kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Художественно - эстетическое развитие – одна из сторон формирования всесторонне развитой личности в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Сообщение подготовлено к общешкольному родительскому собранию.

Особая роль в становлении эстетической восприимчивости в начальной школе принадлежит урокам изобразительного искусства.

Главное условие на уроке: стараться самостоятельно мыслить, а задача учителя - не вмешиваться в процесс работы, а корректировать его. Любая тема урока должна быть не просто пройдена, а прочувствована и пережита учениками.

Цель урока изобразительного искусства: развитие творческой личности, ее художественных способностей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«выступление к род. собранию»

Васильева Эльвира Геннадьевна, учитель начальных классов

ЧС(К)НШ-ДС №3 «Надежда» Чувашской республики


Художественно - эстетическое развитие – одна из сторон формирования всесторонне развитой личности в начальной школе слайд 1

Мы часто любуемся видом лесных полян, спокойным течением реки и всем тем, что называется красотой природы. При этом испытываем особые, очищающие чувства – эстетические чувства. Сейчас имеется много доказательств того, что при полноценном эстетическом развитии ребенка лучше идет формирование его умственных способностей, глубже усваиваются нравственные нормы поведения, развиваются трудовые и физические способности, то есть формируется всесторонне развитая личность.

Как же помочь ребенку увидеть в природе задумчивую иву, величавую реку, нежный восход и многое другое, что вызывает эстетические чувства у нас самих?

Эстетическую восприимчивость детей невозможно развивать в «часы от и до». Время для этого – везде: на прогулке по городу и в загородных поездках семьей. В лесу, на речке, дома – у радиоприемника и телевизора, в театре, на концерте, в музее. Во всех случаях внимание к «красивому» самих родителей – главное условие.

Не каждый ребенок станет художником, музыкантом, но ребенок способный восхищаться благородными поступками людей, красотой природы постепенно осознает, что красоту природы, человека, созданий труда людей надо ценить, оберегать и защищать. Мы оберегаем ребенка от такой опасной черты характера, как равнодушие, которое впоследствии может сделать жизнь его бесцельной и скучной, бесполезной и для самого человека, и для общества.

Особая роль в становлении эстетической восприимчивости в начальной школе принадлежит урокам изобразительного искусства.

К 8-10 годам детьми накапливается достаточный жизненный опыт для творчества на новом уровне, так как творческая деятельность зависит от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Этот опыт и есть тот материал, из которого "черпает" идеи фантазия. Из-за малой двигательной активности этот опыт у наших детей не настолько богат, поэтому им вдвойне сложнее создать что то свое, новое. Но вот наши дети, в отличие от взрослых, способны не бояться "трудностей" в созидании нового, они искренне стараются проявить себя в творческой деятельности: любят сочинять, выступать на сцене, участвовать в конкурсах, викторинах. Как отмечал Л.С.Выготский, ребенок строит воображаемую реальность, в которой удовлетворяет свои потребности, дает выход настроениям, чувствам. Развивая воображение детей, мы помогаем им понять, "проиграть" свои устремления, что очень важно для развития внутренней жизни.

Уроки изобразительного искусства заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития младших школьников.


Главное условие на уроке: стараться самостоятельно мыслить, а задача учителя - не вмешиваться в процесс работы, а корректировать его. Любая тема урока должна быть не просто пройдена, а прочувствована и пережита учениками.


Цель урока изобразительного искусства: развитие творческой личности, ее художественных способностей. слайд 2


Задачи уроков изобразительного искусства:

  1. Овладение «золотым фондом» художественного наследия мира, формирование у ребенка эмоциональной отзывчивости на прекрасное, развитие у него чувства сопереживания, «зоркости души» (Б.М. Неменский), целостности восприятия, которое представляет собой умение осознавать чувства и мысли творца, выраженные в соответствующей образной форме – музыкальной, изобразительной, словесной. Воспринимая искусство, ребята воспринимают саму жизнь, но в духовном, нравственном аспекте.

  2. Приобщение ученика к образному языку искусства путем постижения художественных средств его выразительности, специальных знаний, умений и навыков (ученик-подмастерье).

  3. Формирование художественных интересов и творческой активности личности, ее эстетического идеала.


Программа по ИЗО в начальной школе: Б. М. Неменский, Л. А. Неменская. Проводится урок 1 раз в неделю. Чаще на уроках используем инструкционные карты – пошаговый показ выполнения той или иной работы. При этом рисование всегда сопровождается мелодией, в зависимости от темы и настроения. слайд 3


Остановимся более подробно на некоторых нетрадиционных техниках рисования:

  1. Монотипия слайд 4

Монотипия считается одной из простейших нетрадиционных техник рисования (от греческого monos - один, единый и tupos - отпечаток). Это простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.) . Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую. Рисунок можно выполнять на пленке, стекле, пластмасовой доске или плотной бумаге.

Рисование дерева.

1. Лист бумаги сложить пополам, развернуть.

2. На одной половине листа нарисовать половину изображаемого предмета (ствол дерева) и опять сложить лист бумаги для получения отпечатка.

3. Затем развернуть и нарисовать крону дерева, траву и снова сложить пополам.

4. Разворачиваем и получаем красивое симметричное изображение дерева.


2. Кляксография

Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию движений, фантазию и воображение, а также снятию напряжения у детей.

Необходимые материалы:

Бумага, акварель, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, кисточка №10, трубочка (соломинка для напитков).

«Осенние деревья в технике кляксография. »

1. Создаем фон-тонируем лист бумаги. Даем высохнуть.

2. Набираем краску на кисточку, ставим капельку на лист, делая небольшое пятно-капельку.

3. Затем на это пятно дуем из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. Либо двигаем в разные стороны бумагу. При необходимости процедура повторяется.

4. Крона дерева дорисовываются любой из техник рисования - тычкование сухой кистью, отпечаток паралоном, цветные карандаши, цветная бумага.

3.Тычкование – рисование пальчиком. Несложный вид работы (для 1-классников)

Нужно точечно наносить краску с помощью специального предмета. Это может быть ватная палочка, которая оставит отпечатки в виде простых точек или пальчик ребенка.


4. Набрызги по трафарету

Более сложная, но интересная техника для творчества. Важно помнить несколько правил, приступая к рисованию: бумага должна быть сухой, иначе брызги расплывутся; кисточку лучше брать с жестким ворсом, широкую.

«Цветы на лугу»

  1. Готовим шаблоны, вырезаем цветы, листья

  2. Лист для основной работы

  3. Макнув щетку в краску, быстро пальцем или карандашом проводим по ворсу, направив кисть на бумагу

4-6. Забрызгиваем листья, цветы. Накрываем шаблонами готовые части рисунка.

7. Просушив рисунок накрываем шаблонами части рисунка и набрызгиваем фон.

8. Оставляем сохнуть рисунок

9. Обводим контуры фломастером.






5. Линография

Возьмем нитки длиной 25-30 см, окрасим их в разные цвета, выложим, как захочется, на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведем наружу. Сложим половинки листа, прижмем, их друг к другу, разгладим. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдернем одну нитку за другой. Развернем лист - получили интересный узор.

6. Граттаж


Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания острым инструментом (зубочистки) бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона. Сложность заключается в том, что трудно исправить, что уже нацарапал.

- по белой стороне картона натираем восковую свечку (а не парафиновую – эффекта не будет), так, чтобы не осталась проблесков бумаги.



7. Печать листьями, картофелем


Особенность использования нетрадиционных техник рисования на уроке ИЗО:

в начале учитель знакомит детей с тем или иным способом получения изображения, объясняя и анализируя предложенные образцы работ, а затем демонстрирует поэтапное применение данной техники на практике.

Вариативность и художественное разнообразие нетрадиционных техник рисования предоставляют учителю возможность творчески подойти к их отбору применительно к решению учебной задачи конкретного урока изобразительного искусства, учитывая особенности тематической, содержательной, технической сторон художественно-творческой деятельности, а также спектр интересов класса и отдельного ученика, что позволяет сделать учебно-воспитательный процесс желанным, интересным, познавательным.

С другой стороны, учащиеся получают неограниченные возможности выразить в рисунке свои чувства, мысли, переживания, эмоции, настроения. Дети учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий образы. Самостоятельно оформляют эти образы до узнаваемых, погружаются в удивительный мир творчества.


Работы учащихся начальной школы,

выполненные нетрадиционными технологиями

Представляю вашему вниманию детские работы, выполненные разными технологиями.

слайд 5


Достижения учащихся начальной школы в конкурсах различного уровня

слайд 6

Наши ученики любят принимать участие в различных конкурсах. Есть у нас достижения и в области изобразительной деятельности, хотя их не так много. Представленные на слайде награды получены детьми и благодаря нашим родителям.


Заключение слайд 7

Уважаемые родители, в заключении хочется сказать, все перечисленные выше методики можно с огромным успехом использовать и дома. Один важный момент: родители должны сами научиться ценить, видеть прекрасное в простых вещах, испытывать эстетическое наслаждение от произведений искусства. Если таких качеств нет, то утверждай, убеждай детей, а результатов не будет. Конечно, роль учителя является ведущей в приобщении учащихся к искусству. Именно педагог создает на уроке эмоциональную атмосферу познания и организует живое общение между учениками и художественным произведением. Так, включение элементов художественно-эстетической направленности на любом уроке, внесение педагогом эстетических оценок – гарантия успешного художественно-эстетического развития школьников.

«Красота спасет мир!» - сказал один из мудрейших писателей России, спасет от невежества, духовной нищеты, жестокости, безнравственности. Мы с вами, уважаемые родители, в тесном сотрудничестве, поможем нашим детям открыть глаза на мир прекрасного: шелест волн, гомон птиц, шуршание листвы, шум дождя!


4


Просмотр содержимого презентации
«Художественно - эстетическое развитие – одна из сторон»

Художественно - эстетическое развитие – одна из сторон формирования всесторонне развитой личности  в начальной школе   Подготовила: учитель начальных классов ЧС(К)НШ-ДС №3 «Надежда» Чувашской республики Васильева Эльвира Геннадьевна

Художественно - эстетическое развитие – одна из сторон формирования всесторонне развитой личности в начальной школе

Подготовила: учитель начальных классов

ЧС(К)НШ-ДС №3 «Надежда» Чувашской республики

Васильева Эльвира Геннадьевна

Цель урока изобразительного искусства:  развитие творческой личности, ее художественных способностей.  Задачи уроков изобразительного искусства: Овладение «золотым фондом» художественного наследия мира, формирование у ребенка эмоциональной отзывчивости на прекрасное, развитие у него чувства сопереживания, «зоркости души» (Б.М. Неменский).  Приобщение ученика к образному языку искусства путем постижения художественных средств его выразительности, специальных знаний, умений и навыков.  Формирование художественных интересов и творческой активности личности, ее эстетического идеала.

Цель урока изобразительного искусства: развитие творческой личности, ее художественных способностей.

Задачи уроков изобразительного искусства:

  • Овладение «золотым фондом» художественного наследия мира, формирование у ребенка эмоциональной отзывчивости на прекрасное, развитие у него чувства сопереживания, «зоркости души» (Б.М. Неменский).
  • Приобщение ученика к образному языку искусства путем постижения художественных средств его выразительности, специальных знаний, умений и навыков.
  • Формирование художественных интересов и творческой активности личности, ее эстетического идеала.

Программа по ИЗО в начальной школе:   Б. М. Неменский, Л. А. Неменская.

Программа по ИЗО в начальной школе: Б. М. Неменский, Л. А. Неменская.

Нетрадиционные техники рисования

Нетрадиционные техники рисования

  • Монотипия
  • Кляксография
  • Тычкование
  • Набрызги по трафарету
  • Линография
  • Граттаж
  • Печать листьями, картофелем
Работы учащихся начальной школы

Работы учащихся начальной школы

Достижения учащихся начальной школы в конкурсах различного уровня

Достижения учащихся начальной школы в конкурсах различного уровня

«Красота спасет мир!»     Ф. Достоевский

«Красота спасет мир!» Ф. Достоевский

Просмотр содержимого презентации
«13___»

Рисуем  кленовый  лист

Рисуем кленовый лист

Раскрасим кленовый лист

Раскрасим кленовый лист


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Васильева Эльвира Геннадьевна

Дата: 24.10.2014

Номер свидетельства: 122096

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Статья на тему: "Художественно - эстетическое развитие – одна из сторон формирования всесторонне развитой личности в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(80) "statia_na_temu_khudozhestvenno_esteticheskoe_razvitie_odna_iz_storon_formirovani"
    ["file_id"] => string(6) "515280"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1560920352"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Преемственность в дошкольном и школьном образовании как залог успешной адаптации ребенка к школе. "
    ["seo_title"] => string(108) "prieiemstviennost-v-doshkol-nom-i-shkol-nom-obrazovanii-kak-zalogh-uspieshnoi-adaptatsii-riebienka-k-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "244469"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445946987"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Творческий отчет "Развитие гармоничной, творческой личности учащихся" "
    ["seo_title"] => string(82) "tvorchieskii-otchiet-razvitiie-gharmonichnoi-tvorchieskoi-lichnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "227278"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440674946"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Интеграция учебных предметов в современной школе "
    ["seo_title"] => string(61) "intieghratsiia-uchiebnykh-priedmietov-v-sovriemiennoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "197689"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428295663"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Статья "Сюжетно - ролевые игры на уроках физической культуры" "
    ["seo_title"] => string(67) "stat-ia-siuzhietno-rolievyie-ighry-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "118842"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413273162"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства