Классный час «За Родину и честь»
Цель: обобщить фактический материал по теме «Первая мировая война»; в игровой, подвижной форме активизировать познавательную деятельность учащихся; способствовать эмоционально – оценочному восприятию данного события.
Задачи:
1. Воспитание пацифизма, неприятия войн, нарушающих все права человека и главного из них – права на жизнь.
2. Воспитание чувства ответственности за будущее.
3. Развитие интереса к историческим событиям и желания больше знать о них.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Ход классного часа.
1.Ведущий: (слайд №1) Второе тысячелетие становится историей. Уходит эпоха войн, великих событий, выдающихся личностей.
Почти 100 лет назад в мировой истории произошло событие, перевернувшее все мироустройство, захватившее в водоворот боевых действий чуть ли не половину мира, приведшее к развалу могущественных империй и, как следствие, к волне революций – Великая война. Так называли Первую мировую войну, в которую в 1914 году была вынуждена вступить Россия. В войну, ознаменованную применением химического оружия, первым масштабным применением танков и авиации, войну с огромным количеством человеческих жертв. И сейчас наша задача - возрождение и сохранение памяти о Великой войне, о ее героях, о патриотизме всего русского народа, о его моральных и духовных ценностях, и его истории. (слайд №2)
«Они – на небесах,
Им слава не нужна:
К подобным нас делам
Должна вести она!..»
Памяти павших на фронтах Великой войны посвящается!
Ученица читает стихотворение Балтина Александра
(слайд №3)
За выстрелом Гаврилы Принципа
Мир лопнул, как огромный шар.
Где центры ныне, где провинция?
Один везде кровавый жар.
Верден и Гродек, и на Сомме
Сверхбитва – всюду груды тел.
Что выжить ныне важно кроме?
За бой ты, выжив, постарел.
(слайд №4)
Мы лесом шли, а дальше – трупы,
Стоят, лежат, глаза черны.
(слайд №5)
Язык того искусан. Глупо
Погибнуть, дико без вины.
(слайд №6)
Стоят потравленные газом.
(слайд №7)
Мы танки видели – страшны:
Он дулом пялится, как глазом.
Тела – мешки в крови они.
Вода коричнева от крови,
Во рвах останутся тела.
Что ныне выжить важно кроме?
Над миром бьют колокола.
(слайд № 8)
Казаки на австрийцев мчатся,
Мелькают сабли, палаши.
Имею? Нет? Подобье шанса
Я на спасение души?
Казацкие кололи пики,
Чечекал дико пулемёт.
В Европе дан многоязыко
Род человеческий. Наш род.
Европа вспучена войною.
Ей взрезана. Огонь и дым.
Смерть – это навсегда: такою
И мне даётся, и другим…
3. Ведущий: (слайд № 9)
В начале XX в. произошло оформление блоков стран – участниц Первой мировой войны. С одной стороны это был Тройственный союз, оформившийся в 1882 году и Антанта (1904-1907 гг).
(слайд № 10)
Какие же страны вошли в эти блоки? Предлагаю найти страны, входящие в эти блоки.
Тройственный союз (1882)
Германия
Австро-Венгрия
Италия
Антанта (1904-1907)
Англия
Франция
Россия
Правильно. Молодцы.
4. Ведущий: (слайд №11) Ведущую роль в австро-германском и романо-британском блоках играли Германия и Англия. Конфликт между ними лежал в основе будущей мировой войны. В Первую Мировую войну было вовлечено 38 из существовавших в то время 59 независимых государств. Каждая страна несла свою долю ответственности за разжигание войны и преследовала свои цели.
5. Ведущий (слайд № 12) : Давайте среди фотографий найдем портреты глав государств — участниц войны «Кто есть кто?» Среди них узнайте военачальников. Подумайте, чем известны офицеры времен первой мировой войны. Соотнесите их портреты и сведения, касающиеся их.
Томас Вурдо Вильсон,
американский государственный деятель, 28-й президент Соединенных Штатов Америки. В апреле 1917 года выдвинул идею создания послевоенного союза, которая была воплощена в Лиге наций. Лауреат Нобелевской премии мира (1919 год).
Раймон Пуанкаре,
французский государственный деятель, президент Франции (Третья республика, 1913—1920).
Прилагал активные усилия для укрепления военно-политического союза с Великобританией и Россией (Антанта): способствовал заключению конвенции о совместных действиях русского и французского флотов (16 июля 1912).
Ллойд-Джордж Девид
британский политический деятель, последний премьер-министр Великобритании от Либеральной партии (1916—1922). Близкий друг Уинстона Черчилля. Возглавлял британскую делегацию на переговорах с Германией, подписал Версальский мир.
Вильгельм II
Император Германский и король Прусский, вступил на трон в 1888 г. Один из главных инициаторов начала войны. С началом войны принял на себя звание Верховного главнокомандующего герм. армии и ВМФ.
Франц-Иосиф
глава двуединого государства — Австро-Венгерской монархии. Правил 68 летрего царствование — эпоха в истории народов, входивших Дунайскую монархию.
Австрийский фельдмаршал (2 декабря 1848) прусский генерал-фельдмаршал (27 февраля 1895) британский фельдмаршал (1 сентября 1903)
М. В. Алексеев
российский военный деятель, генерал от инфантерии с 1914 г., с августа 1915 г. по март 1917 г.- начальник штаба Ставки, фактической руководитель всех военных действий. После консультаций с командующими фронтов убедил Николая II отречься от престола. В марте - мае 1917 г.- верховный главнокомандующий.
Пауль фон Гинденбург
Герм. воен. и гос. деятель, генерал-фельдмаршал. В период 1-й мировой войны с конца авг. 1914 командовал 8-й герм. армией в Вост. Пруссии, а с ноября - войсками всего Вост. фронта. Одержал победы над русскими войсками под Танненбергом и у Мазурских болот (1914) С конца авг. 1916 - нач. ген. штаба, фактически главнокомандующий вооруж. силами Германии
А. А. Брусилов
Во время Первой мировой войны командующий 8-й армией Юго-Западного фронта (1914), главнокомандующий Юго-Западным фронтом (1916), верховный главнокомандующий (май-июль 1917), затем — военный советник Временного правительства. Подготовил и осуществил наступление армий в мае 1916 года, применив при этом неизвестную ранее форму прорыва позиционного фронта, известное как Брусиловский прорыв
Л. Г. Корнилов
русский военачальник, генерал от инфантерии. Военный разведчик, дипломат и путешественник- исследователь. Герой русско-японской и Первой мировой войн. Верховный Главнокомандующий Русской армии (август 1917 года)
6. Ведущий: (слайд № 13)
долгих колебаний. Германия требовала немедленно прекратить мобилизацию. Россия не ответила на германский ультиматум и 19 июля 1914 года объявила войну.
Звучит песня М.Эмская «Все умрем иль победим» (слайд № 14, 15, 16)
7. Ведущий: Начало Первой мировой войны вызвало взрыв патриотических чувств. В крупных городах прошли многолюдные демонстрации под лозунгом «Война до победного конца!» Некоторые из них сопровождались немецкими погромами. Большинство населения России считало себя обязанным внести свой вклад в защиту Отечества. На мобилизационные пункты в первые дни войны явилось 96 % подлежащих призыву, в основном это были крестьяне.
(слайд №17) Многие девушки, в том числе из аристократических семей, работали в госпиталях и санитарных поездах. (слайд № 18) Пример подавали императрица Александра Федоровна и ее старшие дочери Ольга и Татьяна(слайд № 19).
Звучит песня Русичи. «Милосердная сестра» (слайд № 20, 21, 22, 23)
8. Ведущий: (Слайд 24) Около 73, 5 млн. человек были мобилизованы: из них убиты и умерли от ран 9,5 млн., более 20 млн. ранены, 3,5 млн. остались калеками.
Слайд 25 Звучит стихотворение «Напиши, сестра»
9. Ведущий: Во время Первой Мировой войны были применены новые методы ведения боя. Посмотрите, пожалуйста, видеофильм о Первой мировой войне и скажите какие новшества были введены? (ВИДЕО)
(Немцы первыми взяли на вооружение огнеметы, танки, собак использовали в качестве посыльных).
10. Ведущий (слайд № 26): Несправедливо забытая война, вернее, война, которую пытались очернить. Ее считали захватнической и несправедливой, но солдатам той войны было мало дела до ее целей и задач. Они выполняли свой долг и погибали во имя своей Родины. Именно за Россию дрались миллионы простых солдат и офицеров. Им была уготована тяжелая судьба и несправедливое забвение.
Слайд 27 Звучит песня «Смело мы в бой пойдем»
Заключение (слайд № 28)
Ведущий (слайд № 28): 1 августа 2013 года в России была установлена новая памятная дата - 1 августа - День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 гг.
Пусть у каждого проснется гордость быть русским, пусть принадлежность к великому народу, сумевшему творить такие великие дела, наполнит его сердце светлым и теплым счастьем. Пусть, наконец, явится у него желание подняться до этих славных предков, проникнутся заветами их,
Ученица читает стихотворение Балтина Александра
Гул слышу Первой мировой –
Гул тектонический, подземный:
Не забывайте никогда
О нашей участи плачевной:
Солдаты мёртвые – а к нам
Они взывают, как живые.
Забвение убитых – грех,
Забудем – значит: никакие.
Они ушли, чтоб жили мы!
Подземный гул солдатской боли.
Гул слышу Первой мировой
В земной любви, в земной юдоли…