kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как понять ребенка: развитие эмоционального интеллекта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эмоции являются важной составляющей жизни каждого человека, непосредственно влияя на повседневную деятельность. Если создать оптимальный эмоциональный и воспитательный микроклимат в семье или образовательном учреждении, ребенок обязательно построит позитивный образ самого себя, разовьет эмпатию, социальные навыки, характеризующие эмоциональный интеллект, развитие которого должно быть одним из приоритетных направлений в воспитании ребенка. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Как понять ребенка: развитие эмоционального интеллекта»

Как понять ребенка: развитие эмоционального интеллекта. Эмоции являются важной составляющей жизни каждого человека, непосредственно влияя на повседневную деятельность. Если создать оптимальный эмоциональный и воспитательный микроклимат в семье или образовательном учреждении, ребенок обязательно построит позитивный образ самого себя, разовьет эмпатию, социальные навыки, характеризующие эмоциональный интеллект, развитие которого должно быть одним из приоритетных направлений в воспитании ребенка. 

Для чего развивать эмоциональный интеллект? 

  1. Если ребенок будет понимать, какие эмоции он испытывает, ему будет легче ими управлять.
  2. Понимая свои эмоции, он учится понимать эмоции других, а это является одним из условий установления хорошего общения, как в мире детей, так и взрослых. С ребенком, который не понимает, что его действия или слова могут обидеть другого, гораздо меньше хотят дружить и принимать его в свою компанию. 

Эмоциональный интеллект формируется в семье, и способствуют этому, конечно же, родители. Этот процесс естественен, так как через общение с ребенком и через проявление к нему чувств малыш учится понимать эмоции. Важно, чтобы взрослые объясняли ребенку всю палитру чувств, рассказывали, что испытывать те или иные чувства абсолютно нормально, даже если это такие чувства как злость, страх или обида. 

Компоненты эмоционального интеллекта:

  1. Самосознание.

Осознание и понимание своих эмоций, их причин и влияния на поведение.

  1. Саморегуляция.

Умение контролировать импульсы, управлять своими реакциями, справляться со стрессом.

  1. Эмпатия (Социальное сознание).

Понимание чувств, мотивов и нужд других людей.

  1. Социальные навыки.

Умение устанавливать связи, вести переговоры, разрешать конфликты, работать в команде. 


Важность эмоционального интеллекта:

  1. Профессиональный рост.

Помогает в лидерстве, управлении, командной работе и достижении целей.

  1. Успех в обучении.

Повышает мотивацию и академическую успеваемость у детей.

3. Качество жизни: Способствует лучшей адаптации, построению крепких отношений и снижению стресса. 


Как его развивать

  1. Называть эмоции.

Учиться идентифицировать и давать названия своим чувствам.

  1. Анализировать триггеры.

Понимать, какие ситуации вызывают определенные эмоции.

  1. Практиковать эмпатию.

Ставить себя на место другого, чтобы лучше понимать его.

  1. Контролировать реакции.

Учиться реагировать осознанно, а не импульсивно. 


Тест на уровень развития эмоционального интеллекта

Отметьте признаки, которые характерны для вас, и определите свой уровень эмоционального интеллекта. За каждое совпадение начислите себе 1 балл:

  • Сохраняете самообладание и способность трезво мыслить в трудных ситуациях.

  • Умеете предотвращать и разрешать конфликты.

  • Всегда можете описать свое эмоциональное состояние и определить его причину.

  • Можете откровенно говорить о своих потребностях и чувствах.

  • Не боитесь высказать свое мнение.

  • Принимаете любые свои эмоции, даже неприятные.

  • Легко находите общий язык с разными людьми.

  • Умеете слышать других и можете изменить свое мнение, если аргументы собеседника покажутся вам убедительными.

  • Предпочитаете решать проблемы в отношениях, а не накапливать злость и обиду.

  • Умеете сопереживать, можете встать на место другого человека.

  • При трудностях ищите выход и возможности, а не обвиняете судьбу или других людей в своих несчастьях.

  • Умеете принимать конструктивную критику и можете защитить свои границы при деструктивных замечаниях.

  • Способны признать свою ошибку и извлечь из нее урок.

  • Можете попросить о помощи и готовы помочь.

  • Умеете поддерживать других.

От 0 до 5

низкий уровень EQ

От 6 до 10

средний уровень EQ

От 11 до 15

высокий уровень EQ


Процесс общения начинается с восприятия. Именно с его помощью человек устанавливает контакт с миром. По образному выражению наши органы чувств похожи на пять дверей, которые мы раскрываем, чтобы собрать информацию об окружающем мире. Речь может точно соответствовать возникшей потребности, может приблизительно, а иногда вообще скрывает истинную проблему.

Например, когда ребенок голоден, он может так сказать: «Я голоден». Это всем понятно, и ошибок в восприятии не будет. Но может спросить: «Который час?», имея в виду: «Не пора ли пообедать?». А слушатель решит, что у него не в порядке часы или он хочет узнать время.

Поскольку большинство высказываний закодированы, то часто стоит усилий и времени их раскодировать. Поэтому иногда в стрессовой ситуации мы, взрослые, и принимаем неадекватные решения.

Когда дети переживают сильные чувства (стресс), их безопасность находится под угрозой, не удовлетворены насущные потребности или когда они чувствуют себя изолированными, не любимыми, их возможности и способности заниматься работой, которую предлагают взрослые, стремится к нулю».

Давайте вспомним, как мы были детьми. Мы приходили к своим родителям с горестями и радостями. Вот что мы им иногда говорили... Давайте все вместе подберем к фразам малыша наиболее удачный ответ.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1.

«МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО ТЫ (ТЕБЕ) ...» или

«Я ПОНИМАЮ, ЧТО ТЕБЕ….»



ПРИМЕР РЕБЕНОК - Я потерял любимую игрушку...

ВЗРОСЛЫЙ - Мне кажется, что ты чувствуешь бессилие в этой ситуации.

- Я понимаю, тебе обидно.

- Возможно, ты злишься на всех, что остался без любимой машинки/ куклы и т.д.

- Пойдем? поищем игрушку вместе.

Раздаточный материал для заполнения учителями, воспитателями или родителями.

РЕБЕНОК

ЧУВСТВА (сочувствие)

ВЗРОСЛЫЙ

- Я потерял любимую игрушку...


1. БЕССИЛИЕ

2. ОБИДА

3. ЗЛОСТЬ



4. РЕШЕНИЕ проблемы

1. - Мне кажется, что ты чувствуешь бессилие в этой ситуации.

2. - Я понимаю, тебе обидно.

3. - Возможно, ты злишься на всех, что остался без любимой машинки/ куклы и т.д.

4. - Пойдем? поищем игрушку вместе.

- Другой ребенок отобрал у меня мячик...

1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

4.

- На улице дождь и поэтому нельзя гулять ...


1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

4.

Ребенок боится уколов

1.

2.

3.

1.

2.

3.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 2.

«НАШИ ЭМОЦИИ – НАШИ ПОСТУПКИ».

Дописать высказывание

ЧУВСТВО

- Я огорчаюсь, когда …

разочарование

- Я злюсь, когда …

злость

- Я чувствую себя глупо, когда ….

стыд

- Я боюсь, когда ….

страх

- Я чувствую себя неуверенно, когда ….

смущение

- Я горжусь собой, когда ….


- Я обижаюсь, когда ….


- Я радуюсь, когда …


- Я спокоен, когда …


- Мне нравится, когда …


- Мне не нравится, когда …


- Счастливее всего я чувствую себя, когда ….


- Никак не могу понять, почему я …


- Моя жизнь была бы счастливей, если бы я …


- Главное, что я хотел (а) в себе изменить, это …




Рекомендации по развитию эмоционального интеллекта (игры и упражнения) у детей.

  1. Коробочка счастья.

Туда сложите все, что заставляет вас чувствовать себя счастливым. Важно, чтобы были задействованы все пять чувств: обоняние, зрение, осязание, слух, вкус.

Например:

вкус – шоколад;
обоняние – запах мандарина;
слух – шум моря;
зрение – улыбка ребенка;
осязание – объятия любимого человека.
Предложите ребенку создать собственную коробочку счастья. Обсудите с ним свои его эмоции и то, что их вызывает.


  1. Я удивлюсь, если…

Суть игры проста. Вы придумываете забавные ситуации, которые могут вызвать удивление.

Например, я удивлюсь, если ты наденешь мое платье. Я удивлюсь, если папа вернется домой в костюме супергероя. И так далее.

Это не только возможность повеселиться, но и отличная тренировка воображения и находчивости. Игра так же помогает детям понять, что такое «ожидаемое» и «неожиданное».


3. Язык тела
Попробуйте изобразить эмоцию движениями, не выдавая ее лицом. Пусть ребенок попробует угадать. Теперь поменяйтесь местами. Лицо можно закрыть маской.


4. Угадай по голосу
Еще одна форма игры – угадывать эмоции по интонации. Попробуйте произносить фразы по-разному. Пусть ребенок попробует угадать, что вы испытываете. Теперь предложите ребенку произносить простые фразы с разными эмоциями, как будто вы разговариваете по телефону.

Примеры:

«Сегодня на завтрак была овсянка»

«Мама вернулась с работы»

«Мы едем к бабушке на выходные»


5. Линии эмоций
Предложите ребенку на свой вкус нарисовать грустную линию, радостную, обиженную, злую, счастливую и так далее. Нарисуйте, как вы видите линии с разными эмоциями. Сравните рисунки.

Эта игра не только развивает воображение, но и помогает наглядно увидеть разницу между восприятием.


6. Цвет эмоций
Возьмите густые краски (лучше гуашь) и выберите цвет эмоций. Пусть ребенок нарисует сам. Обычно радость выражают яркими, чистыми цветами. Грусть – серыми тонами и холодными красками. Отвращение, как правило, зеленого или коричневого цвета.

Существенная разница встречается в цветовом восприятии страха. По выбранному оттенку можно сделать вывод о поведении человека в стрессовой ситуации. Некоторые из нас бегут, прячутся, а кто-то нападает. Поэтому цвета могут различаться от белого до черного, выбранный оттенок может быть красным или фиолетовым. Но не стоит сразу бить тревогу, если ребенок выбирает непривычные решения для выражения эмоций. Каждый индивидуален.


7. Рисуем настроение
Для этого упражнения нужно использовать краски, но не фломастеры. Настроение меняется каждый день, поэтому и задание можно сделать ежедневным. Попробуйте целую неделю рисовать свои эмоции, а потом просмотрите получившиеся картины.


8. Зеркало

Предложите ребёнку представить, что он зашёл в магазин зеркал. Пусть он изображает разных животных, а вы, как зеркало, должны точно повторять его движения и выражения лиц.


И помните, помогая детям развивать эмоциональный интеллект, мы сами становимся более развитыми.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Как понять ребенка: развитие эмоционального интеллекта

Автор: Соколова Ирина Владимировна

Дата: 25.12.2025

Номер свидетельства: 679796

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Консультация "Развитие эмоций у детей 4-6 лет в совместной с педагогом деятельности" "
    ["seo_title"] => string(96) "konsul-tatsiia-razvitiie-emotsii-u-dietiei-4-6-liet-v-sovmiestnoi-s-piedaghoghom-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "174318"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424107253"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Обновление развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ для обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(158) "obnovlieniie-razvivaiushchiei-priedmietno-prostranstviennoi-sriedy-v-dou-dlia-obiespiechieniia-emotsional-nogho-blaghopoluchiia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "127268"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415287291"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "«Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»"
    ["seo_title"] => string(80) "ekologicheskoe_vospitanie_eto_vospitanie_nravstvennosti_dukhovnosti_i_intellekta"
    ["file_id"] => string(6) "522397"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1570881339"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Методические рекомендации для педагогов  Ребенок - лидер:  психологические особенности и воспитание.  Проблемы лидеров и пути их решения."
    ["seo_title"] => string(142) "mietodichieskiieriekomiendatsiidliapiedaghoghovriebienoklidierpsikhologhichieskiieosobiennostiivospitaniieprobliemylidieroviputiikhrieshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "309293"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458761788"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "«Развитие творческих способностей в театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(106) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-v-tieatralizovannoi-dieiatiel-nosti-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "316903"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460200661"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства