Что делать, если первоклассник рассеянный? Рассеянность, невнимательность первоклассников часто беспокоит родителей. «Делая уроки, думает о чём-то постороннем…», «отвлекается…», «допускает из-за невнимательности нелепые ошибки…» - вот самые типичные из нескончаемых родительских жалоб. Очевидно, одними упрёками и наказаниями делу не поможешь. Как помочь? Попробуем сперва разобраться в причинах рассеянности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Как помочь первокласснику?»
Статья
Как помочь первокласснику?
(К родительскому собранию)
Пиняева Наталия Алексеевна
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №45 г.Чебоксары» Чувашской Республики
Что делать, если первоклассник рассеянный? Рассеянность, невнимательность первоклассников часто беспокоит родителей. «Делая уроки, думает о чём-то постороннем…», «отвлекается…», «допускает из-за невнимательности нелепые ошибки…» - вот самые типичные из нескончаемых родительских жалоб. Очевидно, одними упрёками и наказаниями делу не поможешь. Как помочь? Попробуем сперва разобраться в причинах рассеянности.
Психологи различают внимание и внимательность . Внимание- направленность и сосредоточенность психической деятельности на объекте. Внимательность- сложившееся качество личности. Рассеянный , как и все другие люди, способен « обратить внимание» или « направить внимание». Однако он часто не может сосредоточиться: ему не хватает внимательности. Это, понятно, не лучшим образом сказывается на результатах его деятельности.
Рассеянность может быть обусловлена болезнью, нарушениями деятельности мозга. Однако сегодня мы говорим о здоровых детях, но и среди них много рассеянных. Почему?
Как правило, посторонние раздражения и желания, чрезмерное утомление, отсутствие интереса к делу и являются основными причинами рассеянности. Всё это на первых порах - временные состояния личности. Но постепенно из этих временных состояний складывается стиль учебной работы, стиль поведения.
Итак, первая наша задача - не допускать перегрузки, утомления, работы из-под палки. Нужно сделать, так чтобы в учении больше было увлечения и меньше принуждения.
Систематическое приучение детей быть устойчиво внимательными, побуждение их к борьбе против отвлечений от учебной работы - трудная задача.
Родителям, понятно, хочется видеть своего ребёнка внимательным. И они принимаются убеждать маленького школьника, как важно быть внимательным в классе, как это облегчает учебную работу, улучшает запоминание. Такой разговор, и не один, может быть, необходим, особенно если он ведется с фактами в руках (взятыми из жизни вашего школьника), но, к сожалению, часто дело этим не ограничивается. И, естественно, эффект невелик, ибо нужны тут не только примеры, но и упражнения.
Так, можно проводить игру в вопросы и ответы по типу «фантов» со всеми известными запретами : «да» и «нет», не говорите, белого и черного не берите». По ходу игры ребёнку задают ряд вопросов. Вопросы могут быть следующего типа : «Хочешь ли ты ходить в школу?», «Какого цвета парта?», «Бывал ли ты в деревне?», «Какого цвета бывает трава?», «Бывал ли ты в больнице?», «Видел ли ты доктора?», «Какого цвета у него халат?» и т.п. Ребёнок должен отвечать как можно быстрее и при этом выполнять инструкцию: не называть запрещённых цветов; не называть дважды один и тот же цвет. Игра строится так, что она по силам первокласснику, но для успеха требуется постоянное напряжение внимания.
Если ребёнок поначалу не справляется с этими задачами, взрослый предлагает ему в помощь набор цветных карточек. Карточки «запрещенного» цвета ребёнок для памяти может положить перед глазами.
Если первоклассник невнимателен при чтении и письме, можно провести ряд специальных упражнений. Например, предложить ребёнку небольшой отрывок текста и попросить вычеркнуть в нем все буквы «А» и «Л» (или любые другие буквы). А потом вместе с ним проверить, сколько допущено ошибок.
Можно специально составить текст из 13-14 предложений. В каждое предложение вы вносите по 1-2 ошибки следующего типа: повторение слов, букв; пропуски букв, слов; подмена слов, букв; несогласование слов. Школьнику надо проверить текст, найти и исправить в нем ошибки. Проверку можно проводить тремя различными способами: самостоятельно и про себя; читая вслух и отчеркивая слоги вертикальными черточками; проверяя текст по правильному образцу.
При этом предлагаются следующие этапы проверки: найти ошибки в каждом слове; найти ошибки в согласовании слов; прочесть все предложения вслух.
Если ребёнок не может самостоятельно разделить слова на слоги вертикальными черточками, сделайте это вместе с ним. Научите первоклассника, используя непрозрачную линейку, открывать слово постепенно, по слогам, не забегая вперед. Ошибки потому и возникают, что ученик забегает вперед и узнает слово, не «спотыкаясь» на ошибке.
Стоит обязательно постараться, чтобы ребята воспринимали их как интересные игры, а не как дополнительную учебную « обязаловку ».
И, добавим, есть ещё одно, почти универсальное средство против рассеянности. Это - любознательность. Главная задача здесь - побуждать детей замечать и наблюдать всё значительное и ценное из того, что происходит вокруг. Важно возбудить в уме ребёнка вопросы: «Что это такое?», «Что это значит?», «Почему так происходит?»- и научить его самостоятельно находить ответы.
Занятия по развитию внимания надо сделать систематическими, а каждый успех ребёнка - отмечать.
Использованная литература:
Гельфман Е. и Шмаков С. «От игры к самовоспитанию»