kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как улучшить у детей понимание прочитанного.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья содержит теоретический материал "КАК УЛУЧШИТЬ У ДЕТЕЙ ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО". Подробно рассказано о "ПРИЕМЕ ПРЕДСКАЗАНИЯ"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Как улучшить у детей понимание прочитанного.»

КАК УЛУЧШИТЬ У ДЕТЕЙ ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО. ПРИЕМ ПРЕДСКАЗАНИЯ

Нет, вам не нужно ставить хрустальный шар на стол или раскладывать карты таро. Прием предсказания в чтении художественной литературы это самая обыкновенная попытка предугадать развитие событий, не заглядывая на следующую страницу книги. Но не смотря на всю свою обыкновенность, прием действительно очень хороший и развивает у детей навыки функционального чтения. Кстати, педагоги, работающие с дислексичными детьми, подтверждают эффективность этого приема, если его правильно использовать. Рассказываем, как лучше работать с этим приемом дома и на уроках.

1|| Создайте рабочий лист для работы с текстом. Прежде чем ребенок начнет читать какую-то историю, подготовьте обычный лист бумаги, разделенный на две части. Дочитав до определенного места в книге, ребенку нужно остановить чтение и сосредоточиться на только что прочитанном, подумать и предположить, что произойдет дальше. Свое «предсказание» он записывает на левой стороне листка, а после прочтения книги убеждается, насколько предугаданный им ход развития событий совпал с авторским. Вам как взрослому следует заранее проработать книгу и пометить места, которые требуют остановки для предсказательного анализа. Если ребенок еще маленький или ему по какой-то причине тяжело много писать, работайте устно, можете записывать его «предсказания» на диктофон или своей рукой в рабочий лист.

Почему этот прием любят специалисты по работе с дислексичными детьми? Потому что он позволяет им отвлечься от технического чтения и подумать, применить логическое мышление. Ведь когда дислексик читает, все его силы уходят на то, чтобы разобрать слова, правильно их прочитать, ему трудно следить еще и за историей, оттенками смыслов и эмоций героев. И если не делать таких остановок, то в итоге текст технически будет прочитан, но будет недопонят.

2|| Предугадывание сюжета по обложке и названию. Прежде чем начать читать книгу, предложите ребенку ее внимательно рассмотреть. О чем может говорить название, иллюстрация на обложке, названия глав в содержании? Такой предварительный анализ помогает заранее представить тональность книги: веселая она или серьезная, описывает фантастический или реальный мир, каков примерный возраст главных героев, много ли будет приключений… Такой анализ заранее настраивает на восприятие книги, что часто помогает ее лучше понимать с первых страниц.

3|| О чем будет глава? Это то же самое предугадывание событий по названию, только предположение не обо всей книге, а о каждой из глав. О чем пойдет речь в этой главе? Как поступит героиня? Что нового может случиться?

4|| Новый герой - какой он. Каждый раз, когда в книге появляется новый персонаж, погадайте каким он будет. Положительным или отрицательным, важным для развития событий или второстепенным, понравится он вам или нет, какая у него история, зачем автор вводит его, на чьей он стороне, что он хочет и т.д. В этом случае подробное описание героев уже не будет утомлять и казаться бессмысленным. Если есть иллюстрации героев, стройте свои предположения и по ним, а если нет - то еще интереснее: можно попытаться нарисовать героя таким, каким его сами себе представили.

5|| А что, если… Когда в книге происходит какой-то поворотный момент, можно остановиться и подумать над альтернативными поворотами. А что будет, если главная героиня сделает иначе? А что, если она не послушается совета? А что бы могло быть, если бы дощечка под ногой героя скрипнула в этот момент? Все подобные размышления нужны нам для того, чтобы объяснить ребенку, насколько важны детали в повествовании, почему автор акцентирует наше внимание на тех или иных вещах или мыслях героев перед совершением поступков, на том, что даже незначительная мелочь может изменить все!

6|| Кто? Что? Где? Когда? Почему? Напоминайте ребенку, что в каждой истории всегда есть ответы на эти основные вопросы: кто главный герой или герои? Что происходит? Где разворачиваются события? В каком времени? Почему история начинается с этого места, что привело к этому? Найдя на них ответы в книге как можно быстрее (обычно становится понятно уже в течение первых глав), дальнейшее повествование становится гораздо понятнее.

7|| Поощряйте детей делать выводы. Для того, чтобы быть более точным в своих предсказаниях (можно даже в игровой форме использовать этот момент азарта - насколько точным окажется ребенок в своих краткосрочным и долгосрочных предсказаниях), нужно поразмышлять, лучше вслух. Что автор хотел сказать или показать нам, на чьей он стороне, насколько плох отрицательный герой, действительно ли от доброты душевной этот персонаж совершает хороший поступок? Если вы практикуете чтение перед сном, после очередной главы оставляйте время на обсуждение истории и напрашивающиеся выводы, которые логично ведут к предугадыванию дальнейшего развития событий.

8|| Что бы сделал я? Дети, как правило, ассоциируют себя с персонажами читаемой книги. Тем более интересно будет остановить чтение на самом интересном, как говорится, месте, и спросить ребенка, что бы сделал он в той или иной ситуации. Ребенку понадобится вспомнить не только все предшествующие события в книге, чтобы выбрать подходящий в этой внутренней вселенной вариант, но и применить свой собственный опыт. Например, обманул бы маму на месте героя, стоит оно того? Или бы честно рассказал о случившемся? Или все-таки не все рассказал бы, иначе кто-то может пострадать?

9|| Конец истории, наверное, такой… Своеобразная игра для читателей - каждый раз после прочтения очередной главы делать свои прогнозы относительно финала истории. Не ближайшего развития событий, а именно финала. «Ага, понятно, наверное, все закончится вот так…» - поверьте, каждый раз, после каждой главы варианты финала будут отличаться друг от друга. Для интереса их можно записывать, чтобы потом, после прочтения книги сравнить их с версией автора.

10|| О чем будет продолжение. Многие книги представляют собой части книжных серий. Прочитав очередную книгу, но еще не взяв в руки следующую, уже можно погадать, о чем будет продолжение. Особенно интересно гадать о книге, которая еще не вышла из печати и даже аннотации к ней не существует.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Как улучшить у детей понимание прочитанного.

Автор: Новикова Наталья Николаевна

Дата: 26.03.2019

Номер свидетельства: 504759

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Доклад на тему " Метод сотрудничества как инновационная технология" "
    ["seo_title"] => string(74) "doklad-na-tiemu-mietod-sotrudnichiestva-kak-innovatsionnaia-tiekhnologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "140844"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418031294"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "статья на тему «Развитие речи младших школьников как важнейший фактор формирования личности в рамках реализации ФГОС». "
    ["seo_title"] => string(131) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-riechi-mladshikh-shkol-nikov-kak-vazhnieishii-faktor-formirovaniia-lichnosti-v-ramkakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "174217"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424100204"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Диалоговое обучение "
    ["seo_title"] => string(24) "dialoghovoie-obuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "179880"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425094445"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Компьютер и ребенок ?«ЗА и ПРОТИВ»"
    ["seo_title"] => string(41) "komp-iutier-i-riebienok-dwaeg-za-i-protiv"
    ["file_id"] => string(6) "314512"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459701825"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Школьная мотивация."
    ["seo_title"] => string(20) "shkolnaiamotivatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "265795"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450024402"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства