Каждый из нас, учителей, задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения?
Неудовлетворенность современным образованием – явление всеобщее и, как показывает жизнь, начинает охватывать весь мир. Но обучение не может быть качественным, если оно не личностно ориентировано, если не созданы условия для развития каждого ребенка, даже не очень способного к обучению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«« Качество образования - открытые возможности»»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицея №4 Красноармейского района Волгоград»
Программа работы со способными и одаренными детьми
Автор: начальных классов
Хахалева Наталья Сергеевна
2022-2027 г.
Пояснительная записка
Эффективное решение проблем современного образования на уровне школы возможно лишь при условии программно-целевого управления ее развитием, которое позволяет рассматривать урок и дополнительное образование как систему, обеспечивающую высокий уровень качества образования.
Модель развития одаренных детей, помогает построить концепцию развития одарённых детей, разработать направления, задачи, а также план действий и поэтапную их реализацию в течение 4 лет обучения в начальной школе.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей.
В начальных классах очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.
Д
Оранжевым
зеленым
Синим еленым
анная программа работы учителя, классного руководителя с одаренными и способными детьми предназначена для конкретного класса. Проведена диагностика способностей, интересов и одаренности. По результатам диагностики в классе выявились 5 учащихся, особо нуждающихся в развитии их способностей. Был составлен ряд мероприятий. В программе они отмечены разными цветами. и и и цветом выделены те, которые необходимы для ребенка.
те, которые желательны, но необязательны, т. к. они не отвечают способностям и интересам ребенка.
Во второй части программы предлагаются мероприятия для развития остальных учащихся класса. Так как диагностика не является 100% гарантом выявления одаренности, способности детей могут не проявиться в данном возрасте, поэтому всем детям предлагается участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях разного уровня. Большинство учащихся в них участвует, есть результаты. Все дети в классе посещают занятия клубов, кружков, участвуют во внеклассных мероприятиях. Считаю, если ребенок не обладает способностями к предметам, то в нем нужно развивать активную жизненную позицию. Учащиеся активно участвуют в жизни класса, школы, проявляют желание побороться за звание «самого активного ученика класса».
Программа удобна тем, что в ней просматриваются результаты работы в данном направлении.
В приложении даны виды диагностики, которые использовались для составления программы.
Цель программы:
Выявление способных и одаренных детей.
Создание условий для реализации их способностей.
Задачи:
Создание системы урочной и внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.
Развитие групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.
Организация системы исследовательской работы учащихся.
Ожидаемые результаты:
Формирование системы работы с одаренными учащимися.
Формирование положительной мотивации к учению у учащихся.
Творческая самореализация выпускника начальной школы.
Обеспечение преемственности в работе между начальной и средней школами.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Учебно – познавательное.
Цель: развитие познавательной активности.
Задачи:
выявление индивидуальных способностей;
формирование потребности к самообразованию;
развитие умений и навыков учебной деятельности;
формирование навыков научной организации труда;
организация исследовательской работы учащихся;
развитие коммуникативных умений;
развитие рефлексивных умений.
Педагогические задачи:
осуществление индивидуализации обучения;
реализация личностно-ориентированных технологий в практику обучения:
проблемного обучение (А.М. Матюшкин);
технологии деятельностного метода (Л.Г. Петерсон);
личностно-ориентированное обучение (И.А. Якиманская);
технологии РКМЧП (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит);
метода проектов (Поллат Е. С.);
ИКТ;
формирование системности в знаниях по разным предметам;
повышение качества обучения;
осуществление мероприятий по социальной адаптации одаренных учеников.
Формы реализации:
Развивающие уроки
Школьные и районные олимпиады
Темтические КВНы
Интеллектуаль-ные игры
Исследова-
тельские проекты
Районные конкурсы
Викторины
Брейн - ринги
Научно – исследова-тельские конференции
Тематические КВНы
Кружок
«Веселая граммаика»
Конкурс «Полиатлон»
Всероссийский конкурс «Кит»
Творческие лаборатории
Конкурс «Золотое руно»
Конкурс «Русский медвежонок»
Кружок
«Занимательная математика»
Творческое.
Цель: Развитие творческой активности.
Задачи:
выявление и развитие индивидуальных способностей;
развитие умений и навыков в творческой деятельности;
Формы реализации:
Выставки
рисунков и поделок с уроков
Выпуск классной газеты
Конкурсы чтецов
Экскурсии в музей «Старая Сарепта»
Концерты для родителей
Экскурсия в музей Панорама Сталинградской битвы
Конкурсы поделок
Кружок «Театр»
Конкурсы рисунков
День именинника
Посещение кукольного театра
Экскурсии в исторический музей
Классные праздники
Конкурсы сочинений
Посещение ДШИ
Спортивное
Цель: развитие физических способностей.
Задачи:
выявление физически развитых детей;
формирование стремления к развитию физических данных.
Формы реализации:
Посещение секций в ДЮЦе
Спортивные соревнования
Спортивные праздники
Спортивные игры
Посещение
катка
Посещение спортивной школы
Походы
Коллективная деятельность.
Цель: развитие лидерских способностей.
Задачи:
выявление детей с лидерскими способностями;
развитие коммуникативных умений.
Формы реализации:
КТД
Конкурсы поделок
Концерты
Сменные поручения
Классные и школьные праздники
Сменные поручения
Выпуск классной газеты
Групповые проекты
Выпуск классной
Неделя добра
Декада пожилого человеа
Научно – практические конференции
Декада пожилого человеа
У частники программы
Классный руководитель
Детская библиотека №6
Педагоги
Школьная библиотека
Родители
Учащиеся класса
Музей лицея
Школьный психолог
ДШИ
Выставочный зал
Машкова
Спортивная школа
Работа с родителями:
Цель:оказание консультативной помощи при воспитании способного и одаренного ребенка.
Задачи:
анкетирование с целью выявления способностей и интересов учащихся;
выявления проблем в воспитании способных и одаренных дете
Диагностика
Цель:выявление индивидуальных способностей детей.
№ п/п
Вид диагностики
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
1
Анкетирование родителей: социальный паспорт семьи, стиль семейного воспитания.
+
+
2
Диагностика интересов ребенка (самим ребенком)
+
+
3
Диагностика интересов ребенка (родителями)
+
+
4
Диагностика одаренности детей (родителями)
+
+
5
Диагностика общей одаренности (учитель)
+
+
наблюдения;
тестирование;
анкетирование;
беседа с родителями, учителями
Карта интересов класса (мнение родителей и детей)
№
ФИО
Матем. и
техника
Гуманит
сфера
Худож. деятел.
Физ-ра и
спорт
Коммун.
интерес
Природа
Домашн
обязан.
1
Ал-Джазаф Лев
3,5
-4
1,5
8
2
4
-4
2
Амелькин Владислав
8,3
4
5,7
2,3
6
-2
-9
3
Архипов Степан
2,5
1
-2
4
3
-0,5
1
4
Банько София
2
2
1
7
1,5
3,5
2,5
5
Букатин Данил
-2
1
1
0
1
2
1,5
6
Ванеев Кирилл
10
7
7
8
9
8
6
7
Вереютин Давид
3,5
4
6
3,5
1
6,5
6,5
8
Вереютина Эмилия
-1
8
7,5
-0,5
1,5
4,5
4
9
Вишневская Ева
5
5
2,3
6,7
5,3
5
3,7
10
Гостева Екатерина
5
2
5,5
1
4
5,5
6,5
11
Григорьев Алексей
1
-2
3,5
7
1,5
0
3
12
Котельникова Надежда
0,5
2,5
5
2,5
2,5
6
5,5
13
Ксенда Мария
10
9
7
8
8
9
10
14
Мовчан Наталья
10
9
9
9
10
10
10
15
Попов Максим
2
2
1
7
1,5
3,5
2,5
16
Синельников Вадим
-1
8
7,5
-0,5
1,5
4,5
4
17
Тихонова Александра
2
2
1
7
1,5
3,5
2,5
18
Черенков Александр
5
2
5,5
1
4
5,5
6,5
19
Югай Анастасия
1
-2
3,5
7
1,5
0
3
Карта интересов класса (мнение детей)
№
ФИО
Матем. и
техника
Гуманит.
сфера
Худож. деятел.
Физ-ра и
спорт
Коммун.
интерес
Природа
Домашн
обязан.
1
Ал-Джазаф Лев
4
-5
3
8
0
1
-3
2
Амелькин Владислав
8
0
0
-1
4
0
-5
3
Архипов Степан
6
3
-3
9
3
-2
1
4
Банько София
5
5
4
8
2
4
4
5
Букатин Данил
-1
1
3
3
-1
5
2
6
Ванеев Кирилл
10
10
10
10
9
10
10
7
Вереютин Давид
6
5
7
8
-1
8
8
8
Вереютина Эмилия
-1
9
8
2
3
5
5
9
Вишневская Ева
4
3
1
7
5
3
2
10
Гостева Екатерина
10
10
10
10
10
10
10
11
Григорьев Алексей
3
-1
2
8
0
3
3
12
Котельникова Надежда
4
6
6
6
2
9
8
13
Ксенда Мария
10
10
10
10
10
10
10
14
Попов Максим
10
10
10
10
10
10
10
15
Синельников Вадим
7
3
5
6
5
4
4
16
Тихонова Александра
6
4
6
7
5
5
6
17
Черенков Александр
4
3
3
4
3
3
4
18
Югай Анастасия
10
10
10
10
10
10
10
9 – 10 баллов
Ярко выраженные интересы
7 – 8 баллов
Интересы проявляются довольно часто
5 – 6 баллов
Интересы проявляются не часто
4 и ниже
Интересы не проявляются или скрыты
Карта одаренности класса
№
ФИО
интеллект.
творческая
академич.
художизобр
музыкальн
литературн
артистичес
техническ
лидерская
спортивная
1
Ал-Джазаф Лев
0
9
-2
9
1
-1
4
8
4
11
2
Амелькин Владислав
8
7
1
5,5
7
6,5
6,2
5,5
3,5
1,5
3
Архипов Степан
-1
-5
-8
-2
-8
-3
-3
-2
-2
0
4
Банько София
0
2
4
0
0
-5
1
1
6
8
5
Букатин Данил
4
4
1
2
5
2
0
0
5
3
6
Ванеев Кирилл
14
15
14
16
14
14
14
15
16
15
7
Вереютин Давид
4
1
0
3
2
7
7
-4
-1
1
8
Вереютина Эмилия
7
7
3
7
4
9
10
-6
7
-4
9
Вишневская Ева
7
8,5
4
3,5
2
6
7
4,5
9
12
10
Гостева Екатерина
14
14
14
15
16
15
16
14
16
14
11
Григорьев Алексей
5
6
3
1
3
5
3
1
7
12
12
Котельникова Надежда
16
4
2
6
-3
7
7
-5
3
2
13
Ксенда Мария
14
15
14
16
14
14
14
15
16
15
14
Попов Максим
15
16
14
15
15
16
16
14
15
16
15
Синельников Вадим
4
8
5
9
6
5
4
5
6
8
16
Тихонова Александра
5
9
4
8
6
6
5
5
5
7
17
Черенков Александр
14
15
14
16
14
14
14
15
16
15
18
Югай Анастасия
15
16
14
15
15
16
16
14
15
16
14 – 16 баллов
Выраженная одаренность
10 – 13 баллов
Ярко выраженные способности (нужно развивать)
7 – 9 баллов
Неярко выраженные способности (можно развивать)
6 и ниже
Способности не выражены
Результаты диагностики общей одаренности
Качество/
оценка
Ал-Джазаф Лев
Амелькин Владислав
Архипов Степан
Банько София
Букатин Данил
Ванеев Кирилл
Вереютин Давид
Вереютина Эмилия
Вишневская Ева
Гостева Екатерина
Григорьев Алексей
Котельникова Надежда
Ксенда Мария
Попов Максим
Мовчан Наталья
Синельников Вадим
Тихонова Александра
Черенков Александр
Югай Анастасия
Любознотельность
3
3
5
2
3
3
3
4
3
5
5
4
4
4
5
3
3
3
5
Сверхчувствительность к проблемам
3
3
5
2
3
3
3
4
3
5
5
5
4
3
5
3
3
4
4
Способность к прогнозированию
3
3
5
2
3
3
3
4
3
5
5
5
4
4
5
3
3
3
5
Словарный запас
4
3
5
2
4
3
3
4
4
5
5
5
4
3
5
4
3
3
5
Способность к оценке
4
4
5
4
4
4
4
5
5
5
5
5
5
5
5
4
4
4
5
Изобретательность
3
3
4
3
3
3
3
4
4
4
5
4
3
3
5
3
3
4
5
Способность рассуждать и мыслить логически
3
3
5
2
3
3
3
4
3
4
5
4
3
3
5
3
3
3
5
Настойчивость
3
2
3
2
2
2
2
2
2
4
5
5
3
5
5
2
2
2
4
Перфекционизм
3
3
4
2
3
3
3
3
3
5
5
5
3
4
5
2
2
3
4
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН УЧАЩЕЙСЯ 2Г КЛАССА МОВЧАН НАТАЛЬИ
Карта ребенка
Фамилия, имя, отчество учащегося: Мовчан Наталья
Состав семьи, ее структура: полная, 2 детей.
Взаимоотношения в семье: доверительные, основанные на взаимопонимании, тёплые.
Наличие отклонений от норм поведения в семье: не наблюдались.
Культурный уровень семьи: высокий, оба родителя имеют высшее образование.
Воспитательный потенциал семьи: высокий, уделяют большое внимание обучению, развитию ребёнка, как в школе, так и дома.
Характер ребенка: лидер.
Качества личности:
положительные: веселая, готова помочь другу, общительная, ответственно относится к любому делу.
Положение ребенка в коллективе: пользуется авторитетом.
Учебная деятельность:
успеваемость: имеет хорошие и отличные отметки по всем предмет;
мотивация обучения: высокая, школа первая ступень к знаниям, этап для осуществления своей мечты;
посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины способности к обучению: хорошие;
познавательный интерес: высокий.
Трудовая деятельность:
наличие трудовых навыков: трудолюбивая;
предпочитаемые виды труда: умственный, творческий;
участие в трудовых делах: самое активное.
Получение дополнительного образования: музыкальная школа, центр детского творчества.
Работа с родителями.
Оказывается консультационная помощь по мере необходимости.
Характеристика семейного воспитания
По материальной обеспеченности семья: со средним материальным достатком
По социально-правовой устойчивости и воспитательному потенциалу семья: социально-устойчивая, благополучная в воспитательном отношении – воспитательно- сильная.
По взаимоотношениям: гармоничная
По семейным ориентациям: на деятельность, общение
Позиция семьи
Отношение родителей
Последствия в формировании личности
Педагогически оправданная позиция
Заботливость, любовь в сочетании с разумной требовательностью, дружеские, доверительные отношения, поощрение самостоятельности
Нормальное развитие личности, адекватная самооценка
Приложение
Диагностика интересов ребенка Инструкция для родителей
Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста. На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - "-"; если нравится -"+"; очень нравится - "++". Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
Лист вопросов. Каждый вопрос начинается со слов: "Нравится ли вам ..."
1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;
2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
3) петь, музицировать;
4) заниматься физкультурой;
5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
8) играть с техническим конструктором;
9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;
10) самостоятельно рисовать;
11) играть в спортивные, подвижные игры;
12) руководить играми детей;
13) ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
14) ходить в магазин за продуктами;
15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак идр.);
21) убиратьза собой книги, тетради, игрушки и др.;
22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
27) ухаживать за домашними растениями;
28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
31) участвовать в постановке спектаклей;
32) заниматься спортом в секциях и кружках;
33) помогать другим людям;
34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;
35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Обработка результатов
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:
• математика и техника;
• гуманитарная сфера;
• художественная деятельность;
• физкультура и спорт;
• коммуникативные интересы;
• природа и естествознание;
• домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка. Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.
Лист ответов: в клетках листа записываются (плюсы и минусы) ответы на все вопросы.
Дата__________ Фамилия, имя_______________
Матем. и
техника
Гуманит.
сфера
Худож. деятел.
Физ-ра и
спорт
Коммун.
интерес
Природа
Домашние
обязан.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Диагностика детской одаренности
Инструкция
Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) — если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) - оцениеаемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму - во вторую и т. д. Всего у вас на это должно уйти 10-15 минут.
Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой.
Понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка. А пока можете считать, что вы получили "два" по этому параметру в родительской школе.
Лист вопросов
1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
3. Учится новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету".
4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
8. Интересуется механизмами и машинами.
9. Инициативен в общении со сверстниками.
Ю.Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
11. Проявляет большой интерес и исключителыные способности к классификации.
12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, чтонужно запомнить.
14.Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
17. Интересуется актерской игрой.
18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
25. Хорошо поет.
26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на "поиск",
29. Легко общается с детьми и взрослыми.
30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
32. Способен увлечься, уйти "с головой" в интересующее его занятие.
33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
34.Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
57. Стремится вызывать эмоционалыные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
63. Умеет делать выводы и обобщения.
64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
74.Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
77. Любит игры-драматизации.
78. Быстро и легко осваивает компьютер.
79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
80. Физически выносливее сверстников.
Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
• интеллектуальная;
• творческая;
• академическая (научная);
• художественно-изобразительная;
• музыкальная;
• литературная;
• артистическая;
• техническая;
• лидерская;
• спортивная.
Лист ответов
интел-лект
Творчес-кая
Акаде-мич
Худож-изобр
Музы-кальн
Литера-турн
Артис-тичес
Техни-ческ
Лидер-ская
Спортив-ная
I
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
Диагностика оценки общей одаренности
Общая характеристика.
Методика разработана автором и адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача - оценка общей одаренности ребенка его родителями.
Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).
Инструкция
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.
Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 — оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;
3 — оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 — четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.
Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).
Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления тому, что обыденно (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека.
Проявляется в способности выявлятьпроблемы, задавать вопросы.
Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.
Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.
Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка.
Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или во-ображаемых событий.
Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.
Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
Изобретательность - способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.
Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.
Способность рассуждать и мыслить логически — способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.
Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.
Настойчивостъ (целеустремленностъ) - способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.
Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.
Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.
Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.
Обработка результатов
Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результэт будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.