Разработка механизмов управления качеством образования на основе системы показателей и индикаторов внутришкольного мониторинга
Разработка механизмов управления качеством образования на основе системы показателей и индикаторов внутришкольного мониторинга
Проблема качества образования решается на всех уровнях управления в условиях создания ОСОКО. Концепция качества образования определяется с позиций государства, общества, личности. Обсуждается понимание качества образования всеми участниками образования. В целом, эту категорию характеризуют политика выбора приоритетов в образовании, стандарты качества, заложенные в нормативных документах, и система управления как целенаправленная деятельность по достижению результатов. На сегодняшний день на федеральном, региональном и муниципальном уровнях образования не сформированы критерии, определяющие качество образовательных услуг, процессов, результатов, условий (кроме ЕГЭ). Каждая школа разрабатывает свой педагогический мониторинг, оперирует своими показателями результативности, в основном, уровнем обученности и качества знаний учащихся 4, 9, 11 классов, понимая при этом, что качество образования включает и уровень психофизического развития ребенка, степень удовлетворенности полученным образованием, уровень социализации, степень сформированности универсальных способностей. Школа разрабатывает систему показателей и индикаторов как инструментарий для оценки результативности своей образовательной деятельности, подбирает методики для диагностики уровня обученности, воспитанности, социализации, профессионального определения выпускников. В данной ситуации «определители» качества существуют в виде результатов ЕГЭ, итоговой аттестации выпускников, в форме критериев и показателей конкурсного отбора ПНПО, отдельных данных общей статистики трудоустройства, преступности, безопасности, здоровья. Разрозненность по форме и по времени всех показателей, характеризующих работу школы, не дает возможности делать сравнительный (между школами в муниципальном образовании), динамический (внутри школы) и сопоставительный (между школами с разными социально-экономическими характеристиками) анализы, на основе которых необходимо принимать управленческие решения. Методы рейтинга и ранжирования ОУ по результатам образовательной деятельности могут использоваться для формирования конкурентной среды, но в этом случае должны быть единые показатели и индикаторы качества образования. Эта система должна выстраиваться на принципах открытости, достаточности, необходимости, технологичности. Проектируя технологию управления качеством образования, нужно определиться в современном понимании этой категории: «Качество образования – это уровень достижения комплекса образовательных задач, включающих учебные результаты и социализацию выпускников при соблюдения нормативных требований к условиям обучения, освоения образовательного стандарта, соответствия ожиданиям потребителя». (М.Л.Агранович).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка механизмов управления качеством образования на основе системы показателей и индикаторов внутришкольного мониторинга»
Инновационный образовательный проект.
Разработка механизмов управления качеством образования
на основе системы показателей и индикаторов внутришкольного мониторинга.
Моисеенко И.М.
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная школа № 38 г. Таганрог
Обоснование актуальности проекта.
Проблема качества образования решается на всех уровнях управления в условиях создания ОСОКО. Концепция качества образования определяется с позиций государства, общества, личности. Обсуждается понимание качества образования всеми участниками образования. В целом, эту категорию характеризуют политика выбора приоритетов в образовании, стандарты качества, заложенные в нормативных документах, и система управления как целенаправленная деятельность по достижению результатов. На сегодняшний день на федеральном, региональном и муниципальном уровнях образования не сформированы критерии, определяющие качество образовательных услуг, процессов, результатов, условий (кроме ЕГЭ). Каждая школа разрабатывает свой педагогический мониторинг, оперирует своими показателями результативности, в основном, уровнем обученности и качества знаний учащихся 4, 9, 11 классов, понимая при этом, что качество образования включает и уровень психофизического развития ребенка, степень удовлетворенности полученным образованием, уровень социализации, степень сформированности универсальных способностей. Школа разрабатывает систему показателей и индикаторов как инструментарий для оценки результативности своей образовательной деятельности, подбирает методики для диагностики уровня обученности, воспитанности, социализации, профессионального определения выпускников. В данной ситуации «определители» качества существуют в виде результатов ЕГЭ, итоговой аттестации выпускников, в форме критериев и показателей конкурсного отбора ПНПО, отдельных данных общей статистики трудоустройства, преступности, безопасности, здоровья. Разрозненность по форме и по времени всех показателей, характеризующих работу школы, не дает возможности делать сравнительный (между школами в муниципальном образовании), динамический (внутри школы) и сопоставительный (между школами с разными социально-экономическими характеристиками) анализы, на основе которых необходимо принимать управленческие решения. Методы рейтинга и ранжирования ОУ по результатам образовательной деятельности могут использоваться для формирования конкурентной среды, но в этом случае должны быть единые показатели и индикаторы качества образования. Эта система должна выстраиваться на принципах открытости, достаточности, необходимости, технологичности. Проектируя технологию управления качеством образования, нужно определиться в современном понимании этой категории: «Качество образования – это уровень достижения комплекса образовательных задач, включающих учебные результаты и социализацию выпускников при соблюдения нормативных требований к условиям обучения, освоения образовательного стандарта, соответствия ожиданиям потребителя». (М.Л.Агранович).
2. Анализ исходной ситуации.
Управление качеством образования в школе регулируется локальными актами, разработанными на основе нормативно-правовой базы регионального и муниципального уровня.
1. Определены функциональные обязанности заместителей директора школы по контролю качества образования.
3. Разработаны документы итоговой аттестации в соответствии с ФЗ «Об образовании», областным законом, Уставом школы, Положением об итоговой аттестации выпускников.
4. Утвержден план внутришкольного контроля на год.
5. В течение года издаются приказы директора школы по результатам контроля уровня обученности учащихся школы.
Кроме этого проводится мониторинг состояния образовательного процесса по отдельным проблемам: здоровье учащихся, посещение уроков, обеспечение безопасности, спортивные достижения, охват учащихся дополнительным образованием, трудоустройство. Эпизодические информационно-аналитические и статистические материалы позволяют принимать управленческие решения по решению ряда проблем. Но такая управленческая деятельность носит характер фрагментарности и эпизодичности. Нет основы для динамического и сравнительного анализа условий, ресурсов и результатов, которые способствуют учету многофакторности для принятия решений и проектированию будущих позиций школы по повышению качества образования.
Организационная структура
государственно-общественной системы управления
3. Проблемы школьной системы управления.
Система управленческой деятельности направлена на повышение качества образования, поскольку это ключевое понятие является определяющим в развитии школы. Несмотря на введение объективной оценки подготовки выпускников школы в форме ЕГЭ, существует ряд непроработанных и неопределенных образовательных результатов, характеризующих деятельность школы. Сложившаяся ситуация с оценкой работы школы и учителя только по результатам ЕГЭ не конструктивна и порочна даже при всей объективности. К тому же ЕГЭ не разрешает проблемы школьной системы управления качеством образования, а иногда усугубляет, превращая процессы обучения в натаскивание и репетиторство на основе тестирования. Само по себе ЕГЭ явилось орудием вскрытия некачественного образования не для учительства, а для общества. И решать задачи по повышению качества – совместная работа школы и общества. Открытость и публичность образовательных результатов - это первая проблема. Определение существенных результатов в виде показателей и индикаторов – это вторая проблема. Формирование инструментария для диагностики, определения, измерения достижений учащихся – третья проблема. Разрешение этих проблем позволит систему управления выстроить по результатам и придать ей характер целенаправленности, обоснованности, технологичности, объективности и открытости.
4. Сущность проектного предложения.
Эффективность управления школой определяется степенью соответствия ресурсных вложений полученным результатам. Результативность работы школы должна определяться на основе показателей и индикаторов, которые характеризуют качество образования. Система показателей и индикаторов должна формироваться на принципах необходимости и достаточности для оценки образовательных результатов. Управление качеством образования на основе системы показателей и индикаторов, использование количественных характеристик и оценок позволит решить задачи по определению уровня качества образования учащихся школы, сильных и слабых сторон образовательного процесса, определению приоритетов для развития, соотнесению условий и ресурсов школы с результатами, что послужит обоснованием для формирования бюджета школы.
Цели проекта:
- Проанализировать и обобщить опыт управления качеством образования на школьном уровне и в образовательной практике региона.
- Разработать и апробировать систему показателей и индикаторов для управления качеством образования.
- Подготовить методические рекомендации и инструментарий для использования системы показателей в практике управления.
Методы и средства реализации проекта.
1. Формирование информационного поля по проблеме проекта.
2. Обобщение опыта внутришкольного контроля, систематизация статистических данных работы школы.
3. Разработка дополнительной локальной нормативно-правовой базы и методических материалов по теме проекта.
4. Апробация системы показателей и индикаторов для управления образовательным процессом.
5. Подбор управленческих решений на основе системы показателей и индикаторов.
6. Моделирование публичного отчета директора школы на основе индикативного подхода в управлении.
7. Обобщение и систематизация разработанных материалов.
8. Анализ результатов реализации проекта.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2009г. – август 2011г.
Этапы деятельности.
Подготовительный. Сравнительный анализ результатов работы за последние 3 года: уровень учебных достижений, физического и психического благополучия. Мониторинг социализации личности. Мониторинг профессионализма педагогических кадров. Мониторинг состояния здоровья учащихся. Выявление проблем и противоречий. Сентябрь 2009– январь 2010.
Организационный. Постановка целей для разных групп. Формирование системы показателей и индикаторов качества образования. Разработка организационно-информационного сопровождения управленческой деятельности. Подготовка статистической базы. Сентябрь – ноябрь 2009.
Практический. Фиксация исходного состояния. Моделирование соотношения факторов, ресурсов и результатов. Прогнозирование тенденций развития школы. Определение форм и содержания управленческих решений. Обсуждение промежуточных результатов и корректировка действий.
Обобщающий. Обработка данных с помощью динамического анализа. Разработка методических рекомендаций по оптимизации управленческой деятельности на основе индикативного подхода. Трансляция опыта на муниципальном и региональном уровне.
5. Ключевые события.
- Формирование творческих групп для проведения информационно-аналитической работы.
- Разработка инструментария для оценки качества образования и апробация его в начале каждого учебного года.
- Создание школьной базы данных в соответствии с инструментарием определения характеристик образовательного процесса.
- Организация фокус-групп для определения взаимосвязей «результат – ресурсы – условия».
- Принятие управленческих решений на основе системы показателей и индикаторов.
6. Ожидаемые результаты.
Реализуемый проект позволит осуществлять стратегический системный и ситуационный анализ:
Анализ состояния и прогнозирование тенденций изменения значимой внешней среды, ее влияний на ОУ и встречных возможностей влияния на социум со стороны ОУ.
Анализ состояния и прогнозирование тенденций изменения социального заказа, требований общества к системе общего образования.
Анализ и оценка ресурсных возможностей в условиях нового социального заказа.
Анализ и оценка достижений ОУ, конкурентных преимуществ школы.
Проблемно-ориентированный анализ состояния и тенденций изменения ОУ в соответствии с новым социальным заказом.
Анализ программно-целевого обеспечения развития ОУ.
Реализуемый проект повысит компетентность в управленческой деятельности администрации, педагогов, представителей общественных структур.
Данный проект должен оптимизировать технологию управления школьной системой образования.
Продуктивность проекта будет представлена системой показателей и индикаторов качества образования, моделями управленческих решений, видами управленческих документов по повышению качества образования.