kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коллективные формы работы на уроках

Нажмите, чтобы узнать подробности

Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку. Единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим» Уэбстер Д.

Актуальность темы.

  Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном,  конкурентном мире. Организация группового мыследеятельностного  взаимодействия занимает важное место в системе обучения.

 Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. В то же время эффективность групповой работы проявила себя и в скорости решения задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы,  и пожалуй, самое важное, в формировании рефлексивных способностей.

     Постановка проблемы.

Исследования показывают, что учащиеся со средним уровнем активности говорят на уроках (по делу) только 7 минут в день. В атмосфере, характерной для групповой деятельности, эта цифра меняется разительным образом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Коллективные формы работы на уроках »











Тема по самообразованию:

«Коллективные формы работы на уроках»







Выполнила:

учитель начальных классов

Зубан Марина Васильева















«Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку. Единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим» Уэбстер Д.

Актуальность темы.

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Организация группового мыследеятельностного взаимодействия занимает важное место в системе обучения.

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. В то же время эффективность групповой работы проявила себя и в скорости решения задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и пожалуй, самое важное, в формировании рефлексивных способностей.

Постановка проблемы.

Исследования показывают, что учащиеся со средним уровнем активности говорят на уроках (по делу) только 7 минут в день. В атмосфере, характерной для групповой деятельности, эта цифра меняется разительным образом.

В традиции принято учитывать активность учащихся на уроке по поднятым рукам, выступлениям отдельных учащихся перед всем классом. А если ребенок в силу своих психологических особенностей не может пока публично выступать? Где уверенность в том, что дети, внешне принимающие активное участие на уроке, имеют знания по данному материалу? Как сделать так, чтобы на уроке работало как можно большее количество детей? Как сделать так, чтобы «слабый» ученик не боялся отвечать наравне с сильным? Как сделать так, чтобы каждый ученик уходил с урока с ощущением значимости своего учебного труда?

Дать ответ на все эти вопросы поможет нам групповая форма работы в учебном процессе.

Групповая работа - это полноценная самостоятельная организация обучения. Это - одна из наиболее часто используемых форм организации познавательной деятельности. Это - организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определённой группой школьников. Отдельные ученики ставятся в положение учителя. Уникальность такой работы обеспечивается такими её признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися (дети выполняют учебное задание совместно в составе малой группы) и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Педагог руководит работой всей группы в целом: предъявляет ей задание, инструкцию по её

выполнению, оценивает результаты труда группы. Руководство же деятельностью каждого ученика осуществляется самими детьми. Внутри группы.

В связи с этим, значение групповой работы трудно переоценить. Она активизирует учение школьников, создаёт широкую наглядно - чувственную базу для теоретических обобщений, обеспечивает условия для овладения младшими школьниками такими сложными умениями, как целеполагание, контроль, оценка. Велик развивающий потенциал групповой работы, при которой школьник становится частичкой коллективного субъекта учебной деятельности - группы сотрудничающих между собой учащихся.

Большое значение имеет групповая работа в воспитании у детей гуманистических качеств личности, освоение ими нравственного опыта поведения, формирование положительных мотивов учения.

Стратегия, методы и механизм реализации проекта.

Одно из самых важных условий эффективной организации групповой работы правильное, продуманное комплектование групп. При комплектовании групп в расчёт надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. В каждой группе должны быть и сильные, и слабые ученики. Группа, состоящая только из слабых учеников, не оправдывает себя. Низкая обученность, пробелы в знаниях, отсутствие лидера - всё это не приведёт к каким-либо положительным результатам. Психолог Ю. Н. Кулюткин по этому поводу пишет: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае в группе возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх».

Доказано, что результаты совместной деятельности сильно зависят от межличностных отношений. Если в группу входят учащиеся, которые испытывают друг к другу неприязнь, то результативность работы будет минимальной. Количественный состав тоже влияет на работоспособность, результативность и психологический климат в группе. Вообще считается, что группа из 5 человек самая оптимальная. Как можно объединить детей в группы? Если учитель хорошо знает, как относятся друг к другу его ученики, то он сам должен сформировать группы. Если такой информации у него нет, то можно обратиться к учащимся с вопросом: «С кем бы вы хотели работать в одной группе?».

При отборе учебного материала для групповой работы необходимо уточнить, какие виды знаний будут представлены в предлагаемом для совместного выполнения задании. Надо помнить, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются два важных требования:

  • по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было бы расчленить на отдельные подзадачи и подпункты;

  • задания должны нести проблемный характер, допускать разные точки зрения, несовпадение позиций.

Организация групповой работы меняет функции учителя. Если на традиционном уроке он передаёт знания в готовом виде, то здесь должен быть организатором и режиссёром урока, соучастником коллективной деятельности. Его действия сводятся к следующему:

  • объяснение цели предстоящей работы;

  • разбивание учащихся на группы;

  • раздача заданий для групп;

  • контроль за ходом работы;

  • попеременное участие в работе групп, не навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а, побуждая к активному поиску;

-после отчёта групп о выполнении задания учитель делает выводы.
Обращает внимание на типичные ошибки. Даст оценку работе учащихся.

На первом этапе, когда мы только начинаем организовывать групповую работу, необходимо детей учить сотрудничать друг с другом при выполнении учебных заданий. Сначала такое обучение происходит во фронтальной работе учащихся. Здесь можно использовать следующие приёмы:

- в случае затруднения при ответе ученик сам вызывает себе помощника;

  • для оценки своего ответа ученик сам назначает «учителя»;

  • вводятся приёмы несловесного общения: значки «+» - согласен, « - » не согласен, «?» - не понял; используются жесты, кивки, наклоны головы;

- организуются игры, развивающие умение слушать другого.
Например, «Снежный ком»: первый ученик называет какое-либо число (слово), другой должен это повторить это слово и назвать своё, третий повторяет оба слова, названные предыдущими учениками, и называет своё и т.д.

Эти приёмы успешно усваиваются детьми во время учебных дискуссий-споров, направленных на решение задач обучения: Для проведения дискуссии важно правильно подобрать вопросы. Это должны быть проблемные задачи, не имеющие образца решения, предполагающие множество гипотез и вариантов. В них могут содержаться мнения, которые не являются бесспорными («Пирамиды служили древним египтянам гробницами»); положения, противоречащие обыденным представлениям о действительности («Пар невозможно увидеть. Он невидим»); ошибочные, но формально аргументированные точки зрения («Надо писать «водяной», так как он живёт в воде) и др.

Организуя дискуссии, учитель действует следующим образом: задаёт вопрос, вызывает ученика, желающего высказаться, выслушав ответ, не оценивает его, а спрашивает детей: «Кто согласен?». Выслушивается следующий ученик, и снова учитель, не комментируя ответ, организует обсуждение высказанных мыслей, по возможности заостряя противоречия между ними. Чтобы дискуссия была результативной, учитель следит за логикой рассуждений учеников, а также пресекает посторонние споры. Он старается втянуть в обсуждение всех учеников, добиваясь их непосредственной реакции (при помощи жестов и значков) на каждое высказывание ученика или самого учителя.

После такой работы учитель вместе с детьми анализирует: как прошло обсуждение, что помогло в достижении результата, что мешало. Постепенно формируются правила, к которым учащиеся обращаются каждый раз при организации дискуссии. В ходе последующих дискуссий эти правила могут дополняться новыми. Но самые важные правила необходимо знать каждому ученику.

ПРАВИЛА ОБЩЕГО ОБСУЖДЕНИЯ.

  • не говорить всем сразу;

  • всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);

  • реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего (согласен, не согласен, не понял);

  • возражая или соглашаясь с другими, обращаться к говорящему лично.

ПРАВИЛА СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ.

- работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего по группе;

работать по плану (сверять дела с планом);

  • своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.

  • качественно выполнять работу (как задумано, аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономию материала.

  • каждый из подгруппы должен уметь защищать общее дело и своё в частности.

Усвоив приёмы и правила совместной работы, дети используют их при общении в составе малой группы. Но владение этими умениями само по себе ещё не обеспечивает успешности групповой работы. Чтобы учащиеся понимали пользу учебного сотрудничества, необходимо развивать у них положительное отношение к совместной деятельности на уроке. Это является целью второго этапа внедрения групповой работы.

На втором этапе полезно использовать приёмы, наглядно показывающие важность кооперации людей для достижения ими лучшего результата. Здесь большую помощь могут оказать родители учащихся. Так, они могут рассказать о том, как пришли к нестандартному решению задачи на своей работе (в производстве, в больнице, в военной службе) благодаря, совместным усилиям групп людей, членов трудового коллектива, как нашли наиболее простой и экономный путь, выбирая из нескольких, предложенных разными участниками группы.

В этот период полезно вспомнить и обсудить пословицы, в которых речь идёт о совместном труде: «Один в поле не воин», «Одна голова хорошо, а две - лучше», «Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось» и др. Анализ удачных праздников, конкурсов, викторин, проведённых в классе, также свидетельствуют о том, что успех зависел от общих усилий детей, от совместного творчества и дружной работы. Разговор о значимости сотрудничества школьников в учебной деятельности можно построить в форме дискуссии.

Обобщая мнения детей, учитель заметил, что действительно каждому надо уметь учиться самому. И здесь ученики могут оказывать большую помощь друг другу.

В приведённой дискуссии дети сами отметили, что основные достоинства совместной деятельности в группах: возникновение различных мнений и необходимость обоснованного доказательства своей точки зрения, объяснения того, что другим непонятно, возможность получить помощь в случае неудачи. Получить такую помощь от учителя бывает сложно из-за недостатка времени на уроке. Кроме того, часто ученики боятся обратиться к учителю, если чего-то не поняли.

Недостатки групповой работы, отмеченные учениками, учитывались учителем далее при организации групповой работы. В частности, чтобы не было иждивенчества, задание, предлагаемое группе, членилось по количеству ее участников, и каждый выполнял свою часть с последующим обсуждением.

Полезно использовать задания, позволяющие детям на личном опыте убедиться в пользе их совместной работы. Например, класс делится на две части: одни ученики работают индивидуально, вторые - парами. Всем предлагаются одинаковые задания: составить из кусочков разрезанной открытки целую, разгадать кроссворд, сочинить веселую историю, решить пример в несколько действий и др.

Обычно пары справляются с такими заданиями быстрее, находят более интересные решения, чем дети, работающие индивидуально. Если же пара не справляется с заданием – это хороший материал для анализа и совершенствования сотрудничества. В результате такого анализа правила общего обсуждения дополняются:

ПРАВИЛАМИ ДРУЖНОЙ РАБОТЫ.

- перед работой надо договориться, кто и что будет делать;

- не спорить зря, а доказывать, объяснять;

- стараться понять друг друга.

НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ!

- недопустима пара из двух «слабых» учеников;

- детей, которые по каким-то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе;

- нельзя занимать совместной работой детей более 10 – 15 минут урока: это приводит к утомлению;

- нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы;

- нельзя наказывать детей лишениям права участвовать в групповой работе.

Из перечисленных выше правил, можно составить следующие этапы совместной работы:

1. Определить, кто будет выполнять работу (состав группы).

2. Выбрать старшего – руководителя, командира, капитана группы (по выбору, по жеребьевке).

3. Распределить обязанности, кто и что будет делать (прямое поручение, «добровольцы»).

4. Выяснить, зачем будет выполнять каждый свое задание.

5. Каждый продумывает, из чего, как, с помощью чего он будет выполнять задание.

6. Каждый контролирует себя, как его результаты совпадают с тем, что заранее задумано.

7. Старший контролирует, как общий результат совпадает с тем, что задумано (общее дело).

8. Из отдельных результатов получается один большой результат.

Экология групповой работы.

Рассмотрим некоторые моменты, влияющие на успешность групповой работы и на отношение к ней учащихся.

Работа в группе не всегда может складываться удачно. Что же мешает конструктивному общению в группе:

  1. Страх неудачи.

  2. Желание получить одобрение окружающих, оценку.

  3. Эмоции.

  4. Неоднозначное понимание терминов, понятий.

  1. Отсутствие интереса.

  2. Критик внутри каждого из нас.

Что же при этом можно порекомендовать? А вот что:

1. Боязнь ошибки искоренятся на примере учителя. Нужно с благодарностью относиться к ошибкам, т.к. они приводят к истине.

2. Постараться обойтись без одобрения окружающих. Нужно ободрять самого себя и рассчитывать на себя.

3. Научиться выражать положительные эмоции, а отрицательные сдерживать.

4. Договориться сразу о том, что понимать под качествами. Нужно сразу выяснить, все ли понимают, о чем идет речь.

5. Давать интересные задания.

6. Убрать в себе критика. Постараться понять чужую точку зрения.

Когда же не стоит заниматься групповой работой?

1.Если дети отказываются работать в группе, не принуждать.

  1. Если ребенок хочет работать в одиночку, пусть работает самостоятельно.

  2. Нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока.

  3. Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы.

  4. Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе.

  5. Нельзя любого учащегося ставить организатором в групп

Первые шаги в обучении работе в группе

1 этап:

Обучение групповой форме взаимодействия начинается с первых дней пребывания ребенка в школе в курсе ''школоведение''в это время закладываются навыки взаимопонимания, ''клише'' для выражения своего мнения, согласия или несогласия. Дети готовятся к тому, что им предстоит вступать в спор.

В 1 классе на фронтальную работу может отводиться лишь 10% всего времени. Цель первого года обучения – создание детского коллектива на основе эмоционального стремления к совместной деятельности. Дети по желанию распределяются в группы на основе психологической совместимости. Они учатся общаться друг с другом, работать в парах. Каждый выполняет индивидуальное задание и делится своим успехом с одноклассником. Первые недели основное внимание уделяется развитию мелкой моторики, умению вступать в коммуникацию, желанию совместно выполнять задания, осознанной мотивации к учебной деятельности.

 

2 этап: парная работа.

Существует много видов парной работы. Все они сводятся к четырем основным:

1.Работа ''хором'': учащиеся вместе называют первое слово, вместе тянутся за карточкой, вместе называют второе слово, вместе…

2. По операциям: 1-й ученик называет слово,

                                2-й ученик кладет карточку,

                                1-й ученик соглашается или протестует.

3.Деление элементов материала: 1-й ученик называет первое слово и кладет первую карточку , 2-й ученик называет второе слово и кладет вторую карточку.

4.  1-й ученик берет на себя всю работу, а 2-й ученик проводит только контроль.

Во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации, вынося их на общее обсуждение.

Сначала учитель сам говорит парам. Каким образом они должны работать. Позже пары выдирают тот вариант, который им удобнее.

Со второй четверти можно начать первые попытки дифференциации. По результатам диагностики выявляются группы читающих детей или ребят с хорошими навыками письма,

 счета. На некоторых этапах урока эти дети выполняют задания в таких временных группах, а в своих постоянных выступают в роли консультантов. То есть дети учатся выступать с разных позиций – они могут быть и лидерами, и консультантами.

Первые полгода осуществляется систематизация имеющихся знаний учащихся. ''Открытие'' нового для основного количества детей происходит в процессе систематизации или коррекции представлений о том или ином процессе. Небольшое количество детей, не имеющих представления о данном явлении, образуют группу и под руководством учителя осуществляет совместное ''открытие''. При этом учитель использует технологию деятельностного подхода.

3 этап: групповая работа.

Вводя новую форму, необходимо дать ее образец. Учитель вместе с 1-2 детьми у доски показывает на примере весь ход работы, обращая внимание на ошибки и удачи. Образец работы усваивается после разбора 2-3 ошибок. Разбирать надо не содержательную ошибку (в решении), а ход взаимодействия.

Рефлексия (для культивирования которой и строится сотрудничество детей) возникает, вспыхивает в разрывах взаимодействия. Поэтому для накопления рефлексивного потенциала группу обязательно надо проводить через разрывы, конфликты. Конструктивный конфликт развертывается вокруг противоречия, разрешение которого в групповой дискуссии способствует и обнаружению оптимальных стратегий решения задач, и отношению к точкам зрения других детей как достойным уважения и понимания, а к учителю не как к носителю единственно верной точки зрения, а как к опытному коллеге по общей работе. Таким образом, учебное сотрудничество в группах должно строиться так, чтобы провоцировать интеллектуальный конфликт, содержательное разрешение которого и дает групповой эффект.

Необходимо специально учить детей дискуссии и конструктивному разрешению конфликтов.

В ходе уроков учитель должен демонстрировать как позитивные образцы взаимодействия (поощрение сработавшихся групп и демонстрация менее удачливым группам веера возможностей группового взаимодействия), так и негативные образцы (задача: обнажить. Заострить конфликтную сторону взаимодействия). Негативные образцы помогают классу не только интуитивно нащупать, но и вывести. Осознать нормы и правила взаимодействия как средство предотвратить обиды и другие неприятности, перевести личный, деструктивный конфликт (ссору) в интеллектуальный, конструктивный конфликт (спор). Негативные образцы взаимодействия на первых этапах обучения учитель демонстрирует сам (разыгрывая типичные ситуации, практически никогда не называя имен детей, в чьей работе они наблюдались).

Варианты ''негативных'' образцов:

1)  задания с выходом на вопрос: ''Сумели ли дети друг с другом договориться? Прийти к единому мнению?''

2)   задания с выходом на вопрос: ''что важнее – сделать все правильно и быстро или сделать все по-честному и дружно?''

3) задания с выходом на то, что никогда нельзя соглашаться просто так, необходимо требовать доказательства. Нельзя навязывать свою точку зрения.

4) задания-ловушки – являются эффективнейшими средствами запуска

дискуссий.

Задания-ловушки строятся так, чтобы с неизбежностью разделить, поляризовать класс на группы, высказывающие столь разные точки зрения, что эта разница очевидна даже самому эгоцентрическому сознанию.

Можно выделить несколько типов заданий-ловушек:

1) Задания-ловушки, различающие ориентацию ребенка на задачу и ориентацию на действия учителя. Учитель задает вопрос, и, работая вместе с классом, присоединяется к неверному детскому ответу или сам дает неверные ответ. Детям предоставляется открытый выбор: либо сразу повторить ответ учителя, либо попробовать ответить самостоятельно.

2) Задания-ловушки, различающие понятийную и житейскую логики. Здесь учителю необходимо знать, что понятийное мышление не станет подлинно содержательным, понятийная точка зрения не станет собственной точкой зрения ребенка, пока она не будет в явном виде противопоставлена плохо осознаваемой житейской точке зрения (пример: червяк – змея, корова – теленок). Если подобные задания сразу выносить на общеклассную дискуссию, то эффект от такой работы небольшой. Необходимо вначале организовывать микродискуссии.

3)Задачи, не имеющие решения. Такие задачи воспитывают небуквальное, неисполнительное отношение к заданиям учителя.

4) Задачи с недостающими данными. Также культивируют небуквальное учебное отношение с взрослыми.

5) Ситуации открытого незнания. Такие задания являются центром развития рефлексии – способности знать о своем незнании.

Для того, чтобы групповая работа давала желанный развивающий эффект, необходимо учителю отслеживать перераспределение между детьми ролей. Перераспределение, обмен ролями – обязательный принцип организации групповой работы, нацеленный на то, чтобы учить детей различать и координировать свою точку зрения и точку зрения партнеров, согласовывать разные способы действий, учитывать замыслы другого человека.

Количество участников группы зависит от возраста и решаемой задачи.

Как объединять детей в группы?

1)  На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.

2)  Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.

3) Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых.

4)  Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.

5) Загадки. Учитель назначает командиров групп – например, тех, кто быстро и правильно справились с предыдущим заданием. Каждый командир получает карточку с текстом загадки (лучше, если они будут на одну тему). Остальные дети берут со стола листочки, на которых написаны отгадки. Командиры поочередно читают загадки, дети отгадывают и объединяются в группы. Группы получаются разные по силам, но в каждой есть командир.

6)  Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое. Пословицы должны быть знакомы ребятам и могут затрагивать различные темы: труд – лень, правда – ложь и т.д. В начале обучения учитель подбирает пословицы сам, а в дальнейшем привлекает к этому детей.

7)  Лото. Дети берут картинки лото и ищут ''свое место'' на большой тематической карточке: домашние животные, животные севера и т.д.

8)   Вначале учитель объясняет цели работы, а учащиеся делятся на группы. Кто первым пришел – тот и в группе.

При изучении нового материала лучше объединять в пары ''сильного'' и ''слабого'' учеников, ''среднего'' и ''сильного''. При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный – сильный, средний – средний, слабый – слабый. При проведении творческих работ можно разрешить детям объединяться в пары по желанию.

Если ребенок не хочет присоединяться ни к одной группе, принуждать нельзя. Пусть сегодня работает один, но в следующий раз ему вновь предложить работать в группе.

Если же ребенка не зовут в группу, нужно научить, как нужно попросить, чтобы приняли.

Для срабатывания групп нужно минимум 3-5 занятий. Поэтому часто учащихся не пересаживают, но и закреплять состав на четверть тоже не стоит.

При оценке работы группы подчеркивают не столько ученические, сколько человеческие качества.

Ролевые функции членов группы

Возможны следующие ролевые функции:

Начальная школа:

1)   Писарь – записывает решение;

2)   Спикер – защита решения, ответ от имени группы;

3)  Организатор – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.

В ходе решения задачи роли могут плавно переходить друг от друга.

Кроме этого, работа может быть распределена следующим образом:

1) Группа выполняет общее задание, но каждый член группы делает часть общей работы независимо друг от друга. Таким образом можно организовать решение задачи, изготовление поделок на уроках технологии.

2)  Общее задание выполняется последовательно каждым членом группы. Например, при определении главных членов предложения каждый проговаривает ход рассуждений.

3)  Задача решается при непосредственном одновременном взаимодействии каждого члена группы

Задания для груп

1)   Все группы выполняют одинаковое задание;

2)   Группы отличаются по типу работы, т.е.

1-ая группа – проектирует,

2-ая группа – проводит исследование;

3-я группа – решает проблему.

Таким образом, можно выполнять практические задания по окружающему миру

3)    По теме работы. Например, составление различных типов задач к одной схеме, исследование природы различных географических зон и т.д..

4)    По уровню сложности задания. Ребенок проводит самооценку возможностей.

5)    По интересам.


Контроль учителя за групповой работой

Созданные группы могут быть зрелыми и достаточно, с точки зрения учебных целей, самостоятельными. То есть, когда в группе есть выраженная позиция организатора, есть понимание и умение точно следовать правилам групповой работы всех участников группы, в группах протекают все обязательные процессы, группа всегда готова оформить результат своей работы. В этом случае преподаватель оценивает работу группы в конце, в ходе доклада группы об итогах работы. Но если учащиеся делают только первые шаги в групповой работе, необходим постоянный контроль, за ходом работы и группы, и ее организатора. Этот контроль осуществляется при помощи введенных норм правильной организации групповой работы и с помощью объявленной процедуры, т.е. точного описания последовательных операционных действий. Когда процедура введена и зафиксирована, преподаватель начинает реагировать на малейшее отклонение и останавливает работу, если, конечно, при этом видит, что организатор проявил пассивность или не заметил нарушения процедуры. Преподаватель должен попросить вспомнить норму, правило и убедиться, что всем стала очевидной ситуация нарушения процедуры или нормы групповой работы. Только после этого работа группы может быть продолжена.

Учитель должен распределять время на каждый этап работы и внимательно наблюдать за работой группы:

Как дети сидят?

Внимательны ли они или отвлекаются?

Как ведут себя: живо или апатично?

Сфокусировано ли внимание на заданной проблеме или есть посторонние обсуждения? Слушают ли друг друга? Вовлекаются ли в работу аутсайдеры?

Демонстрируются ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность к сотрудничеству?

Обсуждение результатов групповой работы

Когда истекло отведенное для работы время или когда работа завершена, учитель организует обсуждение результата работы групп.Идеология групповой работы требует, чтобы результат, о котором сообщает группа, был получен не интуитивно, а был продуктом определенном мыслительной работы. Обсуждение должно показать, действительно ли участники группы размышляли. Поэтому акцент следует делать на обсуждении способов, а не на конечном выводе, не на ответе на задачу, даже если он правильный. Т.е. после того, как группа сделала сообщение, надо спросить: ''А каким способом получен такой результат?''. Если этот вопрос для учащихся окажется трудным, можно спросить: ''Почему вы так думаете?''. Могут быть, наверное, и другие вопросы, но рамка способа должна оставаться главной.  

Особое внимание!

        Жесткая регламентация времени на группообразование.

        Нормирование будущей работы.

        Распределение момента начала работы (например, колокольчиком).

        Недопустима группа из одних только слабых учеников.

        Детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать! Но завтра вновь предложить.

       Групповая работа занимает не более 10-15 минут от урока.

       Нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе.

      Групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может сделать индивидуально.

Варианты заданий для парной и групповой работы

Русский язык.

Парная работа

Групповая работа

Запись слов со взаимопроверкой.

Составление звуковых схем слов.

Составление схем предложений.

Работа с карточками в парах сменного состава (см. Приложение 3).

Разбор слов по составу.

Работа с деформированным предложением.

Работа с деформированным текстом.

Составление слов по звуковой схеме.

Составление предложений по схеме.

Проверка орфограмм.

Выбор способа проверки орфограмм.

Деление текста на логические части.

Составление плана.

Работа с деформированным предложением.

Работа с деформированным текстом.

Математика.

Парная работа

Групповая работа

Взаимопроверка решений.

Работа с сборниками.

Составление схем к задаче.

Поиск способа решения:

-примеров с переходом через разряд;

-способов проверки результатов вычисления.

Составление и решение задач:

-к одной схеме на разные темы;

-к разным схемам на одну тему;

-разных типов в зависимости от уровня подготовленности групп.

«У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим. »

Жан-Жак Руссо








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Коллективные формы работы на уроках

Автор: Зубан Марина Васильевна

Дата: 18.06.2015

Номер свидетельства: 220429

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Презентация на тему:?«Коллективные формы работы и активные методы обучения» "
    ["seo_title"] => string(90) "priezientatsiia-na-tiemu-dwaeg-kolliektivnyie-formy-raboty-i-aktivnyie-mietody-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "237994"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444450465"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока на тему: Свойства прямоугольника и квадрата" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-na-tiemu-svoistva-priamoughol-nika-i-kvadrata"
    ["file_id"] => string(6) "137370"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417343801"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Обобщение передового педагогического опыта.Применение элементов групповых и коллективных технологий на уроках математики. "
    ["seo_title"] => string(148) "obobshchieniie-pieriedovogho-piedaghoghichieskogho-opyta-primienieniie-eliemientov-ghruppovykh-i-kolliektivnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "140111"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417878913"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся. Коллективная форма организации обучения"
    ["seo_title"] => string(110) "formyrabotynaurokiepopovyshieniiumotivatsionnoisfieryuchashchikhsiakolliektivnaiaformaorghanizatsiiobuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "293066"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455389693"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Доклад: Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся. Коллективная форма организации обучения"
    ["seo_title"] => string(116) "dokladformyrabotynaurokiepopovyshieniiumotivatsionnoisfieryuchashchikhsiakolliektivnaiaformaorghanizatsiiobuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "293068"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455389737"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства