод позволяет построить урок оптимальным образом. Проблемные опыты, вопросы, фрагменты художественных произведений необходимы на уроках в любом классе. Творческие экспериментальные задания позволяют развивать изобретательские способности ребят.
Результат: Готовность учащихся к изучению новых предметов.
Урок сопровождается презентацией, что более ближе данному возрасту. Все с удовольствием выполняют творческие и экспериментальные задания. В качестве домашнего задания ребята готовят сообщения.
Введение
В общеобразовательной школе помимо уроков всегда были популярны всевозможные кружки, факультативы и конкурсы, в которых учащиеся принимали участие по желанию. Увлеченные своим делом преподаватели стремились поддерживать интерес к изучению предмета и предлагали кружки, и другие интересные занятия еще до начала изучения предмета.
Целенаправленная внеурочная деятельность создает возможность для дифференцированного и вариативного образования, позволяет реализовывать маршруты индивидуального развития в соответствии с потребностями и интересами ребенка.
Курс «Естествознание» является пропедевтическим курсом физики и химии.
Направленность программы: естественно – научная.
Актуальность: способствует воспитанию свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности.
Практическая значимость: способствует развитию внимания, мышления, памяти учащихся, подводит к познанию законов природы, готовит ребят к систематическому изучению курсов физики и химии на последующих этапах обучения.
Открытое занятие естествознание в соответствии с ФГОС по теме «Строение вещества. Молекулы и атомы»,
5 класс.
Цель занятия: изучить смысл понятий – вещество, простые вещества, сложные вещества, молекула (атом); изучить состав молекул (водород, кислород, вода).
Задачи занятия:
Заложить первые представления о познаваемости явлений природы даже таких, которые недоступны непосредственному наблюдателю.
Изучить строение вещества.
Тип занятия: занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы учащихся: индивидуально – групповая.
Оборудование: стаканы с водой,кристаллики марганцовки, резиновый ластик, мяч,пахучее вещество (спирт), листочки бумаги, колба с подкрашенной жидкостью, латунный шарик с кольцом, горючее, алюминиевая проволока, стакан с горячей водой, 2 пакетика чая, флакон с одеколоном, пробирка с ватой, смоченной спиртовым раствором, проектор.
Фронтальные опыты:
«Наблюдение делимости вещества»
«Наблюдение явления диффузии»
«Наблюдение влияния температуры на скорость диффузии»
Самостоятельно определять цель деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать своё.
Познавательные:
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные:
Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Организационный момент
Проверка готовности учащихся к занятию. Преподаватель оценивает уровень готовности учащихся.
Учащиеся приветствуют учителя, контролируют готовность к занятию.
2.Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Читает отрывок из поэмы Тита ...
Выслушай то, что скажу, и ты сам, несомненно, признаешь,
Что существуют тела, которых мы видеть не можем.
Ветер, во-первых, морей неистово волны бичует,
Рушит громады судов и небесные тучи разносит,
Или же, мчась по полям, стремительным кружится вихрем,
Мощные валит стволы, неприступные горные выси,
Лес низвергая, трясет порывисто: так, налетая,
Ветер, беснуясь, ревет и проносится с рокотом грозным.
Стало быть, ветры — тела, но только незримые нами...
...Далее, запахи мы обоняем различного рода,
Хоть и не видим совсем, как в ноздри они проникают.
Также палящей жары или холода нам не приметить
Зреньем своим никогда, да и звук увидать невозможно.
Но это все обладает, однако, телесной природой,
Если способно оно приводить наши чувства в движенье:
Ведь осязать, как и быть осязаемым, тело лишь может.
И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны,
Платье сыреет всегда, а на солнце вися, оно сохнет;
Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает,
Да и не видно того, как она исчезает от зноя.
Значит, дробится вода на такие мельчайшие части,
Что недоступны они совершенно для нашего глаза.
Так и кольцо изнутри, что долгое время на пальце
Носится, из году в год становится тоньше и тоньше;
Капля за каплей долбит, упадая, скалу; искривленный
Плуга железный сошник незаметно стирается в почве;
И мостовую дорог, мощенную камнями, видим
Стертой ногами толпы; и правые руки у статуй
Бронзовых возле ворот городских постепенно худеют
От припадания к ним проходящего мимо народа.
Нам очевидно, что вещь от стиранья становится меньше,
- Назовите вещества, из которых сделаны эти тела: лед, вода, пар. Помогает, советует.
- Вещество вода.
- Вещество одно и то же, а тела одинаковые? Жидкость течёт, а твердые тела и газ нет. Почему так? Одно и то же вещество может быть и твёрдым и жидким и газообразным и имеет различные свойства.
- Как устроено вещество?
Когда-то люди задали себе этот вопрос, а ответив на него, научились создавать вещества с нужными свойствами.
Догадались, о чём пойдет речь на сегодняшнем занятии?
На сегодняшнем занятии мы будем изучать строение вещества.
- Как вы думаете, как можно «заглянуть» внутрь вещества?
Люди придумали такой способ изучать свойства тел: сначала придумать и пофантазировать, что должно было бы находиться внутри, чтобы тела обладали именно такими свойствами, а затем проверяли свои предположения – фантазии. (слайд 2).
4. Первичное усвоение новых знаний.
Начинаем с изучения свойств тел. Я покажу опыты, а вы опишите какие изменения произошли.
Демонстрационный опыт №1
«Капнем пахучее вещества на лист бумаги».
Куда исчезло вещество?
Мгновенно ли оно исчезло?
Дети поднимают руки, когда запах распространится до них, и измеряют время.
Видели ли, вы как вещество «покидало» бумагу? (слайд 3)
Пахучее вещество разделилось на маленькие части, которые перемешались с воздухом в классе.
Демонстрационный опыт №2
«Нагревание воды в колбе»
Цель: пронаблюдать, как изменяется объем жидкости при нагревании.
Колбу, заполненную доверху водой, плотно закроем пробкой. Сквозь пробку пропускаем стеклянную трубочку. Вода частично заполняет трубку. Отметим уровень жидкости в трубке. Нагревая колбу, мы заметим, что через некоторое время уровень воды в трубке поднимется.
Вывод: при нагревании объём воды увеличился, а при охлаждении уменьшился.
Только ли вода увеличивается в объёме при нагревании? Давайте испытаем другие тела.
Демонстрационный опыт №3
«Нагревание латунного шарика»
Цель: пронаблюдать, как изменяется объём твёрдого тела при нагревании.
Возьмём латунный шарик, который в не нагретом состоянии проходит сквозь кольцо. Если шарик нагреть, то расширившись, он уже сквозь кольцо не пройдёт. Остыв, шарик уменьшается в объёме и проходит сквозь кольцо.
Вывод: при нагревании объём твёрдого тела увеличивается, а при остывании, уменьшается.
Не только вода, но и другие тела при нагревании увеличиваются в объёме.
Тела при нагревании расширяются. Теперь подумаем, почему могут изменяться размеры тел? Первоначально тело имело ват такие размеры (слайд 4), а после нагревания – такие, оно расширилось. Что находится внутри тела и какие изменения происходят внутри него? Пофантазируйте и свои предположения занесите в тетрадь в виде рисунка (2 мин).
Такие предположения называют гипотезами. Попробуем оценить их разумность. Будем проверять гипотезу. Как это сделать?
Тела стоят из частиц, между которыми есть промежутки. Эти частицы могут сдвигаться друг относительно друга.
Демонстрационный опыт № 4
«Деформация и разлом тела на части»
Что стало с телом? Вместо одного, получилось два.
Значит, если гипотеза верна, то реальные тела должны распадаться на части из-за того, что они состоят из отдельных частиц, между которыми есть промежутки. Действительно любое тело можно разрушить: палку сломать, мел раскрошить. Приведите примеры разрушения тел.
Теперь вы знаете, что все тела, состоят из отдельных частиц, между которыми есть промежутки. Тогда почему все тела кажутся нам сплошными?
- Потому, что частицы так малы, что мы их не видим даже в микроскоп. Для того, чтобы убедится в том, что частицы малы, проделаем опыт.
Выполняют фронтальный опыт № 1
«Наблюдение делимости вещества»
Задание 1
Бросьте в стакан кристаллик марганцовки. Налейте воду и размешайте. Почему раствор окрасился?
Отлейте половину содержимого стакана и долейте стакан доверху чистой водой. Как изменился цвет воды? Как это объяснить?
Задание 2
Растяните и сожмите резиновый ластик. Почему это сделать сложно?
Это опыт подтверждает гипотезу о том, что все вещества состоят из очень маленьких частиц, эти частицы были названы «молекулы» - маленькая масса.
Первичная проверка понимания.
Каждая молекула в свою очередь, состоит из ещё более мелких частиц – атомов. В состав молекулы может входить два, три, четыре атома, а может и больше – несколько десятков и даже тысяч. Другие вещества могут состоять из атомов, не объединенных в молекулы.(слайд 5). Молекулы одного и того же вещества абсолютно одинаковые.
Лепят из пластилина модель молекулы воды.
Рисуют в тетради строение молекулы льда и молекулы водяного пара.
Заполняют пропуски в предложении.
Все вещества состоят из ….
Между которыми есть …..
Размер молекулы 10-6 м. есть молекулы сахара, воды. В крупинке соли или сахара содержится большое число молекул. 1 см3 воздуха – 27 · 1018 молекул. Если через маленькое отверстие пропускать по миллиону молекул в секунду, тогда данное количество молекул пройдет через отверстие за 840000 лет. (слайд 6). Если бы можно было уложить в 1 ряд 10000000 молекул воды, то получилась бы ниточка длиной всего 2 мм (слайд 7).
Например, в головке простой булавки находится столько частиц, что если взять столько же яблок, то из них сложится высокая гора.
Первичное закрепление.
Представьте, вы дома делаете уроки. Из кухни доносится аппетитный запах жареной картошки…Как это могло произойти? Не доказывает ли распространение запахов существования промежутков между частицами? О! Да, доказывает, ведь запахи распространяются, потому что между молекулами есть промежутки, и молекулы воздуха перемешиваются с молекулами пахучего вещества. Диффузия – явление, когда вещества смешиваются сами собой. Диффузия в газах происходит быстрее, чем в жидкостях, а в жидкостях быстрее, чем в твердых телах. Это связано с тем, что частицы в твёрдых телах расположены почти вплотную друг к другу. Между частицами жидкостей есть промежутки. А молекулы газа вообще далеко расположены друг от друга. Диффузия при более высокой температуре происходит быстрее: чем выше температура, тем быстрее движутся частицы вещества.
Выполняют фронтальный опыт № 2
«Наблюдение явления диффузии»
Задание 1
Откройте на короткое время пробирку с ватой, смоченной спиртом. Что вы почувствовали?
Как можно объяснить распространение запаха спирта с точки зрения молекулярного строения вещества?
Задание 2
Смочите часть листа бумаги водой и положите на увлажненное место кристаллик марганцовки.
Что вы наблюдаете? Объясните происходящее явление с точки зрения молекулярного строения вещества.
Сделайте вывод о том, где происходит диффузия быстрее: в газах или в жидкостях.
Задание 3
Проделайте опыт, описанный в задании 2, но на этот раз смочите бумагу горячей водой.
В каком случае диффузия происходит быстрее: при выполнении задания 2 или сейчас?
Сделайте вывод о том, как зависит скорость диффузии от температуры.
Выполняют фронтальный опыт № 3
«Наблюдение влияния температуры на скорость диффузии»
Аккуратно пустите в каждый стакан по пакетику чая.
Через 2 – 3 минуты сравните окраску воды в стаканах.
Сделайте выводы.
7.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.
Подумай и ответь:
Представьте, что у вас есть волшебный телевизор. Что вы увидите в нём, рассматривая строение веществ?
В чём стоит явление диффузии? Знаете ли вы какие-либо проявления диффузии кроме тех, что были приведены на занятии? Если нет, то разузнайте (воспользуйтесь для этого дополнительной литературой).
Какие физические явления напоминают ситуацию, возникшую на футбольном поле?
Задача
Мастер-на-все-руки изготовил для выставки несколько шаров массой 100 кг каждый. При этом он утверждает, что шары изготовлены из золота, льда, воды, дерева, стекла и железа. На картинке указаны диаметры шаров в сантиметрах. Определи материал каждого шара. Что произойдёт с шарами в близком или далёком будущем?
Закончите фразы
Молекула это…
Молекулы состоят…
У одного и того же вещества молекулы…
У разных веществ молекулы….
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Пользуясь дополнительной литературой, разузнайте о проявлениях диффузии.
Рефлексия деятельности
Выбирают из предложенных карт разной цветовой гаммы, понятность, доступность и значимость материала
Список литературы:
Гуревич А. Е., Исаев Д. А. , Понтак Л. С. Естествознание: введение в естественнонаучные предметы Физика Химия, учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. М.: Дрофа, 2013. – 191 с.
Гуревич А. Е., Краснов М. В., Нотов Л. А., Понтак Л. С. Естествознание: введение в естественнонаучные предметы Физика Химия, рабочая тетрадь - М.: Дрофа, 2013. – 64 с.
Дружинин Б. Л. Развивающие задачи по физике для школьников 5 – 9 классов – М.:ИЛЕКСА, 2013. – 168 с.
Кабардин О. Ф. Физика: учебник для общеобразовательных учреждений – М.:Просвещение, 2013. – 176 с.
Кабардин О. Ф., Кабардина С. И. Физика: книга для учителя – М.: Просвещение, 2013. – 127 с.
Лукашик В.И. Сборник задач по физике7-9кл. – М.: Просвещение, 2013. – 68 с.