Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
Сообщение по теме:
«Кейс – технология, как одна из разновидностей
педагогических технологий»
Подготовила:
студентка Ш-42 группы
Литвинова Алина
Ейск,2020
Само понятие «КЕЙС –технология» зародилась в Гарвардской школе бизнеса (США) в начале 20 века. В России кейс- технологии называют методом анализа конкретных ситуаций, ситуационными задачами. В переводе «Case» - портфель, чемоданчик. Кейс- технология – это система методов и приёмов, основанная на решении конкретных проблем, задач- ситуаций (кейсов). Как правило, кейс состоит из трёх частей:
Вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса;
Описание конкретной ситуации;
Задания к кейсу;
В.Н.Птицын писал: « Традиционное образование готовит знающего человека, умеющего найти выход из ситуации на основе прошлого».
Интерактивное обучение готовит знающего и опытного человека, который знает, как справиться с настоящим.
Кейс –метод (или обучение на конкретном примере) готовит мудрого человека, умеющего предвидеть будущее и вести себя так, чтобы это будущее работало на него»
Кейс – технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя – это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.
Виды кейсов:
Печатный кейс ( может содержать графики, таблицы, диагарммы, иллюстрации, что делает его более наглядным);
Мультимедиа – кейс (наиболее популярный в последнее время, он зависит от технического оснащения школы);
Видео – кейс (может содержать фильм, аудио и видео –материалы).
Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в устной, так и в письменной форме. В последнее время очень активно используется мультимедийное представление результатов.
Знакомство с кейсами может происходить как на уроке, так и заранее в виде
домашнего задания. ( Учитель может создавать собственные кейсы и использовать готовые кейсы). Кейсы можно представлять в различной форме: от одной страницы до нескольких. В зависимости от уровня класса Кейсы заготавливать только в печатном виде, допустимо наличие фото, таблиц, диаграмм, что делает материал более доступным для обучающихся.
Обучение при помощи кейс- технологии является сложным процессом, не поддаётся единому алгоритму в работе. Тем более, что творческие действия алгоритмизировать не возможно.
Алгоритм работы с кейсом:
Ознакомление с текстом кейса (может происходить дома или на предыдущем уроке).
Организация обсуждения кейса (формулирование вопросов, вовлечение обучающихся в обсуждение кейса, включение их в дискуссию).
Управление дискуссией (предполагает активизацию тех обучающихся, которые не участвуют в обсуждении и сдерживание тех, кто слишком активен, контроль за ситуацией на уроке).
Оценивание участников дискуссии (оценка содержания выступлений отдельных обучающихся)
Подведение итогов дискуссии ( анализ хода дискуссии и оценивание ее участников)
Методы кейс- технологии:
Метод инцидентов;
Метод разбора деловой корреспонденции;
Ситуационно – ролевая игра;
Метод дискуссии;
Игровое проектирование;
Метод инцидентов.
Особенность этого метода заключается в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения.
При использовании кейс – технологии в практической деятельности следует помнить об основных идеях (принципах) данной технологии:
Предназначена для получения знаний по дисциплинам, темам, истина в которых неоднозначна
В процессе сотрудничества учителя и обучающегося, усилия последнего направлены не на овладение готовым знанием, а на его выработку
Результатом такой деятельности является не только получение знаний, но и формирование навыков учебной работы
Важным является формирование ценностей, жизненных установок обучающихся.
Достоинства использования кейс – технологии для обучающихся:
У обучающихся развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде;
Развивается умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свою точку зрения;
Развивается креативность (достоинством кейс –технологии является их гибкость, вариативность);
Развиваются навыки анализа и критического мышления;
Происходит соединение теории и практики;
Формы оценивания при использовании кейс –технологии:
Текущая;
Промежуточная;
Конечная;
Также можно использовать оценочные листы по критериям:
Активность;
Чёткость изложения материала;
Быстрота выполнения задания;
Отбор информации;
Ведение дискуссии;
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что использование кейс технологии в обучении в начальной школе не решит всех проблем, и не должно стать самоцелью. Но учитель должен в первую очередь учитывать цели и задачи каждого урока, индивидуальные возможности класса и каждого обучающегося в отдельности. Результат будет очевиден при умелом сочетании учителем традиционных и интерактивных технологий в обучении, когда они дополняют друг друга. Кейс- метод – это эффективный метод повышения качества образования и успешного внедрения ФГОС.