Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Художественно - эстетическое развитие – одна из сторон формирования всесторонне развитой личности в начальной школе"»
Художественно - эстетическое развитие – одна из сторон формирования всесторонне развитой личности в начальной школе.
Детство - это время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек.
Начальной школе принадлежит важная роль в художественно-эстетическом развитии школьников. Она призвана вооружить их не только учебными знаниями, умениями и навыками, но и сформировать основы художественно-эстетической культуры, эстетического сознания, потребностей и предпочтений.
Художественно - эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.
Основная цель художественно-эстетического воспитания и образования в школе- это развитие эстетического отношения к явлениям окружающей жизни и искусству; обогащение эмоционального мира ребёнка; развитие творческого восприятия произведений искусства.
Широкое использование различных видов эстетической деятельности способствует пробуждению художественных интересов, развитию художественно-творческих способностей школьников. Успех же всей разнообразной эстетической деятельности зависит от того, насколько обучающиеся овладевают различными видами искусства и испытывают потребности и удовольствия от художественно-творческой деятельности.
Художественно-эстетическая деятельность в школе осуществляется по следующим направлениям:
изобразительная
художественно-речевая
музыкальная
хореографическая
культурно-массовая
Путём разнообразных методических форм: рассказа, диалога, игры, эксперимента, анализа и обыгрывания жизненных ситуаций осуществляется процесс познания этических норм воспитанного человека. Уроки проводятся в увлекательной форме, эмоциональны, насыщены примерами и конкретными фактами. В игре поведение детей социологизируется, формируется фундамент нравственности, создаютсяусловия эстетического и духовного развития личности.
Особая роль в становлении эстетической восприимчивости в начальной школе принадлежит урокам изобразительного искусства.
Изобразительная деятельность в силу её специфики даёт большие возможности для эстетического развития личности. Изобразительное искусство развивает зрительную память, наблюдательность, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев, глазомер, усидчивость, чувство ритма и гармонии, учит детей видеть красоту окружающего мира и добиваться совершенствования в своей работе.
Детская фантазия не знает границ: дети рисуют акварелью, гуашью, восковыми мелками, угольками, карандашом, занимаются лепкой, конструированием, аппликацией, вышивкой, используют природный материал. С каким интересом ученики работают на этих уроках. Они действуют как добрые волшебники, умело разными средствами художественной выразительности раскрывают богатства и глубину художественного образа. В условиях коллективного труда каждый ребёнок может убедиться в реальности результатов своей творческой работы и соотнести их с результатами творческих усилий всего коллектива. При анализе детских композиций можно убедиться, как тематическое рисование при помощи наблюдений, путешествий, экскурсий детей пополняет их запас знаний о жизни, обогащает память, воспитывает любовь к родной природе, рождает чувство гордости за родной край.
Основным принципом выполнения детьми поделок или рисунков является развитие творческой индивидуальности. Развивая творческое мышление, учитель стремится избежать любых шаблонов и схем в цвете, в форме и в умении, как художник, по-своему воспринимать окружающий мир. Работы детей всегда привлекают внимание своей непосредственностью, самобытностью, сочностью, яркостью цвета. Роль педагога заключается в том, чтобы не нарушить самобытности детского видения, подвести детей к правдивому изображению жизни.
Стимулом к дальнейшему развитию детского творчества служат выставки рисунков, поделок, социально-значимые проекты, традиционные творческие конкурсы, благотворительные ярмарки. Лучшие работы юных художников отмечаются дипломами, грамотами.
В школе создано такое разнообразие деятельностей, которое позволяет каждому ученику заниматься своим любимым делом.
Конечно, роль учителя является ведущей в приобщении учащихся к искусству. Именно педагог создает на уроке эмоциональную атмосферу познания и организует живое общение между учениками и художественным произведением. Так, включение элементов художественно-эстетической направленности на любом уроке, внесение педагогом эстетических оценок – гарантия успешного художественно-эстетического развития школьников.
«Красота спасет мир!» - сказал один из мудрейших писателей России, спасет от невежества, духовной нищеты, жестокости, безнравственности. Учитель же помогает учащимся открыть глаза на мир прекрасного: шелест волн, шуршание листвы, шум дождя, красоту цветов и небесную красоту радуги!