Статья о то, как сформировать интерес к чтению детей младшего школьного возраста.Так же перечисленны советы как ненавязчиво прививать интерес детей к чтению, советы родителям, в каком случае нужно обращаться к логопеду. К группе риска относятся: леворукие дети, скрытые левши, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, дети с задержкой развития устной речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Как вырастить грамотного читателя. »
Как вырастить грамотного читателя
«Книги – это маяки в океане времени»
А. Шопенгауэр
Не секрет, что современные дети стали меньше читать. Если ребёнку скучно, у него есть компьютерные игры или игровые приставки. Если надо прочитать какое-нибудь произведение, можно открыть учебник, где оно дано в сокращении или включить видео и посмотреть на кассете. Всё это ведёт к снижению словарного запаса детей и к снижению грамотности в целом.
Как же сформировать интерес к чтению?
В процессе чтения можно условно выделить две стороны: техническую (соотношение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую (понимание его предметной стороны до глубокого проникновения в смысл). Недостаточно развитая техническая сторона речи ведёт к снижению осмысленности чтения, а это, в свою очередь, приводит к снижению интереса к чтению. Для развития техники чтения разработано много разных упражнений, которые используют в своей работе многие учителя. А вот способность к осмысленному чтению зависит от уровня психологического развития ребёнка: процессов восприятия, мышления, воображения, внимания, речи. Развитию всех перечисленных процессов способствует – наблюдение за природой, рассказывание детям сказок, беседы о событиях из жизни родителей, родственников, знакомых. Очень полезны занятия рисованием, т.к. рисование по памяти развивает воображение детей. Все перечисленные предпосылки для овладения ребёнком навыком чтения, необходимо закладывать ещё в дошкольном возрасте. А вот обучать чтению в раннем возрасте нежелательно. Ещё в начале прошлого века отечественный психолог А. П. Нечаев высказал важную мысль, что преждевременное обучение чтению неподготовленного к этому ребёнка может оказаться для него даже вредным, вызывая отвращение не только к чтению, но и к самому процессу обучения. Оптимальным возрастом для обучения чтению, является возраст ребёнка от 6 до 7 лет, т.е. то время, когда он идёт в школу. В школе учитель совместно с родителями научит правильно читать вашего ребёнка. Но обычно, как только ребёнок начинает читать самостоятельно, родители устраняются от этого процесса. А зря! Нужно, чтобы дома взрослые следили за тем: читает ли ребёнок вообще, что читает и как читает, а лучше всего будет, если родители примут непосредственное участие в этом процессе. Обычно дети много читают в тех семьях, где сами родители любят читать книги. Очень хорошие результаты даёт семейное чтение. Можно всей семьёй прочитать одну и ту же книгу, а затем устроить обсуждение прочитанного. Маленьким детям обязательно читайте перед сном (можно читать по очереди с ребёнком).
Я думаю, всё это поможет, привить любовь к чтению.
Но учителям и родителям следует знать, что иногда ребёнок не хочет и не любит читать ещё и потому, что у него частичное специфическое нарушение процесса чтения, именуемое дислексией. В мире от 5 до 12 % людей страдает дислексией. Причинами могут быть патологии беременности, травмы головы, длительные соматические заболевания и т.д. К группе риска относятся: леворукие дети, скрытые левши, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, дети с задержкой развития устной речи.
В каком случае нужно обращаться к логопеду?
Ребёнку 6-8 лет требуется консультация, если он:
1) плохо различает и воспроизводит звуки;
2) с трудом учит стихотворения;
3) Путается в порядке следования времён года, дней недели;
4) не может правильно повторить в прямом порядке 4 цифры, а в обратном – три;
5) плохо ориентируется в понятиях «лево-право»;
6) никак не научиться застёгивать пуговицы и завязывать шнурки;
7) затрудняется в составлении рассказов.
Если вы заметили все перечисленные трудности, то незамедлительно обращайтесь к специалисту. Логопед обязательно вам поможет. Главное не упустить время!