Просмотр содержимого документа
«Классный час «Азбука здоровья»»
Классный час
«Азбука здоровья»
Иванчикова Елена Александровна,
учитель начальных классов
Цель:
актуализация знаний о здоровом образе жизни.
Задачи:
воспитание бережного и вдумчивого отношения к своему здоровью;
формирования навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья;
формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом;
развитие познавательного интереса к здоровьесберегающим технологиям.
Ход классного часа
Вступление.
"Здравствуйте!” говорим мы при встрече друг другу, желая, в первую очередь здоровья, а уже потом всего остального. Мы можем менять свои костюмы, прически, но не можем менять себя. Организм нам дается один на всю жизнь. Очень важно это помнить и заботиться о нем. Надо помнить, что каждый кует свое здоровье сам.
Игра «Ромашка» . Продолжите пословицы о здоровье человека:
В здоровом теле... (здоровый дух).
Здоровье дороже... (золота).
Ум да здоровье ... (всего дороже).
Солнце, воздух и вода... (наши лучшие друзья).
Заболел живот, держи (закрытым рот)
Быстрого и ловкого (болезнь не догонит)
Землю сушит зной, человека (болезни)
К слабому и болезнь (пристает)
Определение состояния своего здоровья
В современном мире людей больше волнует финансовый достаток, наличие дорогих вещей, компьютеры и машины. А ведь здоровье - это самое дорогое, чем обладает человек. Существует множество методик определения состояния своего здоровья. Возьмем две наиболее простые из них.
Методика 1 (шуточная викторина).
Вопросы:
1. Зарядка - это источник бодрости и здоровья (да)
2. Жвачка сохраняет зубы (нет)
3. Кактусы снимают излучение от компьютера (нет)
4. От курения ежегодно погибает более 10 тысяч человек (да)
5. Бананы поднимают настроение (да)
6. Морковь замедляет процесс старения организма (да)
7. Есть безвредные наркотики (нет)
8. Отказаться от курения легко (нет)
9. Молоко полезнее йогурта (нет)
10. Взрослые чаще, чем дети, ломают ноги и руки (да)
11. Недостаток солнца вызывает депрессию (да)
12. Летом можно запастись витаминами на целый год (нет)
13. Ежедневно надо выпивать два стакана молока (да)
14. Детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой (да)
15. Ребенку достаточно спать ночью 8 часов (нет)
Результаты: Более 10 правильных ответов - отличный результат. Остальные, не набравшие 10 правильных ответов, выполняют по одному приседанию за каждый неправильный ответ.
Методика 2 (научная)
Русский врач Н.М. Амосов предложил определять размер здоровья - это условный параметр, не дающий ответа о состоянии здоровья, но позволяющий о нем задуматься:
- Если Вы не болели в течение всего учебного года - у Вас самый высокий уровень здоровья (красный жетон).
- Если заболевание возникло во время эпидемии или экзаменов - средний уровень здоровья (зеленый жетон)
- Если Вы болеете во время обычных учебных нагрузок - уровень здоровья самый низкий (синий жетон)
Вывод: проанализируйте свое здоровье, сдайте жетон соответствующего цвета и сделайте выводы. (Классный руководитель делает вывод о размере здоровья класса в целом).
Факторы здоровья
В наше время человек не имеет права считать себя всесторонне образованным, если он не освоил культуру здоровья, и уметь применять свои навыки и знания в каждодневной практике. Культура здоровья - это умение жить, не вредя организму, а принося ему пользу.
Беседа.
Давайте попробуем выяснить, от чего зависит наше здоровье. Порассуждаем. (Дети высказывают свои предположения, учитель записывает на доске.)
• От здоровья родителей, бабушек и дедушек.
• От того, как часто нас осматривает врач.
• От того, каким воздухом дышим.
• От того, какую воду пьем.
• От того, что употребляем в пищу.
• От себя самого.
Сообщение учителя.
Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Ученые провели исследование и сделали вывод: от чего зависит наше здоровье. Мы попробуем эти данные обобщить в виде формулы здоровья.
Формула здоровья (100%) = (10%) медицина + (20%) наследственность +(20%) окружающая среда + (50%) образ жизни.
- Как вы думаете, какие из составляющих этой формулы зависят от самого человека? (Образ жизни).
Заучивание стихотворения.Прочитаем и выучим следующее четверостишие:
Я умею думать,
Я умею рассуждать.
Что полезно для здоровья,
То и буду выбирать!
(Дети повторяют хором, заучивают.)
Какие факторы образа жизни влияют на состояние здоровья?
Заполнение таблицы «Факторы образа жизни»(заполняется совместно с учениками):
Факторы образа жизни
Положительное влияние
Отрицательное влияние
1 . Движение
Физические нагрузки, высокая двигательная активность
Гиподинамия
2. Закаливание
Воздух, вода, солнце
Их отсутствие
3. Питание
Правильное, сбалансированное
Неправильное
4. Режим
Четкий, правильный распорядок дня
Безволие, неорганизованность, слабохарактерность
5. Вредные привычки
Отказ от вредных привычек
Курение, алкоголь, наркотики, токсикомания
Обсуждение всех факторов образа жизни.
1. Движение. Сообщение учащегося о пользе движения. Беседа.
Загадки о спорте и здоровье.
1) Утренняя процедура. (Зарядка)
2) Его бьют, а он не плачет,
Веселее только скачет. (Мяч)
3) Два колеса подряд,
Их ногами вертят. (Велосипед)
4)Михаил играл в футбол
И забил в ворота … (гол).
5)Не пойму, ребята, кто вы?
Птицеловы? Рыболовы?
Что за невод во дворе?
Не мешал бы ты игре,
Ты бы лучше отошел,
Мы играем в … (волейбол).
-Назовите зимние виды спорта.
-Назовите летние виды спорта.
Игра «Виды спорта».
Назвать как можно больше видов спорта, которые начинаются с букв: Ф, В, П, Т.
2. Закаливание. Сообщение учащегося. Беседа.
Дождик тёплый и густой, Это дождик не простой: Он без туч, без облаков Целый день идти готов. (Душ)
- «Ледяная вода полезна для тела и ума», - так говорил русский полководец... (Суворов.)
- Кто такие «моржи»? (Люди, купающиеся зимой в проруби).
3. Питание. Сообщение учащегося о здоровом питании.Беседа.
В рацион питания должны входить продукты, содержащие белки, жиры, углеводы и витамины; только если еда сбалансирована, человек будет здоровым и активным.
Белки (12%) - это строительный материал для клеток. Необходимы для роста, развития и обмена веществ в организме, делают организм более сильным. Недостаток их приведет к заболеваниям: малокровие, задержка роста, инфекции. Избыток приводит к перегрузке печени, почек.
Получаем их из хлеба, каши, гороха, мяса, рыбы, творога, молока, сыра, яиц.
Углеводы-это топливо для клеток, как бензин для машины. Углеводы участвуют в переваривании и усвоении белков, жиров и самих углеводов. Это основной источник энергии для подвижных игр, физической и умственной работы, помогают организму не уставать Избыток приводит к нарушению обмена веществ, ожирению. Суточная потребность в 4-5 раз выше потребности в белках и жирах
Содержатся во фруктах, овощах, злаках, картофеле, молочном сахаре.
Жиры-это строительный материал для мозга и нервной системы. Наиболее богаты энергией, улучшают вкус пищи, вызывают чувство сытости. Избыток способствует развитию болезни сердца, ожирению.
Содержатся в сливочном и растительном масле, сметане, сливках, сырах, яйцах, орехах, семечках.
Витамины и микроэлементы «оживляют» белки, жиры и углеводы, обеспечивают их функции. Они помогают организму расти и развиваться, без них белки, жиры и углеводы ничего не значат.
Викторина о питании:
- Плоды финиковой пальмы (финики)
- Сушеная слива (чернослив)
- Сушеный абрикос без косточки (курага)
- Сушеный виноград (изюм)
- Содержащийся в этом фрукте пектин удаляет из организма все вредное для него, содержит большое количество железа. (Яблоко.)
- Какой витамин получает человек, загорая на солнышке? (витамин Д)
- Какой компонент пищи служит строительным материалом для клеток? (белок)
- Чем можно заменить сахар при приеме пищи? (медом)
- Самая любимая еда Карлсона? (варенье)
4. Режим дня.
-Необходимое условие экономии времени. (Режим.)
СтихотворениеС. Олексякчитает учащийся:
Я повсюду, где бываю, Всё на свете успеваю, Потому что у меня Строгий распорядок дня!
Скажем, ранняя пора… Ровно в семь часов утра У меня кричит будильник: Тара-ра-ра! Тара-ра!
Я будильник отключу, Я с кровати соскочу На разминку: раз-два, раз-два! Хоть и спать ещё хочу!
Умывальник! Голый торс! Полотенца нежный ворс!.. Я на завтрак ем котлету, Пью на завтрак тёплый морс!
А ещё через часок Вжик! – на куртке поясок, И уже в родную школу Энергичный марш-бросок!
За занятием занятье – Всюду должен успевать я, Потому что у меня Строгий распорядок дня!
После школы на кружок! Под ногой хрустит снежок… Хрум-хрум-хрум! – несутся ноги Сапожком за сапожок!
Вечер… Около пяти… И домой пора идти… Ох! – приятная усталость… Ох! – счастливого пути!
Дома – стулоприседанье За домашнее заданье, Потому что у меня Строгий распорядок дня!
Ну, а к десяти часам Я ко сну готовлюсь сам: По зубам еложу щёткой, Гребешком по волосам!
Я ныряю в сон чудной С мыслью праздничной одной: День прошёл – какое счастье! Завтра будет выходной!
Сообщение учителя.
Чередование различных видов деятельности (уроки в школе, подготовка домашних заданий, внешкольные занятия, труд) с активным отдыхом, удовлетворением естественной суточной потребности в движении и полноценным сном помогает ребенку восстановить силы, сохранить высокий уровень работоспособности. Все режимные моменты важно выполнять регулярно, ежедневно в одни и те же часы. При нарушении режима ребенок быстро устает, становится рассеянным, ничего не успевает делать, появляются головные боли, ухудшается настроение, исчезает желание учиться.
5. Вредные привычки. Сообщения учащихся. Беседа.
- Жидкость, оказывающая отрицательное воздействие на все жизненно важные органы и системы. (Алкоголь.)
- Автор стихотворения «Как медведь трубку курил»? (Михалков)
- Фамилия француза, который завёз семена табака из Португалии? (Нико.)
-Что загрязняется от курения? (воздух)
- Что замедляется у подростков, которые курят? (рост)
- Что желтеет у заядлых курильщиков? (зубы)
- Какой орган человека больше всего страдает от курения ? (легкие)
Викторина
- Какие фрукты, овощи и растения используют для понижения температуры и для лечения от простуды? (Малина, лимон, чеснок, липа).
- Почему нельзя грызть ногти? (Это некрасиво и под ногтями – микробы, можно заболеть).
- Можно ли давать свою расческу другим людям? (Нет, т.к. можно подхватить вшей, кожные заболевания).
- Кто такие йоги? (Люди, занимающиеся гимнастикой, медитацией).
- Листья, какого растения используют при ушибе и кровотечении? (Лопух, подорожник).
- Почему нельзя пить воду из реки или лужи?(В грязной воде находятся различные микробы, которые переносят опасные заболевания).
- Почему нельзя гладить бездомных и чужих кошек и собак? (Можно подхватить блох, клещей, лишай).
Заключение.
Творческое задание №1. Дополните высказывание: «Здоровье - это…» (по цепочке)
1. Здоровье – это когда тебе хорошо.
2. Здоровье – это когда ничего не отвлекает от мира увлечений.
3. Здоровье – это когда человеку спокойно и комфортно.
4. Здоровье – это от слова здорово.
5. Здоровье – это красота.
6. Здоровье – это сила.
7. Здоровье – это гибкость и грация.
8. Здоровье – это выносливость.
9. Здоровье – это гармония.
10. Здоровье – это не мешает радоваться жизни.
11. Здоровье – это когда человек способен испытывать значительные нагрузки без последствий.
12. Здоровье – это когда человек может без труда подняться по лестнице на пятый этаж.
13. Здоровье – это когда хорошо спишь.
14. Здоровье – это когда утром просыпаешься бодрым и веселым.
15. Здоровье – это когда у человека хороший аппетит.
16. Здоровье – это когда ты готов выполнить любую работу.
17. Береги здоровье смолоду!
Работа в группах. Творческое задание № 2. Составление памятки здорового человека. Коллективное обобщение.
- вовремя ложиться спать,
- ежедневно делать зарядку,
- вовремя питаться,
-планировать свой день,
-следить за личной гигиеной,
-быть чистым и опрятным,
-хорошо говорить и думать о людях,
- радоваться своим успехам и успехам других людей.
Подведение итогов. Рефлексия.
- Что понравилось? Что нового вы узнали? Чему научились? Что запомнилось? Что для себя открыли? Что бы вы пожелали себе и друг другу?