С марта 2021г. всё население страны оказалось в новых предполагаемых условиях. Не только образование, но и другие сферы нашей деятельности перешли на новый формат взаимоотношений и общения. Для многих самоизоляция, дистанционное обучение стало неожиданностью, шоком. Для других толчком для самореализации, самопознанию, самоподготовке. В таких условиях оказались и все участники образовательного процесса: учителя, обучающиеся, родители.
В настоящий момент дистанционное обучение в России регулирует Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». «Дистанционное обучение производится при помощи информационно-телекоммуникационной сети, через которую учащиеся и учителя взаимодействуют друг с другом». Современные технологии позволяют перевести почти все этапы учебного процесса в удаленный формат. С их помощью учащиеся получают знания, а родители имеют возможность контролировать успехи ребенка.
На начальном этапе дистанционного обучения важно выстраивать культуру, в которой ребенок учится дома, в которой он должен постепенно получать все больше самостоятельности. На родителей падает ответственность за контроль и вовлеченность ребенка в процесс дистанционного обучения. Задача родителей — направить ребенка, нацелить на получение знаний. Школе нужно пояснять родителям важность контроля. Если ребенок пропустил онлайн-урок — это пропуск такой же, как в школе. Параллельно это объясняется самим детям. В ситуации с дистанционным обучением младших школьников, взаимопомощь родителей выходит на первый план.
При использовании дистанционных технологий появляется возможность организовать индивидуальный режим обучения. Количество часов учебной нагрузки можно сократить, контролируя количество времени, проводимого за компьютером не более 20 минут 1-2 классами, 25 минут 3-4 классами, при необходимости многократно возвращаясь к изучаемому материалу.
Конкретный набор знаний, который дает дистанционное обучение, можно считать не только плюсом, но и минусом, так как утрачиваются некоторые навыки, полезные в повседневной жизни. Минусом удаленного обучения является зависимость от технических средств, таких как отключение интернета, электричества или выход из строя компьютера. В условиях младшей школы, это означает, что рядом с ребенком дома должен, постоянно, находится взрослый. Есть недостатки и от взаимодействия с экраном компьютеров. Комплекс упражнений для профилактики утомления глаз необходимо проводить после использования технических средств обучения.
Переход на дистанционное обучение – это новый формат преподавания. Для педагогов необходимо проводить курсы цифровой грамотности. При разработке дистанционных занятий по предметам основная нагрузка ложится на педагога. Дистанционное обучение требует от учителей других способов подачи материала и методик для вовлечения детей, в то же время он должен учитывать все особенности обучающихся детей, пробовать что-то новое, нарабатывать опыт и интегрировать его в школьные уроки. Основной задачей педагога при организации обучения учащихся начальной школы с применением дистанционных технологий становится разработка учебных курсов.
Педагоги в дистанционной работе сталкиваются с различными трудностями психологического характера: в определении индивидуальных особенностей учащихся, в организации деятельности учащихся, с проблемой повышения и поддержания мотивации обучения. Психолог изучает характер межличностных отношений, индивидуальные личностные особенности участников дистанционного обучения, обеспечивает индивидуально-дифференцированный подход. Сведения психолога об особенностях личности обучаемых (самооценка, характер мотивации, уровень тревожности, особенности познавательной сферы и др.) позволяют педагогу оперативно определить стиль взаимодействия с каждым учеником, выявить возможные трудности в учебном процессе, подобрать методы оказания поддержки и помощи.
С одной стороны, отсутствие непосредственного контакта между обучающимися и преподавателем, снижает степень личного влияния педагога на эмоциональное окрашивание получаемых знаний. С другой стороны, при дистанционном обучении основной упор делается на активизацию творческих способностей, инсайты, в этом плане здесь больше возможностей для переживания положительных эмоций от достижений, результатов обучения.
Ученикам нужна цифровая грамотность, которую можно начинать прививать в младшей школе. Дети должны понимать, как устроен интернет, как вести себя в сети, как пользоваться полезными ресурсами сети, как защитить себя в сети. Поведение учеников на дистанционном уроке должно осуществляться по строгим правилам: заходить под своим именем, выключать микрофон, когда говорит учитель или кто-то из одноклассников, не вести в чате личную переписку. Всему этому можно начинать обучать в младшей школе.
Дистанционное обучение – это интерактивное взаимодействие учителя и обучающихся между собой на расстоянии с применением новых информационных технологий, предоставление самостоятельной работы по освоению изучаемого материала в процессе обучения. Насколько подготовленными оказались все члены образовательного процесса, с какими трудностями столкнулись и что положительного хотелось бы извлечь из этого опыта?
Главное преимущество дистанционного обучения - доступность. Учиться можно везде, где есть принимающее устройство и интернет. Проходят онлайн-уроки в двух форматах — заранее записанный видеоурок или вебинар в прямом эфире. Младшие школьники не умеют концентрироваться и заниматься самообразованием, за ними приходится следить родителям. Дети, которые большую часть дня проводили в школе, в группах продленного дня, в музыкальных и художественных школах, в кружках и секциях, теперь оказались запертыми в четырех стенах. Родители вынуждены обеспечить, организовать и контролировать их обучение, работать удаленно, а в перерывах ещё и заниматься домашними делами. Дети лишились живого общения с одноклассниками и учителями.
Первое, с чем столкнулись участники образовательного процесса — это трудности технического характера. Хотя обеспеченность техническими устройствами, сеть Интернет в семьях 100%. Дистанционное обучение вызвало неудобство и у тех родителей, у кого двое и больше детей, у работающих родителей, которым тоже нужен компьютер, у кого слабый интернет. Вот с такими проблемами все столкнулись на первом этапе. Хотя все родители отмечают, что компьютерная грамотность детей заметно повысилась. Все стали более уверенными пользователями новых информационно-компьютерных технологий. И что, очень удобно: дети могут выспаться, приступить к работе в удобное для них время, т.е. обучение проходит в комфортной обстановке, нет тревожности, страха, что тебя спросят, если ты не готов, дети с помощью родителей сами регулируют свою деятельность.
При дистанционном обучении в младших классах мало задействована полноценная устная речь, ответы сухи и лаконичны, отсутствует диалог. Механическая, двигательная память, письмо и развитие мелкой моторики страдает. Что в таком возрасте пагубно отразится на психофизическом развитии.
Конечно большим плюсом является то, что учителю можно выбрать свой ресурс, подобрать качественную демонстрацию материала, выбрать интересную презентацию, использовать видео и аудиоконтент. Дистанционное обучение дало учителям хороший «толчок», чтобы повысить свою компетенцию, получить более глубокие знания в цифровой среде. При проверке домашнего задания, все ответы учеников начальных классов – прослеживаются, никто не остается без внимания.
Самый большой минус дистанционного обучения — это большая компьютерная нагрузка на неокрепший организм младшего школьника, мощнейшее негативное воздействие на зрение, а дефицит двигательной активности и статическое напряжение мышц приводит к нарушениям осанки. Здесь огромная работа и ответственность за обучение легла на плечи родителей. Организовать рабочее место, убрать отвлекающие факторы, обеспечить техническую сторону, соблюдая все требования (освещенность, удобство, тишину, бесперебойность работы технических устройств) проследить за сменой деятельности, обеспечить двигательную активность, придерживаться соблюдения режима дня.
Родителям стоит увеличить уровень контроля и дисциплины на начальном этапе и постепенно уменьшать его. Но все-таки здесь есть и положительная сторона: родители стали больше вникать в жизнь и учебу детей, стали больше разговаривать, больше времени проводить с ними. Увидели сильные и слабые стороны ребенка, как ученика и конечно же, свои пробелы в его воспитании. Ребенок не привык к самостоятельности, у него нет мотивации, нет самодисциплины, самоорганизованности, то чему он должен привыкнуть с детства. А дистанционное обучение опирается именно развитие таких качеств, которые способствуют развитию самообучения, интерес к самостоятельному поиску информации. Конечно, домашнее задание дается не только на электронных площадках, но и в учебниках, рабочих тетрадях.
Для учителя при проверке домашних заданий тоже приходится постоянно напрягать зрение и проводить почти весь день за экранами гаджетов. Что пагубно отражается на здоровье педагогов. И еще один нюанс: сложно контролировать процесс обучения, ведь нет гарантии, что ребенок самостоятельно выполняет все домашние задания и не сразу поймешь насколько он понял пройденную тему. У родителей нет педагогического образования, они не владеют методикой преподавания и им иногда самим тоже требуется помощь в разъяснении того или иного материала. Как следствие возникают недопонимание и негативное воздействие на детско-родительские взаимоотношения.
В психологическом плане дистанционное обучение лишает детей живой эмоциональной стороны общения не только с учителем, но и с одноклассниками.
Дистанционное обучение все-таки нужно отнести к инновационным формам организации учебно-воспитательного процесса. его социализации, развитию творческих способностей.
Я считаю, что в начальной школе с этой задачей будет справиться сложнее. Ученики по своим возрастным особенностям менее мотивированы к обучению, обладают меньшей самодисциплиной, самоорганизацией, меньшей силой воли. Обучающиеся старшего звена могут осознанно контролировать свою деятельность, заниматься самообразованием.
Для начального общего образования, дистанционное обучение использовать, как дополнительное. В то же время мы за то, чтобы постоянно применять в процессе обучения и воспитания современные информационно-компьютерные технологии.
В данное время темпы развития массового дистанционного обучения в школах России доказывают, что для младших школьников оно не может служить в качестве полноценной замены стационарной формы. Хочется отметить, что онлайн обучение не может заменить традиционное посещение школьных занятий, так как общение и коммуникация с психологом и учителем носит обязательный характер в получении информации. Дистанционное образование имеет особенности - опосредованное общения, самостоятельность учащихся, удаленность. В связи, с чем возникает необходимость психологического сопровождения данного процесса и обеспечения психологического комфорта его участникам.
Список литературы:
1. Методика воспитательной работы / под ред. В. А. Сластенина. – М., 2002.
2. Настольная книга классного руководителя. – М.: Педагогический поиск, 2000.
3. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М.: Педагогика, 1989.