ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САМОПОДГОТОВКИ В ГПД
Самоподготовка — обязательное занятие детей в группе продленного дня. На ней выполняются только учебные задания учителей. В процессе ее осуществляется закрепление знаний, умений и навыков путем упражнений в применении их на практике. Объяснение же заданий проводится только на уроке.
В выборе заданий учащиеся не свободны. Здесь от них не требуют инициативы, а требуют только повиновения. Для того чтобы исполнительность у них дала желаемый для учителя результат, во время самоподготовки воспитателем устанавливается определенный порядок, который неукоснительно соблюдается всеми.
Сам режим продленного дня уже предполагает создание такой обстановки на занятиях, при которой достигается максимально положительный результат в выполнении заданий при полной самостоятельности школьников. Обеспечение нормального хода самоподготовки немыслимо без соблюдения определенных требований. Эти требования, регулирующие порядок самоподготовки, подразделяются на организационно-дисциплинарные, гигиенические, дидактические, воспитательные.
Организационно-дисциплинарные требования:
1) точное соблюдение начала и конца самоподготовки;
2) сознательное подчинение указаниям воспитателя,
3) наличие всех необходимых для занятий принадлежностей и учебников;
4) обеспечение порядка на рабочем месте;
5) экономное и полное расходование времени, отведённого на самоподготовку;
6) неукоснительное соблюдение правил запрета и правил разрешения.
Ученик должен усвоить, что нельзя:
• опаздывать на самоподготовку или отсутствовать без разрешения воспитателя;
- тратить неэкономно время;
• нарушать тишину;
• отвлекать товарищей от работы;
• заниматься посторонними делами;
• использовать методы работы, вызывающие шум;
• беседовать с воспитателем в полный голос;
• недобросовестно выполнять задание;
• считать работу законченной без проверки, взаимной проверки и по возможности проверки воспитателя.
Доведение до сознания школьников данных правил должным образом обеспечит дисциплину самостоятельного учебного труда учащихся во время самоподготовки.
Правила разрешения являются для школьников своеобразным ориентиром, в соответствии с которым они усваивают определённые нормы поведения, позволяющие им те или иные действия во время самоподготовки.
Ученику разрешается:
• по своему усмотрению планировать и осуществлять работу;
• пользоваться разнообразными пособиями и справочным материалом;
• самостоятельно выбирать методы выполнения задания;
• при необходимости обращаться шёпотом за консультацией;
• оказывать помощь товарищам;
• делать паузы для кратковременного отдыха;
• обращаться с вопросами к воспитателю, подняв руку, беседовать с ним шёпотом;
• проверять работу товарищей, когда своё задание выполнено;
• с разрешения воспитателя до начала самоподготовки сменить рабочее место;
• выйти на время из класса;
• после выполнения всех уроков готовить выступления для предметного кружка, предметного мероприятия, заучивать стихотворения для конкурсов и т.д.
Точное и полное соблюдение организационных требований по самоподготовке, а также правил запрета и разрешений поможет организовать и дисциплинировать учебную деятельность школьников.
Дидактические требования:
- чёткое формулирование образовательных задач, их связь с развивающими и воспитательными задачами;
- выбор рациональных форм проведения самоподготовки;
- установка на время начала самоподготовки, на продолжительность, максимальную самостоятельность учащихся;
- продолжительность выполнения домашних заданий:
во II классе — до 1,2 часа;
в III -IV классах — до 1,5 часов;
- определение объёма и характера заданий с помощью обоюдных контактов учителя и воспитателя;
- создание ситуаций успеха слабоуспевающим ученикам и требующим индивидуального подхода;
- поэтапная проверка выполненных заданий (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем};
- первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем);
- стимулирование и контроль за работой учащихся;
- наличие здоровьесберегающих компонентов: проведение динамических пауз, подвижных перемен, чередование поз, использование активных методов обучения, благоприятный микроклимат в группе.
Воспитательные требования:
- отказ от применения каких-либо мер наказания;
- всемерное использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания;
- содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе;
- недопустимость вовремя самоподготовки назидательных беседе воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы;
- терпимое отношение к промахам учащихся вовремя работы;
- поощрение настойчивости и упорства школьников при работе над домашним заданием;
- осуждение бездеятельности и упрямства детей;
- привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.
- Эффективность самоподготовки в значительной степени зависит от соблюдения гигиенических требований к организации самостоятельной учебной работы детей.
К основным гигиеническим требованиям относятся:
- соблюдение школьниками личной гигиены;
- сохранение у детей правильной позы во время работы;
- предупреждение утомления и переутомления, своевременное и качественное проведение физкультминуток;
- внимательное отношение к ослабленным болезнью детям;
- предоставление им перерывов на отдых;
- устранение шумовых раздражителей;
- равномерная и достаточная освещённость помещения;
- недопустимость затемнения окон шторами, цветами;
- поддержание нормального температурного режима;
- регулярное проветривание классных комнат;
- соответствие классной мебели росту школьника;
- влажная уборка помещения перед самоподготовкой;
- поддержание чистоты и порядка в классе.
Подытоживая вышеназванные нами требования в самоподготовке, отметим, что их неукоснительное соблюдение воспитателем и учащимися позволит обеспечить эффективность важного режимного момента группы продленного дня.
СТРУКТУРА САМОПОДГОТОВКИ
Структура самоподготовки — это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами самоподготовки, возникающая в процессе занятий и обеспечивающая её целенаправленную деятельность.
Основными этапами самоподготовки являются:
1. Организационный (организация начала самоподготовки и подготовка учащихся к самостоятельной работе, мотивация на самостоятельный труд).
2. Самостоятельное изучение материала.
3. Самоконтроль, взаимопроверка и самооценка.
4. Заключительный педагогический контроль.
5. Подведение итогов работы.
1. Организационный этап.
По времени занимает не более 5-7 минут. Учащиеся готовят своё рабочее место, учебные принадлежности. Воспитатель должен чётко оговорить цели, последовательность работы, создать мотивацию. Оговаривается содержание задания, выбирается более рациональный путь и последовательность его выполнения. Внимание учащихся привлекается к памятке, которая является постоянным ориентиром в самостоятельной работе. Опираясь на памятку, дети вспоминают тему урока, правила, схему или таблицу, по которой работали в классе. Осуществляется связь урока и самоподготовки. (Подробный инструктаж по работе с памяткой проводится, когда дети только начинают работать самостоятельно.)
Для формирования умений и навыков самостоятельной работы важное значение имеет воспитание у детей умения беречь время — важнейшего признака культуры умственного труда. Ведь причинами перегрузки при выполнении домашних заданий не всегда является большой объём домашних заданий, чаще — недостаточная подготовленность учащихся к их выполнению и неумение многих школьников рационально использовать время.
Перед занятиями необходимо сообщать приблизительные сроки предстоящей работы и показывать, какое положение займут на часах стрелки к концу этого срока.
2. Самостоятельное изучение материала.
Самостоятельная работа учеников — один из главнейших элементов самоподготовки. Необходимо выбирать наиболее эффективный вариант в организации самоподготовки школьников с учётом особенностей учащихся и их обучаемости.
В III —IV классах можно начинать самоподготовку с математики или русского (белорусского) языка. Необходимыми условиями при выполнении данных предметов являются следующие:
- вспомнить, чем занимались на уроке, какую тему изучали, какие задания выполняли, с какими таблицами работали, с какими правилами знакомились и т.д., озвучить их;
- найти правила в учебнике, прочитать их и постараться воспроизвести со своими примерами.
Только после этого можно переходить к выполнению письменных домашних заданий. Основные требования к ученику в процессе работы — самостоятельность, прилежание, экономное использование времени.
Большое значение для успешной самостоятельной работы во время самоподготовки имеет конкретная помощь учащимся в приобретении определённых умений и навыков. Воспитатель внимательно наблюдает за каждым учеником, поощряет старательность, указывает на недостатки, показывает правильные приёмы работы. Одного он учит соблюдать правила учебного труда, другого работать с учебником, третьего — с дополнительными информационными источниками. Воспитатель стремится закрепить все тс приёмы работы, которые усваивает школьник на уроке.
Слабым учащимся, детям с недостаточно сформированными навыками самоконтроля, имеющим частичные пробелы в знаниях, помощь оказывают воспитатель и консультанты. Важно, чтобы консультанты с такими учениками работали на равных, не поучали их, не делали за них работу, а вместе обсуждали алгоритм выполнения заданий и его решение. Одновременно ученики-консультанты получают возможность для развития общественной направленности своей личности.
Под особым наблюдением воспитателя должны быть учащиеся II класса, у которых только формируются навыки самостоятельности. Им свойственны рассеянность, неумение сосредоточить своё внимание на выполнении задания. На самоподготовке воспитатель чаще проверяет их работу, подбадривает и помогает им.
В III -IV классах во время выполнения домашних заданий воспитатель только в необходимых случаях оказывает помощь учащимся. Одним из видов контроля за качеством выполненной работы может служить взаимопроверка.
Выполнение устных заданий, особенно заучивание стихотворений наизусть и тренировка в выразительном чтении, требует особых условий. Дети, у которых более развита слуховая память, обычно учат устные задания вполголоса. Учащиеся постепенно привыкают к этому рабочему шуму, и он не мешает им сосредоточиться.
3. Самоконтроль, взаимопроверка и самооценка.
Прежде чем проверить работы детей, воспитатель организует самопроверку, которая приучает их контролировать свои действия.
При индивидуальном самоконтроле каждый учащийся проверяет ход и результаты выполняемой работы самостоятельно. Такая проверка является обязательным элементом самостоятельной работы. Навык индивидуального самоконтроля формируется на протяжении всего обучения при помощи фронтальных проверок и других способов контроля.
При формировании навыков самоконтроля необходимо приучать ребёнка прочитывать написанное упражнение, проверять решение задач, примеров, отвечать на контрольные вопросы в конце статьи по литературному чтению, предмету «Человек и мир». Полезно учить ребят способам самопроверки: найди в упражнении слова, словосочетания, предложения на изученное правило, расскажи прочитанное по плану без учебника, выполни обратное вычисление и т.д.
4. Заключительный педагогический контроль.
Воспитатель осуществляет проверку качества выполнения домашних заданий учениками, даёт оценочное суждение о работе каждого ученика. Просматриваются письменные работы, ведётся беседа по устным предметам, задаются 2-3 вопроса на понимание изученного материала, исправляются ошибки и неточности. Воспитатель отмечает тех. кто работал самостоятельно, подбадривает неуверенных в себе учеников, поощряет добросовестных. Если каждый день ученик добивается хотя бы крупицы знания собственными усилиями, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознаёт свой труд, своё отношение к нему.
5. Подведение итогов работы.
При подведении итогов можно провести дидактическую игру на закрепление определённых умений и навыков, развитие памяти. Затем необходимо убрать рабочие места и навести порядок.