kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Художественные произведения, изучаемые в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание художественных произведений, изучаемых в начальной школе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Художественные произведения, изучаемые в начальной школе.»

Изучение художественных произведений в начальной школе

В круг чтения учащихся начальной школы входят произведения разных жанров, представляющие практически все области литературного творчества. Законы литературы предполагают, что анализ художественного произведения должен совершаться в единстве его содержания и формы и на основе учета родовой и жанровой специфики произведения, его художественного своеобразия.

Сказки – занимательные рассказы с вымышленными событиями и приключениями. В волшебных сказках всегда действуют сверхъестественные силы добра и зла. Они совершают необычные превращения: воскрешают из мертвых, обращают человека в птицу или зверя. Действуют в них и необычные герои: Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Огненный Змей и др. Герои волшебных сказок сражаются со злом и несправедливостью и всегда побеждают.

Анализ литературной и народной сказок (волшебной, бытовой, о животных) максимально приближается к анализу рассказа, поскольку сказка и рассказ являются представителями одного рода литературы – эпического.

Волшебные сказки имеют свою композиционную особенность: зачин, трехразовые повторы, концовку. При их анализе организуются наблюдения над жанровыми особенностями сказки и выясняется направленность волшебных сил: кому они помогают и почему, как это характеризует героев сказки.

Герои бытовых сказок – простые люди (крестьянин, солдат, крестьянская девушка). Они не обладают сверхъестественной силой, но побеждают врага своим умом, сообразительностью, находчивостью. В этих сказках высмеиваются жадность, глупость, трусость, лень, осуждаются алчность, ненасытность, жестокость, предательство. События в бытовых сказках происходят в обычном, реальном мире: в избе, в лесу, в поле. Анализ бытовой сказки максимально приближается к анализу рассказа. В заклю­чение выясняются жанровые особенности сказки.

В сказках о животных действуют хорошо знакомые всем звери, птицы, животные. В них порицаются трусость, упрямство, зазнайство, зависть, плутовство, утверждаются дружба, бескорыстие, великодушие, мудрость. Методика анализа сказок о животных существенно не отличается от анализа реалистических рас­сказов.

При изучении сказок рекомендуются следующие приемы работы: выборочное чтение, ответы на вопросы и постановка вопросов са­мими учащимися, выразительное чтение эпизодов, устное рисование одного из персонажей сказки, подбор под­писей к иллюстрациям, худо­жественное рассказывание по иллюстрации, составление плана сказки (картинного, сло­весного), пересказ близко к тексту и выборочный, составление характеристики персо­нажа сказки, чтение в лицах, инсценирование эпизодов, творчес­кий пересказ.

Методическая схема изучения сказки может быть следующей:

  1. выяснение конкретного содержания сказки:

выделение персонажей сказки, разграничение их ролей;

определение места действия ,последовательности событий;

определение характерных черт на основании поведения и поступка героя;

выяснение причин поведения;

обсуждение взаимоотношений героев;

  1. словесное описание по воображению персонажей сказки, эпизодов;

  2. сравнение персонажей;

  3. определение основной мысли сказки;

  4. определение личного отношения к персонажам сказки, со­бытиям, высказывание оценочных суждений;

  5. наблюдения над жанровыми особенностями сказки;

  6. чтение в лицах либо инсценирование эпизодов.

Стихотворения-описания относятся к иному роду литературы – лирике (пейзажная лирика). Содержанием стихотворения-описания в отличие от рассказа, сказки является не последовательность событий, а мысли и чувства поэта, его переживания, настроение, вызванные картинами природы. Учащиеся младшего школьного возраста воспринимают такие стихотворения лишь как информацию о времени года, о сезонных признаках природы. Задача же учителя при изучении предмета «Литературное чтение» – сформировать у ребят представление о стихотворениях-описаниях как произведениях словесного искусства.

Авторские чувства не всегда выражаются прямо, конкрет­ным словом. Нередко поэт с помощью ярких деталей рисует живописные картины, которые зарождают у читателя опреде­ленное настроение. Надо сказать, что поэты – это настоящие волшебники. При помощи воображения они передают в слове свои чувства, настроение, видение окружающего мира. С помощью слова они могут «оживить» увиденную картину, передать звуки природы. Желая вызвать у читателя те или иные чувства, пробудить его воображение, поэт пользуется худо­жественными средствами выразительности: эпитетами, сравне­ниями, метафорами.

Эпитет это слово, которое определяет предмет, подчеркивая один из его признаков, на который автор хочет обратить внимание читателя. Слово-эпитет отвечает на вопрос «какой?», оно помогает автору ярко нарисовать предмет, а читателю вообразить и точно представить его. Чаще всего эпитетами яв­ляются прилагательные (облака тяжелые, низкие, влажные). С помощью эпитета автор выражает свое отношение к предмету изображения.

В поэтической речи сравнение означает сопоставление одного предмета (или явления) с другим. Сравнение вводится в текст с помощью слов как, что, словно, будто, точно. Сравнения, как и эпитеты, помогают вызвать в воображении читателя образные картины.

Метафора – употребление слов и выражений в перенос­ном смысле. В художественной речи метафорой называют скрытое сравнение. Если в сравнении всегда видно, что с чем сопоставляется, то в метафоре сравнение скрыто, не названо, о нем мы только догадываемся. Исследования подтверждают, что эпитеты и срав­нения учащиеся начальной школы понимают лучше, чем метафоры. В связи с этим метафора как художественное средство языка требует к себе особого внимания.

Можно рекомендовать следующий план работы над осознанием художественных средств выразительности:

-обнаружение в тексте образных слов и выражений;

-объяснение их значений, смысла;

-воссоздание художественной картины путем словесного рисования; |

-побуждение учащихся к употреблению образных средств языка в пересказе, в собственной речи.

Методическая схема изучения стихотворений-описаний может быть следующей:

-определение общего эмоционального настроения стихотворения;

-нахождение с помощью выборочного чтения описаний картин природы;

-нахождение слов, словосочетаний и строчек поэтического текста, в которых передаются звуки, краски, запахи; содержатся яр­кие красочные детали, образные слова и выражения;

-воссоздание живописных картин путем словесного ри­сования;

-нахождение слов, которые выражают настроение, чувства, переживания поэта, вызванные живописными картинами;

-наблюдение за словами, которые передают отношение автора к картинам природы;

-определение основной мысли стихотворения;

Методика работы над басней имеет свои особенности, поскольку басня – это иносказательный рассказ поучительного характера, где вместо людей действуют звери и птицы, то работа над ней ведется как над реалистичес­ким рассказом из жизни животных.

Методическая схема изучения басни может быть следу­ющей:

-раскрытие конкретного содержания басни;

-выяснение характерных черт действующих лиц на основе их поведения, поступка;

-сравнение героев басни: нахождение сходства и различия в поступках, характере;

-словесное описание по воображению действующих лиц басни либо ситуации;

-оценка поступков;

-определение отношения баснописца к героям;

-раскрытие иносказательного (аллегорического) смысла басни;

-определение основной мысли басни;

-наблюдение над языком басни (диалогическая речь, крылатые выражения);

-наблюдение над жанровыми особенностями басни (действующие лица – животные, иносказательный смысл, насмешка, ирония автора, мораль);

-наблюдение над структурными элементами басни: мораль, основное содержание, заключение.



Работу над рассказом необходимо строить также исходя из специфики жанра.

Рассказ – это небольшое эпическое произведение, в котором говорится (повествуется) о каком-либо событии в жизни одного или нескольких героев. В рассказе есть сюжет (последовательность событий), который развертывается во времени и имеет свое начало, самый напряженный момент (кульминацию) и концовку. После кульминации наступает развязка и действие заканчивается. С наибольшей ясностью раскрывается характер человека в момент кульминации – самой высшей точки развития действия.

В художественном рассказе человек действует, поэтому главная задача при чтении – разъяснение действий персонажа, мотивов его поведения, определение характерных черт. Читатель выступает в качестве судьи действий персонажа.

В тексте рассказа встречаются все три типа речи: диалог, повествование, описание. Диалог – разговор действующих лиц; повествование – авторский рассказ о героях и их поступках, месте действий, о событиях, которые следуют друг за другом. В рассказе часто разворачивается описание картины природы (пейзаж), внешности человека (портрет), животного, какого-либо неодушевленного предмета.

Встречаются рассказы только описательного характера. В них говорится о признаках, свойствах предмета, явления, которые можно увидеть одновременно все сразу или последо­вательно.

В рассказе авторская точка зрения обычно не выражается прямо, открыто, а раскрывается через мнение персонажей, которым автор доверяет.

Методическая схема изучения рассказа повествовательного характера может быть следующей:

-выяснение конкретного содержания;

-выявление рассказчика;

-выделение действующего лица, его поступка, причины поступка;

-выяснение чувств, состояния действующего лица, нахождение слов, называющих это состояние;

-определение характерных черт героя на основании его поведения, переживаний, поступка;

-словесное описание (по воображению) действующего лица;

-выяснение авторского отношения к поступку, герою;

-определение личного отношения к поступку, герою, высказывание оценочных суждений;

-выяснение основной мысли произведения.

Если рассказ описательного характера, то анализ текста строится иначе, по следующему плану:

-нахождение с помощью выборочного чтения описаний картин природы (животного, предмета);

-акцентное вычитывание слов и выражений, с помощью которых описываются картина природы, животное, предмет;

-воссоздание этих картин путем словесного рисования;

-нахождение слов с общим оценочным значением (замечательная картина);

-определение авторского и личностного отношения к описанию.


Построение анализа текста способствует восприятию и осознанию учащимися художественного произведения как явления искусства слова.

4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Художественные произведения, изучаемые в начальной школе.

Автор: Матюхина Людмила Николаевна

Дата: 29.10.2021

Номер свидетельства: 590031

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа". "
    ["seo_title"] => string(150) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-v-1-klassie-po-proghrammie-pierspiektivnaia-nachal-naia-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "111269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407313804"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Начальная школа 21 века" "
    ["seo_title"] => string(90) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka-1"
    ["file_id"] => string(6) "112889"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408973149"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Календарно-тематическое планирование  литературного чтения по программе Виноградовой Н.Ф. (УМК "Начальная школа 21 века") "
    ["seo_title"] => string(133) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-litieraturnogho-chtieniia-po-proghrammie-vinoghradovoi-n-f-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "112071"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408263361"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Организация проектной деятельности  в начальной школе»  (из опыта работы)."
    ["seo_title"] => string(78) "orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "269321"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450798190"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Тематическое планирование по изобразительному искусству для 2 класса "Школа России" Неменская Л.А."
    ["seo_title"] => string(93) "tiematichieskoieplanirovaniiepoizobrazitielnomuiskusstvudlia2klassashkolarossiiniemienskaiala"
    ["file_id"] => string(6) "332734"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1465138955"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства