Как обеспечить ситуацию успеха на уроке слабоуспевающему школьнику.
Как обеспечить ситуацию успеха на уроке слабоуспевающему школьнику.
Данная статья знакомит с приёмами работы на уроке со слабоуспевающими школьниками.Ситуация успеха на уроке слабоуспевающему школьнику создается с помощью авансирования успешного результата, авансирования доверия, скрытого инструктирования, стимулов для создании ситуации успеха, проблемной ситуации, приёма целополагания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Как обеспечить ситуацию успеха на уроке слабоуспевающему школьнику. »
Статья «Как обеспечить ситуацию успеха на уроке слабоуспевающему школьнику?»
/ Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «СОШ № 2 г. Ртищево Дьяковой С.А. 26 сентября 2015г/
Стремление обучающихся к успеху является огромным переживанием и очень сильной мотивационной тенденцией. Это стремление характеризует каждого школьника независимо от того, успевает он или нет. Для поддержания стремления к достижениям на уроках необходимы ситуации успеха. А, обращаясь к слабоуспевающим, я стараюсь выбирать такие моменты, когда я уверена в положительном результате деятельности обучающегося.
Чтобы слабоуспевающий внутренне мотивировано решал выдвинутые перед ним задачи, необходимо поставить его в позицию активного участника коллективного учебного труда. В процессе разрешения этой задачи его активную позицию я обеспечиваю: вариативностью заданий, работой по предложенному плану, привлечением к ответам на более лёгкие, наводящие вопросы, тактичным исправлением ошибочных высказываний, ободрением, поддержкой, поощрением.
« Всё, что перестаёт удаваться, перестаёт и привлекать» - писал Франсуа де Ларошфуко. К обучающимся класса с низким уровнем усвоения материала я применяю метод авансирования успешного результата. Он внушает веру учащихся в свои силы, в себя. Для этого использую такую парадигму: «У тебя обязательно всё получится», « Я даже не сомневаюсь в успешном результате». Я заранее предупреждаю их о проверочной, контрольной, итоговой работах. Направленно использую следующую речевую парадигму: « Я уверенна, что ты всё в проверочной работе напишешь верно, если повторишь… правила правописания безударных гласных, проверяемых ударением; алгоритм разбора предложения; алгоритм работы со словами с непроизносимой согласной в корне слова и т.д.». Даю обучающегося алгоритм или памятку - помощницу пошагового выполнения алгоритма. Тем самым я создаю психологическую установку сомневающимся в своих силах (создана ситуация успеха), а так же даю материал, который он должен повторить. У ученика формируется уверенность в своих силах, что после повторения материала, он успешно справится с проверочной работой.
Для того чтобы вселить веру слабоуспевающему в свои силы, я использую приём авансирования доверия. Этот приём состоит в специальных поручениях или заданиях из той сферы деятельности, которая по убеждению отстающих им малодоступна (подготовить 2-3 задачи для устного счёта; найти, выучить и рассказать стихотворение про букву « О »; рассказать что-то интересное о муравьях и т. д.) С этого может измениться отношение к предмету, вызовет у обучающего чувство собственного достоинства, желание оправдать доверие, у него поднимется самооценка.
Для создания ситуации успеха на уроке слабоуспевающему ребёнку часто применяю скрытое инструктирование обучающегося. Например: работа над ошибками. Всем обучающимся выношу на поля ошибки, а слабоуспевающим - номер орфограммы в памятке работы над ошибками или выделяю часть слова, в которой он сделал ошибку. Использую речевую парадигму: «Возможно, тебе лучше начать работу над ошибками с памятки №1» (она включает не только алгоритм работы над ошибками, а так же правило).
Слабоуспевающие дети в большинстве своём чувствительны к доброму слову, оно укрепляет в них веру в свои силы, вызывает старание и эмоциональный подъём. Очень важно для такого подростка услышать похвалу в начале и в процессе выполнения задания, так как одобрение стимулирует умственные усилия, вселяет уверенность в свои возможности. Я знаю, что слабоуспевающему ребёнку не сразу даются его усилия, необходимы терпение, настойчивость и такт. Я стараюсь замечать и отмечать даже малейшие сдвиги в учении таких обучающихся.
Стимулы, применяемые мною на уроках для создания ситуации успеха слабоуспевающим:
- словесная оценка;
Дети 7 – 10 лет очень чувствительны к оценке, которую даёт им учитель. Они не умеют отделять оценку выполнения отдельного задания от оценки себя в целом. В связи с этим я хотела бы напомнить о системе содержательных оценок, разработанной Ш.А. Амонашвили в 1984 году. Она включает в себя четыре компонента: - доброжелательное отношение к обучающему как к личности; - положительное отношение к усилиям обучающегося, направленным на решение задачи (даже если эти усилия не дали положительного результата); - конкретный анализ трудностей, вставших перед школьником, и допущенных им ошибок; - конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат.
При оценивании обучающегося я стараюсь использовать все эти компоненты, даже если ответил не лучшим образом. Есть много способов оценить школьника так, чтобы он не воспринимал слова учителя как проявление отрицательного отношения к себе, ведь слова «Ты сделал это плохо» обучающегося начальной школы расценивают как «Ты плохой». Они нуждаются в помощи учителя и его положительной оценке. Поэтому исправлять ошибки нужно очень деликатно, не обидно для ребёнка, например вежливым переспросом, уточнением, подсказкой. - словесное поощрение, похвала ( Молодец; Умница; Ты сегодня меня порадовал своим ответом; и т.д.)
- выставка лучших работ слабоуспевающих детей;
- громкая демонстрация итогов деятельности ученика (Портфолио обучающегося)
- групповая работа;
Например: 1 класс тема: « Составная задача». Распределяю при работе над текстом задачи учащихся на 3 группы: помощников, чтецов, художников. Все дети читают текст просебя. Если слабоуспевающий ребёнок хорошо читает и может анализировать условие задачи, то его можно назначить «чтецом» - читать схему задачи и высказывать предположения, что обозначают числа, сокращения. Помощники оценивают эту работу, помогают в случае затруднения. Художники заполняют схему до конца (обозначают) неизвестное число вопросительным знаком и составляют по схеме задачу. Помощники и чтецы оценивают. Работая в группе, обсуждается и фиксируется на доске пиктограммами план решения задачи. Слабоуспевающий может быть в роли помощника. Решив задачу по действиям или выражением, группа оценивает, справились, не справились с решением задачи, чему следует ещё учиться.
- занимательная ситуация;
- познавательная игра;
- использование элементов соревнования;
- оценка достижений учащегося на родительском собрании;
- проблемно-поисковая ситуация.
Создание проблемной ситуации создаёт ситуацию успеха и для слабоуспевающего на уроке. Я обучаю обучающихся решать проблемные ситуации. При этом они испытывают острое чувство удивления или затруднения, которое заставляет их выполнить конкретную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос.
На уроке детей обучаю формулировать темы, цели урока самостоятельно. Например: 3класс, литературное чтение. Тема: «Введение в раздел «Необычная школа». Фрагмент из книги Э.Успенского « Школа клоунов». Задаю детям вопросы:
- Как называется раздел нашего учебника? / «Уроки и переменки» /. Рассмотрите иллюстрации к нему, содержание. Предположите, какими будут по характеру произведения?
- О чём будем читать?
- Я считаю, что это будут смешные и грустные истории про школу? А как считаете вы?
-Кто будут главные герои? Как догадались? Почему жетак решили?
- Какие по жанру произведения здесь собраны?
После прочтения авторской статьи к вступлению снова задаю вопросы:
- О какой школе мечтала Настя? Ваши предположения.
- А как вы считаете, возможно, чтобы в школе на протяжении всего урока можно было смеяться, разговаривать, играть?
- Что из этого получится? А какой тогда найти выход? (предположения детей)
- В чём проблема? / Как сделать так, чтобы учиться было весело и интересно./
- Где можно найти ответ на этот вопрос? / В произведении Э. Успенского / - Какова будет тема урока? / ( «Школа клоунов» Э. Успенского) /
- Чему будем учиться на уроке? / Принимаю все версии, выбираем самую верную /
Я использовала приём целеполагания - делегирование возможностей принять решение (вовлекла учащихся в процесс мышления). Необходимые условия для ситуации успеха мною были созданы – подводящий диалог. Обучающиеся самостоятельно определили тему, цели урока.
Проблемную ситуацию на уроке я применяю с целью формирования мотивации в учебной деятельности ушкольника. Ситуация успеха заложена в процессе поиска решения проблемной ситуации, который приводит к открытию нового знания.
Например:3 класс. Урок русского языка.
Вывешиваю схемы и задаю вопрос:
- Что обозначают следующие схемы?
∩ ¬ ∩
СС сс
___ ______
/ Удвоенные согласные буквы в слове /
- Умница, верно.
- В какой части слова находятся СС?
/ В первой схеме удвоенные согласные находятся в корне слова /
- Правильно, верно подмечено. Как догадалась?
/ Над удвоенными согласными стоит графический знак, обозначающий корень слова /
- Великолепно. Я уверена, что ты справишься и со второй схемой.
- Где находится удвоенная СС ?
/ Она находится на стыке приставки и корня /
- Сегодня вы очень внимательны.
- Что мы будем делать с этими схемами?
/ Наверно будем учиться писать слова с удвоенными согласными, которые находятся в корне и на стыке приставки и корня /
- Замечательный ответ. Я думаю, вы обратили внимание, как начерчены схемы по отношению друг к другу.
/ Они находятся в противопоставление, напротив друг друга /
- Совершенно верно, уточните, что же ещё будем делать с этими схемами?
/ Мы будем учиться различать слова с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке слова /
- Сформулируйте тему урока.
/ Различие и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня /.
- Умницы! Чему же будем учиться?
/ Мы будем учиться писать слова с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня /
- Сможете справиться с этими заданиями?
/ Да; нет. /
- Такие дагады и умницы, я уверена, справятся с этими заданиями.
- Что нужно повторить?
/ Части слова, понятие однокоренные слова /.
Я применила побуждающий диалог, была создана ситуация успеха. После выдвижения своей версии темы урока, обучающимся захочется найти ответ на вопрос который, поставили они сами. Так же и слабоуспевающий школьник стремиться изучать тему, которую он лично сформулировал или которой, я их умело заинтересовала.
Хочется закончить своё выступление памяткой учителю.
Памятка учителю. – Уважай детей! Защити их любовью и правдой. – Не навреди! Ищи в детях хорошее. – Замечай и отмечай малейший успех обучающегося. От постоянных неудач дети озлобляются. – Не приписывай успех себе, а вину обучающемуся. – Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать. – На уроке создавай ситуацию успеха. – Не кричи, не оскорбляй школьника ни при каких обстоятельствах. – Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине. – Только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира. – Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми. – Оценивай поступок, а не личность. – Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.