3. Основная часть | Когда я училась в школе, мы с классом часто ходили в походы. Есть у нас озеро; в лесу оно, в очень красивом месте. Вы вот знаете, наверно: за лето лесные озера травой обрастают, тиной. А в этом озере вода всегда чистая и прохладная. Хорошо здесь и путнику отдохнуть, и водицы холодненькой попить. Теперь в такие места туристы ходят. А называется это озеро Святым - так его в народе считают. От стариков вот знаю: с давних пор стояла на том месте церковь. Красивая была; народ, хоть и далековато было, часто ходил тогда. А как война началась, стали фашисты всё разорять. Говорят, хотели и эту церковь уничтожить. Да, видно, другое было веленье Божье. Пришли немцы, а на месте, где церковь стояла, - озеро. Так и ушли ни с чем. Вот как было! Люди долго потом дивились: куда эта церковь делась, и откуда в этом месте вдруг озеро взялось? Да ведь война шла: люди тысячами гибли, целые села исчезали! Так что, кто остался, про ту церковь совсем забыли. А вот старики говорят, что в ясную погоду и сейчас видно, как в воде купола отблёскивают. Значит, церковь тогда-то в озеро опустилась; а дна в нем нет. Вот с тех пор и зовут это озеро Святым. И сегодня мы с вами отправимся в лес к озеру. Ну что, пойдемте? (Фон – шум леса). Вот и первая наша остановка, послушайте первую сказку осеннего леса. Я попрошу выйти 5 человек. (Учитель вызывает по именам детей для театрализации.) На слайдах появляются животные. Много есть у леса глаз. Все тайком глядят на нас. Волк сверкнул недобрым глазом. Вот бы всех он слопал разом. Заяц в ельнике притих: «Ружья, может быть, у них?» Из-за пня лиса косится: «Что вам дома не сидится?» Где нам дома усидеть? Как на свет не поглядеть? Белка спряталась в дупло. В нем и сухо и тепло. Запасла грибов и ягод Столько, что не съесть и за год! Под корягой, в буреломе, Спит медведь, как будто в доме. Положил он лапу в рот И, как маленький, сосет. Лучшим местом обитания животных является лес. Здесь и обилие пищи, и много удобных мест для устройства жилищ, и густые заросли, где можно надежно укрыться от врагов. У самого края леса можно встретить лося. Он является самым высоким после жирафа копытным животным. Лось истинный великан. Так же во многих лесных районах можно встретить косулю. Она пришла к нам из соседней Белоруссии, да так и осталась, понравилось наверное. Встречаются в наших лесах и бурые мишки. Как-то раз был случай, пошли охотники в лес и наткнулись на двух медвежат. Маму их, браконьеры поймали. Совсем ещё крохи они были, погибли бы без помощи. Вот и забрали наши охотники их с собой, отвезли в лесничество. Как узнали люди, что у нас мишки появились, толпами ходить стали. Я тоже их видела, сахаром кормила. Но как только мишки подросли, их на волю выпустили, обратно в лес. А вот с кабанами в нашем лесу лучше не встречаться, напугают так, что мало не покажется. Много у нас лисиц, всё за зайцами по лесу бегают. А вот если в хозяйство повадятся, беды не миновать, всех кур перетаскают. Белки у нас вообще ручные, всё из рук вырывают, так что будьте внимательнее. Много у нас лесных животных, всех и не пересчитаешь. (На слайде несколько других животных: норка, бобр, выдра, куница, горностай, ласка, хорь). А вы когда-нибудь видели этих животных? Где вы их видели? Наш поход продолжается и следующая остановка «Птичьи голоса». (Фоном играют голоса птиц, на экране фото. Использовать приём Амонашвили – ответ на ушко). Ребята, каких вы знаете лесных птиц? Послушайте пение некоторых птиц и попробуйте их узнать. 1) голос тетерева (звучит) (Фото) По утренним и вечерним зорям в Брянских лесах далеко слышится мелодичное бормотание и азартное «чуфаканье» тетеревов. 2) Голос глухаря (Фото) В глуши елово-осиновых лесов и на моховых болотах, а также в сосновых борах сохранились глухари. Но их осталось очень мало, и поэтому охота на них запрещена. 3) Рябчик (Фото) По берегам лесных речек обыкновенно держатся выводки рябчиков, питаясь ягодами, березовыми сережками и осиновыми почками. Зимой они так же, как глухари и тетерева, ночуют, зарывшись в снег. Все три вида птиц гнездятся на земле. 4)Дятел (Фото) Интересен постоянный житель брянских лесов —дятел. 5) Сова (Фото) Оседлыми птицами лесов Брянщины являются совы. Они очень полезные ночные хищники, гнездящиеся в дуплах и питающиеся преимущественно мышами и полевками. 6) Кукушка 7)Жаворонок (Фото) Так же здесь часто можно услышать кукушку, жаворонка. Так же у нас водятся бабочки. Они очень редкие, поэтому занесены в Красную книгу Брянской области. Какие птицы остаются на зиму в лесу, а какие улетают в тёплые края? Как вы думаете, что это такое? (Показывает кормушку) Для чего она нужна? Такие кормушки меня научили делать в Брянске. Я хочу вам подарить её и раздать вам памятки. В них вы найдёте информацию, как её можно сделать дома. (На экран проецируется призыв: «Помните! Настает тяжелое время для маленьких наших друзей-птиц, голодное время! Не ждите весны и не забудьте покормить птичек!») Остановка «Осенняя поляна» А вот и остановка «осенняя поляна». Здесь можно отдохнуть. В это время в лесу много разных грибов, ягод. Давайте их найдём. Соберите их в две группы. На доске висят 2 ватмана. На один прикрепите грибы, на другой – ягоды. Картинки грибов и ягод развешаны по классу, они очень любят прятаться, так что будьте внимательны. (слайды, пение птиц). Давайте посмотрим, какие вы собрали грибы и ягоды. (Дети читают названия грибов и ягод). Как вы думаете, какие из этих грибов и ягод можно есть, а какие нет? Что можно из них приготовить? Как вы думаете зачем моему маленькому братику Макару понадобился нож? Молодцы, вы справились с этим заданием. (Фон – шум леса). Сядьте поудобнее, закройте глаза, представьте, что вы в лесу. Прислушайтесь к звукам… Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля. Ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения. Чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай запах леса». Мне нужен один человек. (Выбирает желающего, завязывает ему глаза и подносит баночку с одним из запахов: смола, сухие листья, сырая земля). Я оставлю все баночки с лесными запахами на столе и в конце нашего путешествия каждый сможет подойти и понюхать. Нужно ли заботится о природе? Почему? Что можно сделать? Пришла прекрасная осенняя пора, Прошли дожди, настало бабе лето. На солнце заискрилася листва, Деревья, словно в золото одеты.
Лес замер, тишина и благодать, Берёзы в праздничном наряде. Вот и листья стали опадать, Кружась в осеннем листопаде. | Слушают рассказ. Да Выходят 5 человек. Слушают учителя и показывают животных. Слушают учителя, смотрят фотографии на слайдах. Да, в зоопарке. Дятел, жаворонок, сова… Слушают пение птиц, пытаются отгадать. Кормушка. Чтобы помочь птицам перезимовать холодную зиму. Дети расходятся по классу, ищут грибы и ягоды, прикрепляют на нужный ватман. Читают названия грибов и ягод, определяют съедобные и несъедобные. Выполняют указания учителя. Выходят желающие, по одному, угадывают запах. Да, Земля наш дом, кормить животных, не бросать мусор на землю, заботится о растениях… | Метод формирования сознания (рассказ) Наглядный метод (иллюстрирование) Метод формирования сознания (анализ ситуации, разъяснение) Наглядный метод (иллюстрирование) Метод формирования сознания (рассказ) Метод организации жизнедеятельности и поведения (приучение) Метод формирования поведения (тренировка) Метод контроля и самоконтроля в воспитании (опрос, анализ результатов) |