Просмотр содержимого документа
«Художественные произведения, изучаемые в начальной школе.»
Изучение художественных произведений в начальной школе
В круг чтения учащихся начальной школы входят произведения разных жанров, представляющие практически все области литературного творчества. Законы литературы предполагают, что анализ художественного произведения должен совершаться в единстве его содержания и формы и на основе учета родовой и жанровой специфики произведения, его художественного своеобразия.
Сказки – занимательные рассказы с вымышленными событиями и приключениями. В волшебных сказках всегда действуют сверхъестественные силы добра и зла. Они совершают необычные превращения: воскрешают из мертвых, обращают человека в птицу или зверя. Действуют в них и необычные герои: Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Огненный Змей и др. Герои волшебных сказок сражаются со злом и несправедливостью и всегда побеждают.
Анализ литературной и народной сказок (волшебной, бытовой, о животных) максимально приближается к анализу рассказа, поскольку сказка и рассказ являются представителями одного рода литературы – эпического.
Волшебные сказки имеют свою композиционнуюособенность: зачин, трехразовые повторы, концовку. При их анализе организуются наблюдения над жанровыми особенностями сказки и выясняется направленность волшебных сил: кому они помогают и почему, как это характеризует героев сказки.
Герои бытовых сказок – простые люди (крестьянин, солдат, крестьянская девушка). Они не обладают сверхъестественной силой, но побеждают врага своим умом, сообразительностью, находчивостью. В этих сказках высмеиваются жадность, глупость, трусость, лень, осуждаются алчность, ненасытность, жестокость, предательство. События в бытовых сказках происходят в обычном, реальном мире: в избе, в лесу, в поле. Анализ бытовой сказки максимально приближается к анализу рассказа. В заключение выясняются жанровые особенности сказки.
В сказках о животных действуют хорошо знакомые всем звери, птицы, животные. В них порицаются трусость, упрямство, зазнайство, зависть, плутовство, утверждаются дружба, бескорыстие, великодушие, мудрость. Методика анализа сказок о животных существенно не отличается от анализа реалистических рассказов.
При изучении сказок рекомендуются следующие приемы работы:выборочное чтение, ответы на вопросы и постановка вопросов самими учащимися, выразительное чтение эпизодов, устное рисование одного из персонажей сказки, подбор подписей к иллюстрациям, художественное рассказывание по иллюстрации, составление плана сказки (картинного, словесного), пересказ близко к тексту и выборочный, составление характеристики персонажа сказки, чтение в лицах, инсценирование эпизодов, творческий пересказ.
Методическая схема изучения сказкиможет быть следующей:
выяснение конкретного содержания сказки:
выделение персонажей сказки, разграничение их ролей;
определение места действия ,последовательности событий;
определение характерных черт на основании поведения и поступка героя;
выяснение причин поведения;
обсуждение взаимоотношений героев;
словесное описание по воображению персонажей сказки, эпизодов;
сравнение персонажей;
определение основной мысли сказки;
определение личного отношения к персонажам сказки, событиям, высказывание оценочных суждений;
наблюдения над жанровыми особенностями сказки;
чтение в лицах либо инсценирование эпизодов.
Стихотворения-описания относятся к иному роду литературы – лирике(пейзажная лирика). Содержанием стихотворения-описания в отличие от рассказа, сказки является не последовательность событий, а мысли и чувства поэта, его переживания, настроение, вызванные картинами природы. Учащиеся младшего школьного возраста воспринимают такие стихотворения лишь как информацию о времени года, о сезонных признаках природы. Задача же учителя при изучении предмета «Литературное чтение» – сформировать у ребят представление о стихотворениях-описаниях как произведениях словесного искусства.
Авторские чувства не всегда выражаются прямо, конкретным словом. Нередко поэт с помощью ярких деталей рисует живописные картины, которые зарождают у читателя определенное настроение. Надо сказать, что поэты – это настоящие волшебники. При помощи воображения они передают в слове свои чувства, настроение, видение окружающего мира. С помощью слова они могут «оживить» увиденную картину, передать звуки природы. Желая вызвать у читателя те или иные чувства, пробудить его воображение, поэт пользуется художественными средствами выразительности: эпитетами, сравнениями, метафорами.
Эпитет– это слово, которое определяет предмет, подчеркивая один из его признаков, на который автор хочет обратить внимание читателя. Слово-эпитет отвечает на вопрос «какой?», оно помогает автору ярко нарисовать предмет, а читателю вообразить и точно представить его. Чаще всего эпитетами являются прилагательные (облака тяжелые, низкие, влажные). С помощью эпитета автор выражает свое отношение к предмету изображения.
В поэтической речи сравнение означает сопоставление одного предмета (или явления) с другим. Сравнение вводится в текст с помощью слов как, что, словно, будто, точно. Сравнения, как и эпитеты, помогают вызвать в воображении читателя образные картины.
Метафора – употребление слов и выражений в переносном смысле. В художественной речи метафорой называют скрытое сравнение. Если в сравнении всегда видно, что с чем сопоставляется, то в метафоре сравнение скрыто, не названо, о нем мы только догадываемся. Исследования подтверждают, что эпитеты и сравнения учащиеся начальной школы понимают лучше, чем метафоры. В связи сэтим метафора как художественное средство языка требует к себе особого внимания.
Можно рекомендовать следующий план работы над осознанием художественных средств выразительности:
-обнаружение в тексте образных слов ивыражений;
-объяснение их значений, смысла;
-воссоздание художественной картины путем словесного рисования; |
-побуждение учащихся к употреблению образных средств языка в пересказе, в собственной речи.
Методическая схема изучения стихотворений-описаний может быть следующей:
-определение общего эмоционального настроения стихотворения;
-нахождение с помощью выборочного чтения описаний картин природы;
-нахождение слов, словосочетаний и строчек поэтического текста, в которых передаются звуки, краски, запахи; содержатся яркие красочные детали, образные слова и выражения;
-воссоздание живописных картин путем словесного рисования;
-наблюдение за словами, которые передают отношение автора к картинам природы;
-определение основной мысли стихотворения;
Методика работы над басней имеет свои особенности, поскольку басня – это иносказательный рассказ поучительного характера, где вместо людей действуют звери и птицы, то работа над ней ведется как над реалистическим рассказом из жизни животных.
Методическая схема изучения басни может быть следующей:
-раскрытие конкретного содержания басни;
-выяснение характерных черт действующих лиц на основе их поведения, поступка;
-сравнение героев басни: нахождение сходства и различия в поступках, характере;
-словесное описание по воображению действующих лиц басни либо ситуации;
-наблюдение над языком басни (диалогическая речь, крылатые выражения);
-наблюдение над жанровыми особенностями басни (действующие лица – животные, иносказательный смысл, насмешка, ирония автора, мораль);
-наблюдение над структурными элементами басни: мораль, основное содержание, заключение.
Работу над рассказом необходимо строить также исходя из специфики жанра.
Рассказ – это небольшое эпическое произведение, в котором говорится (повествуется) о каком-либо событии в жизни одного или нескольких героев. В рассказе есть сюжет (последовательность событий), который развертывается во времени и имеет свое начало, самый напряженный момент (кульминацию) и концовку. После кульминации наступает развязка и действие заканчивается. С наибольшей ясностью раскрывается характер человека в момент кульминации – самой высшей точки развития действия.
В художественном рассказе человек действует, поэтому главная задача при чтении – разъяснение действий персонажа, мотивов его поведения, определение характерных черт. Читатель выступает в качестве судьи действий персонажа.
В тексте рассказа встречаются все три типа речи: диалог, повествование, описание. Диалог – разговор действующих лиц; повествование – авторский рассказ о героях и их поступках, месте действий, о событиях, которые следуют друг за другом. В рассказе часто разворачивается описание картины природы (пейзаж), внешности человека (портрет), животного, какого-либо неодушевленного предмета.
Встречаются рассказы только описательного характера. В них говорится о признаках, свойствах предмета, явления, которые можно увидеть одновременно все сразу или последовательно.
В рассказе авторская точка зрения обычно не выражается прямо, открыто, а раскрывается через мнение персонажей, которым автор доверяет.
Методическая схема изучения рассказа повествовательного характера может быть следующей:
-выяснение конкретного содержания;
-выявление рассказчика;
-выделение действующего лица, его поступка, причины поступка;
-выяснение чувств, состояния действующего лица, нахождение слов, называющих это состояние;
-определение характерных черт героя на основании его поведения, переживаний, поступка;
-словесное описание (по воображению) действующего лица;
-выяснение авторского отношения к поступку, герою;
-определение личного отношения к поступку, герою, высказывание оценочных суждений;
-выяснение основной мысли произведения.
Если рассказ описательного характера, то анализ текста строится иначе, по следующему плану:
-нахождение с помощью выборочного чтения описаний картин природы (животного, предмета);
-акцентное вычитывание слов и выражений, с помощью которых описываются картина природы, животное, предмет;
-воссоздание этих картин путем словесного рисования;
-нахождение слов с общим оценочным значением (замечательная картина);
-определение авторского и личностного отношения к описанию.
Построение анализа текста способствует восприятию и осознанию учащимися художественного произведения как явления искусства слова.