Тема: «Россия – Родина наша» (внеклассное занятие)
Цель: воспитание патриотических чувств и любви к своей стране у школьников.
Программное содержание:
– продолжать знакомить детей с Россией; закреплять знания детей о том, что наша страна большая, красивая, необъятная;
– познакомить детей с географическим расположением нашей страны, материка, где мы живем, используя карту мира;
– продолжать знакомить детей с Иркутской областью; дать представление о том, что Тулун является частью Иркутской области;
– продолжать учить детей самостоятельно и последовательно составлять описательные рассказы о стране, в которой мы живем, используя накопленные знания;
– закрепить знания детей о государственной символике России (герб, флаг);
– обогатить словарный запас у школьников по данной теме;
– развивать диалогическую речь у школьников, умение слушать своих товарищей;
– продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине;
– продолжать учить детей понимать и объяснять суть пословиц.
Оборудование: карта мира, карта Иркутской области, глобус; иллюстрации с изображением государственных символов России (герб, флаг); герб города Тулуна; гербы других стран и городов; портрет президента и губернатора Иркутской области; монеты и предметы с изображением различных гербов; рисунки детей по теме: «Мой любимый город».
Словарная работа: Родина, Отечество, материк, гражданин, герб, флаг; прилагательные: прекрасная, могучая, единственная, необъятная; глаголы: защищать, воспевать, гордиться, тосковать.
Предшествующая работа:
– рассматривание иллюстраций по заданной теме;
– чтение художественной литературы о родной стране;
– заучивание стихотворений о родной Земле;
Ход занятия
– Ребята, мы с вами так много говорили о нашей Родине, читали рассказы и стихи о ней, рисовали рисунки о стране, в которой мы живем. И сегодня, я вам предлагаю проверить свои знания, посмотреть, на сколько хорошо мы знаем свою Родину, может сегодня, кто-то узнает что-то нового для себя. Вы готовы отправиться в нелегкий путь и проверить свои знания? Итак, вперед…
Станция №1 “Адрес моей страны”
Учитель:
– мы живем в огромной прекрасной стране. Это большая Родина. Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна? Назовите ее имя? (Россия)
Один из ребят читает, заранее выученное, стихотворение “Наш дом”:
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Ты не найдешь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдем
Свою страну, наш общий дом.
Далее воспитатель показывает территорию России на карте мира и еще раз уточняет название страны, показывает детям, что страна очень большая, необъятная, в ней много озер, морей и рек. Материк, на котором мы живем самый большой на Земле, и называется он – Евразия.
– Ребята, а как называем мы людей которые живут в нашей стране? (россияне)
Далее учитель предлагает детям отыскать свою страну на глобусе.
– Ребята, а кто же управляет такой большой страной? (президент). Учитель уточняет, что одному трудно управлять огромной страной, поэтому президенту помогают: государственная дума, губернаторы различных областей. Воспитатель показывает портреты президента страны и губернатора Иркутской области. Интересно, а как же эти люди стали президентом или губернатором? (учитель уточняет, что их выбрал народ).
Станция №2 “Знаки и символы”
Учитель: Вторая наша станция называется “Знаки и символы”. Обратите внимание на эти иллюстрации, у них есть что-то общее. Кто знает, что на них изображено? (гербы). Эти гербы разных стран. Герб объединяет людей, живущих в одной стране, является отличительным знаком государства. На нем старались изобразить что-то очень важное для страны. Каждый символ и цвет на гербе имеет свое значение. Давайте найдем герб нашей страны, и посмотрим на него внимательнее…
Ребенок зачитывает, заранее выученное, стихотворение “Герб России”:
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу смог
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.
Учитель вместе с детьми расшифровывают символы и цвета, изображенные на нашем гербе:
Орел – царь птица, это большая сильная птица. Золотой цвет – это символ солнца. Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая – на Запад при едином теле – едином правлении. Грудь орла украшена щитом, на котором изображен всадник, сражающийся со змеем (драконом), что показывает на постоянную борьбу добра над злом. Три короны над двуглавым орлом означают единую связь народов. Скипетр и держава в лапах орла – царские религии, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону … Итак, герб России представляет собой темно – красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел.
Далее все вместе рассматриваем другие гербы. Находят сходство и отличия нашего герба от других гербов.
– Кроме герба у нашей страны есть еще один государственный символ, который также как и герб, отличает нас от других стран. Кто мне подскажет, что это за символ? (флаг)
– Как выглядит флаг нашей страны? С чем мы сравниваем эти цвета? (ответы детей). Ребенок зачитывает, заранее выученное, стихотворение “Флаг России”:
Белый цвет-березка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Далее учитель показывает детям флаги других стран, на которых есть такие же цвета как на нашем флаге (например: Франция, Чехия, Югославия, Словения, Хорватия).
Станция № 3 “Мой город”
– Следующая станция ”Расскажи о своем городе”. Посмотрите на картинки, фотографии, рисунки…вы узнаете этот город? (Тулун).
– Ребята а вы знаете, что у нашего города, тоже есть свой герб? Ребята рассматривают герб города Тулуна, выясняют его особенность и сравнивают его с гербами других городов:
Тулун переводится с бурятского как "кожаный" или "каменный" мешок, получил он это названия из-за своего расположения в изгибе реки, огибающей его как мешок. От сюда же и пошёл герб города (чёрное основание это символ угольных богатств района, колос символ сельского хозяйства города).
Иркутск: на гербе изображён бабр (якутский тигр). В зубах он держит красного соболя – символ богатств Сибири. Бабр символизировал мощь края. Бабр водился в Прибайкалье и Забайкалье в прошлые века. Постепенно бабр исчез по природным условиям. Герб обрамлён стилизованными ветвями кедра.
Саянск: в центральной части герба города Саянска изображение стилизованной фигуры мифологического существа - грифона, крылатого животного с туловищем льва и головой орла.
Согласно древневосточным мифологиям, это существо населяло территорию Восточной Скифии (Сибирь) и ему приписывались охранительные функции. Это был бдительный страж подземных кладовых, злата и серебра.
Образ грифона - образ сильного, смелого зоркого и бдительного хранителя природных богатств нашего края: поваренной соли, как сырья химического производства, давшей жизнь и развитие городу и лесных ресурсов. Отсюда и стилизованное изображение кристаллической решетки химического элемента - как эмблемы химии в целом и сосновые шишки - как составная часть распространенного в нашем регионе дерева. Золотое изображение сосновых шишек и эмблемы химии указывает на основной продукт химического производства - хлор. Основная идея герба - химия в тайге и над этим высший разум (грифон-бог-человек), призванный бережно хранить, использовать и приумножать природные богатства.
Киренск: Исторический герб Киренска. Описание герба: "В верхней части щита герб Иркутский. В нижней части, в золотом поле, протекающая и разделяющаяся на два устья река Киренга, по имени которой назван город".
После этого, учитель показывает детям отдельную карту Иркутской области, на которой они вместе находят города Иркутской области и свой город.
– Ребята, что вы можете рассказать про свой город? Какие улицы вы знаете? Назовите самые любимые места в городе, которые вы посещали вместе с родителями (рассказы детей).
При составлении рассказа можно смотреть на рисунки, фотографии.
Станция №4 “Моя семья”
Учитель: – эта станция называется семейная (обращает внимание детей на семейные фотографии). Как одним словом можно назвать всех, кого мы видим на одной фотографии? (семья). Какими еще словами можно назвать членов одной семьи? (родные, родственники). Как вы думаете, в нашем городе живет много семей? Как можно назвать человека, который родился и живет в Тулуне? (тулунчанен).
– Мы сегодня с вами говорили, что страны и города имеют свои отличительные знаки – гербы. Но герб может быть и у семьи. Семья – это тоже маленькое, дружное государство, у которого есть свои интересы, законы, традиции, занятия. Какой бы герб вы нарисовали для своей семьи? Словесное рисование семейного герба.
Станция № 5 “Финишная”
– Наш маршрут закончился. В заключении, я предлагаю вам немного поиграть и заодно проверить, что вы сегодня запомнили из нашего нелегкого маршрута. Предлагаю вам ответить на следующие вопросы:
Как называется страна, в которой мы с вами живем?
Как называется наш город?
На какой улице ты живешь?
Что изображено на российском гербе?
Как называет людей, которые живут в Иркутской области? В городе Тулуне?
Какие цвета присутствуют на Российском флаге?
Какие города Иркутской области ты знаешь?
На каком материке мы живем?
Зачем стране нужен флаг?
Кто управляет нашей страной?
Назови столицу нашего государства?
Объясни пословицу “Всякому мила своя сторона”, “Родная сторона мать, а чужая-мачеха”.
Завершается занятие стихотворением “Моя Родина”:
Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой, мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
Итог занятия.