Просмотр содержимого документа
«Кластер как один из методов развития критического мышления обучающихся»
Кластер как один из методов развития критического мышления обучающихся
Аннотация. Статья посвящена кластеру, как одному из методов развития критического мышления обучающихся
Ключевые слова: образовательные технологии, критическое мышление, технология развития критического мышления (ТРКМ), технология «развитие критического мышления через чтение и письмо» (РЧКМП), кластер.
В последнее время в российском образовании значительно возрастает роль и значение современных образовательных технологий. Они различаются по декларируемым задачам, по организации процесса обучения, одни в большей степени направлены на развитие творческого мышления, другие на развитие коммуникативных способностей, но цели и конечный результат эффективных технологий можно в самом общем виде описать так: формирование метапредметных умений, направленных на развитие способности к самообразованию.
Технология развития критического мышления (ТРКМ), созданная западными учеными и адаптированная к российской школе, во многом стала предвестником изменений, пришедших в образование. Этим объясняется ее востребованность и популярность сегодня. Главной целью ТРКМ является не только развитие интеллектуальных способностей обучающихся, позволяющих им учиться самостоятельно, но и развитие интеллектуальных умений, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.[3, с.3]. Одним из его методов (приемов) является кластер.
Сам термин в переводе с английского (cluster) означает «созвездие» или «пучок». Кластером называется графический прием систематизации знаний в виде «грозди» или «пучка» взаимосвязанных фактов.
ТРКМ появилась в российском образовании в 1997 году, ее авторы – американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. Она развивалась при поддержке Консорциума демократической педагогики и Международной читательской ассоциации. Проект, предложенный российским педагогам американскими коллегами, первоначально назывался «Чтение и письмо для развития критического мышления». Совместная работа идеологов технологии и педагогов-практиков и российских ученых позволила адаптировать предложенную модель для российской педагогики, подробно рассмотреть дидактические, психологические и философские основы предложенного подхода, дополнить практическую часть проекта, обогатив ее новыми приемами, и создать модель, которая в педагогической литературе получила название «Технология развития критического мышления» (ТРКМ). Петербургские ученые и педагоги адаптировали основные идеи к потребностям российского образования «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РЧКМП)[1, с. 10].
Структура педагогической технологии РЧКМП стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Важным в данной технологии является следование трем фазам: 1) вызов, пробуждение, 2) осмысление новой информации, 3) рефлексия и соблюдение определенных условий: активность участников процесса, разрешение высказывать разнообразные «рискованные» идеи и т. д. Прием кластера может применяться на любой из стадий (рис. 1).
Рис. 1 Кластер на разных этапах РЧКМП
Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале обучающиеся фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные.Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками (рис. 1). В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале[3, с. 21].
Рис. 2 Графическая схема кластера
В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого обучающегося при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.
Основные правила составления кластера:
использовать радианную структуру (от центра к периферии), отражающую иерархию понятий. Именно эта организация информации дает самый важный эффект кластера — ассоциативность и многомерность;
использовать цвет, чтобы выделять главные и второстепенные моменты. Цвет — тоже важен для смысла, им можно разделять все важное и менее важное, более крупные и мелкие идеи; использовать разные цвета для разных сфер;
писать только ключевые слова вместо фраз и предложений. Чем более емким будет ключевое слово, тем легче будет запомнить весь кластер и тем проще будет само его составление;
как можно чаще рисовать вместо слов графические формы, пиктограммы, небольшие рисунки, стрелки, все это повышает качество восприятия и запоминания схемы;
обобщенные блоки информации объединять цветом, либо обводкой, либо легким фоном для лучшего восприятия
проявлять творчество и вырабатывать свой стиль оформления.
Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Обучающиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.
Метод кластера может применяться практически на всех уроках, занятиях, при изучении самых разных тем. Прием кластера на уроках русского языка при изучении темы «Имя существительное» на начальном этапе обучения показан на рисунке 3. В дальнейшем он усложняется, пополняется новыми знаниями.
обозначает
- - - -
КТО?
одушевленные
ед. ч.
предмет
ЧИСЛО
ЧТО?
неодушевленные
в предложении
непостоянные
Отвечает на вопрос
склонение
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
постоянные
2
3
1
род
с. р. р.
ж.р.
м.р.
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
собственные
нарицательные
ПАДЕЖ
мн.ч.
Рис. 3 Кластер на уроках русского языка при изучении темы «Имя существительное».
Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой:
самостоятельно при выполнении домашней работы;
самостоятельно на практическом занятии;
в составе малой группы с последующим конкурсом на лучший кластер, составленный по заданному преподавателем главному термину;
в составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить кластер;
при выполнении контрольного задания на составление кластера, написание рассказа по кластеру или определение термина (терминов) неполного кластера [2].
Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.
Применение приема кластера в обучении имеет ряд достоинств:
Кластер, созданный руками обучающихся, даёт возможность преподавателю отслеживать понимание обучающимися темы.
Для самих обучающихся это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и понятиями.
Кластер – это отражение нелинейности мышления, он тесно связан с тем, как работает наш мозг. (Особенно у современного поколения с «клиповым сознанием»).
Работа с кластером - письменная деятельности. Побуждает писать тех учащихся, кто этого не любит.
Кластер даёт возможность не только писать, но и рисовать, хотя бы до появления новых идей.
В групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт возможность обучающимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создаёт. Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации.
Кластер создаётся в определённый временной отрезок, так воспитывается чувство времени, с одной стороны, с другой - свободное индивидуальное распределение времени каждого при работе над кластером [4].
В ходе создания кластера формируются и развиваются следующие умения:
умение ставить вопросы;
выделять главное;
устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
сравнивать и анализировать;
проводить аналогии.
Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.
Можно успешно использовать на занятиях обратный способ применения кластера. В составе малой группы, составлять конспект и краткий рассказ по готовому кластеру с использованием слов, входящих в состав кластера[4].
Итак, графические, визуальные методы в технологии развития критического мышления не только помогают систематизировать материал, структурировать его до, вовремя и после изучения новой информации, эти приемы делают зримыми процессы мышления, наглядно демонстрируют, как изменилось, обогатилось наше знание об изучаемом предмете. Занятия с применением метода кластера дают обучающимся возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом, нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию обучающихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.
Список литературы
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителей ФГОС. –М.: Просвещение, 2011.- 223 с.
Кирилова Н.Б. Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика. – 2015. – №5. - С.13-21.
Коренева А.В. Теоретические основы профессионально ориентированного обучения речевой деятельности студентов-нефилологов. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2009. – 418 с.
Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебно-методическое пособие ФГОС. - М.: Каро, 2017. – 117 с.
Никитина А. В. Кластер как одна из форм познавательной деятельности обучающихся // Молодой ученый. - 2016. - №17.1. - С. 20-31. — URL https://moluch.ru/archive/121/33512/ (дата обращения: 27.01.2019).