Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе. Обычно он составляет от 1 до 2 месяцев. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризными, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями. Они вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. У некоторых полноценной адаптации к школе на 1 году обучения так и не происходит (это может протекать и на фоне хорошей успеваемости). Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Как помочь первоклассникам адаптироваться в школе»
Тема: Как помочь первоклассникам адаптироваться в школе.
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе. Обычно он составляет от 1 до 2 месяцев. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризными, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями. Они вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. У некоторых полноценной адаптации к школе на 1 году обучения так и не происходит (это может протекать и на фоне хорошей успеваемости). Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза.
Некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомленными, т.к. школа для них является стрессогенным фактором, уже дорога в школу для многих требует повышенного внимания, напряжения. На протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления, как физического, так и умственного, эмоционального. Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли в области живота: страх, тревога перед предстоящей работой в классе, из-за расставания с домом, родителями столь велик, что ребенок в некоторые дни не может идти в школу. У некоторых детей по утрам развивается рвота.
Чтобы определить, как можно помочь ребенку адаптироваться в школе, надо знать некоторые психологические особенности возраста 6-7 летнего ребенка.
Одним из условий адаптации первоклассника в школе выступает отношение социальной среды ребёнка к его успехам и неудачам. С помощью игровых методов развивающего и психокоррекционного характера учитель может помочь ребёнку в успешной адаптации. Игра – важнейшее средство включения детей в учебную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательном воздействии и создания нормальных условий жизнерадостности. Разумное сочетание игровой занимательности и серьёзности заданий поможет первокласснику освоить роль ученика, заниматься с интересом, быть активным на уроках.
На уроках, внеклассных мероприятиях, кружках провожу занятия, которые помогают в создании социально – психологических условий для адаптации первоклассника в ситуации школьного обучения, которые позволят ребёнку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.
Игровые задания, упражнения стараюсь проводить в музыкальном сопровождении. Это позволяет сделать занятие более эффективным и эмоциональным. Проводимые занятия направлены на создание в классе дружеской атмосферы, взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом.
Приведу примеры проводимых занятий.
Игра “Я солнышко”
Учащиеся представляют себя солнышком, посылающим тепло окружающим планетам – одноклассникам. Первоклассники называют имена тех ребят, которых хотят обогреть своим теплом. Рисуют своих товарищей.
Это занятие способствует формированию дружеских отношений в классе.
Упражнение “Путешествие в страну Дружбы”
Первоклассники садятся в круг и закрывают глаза. Учитель говорит о том, что приглашает в путешествие на воздушном шаре. Включается тихая спокойная музыка.
Путешествие начинается. Шар медленно поднимается в синее небо.
Учитель:
Чувствуете, как ветер освежает лицо? Мы летим над разными странами, над лесами и полями. Вот на горизонте показалась страна Дружбы. Шар медленно опускается. Может быть, вы видите там персонажей известных вам мультфильмов или фильмов, которых можно назвать настоящими друзьями, может быть, видите там своих друзей? Поприветствуйте их. Ощутите атмосферу Страны Дружбы. Она тёплая и сердечная. В ней светит солнце, дует тёплый ветерок.
А теперь возвращаемся в класс.
- Какой вы увидели страну Дружбы?
Игра “Рисуем Страну Дружбы”
Учитель просит нарисовать всем страну Дружбы. После выполнения задания дети рассказывают об их замыслах, о том, как удалось их воплотить в рисунке. Учитель спрашивает у первоклассников о тех чувствах. Которые они переживали во время рисования.
Упражнение “Ромашка”
Учитель говорит о том, что друзей может быть много.
- Давайте их изобразим на лепестках ромашки разных цветов. На жёлтом лепестке нарисуем друзей – ровесников, на розовом – друга-взрослого, на голубом – друга – животное, на белом - воображаемого друга, героев мультфильмов.
Затем первоклассники объединяют лепестки вокруг круглой серединки, внутри которой пишут своё имя.
Это упражнение помогает осознать, что друзья могут быть и взрослые, и сверстники. И животные, а также те, кого они придумали.
Упражнение “Какой урок важнее”
На роль каждого из предметов, изучаемых в школе, выбираются дети.
Им необходимо рассказать остальным, чему они учат на своём уроке. Доказать, что он важнее всех.
Упражнение “Мой любимый урок”
Учитель предлагает первоклассникам нарисовать их любимый урок.
Дети объясняют, чем особенно привлекает их этот урок, каких успехов они уже добились.
Такие упражнения оказывают помощь учащимся в формировании учебной мотивации, в сплочении коллектива.
Для создания дружеской атмосферы провожу музыкальные и речевые физминутки: игры–танцы “Буги-вуги”, “Лавата”, упражнения на расслабление “Сотвори в себе солнце”, “Сила улыбки” и др.
Использую рисуночные тесты.
Рисунок ребенка может рассматриваться как своеобразное интервью, данное испытуемым при помощи изобразительных средств. Отличием этого интервью служит его проективный характер, заключающийся в том, что в рисунке нередко проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются или о которых они предпочитают не рассказывать.
1 . “В школе”.
Инструкция: Дети! Сейчас мы с вами будем рисовать рисунок на тему “В школе”. Рисуйте все, что вы считаете необходимым нарисовать.
Учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов;
Ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации;
Игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладание игровой мотивации;
Рисование машин, игрушек, военных действий, узоров и прочее указывает на мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых моментов;
Опорный отказ рисовать на школьную тему, рисование того, что ребенок лучше всего умеет и знает, говорит о том, что у ребенка завышен уровень притязаний и есть трудности с приспособлением к школьным к требованиям;
Ничего не рисующие дети или копирующие у других детей сюжеты, не имеющие отношения к заданной теме, чаще всего имеют задержку психического развития.
Вывод. Все дети моего класса нарисовали рисунки с учебными ситуациями, что свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов;
2. “Дороги из дома в школу и из школы домой”.
Инструкция: Достаньте красный, желтый и черный карандаши. Возьмите их в левую руку и поднимите руку над собой, чтобы я видела, что вы готовы. Сейчас будем рисовать только этими карандашами. Я буду рисовать для вас на доске образец, а вы должны точно его перерисовывать. Первым нарисуем свой дом на левой половине листа (рисуем простой одноэтажный домик с буквой Д вместо окна). Теперь нарисуем школу на правой половине листа (рисуем такой же домик, но с буквой Ш вместо окна). А сейчас мы будем рисовать дороги. Первой дорогой у нас будет дорога из дома в школу. Выберите один из трех цветных карандашей тот, который соответствует вашему настроению (когда вы идете в школу из дома). Этим карандашом нарисуем полукруглую линию от крыши “дома” к крыше “школы” и поставим стрелку у “школы”. Теперь нарисуем дорогу из школы домой. Опять выберите тот цветной карандаш, цвет которого напоминает вам настроение с которым вы идете из школы домой. Этим карандашом нарисуем прямую линию от стены “школы” до стены “дома” и поставим стрелочку у “дома”. Ничего закрашивать нельзя!!!
Интерпретация:
Черная дорога – тревога, безнадежность, неприятие, протест, может действовать безрассудно, опрометчиво.
Красная дорога – желание, устремление получить результаты, воля к победе, инициатива.
Жёлтая дорога - освобождение от проблем и ограничений, несдержанная экспансивность, желание свободы и надежда на счастье. Есть конфликт, от которого надо освободиться. Сильное желание найти выход из ситуации.
Вывод: большинство из моих первоклассников нарисовали красные дороги, значит они с желанием идут в школу, стремятся получать хорошие результаты, у них есть воля к победе, инициатива.
Провожу диагностические методики.
“Урок физкультуры”
На листе бумаги учащиеся должны построить свой класс на уроке физкультуры. Задача состоит в том, что ребята должны быть построены не по росту, а по степени значимости каждого ученика в коллективе.
Данная методика помогла мне определить взаимоотношения детей в классе и выявить лидеров.
“Солнце, тучка, дождик”
Учащимся предлагается определить их самочувствие и настроение с помощью погодных явлений. Дети должны дополнить предложения рисунками.
В классе мне…….
Дома мне…….
С друзьями мне…..
Вывод. Всем детям ярко светит солнышко дома, в классе, с друзьями.
“Краски”
На листочках у детей нарисовано 10 кружков, в каждый вписаны следующие предметы, связанные со школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Задача учащихся – раскрасить кружки в тот или иной цвет. Если ребёнок окрашивает предметы в тёмный или чёрный цвет, это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к этому предмету.
Вывод. У всех ребят яркие цвета, негативное отношение только у одного ученика – к домашнему заданию.
“Настроение”
Учащимся предлагается список учебных предметов, которые они изучают. Рядом с каждым предметом изображены три рожицы (весёлая, грустная, нейтральная). Ученику предоставляется право выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего его настроению при изучении этого предмета и её рядом нарисовать. Методика позволяет увидеть отношение учащегося как к учению в целом, так и к изучению отдельных предметов.
Вывод. На всех предметах у детей хорошее настроение.
“Цветик-семицветик”
Ежедневно, после проведённого урока раздаю нарисованные цветочки каждому из ребят и прошу их самостоятельно, не советуясь не с кем, закрасить лепесток цветом, обозначающим их настроение на уроке.
Красный – хорошее, зелёный – не очень, синий – плохое.
Вывод. Хорошее настроение у всех детей. Иногда плохое настроение бывает у одного ребёнка.
Итак, используя игровые задания, упражнения, игры, направленные на создание в классе дружеской атмосферы, взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом я помогла первоклассникам адаптироваться в школе. Они охотно, с радостью идут в школу. Вполне приспособились к школьному режиму.
Все дети переживают свои учебные успехи и неудачи. Часто делятся школьными впечатлениями с родителями. Преобладающий эмоциональный характер положительных впечатлений. С учебной нагрузкой хорошо справляются.