kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация и проведение самоподготовки в группе продленного дня

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САМОПОДГОТОВКИ  В ГПД

Самоподготовка — обязательное занятие детей в группе про­дленного дня. На ней выполняются только учебные задания учи­телей. В процессе ее осуществляется закрепление знаний, умений и навыков путем упражнений в применении их на практике. Объ­яснение же заданий проводится только на уроке.

В выборе заданий учащиеся не свободны. Здесь от них не тре­буют инициативы, а требуют только повиновения. Для того чтобы исполнительность у них дала желаемый для учителя результат, во время самоподготовки воспитателем устанавливается определен­ный порядок, который неукоснительно соблюдается всеми.

Сам режим продленного дня уже предполагает создание такой обстановки на занятиях, при которой достигается максимально положительный результат в выполнении заданий при полной са­мостоятельности школьников. Обеспечение нормального хода са­моподготовки немыслимо без соблюдения определенных требований. Эти требования, регулирующие порядок самоподготовки, подразде­ляются на организационно-дисциплинарные, гигиенические, дидак­тические, воспитательные.

Организационно-дисциплинарные требования:

1)   точное соблюдение начала и конца самоподго­товки;

2)   сознательное подчинение указаниям воспита­теля,

3)   наличие всех необходимых для занятий принад­лежностей и учебников;

4)   обеспечение порядка на рабочем месте;

5)  экономное и полное расходование времени, от­ведённого на самоподготовку;

6)   неукоснительное соблюдение правил запрета и правил разрешения.

Ученик должен усвоить, что нельзя:

• опаздывать на самоподготовку или отсутствовать без разрешения воспитателя;

  • тратить неэкономно время;

•  нарушать тишину;

•  отвлекать товарищей от работы;

•  заниматься посторонними делами;

•  использовать методы работы, вызывающие шум;

•  беседовать с воспитателем в полный голос;

•  недобросовестно выполнять задание;

• считать работу законченной без проверки, взаим­ной проверки и по возможности проверки воспитателя.

Доведение до сознания школьников данных правил должным образом обеспечит дисциплину самостоя­тельного учебного труда учащихся во время самопод­готовки.

Правила разрешения являются для школьников свое­образным ориентиром, в соответствии с которым они усваивают определённые нормы поведения, позволя­ющие им те или иные действия во время самоподго­товки.

Ученику разрешается:

•  по своему усмотрению планировать и осуществ­лять работу;

• пользоваться разнообразными пособиями и спра­вочным материалом;

•  самостоятельно выбирать методы выполнения задания;

•  при необходимости обращаться шёпотом за кон­сультацией;

•  оказывать помощь товарищам;

•  делать паузы для кратковременного отдыха;

• обращаться с вопросами к воспитателю, подняв руку, беседовать с ним шёпотом;

•  проверять работу товарищей, когда своё задание выполнено;

•  с разрешения воспитателя до начала самоподго­товки сменить рабочее место;

•  выйти на время из класса;

• после выполнения всех уроков готовить выступ­ления для предметного кружка, предметного мероп­риятия, заучивать стихотворения для конкурсов и т.д.

Точное и полное соблюдение организационных тре­бований по самоподготовке, а также правил запрета и разрешений поможет организовать и дисциплинировать учебную деятельность школьников.

Дидактические требования:

  1. чёткое формулирование образовательных задач, их связь с развивающими и воспитательными зада­чами;
  2. выбор рациональных форм проведения самопод­готовки;
  3. установка на время начала самоподготовки, на продолжительность, максимальную самостоятель­ность учащихся;
  4. продолжительность выполнения домашних заданий:

          во II классе —  до 1,2 часа;

    в III -IV классах — до 1,5 часов;

  1. определение объёма и характера заданий с по­мощью обоюдных контактов учителя и воспитателя;
  2. создание ситуаций успеха слабоуспевающим уче­никам и требующим индивидуального подхода;
  3. поэтапная проверка выполненных заданий (само­проверка, взаимопроверка, проверка воспитателем};
  4. первичная поэтапная оценка выполненной рабо­ты (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем);
  5. стимулирование и контроль за работой учащихся;
  6. наличие здоровьесберегающих компонентов: про­ведение динамических пауз, подвижных перемен, че­редование поз, использование активных методов обу­чения, благоприятный микроклимат в группе.

Воспитательные требования:

  1. отказ от применения каких-либо мер наказания;
  2. всемерное использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления само­стоятельности при выполнении домашнего задания;
  3. содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе;
  4. недопустимость вовремя самоподготовки нази­дательных беседе воспитанниками, замечаний, отвле­кающих учеников от работы;
  5. терпимое отношение к промахам учащихся вовре­мя работы;
  6. поощрение настойчивости и упорства школьни­ков при работе над домашним заданием;
  7. осуждение бездеятельности и упрямства детей;
  8. привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.
  9. Эффективность самоподготовки в значительной степени зависит от соблюдения гигиенических требо­ваний к организации самостоятельной учебной рабо­ты детей.

К основным гигиеническим требованиям относятся:

  1. соблюдение школьниками личной гигиены;
  2. сохранение у детей правильной позы во время работы;
  3. предупреждение утомления и переутомления, свое­временное и качественное проведение физкультми­нуток;
  4. внимательное отношение к ослабленным болез­нью детям;
  5. предоставление им перерывов на отдых;
  6. устранение шумовых раздражителей;
  7. равномерная и достаточная освещённость поме­щения;
  8. недопустимость затемнения окон шторами, цве­тами;
  9. поддержание нормального температурного режима;
  10. регулярное проветривание классных комнат;
  11. соответствие классной мебели росту школьника;
  12. влажная уборка помещения перед самоподготовкой;
  13. поддержание чистоты и порядка в классе.

Подытоживая вышеназванные нами требования в самоподготовке, отметим, что их неукоснительное соблюдение воспитателем и учащимися позволит обеспечить эффективность важного режимного момента группы продленного дня.

СТРУКТУРА САМОПОДГОТОВКИ

Структура самоподготовки — это совокупность различных вариантов взаимодействий между элемен­тами самоподготовки, возникающая в процессе заня­тий и обеспечивающая её целенаправленную деятель­ность.

Основными этапами самоподготовки являются:

1. Организационный (организация начала само­подготовки и подготовка учащихся к самостоятельной работе, мотивация на самостоятельный труд).

2.   Самостоятельное изучение материала.

3.   Самоконтроль, взаимопроверка и самооценка.

4.   Заключительный педагогический контроль.

5.   Подведение итогов работы.

1. Организационный этап.

По времени занимает не более 5-7 минут. Учащиеся готовят своё рабочее место, учебные принадлежности. Воспитатель должен чётко оговорить цели, последова­тельность работы, создать мотивацию. Оговаривается содержание задания, выбирается более рациональный путь и последовательность его выполнения. Внимание учащихся привлекается к памятке, которая является по­стоянным ориентиром в самостоятельной работе. Опи­раясь на памятку, дети вспоминают тему урока, прави­ла, схему или таблицу, по которой работали в классе. Осуществляется связь урока и самоподготовки. (Под­робный инструктаж по работе с памяткой проводится, когда дети только начинают работать самостоятельно.)

Для формирования умений и навыков самостоя­тельной работы важное значение имеет воспитание у детей умения беречь время — важнейшего признака культуры умственного труда. Ведь причинами пере­грузки при выполнении домашних заданий не все­гда является большой объём домашних заданий, чаще — недостаточная подготовленность учащих­ся к их выполнению и неумение многих школьни­ков рационально использовать время.

Перед занятиями необходимо сообщать приблизительные сроки предстоящей работы и показывать, ка­кое положение займут на часах стрелки к концу этого срока.

2.  Самостоятельное изучение материала.

Самостоятельная работа учеников — один из глав­нейших элементов самоподготовки. Необходимо вы­бирать наиболее эффективный вариант в организации самоподготовки школьников с учётом особенностей учащихся и их обучаемости.

В III —IV классах можно начинать самоподготовку с математики или русского (белорусского) языка. Необ­ходимыми условиями при выполнении данных предметов являются следующие:

  • вспомнить, чем занимались на уроке, какую тему изучали, какие задания выполняли, с какими таблицами работали, с какими правилами знакомились и т.д., озвучить их;
  • найти правила в учебнике, прочитать их и поста­раться воспроизвести со своими примерами.

Только после этого можно переходить к выполнению письменных домашних заданий. Основные требования к ученику в процессе работы — самостоятельность, при­лежание, экономное использование времени.

Большое значение для успешной самостоятельной работы во время самоподготовки имеет конкретная помощь учащимся в приобретении определённых уме­ний и навыков. Воспитатель внимательно наблюдает за каждым учеником, поощряет старательность, ука­зывает на недостатки, показывает правильные приёмы работы. Одного он учит соблюдать правила учебного труда, другого работать с учебником, третьего — с дополнительными информационными источниками. Воспитатель стремится закрепить все тс приёмы ра­боты, которые усваивает школьник на уроке.

Слабым учащимся, детям с недостаточно сформи­рованными навыками самоконтроля, имеющим частич­ные пробелы в знаниях, помощь оказывают воспитатель и консультанты. Важно, чтобы консультанты с такими учениками работали на равных, не поучали их, не дела­ли за них работу, а вместе обсуждали алгоритм выпол­нения заданий и его решение. Одновременно ученики-консультанты получают возможность для развития об­щественной направленности своей личности.

Под особым наблюдением воспитателя должны быть учащиеся II класса, у которых только формиру­ются навыки самостоятельности. Им свойственны рас­сеянность, неумение сосредоточить своё внимание на выполнении задания. На самоподготовке воспитатель чаще проверяет их работу, подбадривает и помогает им.

В III -IV классах во время выполнения домашних за­даний воспитатель только в необходимых случаях ока­зывает помощь учащимся. Одним из видов контроля за качеством выполненной работы может служить взаи­мопроверка.

Выполнение устных заданий, особенно заучивание стихотворений наизусть и тренировка в выразительном чтении, требует особых условий. Дети, у которых более развита слуховая память, обычно учат устные задания вполголоса. Учащиеся постепенно привыкают к этому рабочему шуму, и он не мешает им сосредоточиться.

3.   Самоконтроль, взаимопроверка и самооценка.

Прежде чем проверить работы детей, воспитатель организует самопроверку, которая приучает их конт­ролировать свои действия.

При индивидуальном самоконтроле каждый учащий­ся проверяет ход и результаты выполняемой работы самостоятельно. Такая проверка является обязатель­ным элементом самостоятельной работы. Навык ин­дивидуального самоконтроля формируется на протя­жении всего обучения при помощи фронтальных про­верок и других способов контроля.

При формировании навыков самоконтроля необхо­димо приучать ребёнка прочитывать написанное упраж­нение, проверять решение задач, примеров, отвечать на контрольные вопросы в конце статьи по литератур­ному чтению, предмету «Человек и мир». Полезно учить ребят способам самопроверки: найди в упражнении слова, словосочетания, предложения на изученное пра­вило, расскажи прочитанное по плану без учебника, вы­полни обратное вычисление и т.д.

4.  Заключительный педагогический контроль.

Воспитатель осуществляет проверку качества вы­полнения домашних заданий учениками, даёт оце­ночное суждение о работе каждого ученика. Просмат­риваются письменные работы, ведётся беседа по устным предметам, задаются 2-3 вопроса на пони­мание изученного материала, исправляются ошибки и неточности. Воспитатель отмечает тех. кто рабо­тал самостоятельно, подбадривает неуверенных в себе учеников, поощряет добросовестных. Если каж­дый день ученик добивается хотя бы крупицы знания собственными усилиями, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравствен­но, так как переживает и осознаёт свой труд, своё отношение к нему.

5.  Подведение итогов работы.

При подведении итогов можно провести дидакти­ческую игру на закрепление определённых умений и навыков, развитие памяти. Затем необходимо убрать рабочие места и навести порядок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация и проведение самоподготовки в группе продленного дня »

Государственное учреждение образования

«Неманицкая средняя школа Борисовского района»




«ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ САМОПОДГОТОВКИ

В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ»





Воспитатель ГПД Карпеко Елена Степановна




СОДЕРЖАНИЕ

Введение . . . . . . . . . . 3

1. Общие требования к организации и проведению самоподготовки в группе продленного дня . . . . . . . . . 5

2. Структура самоподготовки . . . . . . . 10

3. Учет педагогом степени самостоятельной активности школьников при выполнении домашнего задания . . . . . . . 15

Заключение . . . . . . . . . . 17

Список использованных источников . . . . . . 18





3

ВВЕДЕНИЕ

В условиях работы группы продлённого дня реализу­ется одна из форм учебной деятельности учащихся - самоподготовка, в ходе которой под руководством вос­питателя целенаправленно формируются навыки са­мостоятельной работы детей по выполнению домашних за­даний, закрепляются и расширяются знания, полученные на уроках.

Самоподготовку принято считать второй основной формой обучения детей. Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательную, развивающую и воспитательную функции.

Занятия по самоподготовке организуются ежедневно, в одно и тоже время и являются важным режимным моментом в условиях продленного дня.

Цель самоподготовки - прививать учащимся на­выки самостоятельной учебной работы, способство­вать обеспечению образовательных, развивающих и воспитательных функций образования.

Задачи самоподготовки:

1) создание условий для продолжения обучения вне урока путём самообразования и самообучения;

2) формирование доступных умений и навыков для самостоятельного изучения материала и прочного его усвоения;

3) расширение и углубление знаний по содержа­нию учебных предметов;

4) развитие интереса к учению и расширению границ учебной работы.

Руководство самоподготовкой учащихся осуществ­ляет воспитатель. При этом он обеспечивает преемственность содержания образования на уроке и во внеурочное время. В процессе самоподготовки на первый план выдвигается задача разви­тия навыков учебной самоподготовки детей, закрепления и применения знаний на практике.

В отличие от урока самоподготовка содержит в себе элементы самообразования и характеризуется само­стоятельными учебными действиями учеников.

4

По сути, самоподготовку принято считать второй основной формой обучения. Как учеб­ное занятие самоподготовка выполняет образователь­ную, развивающую, воспитательную функции.

В этой связи изучение методических основ эффективной организации самоподготовки является актуальной проблемой для педагогов, работающих в группе продленного дня, поскольку глубокое овладение вопросом позволяет продуктивно взаимодействовать с детьми в рамках данного режимного момента.
































5

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САМОПОДГОТОВКИ В ГПД

Самоподготовка — обязательное занятие детей в группе про­дленного дня. На ней выполняются только учебные задания учи­телей. В процессе ее осуществляется закрепление знаний, умений и навыков путем упражнений в применении их на практике. Объ­яснение же заданий проводится только на уроке.

В выборе заданий учащиеся не свободны. Здесь от них не тре­буют инициативы, а требуют только повиновения. Для того чтобы исполнительность у них дала желаемый для учителя результат, во время самоподготовки воспитателем устанавливается определен­ный порядок, который неукоснительно соблюдается всеми.

Сам режим продленного дня уже предполагает создание такой обстановки на занятиях, при которой достигается максимально положительный результат в выполнении заданий при полной са­мостоятельности школьников. Обеспечение нормального хода са­моподготовки немыслимо без соблюдения определенных требований. Эти требования, регулирующие порядок самоподготовки, подразде­ляются на организационно-дисциплинарные, гигиенические, дидак­тические, воспитательные.

Организационно-дисциплинарные требования:

1) точное соблюдение начала и конца самоподго­товки;

2) сознательное подчинение указаниям воспита­теля,

3) наличие всех необходимых для занятий принад­лежностей и учебников;

4) обеспечение порядка на рабочем месте;

5) экономное и полное расходование времени, от­ведённого на самоподготовку;

6) неукоснительное соблюдение правил запрета и правил разрешения.

Ученик должен усвоить, что нельзя:

• опаздывать на самоподготовку или отсутствовать без разрешения воспитателя;

6

  • тратить неэкономно время;

• нарушать тишину;

• отвлекать товарищей от работы;

• заниматься посторонними делами;

• использовать методы работы, вызывающие шум;

• беседовать с воспитателем в полный голос;

• недобросовестно выполнять задание;

• считать работу законченной без проверки, взаим­ной проверки и по возможности проверки воспитателя.

Доведение до сознания школьников данных правил должным образом обеспечит дисциплину самостоя­тельного учебного труда учащихся во время самопод­готовки.

Правила разрешения являются для школьников свое­образным ориентиром, в соответствии с которым они усваивают определённые нормы поведения, позволя­ющие им те или иные действия во время самоподго­товки.

Ученику разрешается:

• по своему усмотрению планировать и осуществ­лять работу;

• пользоваться разнообразными пособиями и спра­вочным материалом;

• самостоятельно выбирать методы выполнения задания;

• при необходимости обращаться шёпотом за кон­сультацией;

• оказывать помощь товарищам;

• делать паузы для кратковременного отдыха;

• обращаться с вопросами к воспитателю, подняв руку, беседовать с ним шёпотом;

• проверять работу товарищей, когда своё задание выполнено;

• с разрешения воспитателя до начала самоподго­товки сменить рабочее место;

• выйти на время из класса;



7

• после выполнения всех уроков готовить выступ­ления для предметного кружка, предметного мероп­риятия, заучивать стихотворения для конкурсов и т.д.

Точное и полное соблюдение организационных тре­бований по самоподготовке, а также правил запрета и разрешений поможет организовать и дисциплинировать учебную деятельность школьников.

Дидактические требования:

  1. чёткое формулирование образовательных задач, их связь с развивающими и воспитательными зада­чами;

  2. выбор рациональных форм проведения самопод­готовки;

  3. установка на время начала самоподготовки, на продолжительность, максимальную самостоятель­ность учащихся;

  4. продолжительность выполнения домашних заданий:

во II классе — до 1,2 часа;

в III -IV классах — до 1,5 часов;

  1. определение объёма и характера заданий с по­мощью обоюдных контактов учителя и воспитателя;

  2. создание ситуаций успеха слабоуспевающим уче­никам и требующим индивидуального подхода;

  3. поэтапная проверка выполненных заданий (само­проверка, взаимопроверка, проверка воспитателем};

  4. первичная поэтапная оценка выполненной рабо­ты (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем);

  5. стимулирование и контроль за работой учащихся;

  6. наличие здоровьесберегающих компонентов: про­ведение динамических пауз, подвижных перемен, че­редование поз, использование активных методов обу­чения, благоприятный микроклимат в группе.

Воспитательные требования:

  1. отказ от применения каких-либо мер наказания;

8

  1. всемерное использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления само­стоятельности при выполнении домашнего задания;

  2. содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе;

  3. недопустимость вовремя самоподготовки нази­дательных беседе воспитанниками, замечаний, отвле­кающих учеников от работы;

  4. терпимое отношение к промахам учащихся вовре­мя работы;

  5. поощрение настойчивости и упорства школьни­ков при работе над домашним заданием;

  6. осуждение бездеятельности и упрямства детей;

  7. привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.

  8. Эффективность самоподготовки в значительной степени зависит от соблюдения гигиенических требо­ваний к организации самостоятельной учебной рабо­ты детей.

К основным гигиеническим требованиям относятся:

  1. соблюдение школьниками личной гигиены;

  2. сохранение у детей правильной позы во время работы;

  3. предупреждение утомления и переутомления, свое­временное и качественное проведение физкультми­нуток;

  4. внимательное отношение к ослабленным болез­нью детям;

  5. предоставление им перерывов на отдых;

  6. устранение шумовых раздражителей;

  7. равномерная и достаточная освещённость поме­щения;

  8. недопустимость затемнения окон шторами, цве­тами;

  9. поддержание нормального температурного режима;

  10. регулярное проветривание классных комнат;

  11. соответствие классной мебели росту школьника;


9

  1. влажная уборка помещения перед самоподготовкой;

  2. поддержание чистоты и порядка в классе.

Подытоживая вышеназванные нами требования в самоподготовке, отметим, что их неукоснительное соблюдение воспитателем и учащимися позволит обеспечить эффективность важного режимного момента группы продленного дня.
























10

СТРУКТУРА САМОПОДГОТОВКИ

Структура самоподготовки — это совокупность различных вариантов взаимодействий между элемен­тами самоподготовки, возникающая в процессе заня­тий и обеспечивающая её целенаправленную деятель­ность.

Основными этапами самоподготовки являются:

1. Организационный (организация начала само­подготовки и подготовка учащихся к самостоятельной работе, мотивация на самостоятельный труд).

2. Самостоятельное изучение материала.

3. Самоконтроль, взаимопроверка и самооценка.

4. Заключительный педагогический контроль.

5. Подведение итогов работы.

1. Организационный этап.

По времени занимает не более 5-7 минут. Учащиеся готовят своё рабочее место, учебные принадлежности. Воспитатель должен чётко оговорить цели, последова­тельность работы, создать мотивацию. Оговаривается содержание задания, выбирается более рациональный путь и последовательность его выполнения. Внимание учащихся привлекается к памятке, которая является по­стоянным ориентиром в самостоятельной работе. Опи­раясь на памятку, дети вспоминают тему урока, прави­ла, схему или таблицу, по которой работали в классе. Осуществляется связь урока и самоподготовки. (Под­робный инструктаж по работе с памяткой проводится, когда дети только начинают работать самостоятельно.)

Для формирования умений и навыков самостоя­тельной работы важное значение имеет воспитание у детей умения беречь время — важнейшего признака культуры умственного труда. Ведь причинами пере­грузки при выполнении домашних заданий не все­гда является большой объём домашних заданий, чаще — недостаточная подготовленность учащих­ся к их выполнению и неумение многих школьни­ков рационально использовать время.


11

Перед занятиями необходимо сообщать приблизительные сроки предстоящей работы и показывать, ка­кое положение займут на часах стрелки к концу этого срока.

2. Самостоятельное изучение материала.

Самостоятельная работа учеников — один из глав­нейших элементов самоподготовки. Необходимо вы­бирать наиболее эффективный вариант в организации самоподготовки школьников с учётом особенностей учащихся и их обучаемости.

Учащимся II классов рекомендуется выполнять до­машние задания, начиная с литературного чтения. После этого они лучше осмыслят задания по письмен­ным предметам (языкам, математике).

При работе с текстом по литературному чтению де­тям необходимо разрешать читать негромко вслух, учиться слушать только себя. При этом нельзя запре­щать менять позы при сидении, находить «уголки» в классе, помимо школьных парт, где можно читать. Не­обходимо приближать ребёнка к домашней обстанов­ке, использовать возможности игровых уголков, ковро­вых покрытий. Ребёнок может расслабиться, соблю­дая при этом порядок и тишину.

В III —IV классах можно начинать самоподготовку с математики или русского (белорусского) языка. Необ­ходимыми условиями при выполнении данных предметов являются следующие:

  • вспомнить, чем занимались на уроке, какую тему изучали, какие задания выполняли, с какими таблицами работали, с какими правилами знакомились и т.д., озвучить их;

  • найти правила в учебнике, прочитать их и поста­раться воспроизвести со своими примерами.

Только после этого можно переходить к выполнению письменных домашних заданий. Основные требования к ученику в процессе работы — самостоятельность, при­лежание, экономное использование времени.


12

Большое значение для успешной самостоятельной работы во время самоподготовки имеет конкретная помощь учащимся в приобретении определённых уме­ний и навыков. Воспитатель внимательно наблюдает за каждым учеником, поощряет старательность, ука­зывает на недостатки, показывает правильные приёмы работы. Одного он учит соблюдать правила учебного труда, другого работать с учебником, третьего — с дополнительными информационными источниками. Воспитатель стремится закрепить все тс приёмы ра­боты, которые усваивает школьник на уроке.

Слабым учащимся, детям с недостаточно сформи­рованными навыками самоконтроля, имеющим частич­ные пробелы в знаниях, помощь оказывают воспитатель и консультанты. Важно, чтобы консультанты с такими учениками работали на равных, не поучали их, не дела­ли за них работу, а вместе обсуждали алгоритм выпол­нения заданий и его решение. Одновременно ученики-консультанты получают возможность для развития об­щественной направленности своей личности.

Под особым наблюдением воспитателя должны быть учащиеся II класса, у которых только формиру­ются навыки самостоятельности. Им свойственны рас­сеянность, неумение сосредоточить своё внимание на выполнении задания. На самоподготовке воспитатель чаще проверяет их работу, подбадривает и помогает им.

В III -IV классах во время выполнения домашних за­даний воспитатель только в необходимых случаях ока­зывает помощь учащимся. Одним из видов контроля за качеством выполненной работы может служить взаи­мопроверка.

Выполнение устных заданий, особенно заучивание стихотворений наизусть и тренировка в выразительном чтении, требует особых условий. Дети, у которых более развита слуховая память, обычно учат устные задания вполголоса. Учащиеся постепенно привыкают к этому рабочему шуму, и он не мешает им сосредоточиться.


13

Но определённый порядок, соблюдение общепри­нятых правил работы во время самоподготовки крайне необходим. Нельзя отвлекать внимание учащихся, громко читать и разговаривать. Если ученику нужно по­дойти к карте или ближе рассмотреть пособие, он это делает тихо, не спрашивая разрешения у воспитате­ля. Если же нужно что-то узнать, обратиться за помо­щью, ученик поднимает руку, а воспитатель подходит и тихо отвечает на вопрос или помогает в выполнении задания. При сформированных учебных навыках, пре­дусмотренных программой, учащимся предоставляет­ся больше самостоятельности.

3. Самоконтроль, взаимопроверка и самооценка.

Прежде чем проверить работы детей, воспитатель организует самопроверку, которая приучает их конт­ролировать свои действия.

При индивидуальном самоконтроле каждый учащий­ся проверяет ход и результаты выполняемой работы самостоятельно. Такая проверка является обязатель­ным элементом самостоятельной работы. Навык ин­дивидуального самоконтроля формируется на протя­жении всего обучения при помощи фронтальных про­верок и других способов контроля.

При формировании навыков самоконтроля необхо­димо приучать ребёнка прочитывать написанное упраж­нение, проверять решение задач, примеров, отвечать на контрольные вопросы в конце статьи по литератур­ному чтению, предмету «Человек и мир». Полезно учить ребят способам самопроверки: найди в упражнении слова, словосочетания, предложения на изученное пра­вило, расскажи прочитанное по плану без учебника, вы­полни обратное вычисление и т.д.

Большое влияние на развитие самоконтроля ока­зывают взаимные проверки учащимися работ друг дру­га, когда каждый выступает в роли проверяющего. Орга­низуется взаимопроверка, в ходе которой вырабаты­ваются умения оценивать работу товарища.


14

Благодаря взаимному контролю у учащихся углуб­ляются знания и умения по выполняемой работе, развиваются внимательность и навыки самоконтро­ля. В результате обучения самоконтролю у школьни­ков формируются умения управлять своей учебной и трудовой деятельностью, контролировать процесс её выполнения.

4. Заключительный педагогический контроль.

Воспитатель осуществляет проверку качества вы­полнения домашних заданий учениками, даёт оце­ночное суждение о работе каждого ученика. Просмат­риваются письменные работы, ведётся беседа по устным предметам, задаются 2-3 вопроса на пони­мание изученного материала, исправляются ошибки и неточности. Воспитатель отмечает тех. кто рабо­тал самостоятельно, подбадривает неуверенных в себе учеников, поощряет добросовестных. Если каж­дый день ученик добивается хотя бы крупицы знания собственными усилиями, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравствен­но, так как переживает и осознаёт свой труд, своё отношение к нему.

5. Подведение итогов работы.

При подведении итогов можно провести дидакти­ческую игру на закрепление определённых умений и навыков, развитие памяти. Затем необходимо убрать рабочие места и навести порядок.











15

УЧЕТ ПЕДАГОГОМ СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

По характеру приготовления домашних заданий самоподготовка может протекать для раз­ных категорий учащихся в разных видовых состояниях, которые определяются степенью са­мостоятельной активности школьников в выполнении домашних заданий. Каждое состояние может быть охарактеризовано следующим образом:


Состояние учащегося на самоподготовке

Характеристика состояния

Активно-самостоятельное

Не требует никакого вмешательства воспитателя, так как учащиеся хорошо понимают поставленные перед ними задачи, видят пути их решения, располагают возможностями и средствами успешного их выполнения. Они все делают без помощи воспитателя. Вмешательст­во воспитателя может перевести самоподготовку детей в другое со­стояние


Зависимо-самостоятельное

Возникает тогда, когда ученик действует самостоятельно, но с огляд­кой на реакцию воспитателя. Он как бы ставит свою работу в за­висимость от мнения, оценки воспитателя. В его действиях присутст­вует элемент неуверенности, хотя он выполняет задание с интересом и даже с увлечением


Принудительно-исполнительское

Появляется в группе у той категории школьников, которые действуют под руководством и контролем воспитателя. Он указывает и пути, и средства решения задачи. Учащиеся при этом не проявляют особой заинтересованности в работе. Стараясь отвести от себя неприятные последствия при неуспешном выполнении задания, они обращаются за помощью к воспитателю, всячески привлекают его внимание. Ли­шившись внимания педагога, они стремятся воспользоваться помо­щью сильных учеников, но если ее нет, то никогда не проявляют воли к дальнейшему продолжению работы. У этих детей укореняется при­вычка действовать по принуждению извне



16

Бесконтрольно-исполнительское

Наблюдается у тех учеников, которые стремятся формальной испол­нительностью скрыть свое нежелание трудиться. Требовательность воспитателя, его постоянный контроль разрушают иллюзию учени­ков, что такая деятельность может удовлетворить педагога. Это со­стояние временное и преходящее. Нельзя допускать, чтобы оно дли­тельное время существовало. Иначе в отношении учеников к учебе появятся элементы формализма, которые сведут на нет их активность в учении


Самопроизвольное

Проявляется в учебной деятельности некоторых учащихся следую­щим образом: «хочу — учу, не хочу— не учу»; «нравится — работаю, не нравится — не работаю»; «легко — сделаю, трудно — не буду». Эта группа учеников доставляет воспитателю не меньше тревог, чем ука­занная выше. Перевести самопроизвольное состояние самоподготовки в другое весьма трудно. Потребуется длительная, кропотливая работа по искоренению склонности детей заниматься делом лишь в соответ­ствии с собственными желаниями



Ориентируясь в проявлениях этих состояний, воспитатель сможет лучше согласовать и соразмерить воздействия на своих подопечных во время самоподготовки, превращая ее в эффективное средство формирования личности учащихся. В этом ему помогает педагогическое предвидение процесса изменений, происходящих в характере учеников, и конечного результата своей воспитательной деятельности.









17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самоподготовка – один из наиболее ответственных моментов работы воспитателя. Поэтому только тесная взаимосвязь воспитателя и учителя может способствовать улучшению качества предстоящего урока, совершенствованию самоподготовки школьников.

Постоянный контакт учителя и воспитателя, беседы, обсуждения отдельных вопросов, совместная деятельность в методическом объединении, взаимная информация делают их работу более эффективной, позволяют в короткий срок сформировать у учащихся навыки самостоятельного и рационального учебного труда.

Подводя итоги всему вышесказанному, можно сформулировать ряд правил, соблюдение которых обязательно при организации самоподготовки в группах продленного дня:

в режиме продленного дня самоподготовке отвести специаль­ное место;

строго определить границы этого занятия;

к началу самоподготовки восстановить утраченную в ходе уро­ков работоспособность детей путем организации их активного от­дыха;

не превращать самоподготовку в дополнительные занятия;

не допускать на самоподготовке перегрузки учащихся учебны­ми занятиями;

обеспечить на самоподготовке комплекс организационных и са­нитарно-гигиенических мер, направленных на создание условий комфортности для учащихся;

разумно определить свои педагогические обязанности во время самоподготовки.





18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Платонова, М.А. Организация проведения самоподготовки в условиях группы продленного дня /М.А.Платонова // Пачатковае навучанне. - 2008. - №11. – С.59-63.

2. Анцибор, М.М. Особенности организации педагогического процесса в начальных классах с продлённым днём/ М.М. Антибор, И.Ф. Голованова. - М., 1990.

3. Огородников, А.А. Учебно-воспитательная работа в группах продлённого дня (1-4 классы)/ А.А. Огородников. - М., 1989.

4. Садовничая, 3.Ф. Содержание, организация и методика работы в группе продлённого дня/ З.Ф. Садовничая. – М., 1988.

5. Кобзарь, Б.С. Учебно-воспитательный процесс в школах и группах продлённого дня/ Б.С.Кобзарь. - К., 1982.

6. Агафонова, К.В. Продлённый день в школе/ К.В. Агафонова. - М., 1984.

7. Баранцев, С.А. Учебно-воспитательная и оздоровительная работа в школах и группах продлённого дня/ С.А.Баранцев. - М., 1988.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Организация и проведение самоподготовки в группе продленного дня

Автор: Карпеко Елена Степановна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126315

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САМОПОДГОТОВКИ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ"
    ["seo_title"] => string(106) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-k-organizatsii-i-proviedieniiu-samopodgotovki-v-gruppie-prodliennogo-dnia"
    ["file_id"] => string(6) "286917"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454416433"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Подвижные игры в группе продленного дня "
    ["seo_title"] => string(47) "podvizhnyie-ighry-v-ghruppie-prodliennogho-dnia"
    ["file_id"] => string(6) "126320"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415141903"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "О группе продлённого дня ( режим и занятие в ГПД) "
    ["seo_title"] => string(55) "o-ghruppie-prodlionnogho-dnia-riezhim-i-zaniatiie-v-gpd"
    ["file_id"] => string(6) "137961"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417453421"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Организация и проведение самоподготовки в группе продленного дня."
    ["seo_title"] => string(78) "orghanizatsiia-i-proviedieniie-samopodghotovki-v-ghruppie-prodliennogho-dnia-1"
    ["file_id"] => string(6) "287151"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1454433484"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства