kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка механизмов управления качеством образования на основе системы показателей и индикаторов внутришкольного мониторинга

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема качества образования решается на всех уровнях управления в условиях создания ОСОКО. Концепция качества образования определяется с позиций государства, общества, личности. Обсуждается понимание качества образования всеми участниками образования. В целом, эту категорию характеризуют политика выбора приоритетов в образовании, стандарты качества, заложенные в нормативных документах, и система управления как целенаправленная деятельность по достижению результатов. На сегодняшний день на федеральном, региональном и муниципальном уровнях образования не сформированы критерии, определяющие качество образовательных услуг, процессов, результатов, условий (кроме ЕГЭ). Каждая школа разрабатывает свой педагогический мониторинг, оперирует своими показателями результативности, в основном, уровнем обученности и качества знаний учащихся 4, 9, 11 классов, понимая при этом, что качество образования включает и уровень психофизического развития ребенка, степень удовлетворенности полученным образованием, уровень социализации, степень сформированности универсальных способностей. Школа разрабатывает систему показателей и индикаторов как инструментарий для оценки результативности своей образовательной деятельности, подбирает методики для диагностики уровня обученности, воспитанности, социализации, профессионального определения выпускников. В данной ситуации «определители» качества существуют в виде результатов ЕГЭ, итоговой аттестации выпускников, в форме критериев и показателей конкурсного отбора ПНПО, отдельных данных общей статистики трудоустройства, преступности, безопасности, здоровья. Разрозненность по форме и по времени всех показателей, характеризующих работу школы, не дает возможности делать сравнительный (между школами в муниципальном образовании), динамический (внутри школы) и сопоставительный (между школами с разными социально-экономическими характеристиками) анализы, на основе которых необходимо принимать управленческие решения. Методы рейтинга и ранжирования ОУ по результатам образовательной деятельности могут использоваться для формирования конкурентной среды, но в этом случае должны быть единые показатели и индикаторы качества образования. Эта система должна выстраиваться на принципах открытости, достаточности, необходимости, технологичности. Проектируя технологию управления качеством образования, нужно определиться в современном понимании этой категории: «Качество образования – это уровень достижения комплекса образовательных задач, включающих учебные результаты и социализацию выпускников при  соблюдения нормативных требований к условиям обучения, освоения образовательного стандарта, соответствия ожиданиям потребителя». (М.Л.Агранович).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка механизмов управления качеством образования на основе системы показателей и индикаторов внутришкольного мониторинга»

Инновационный образовательный проект.

Разработка механизмов управления качеством образования

на основе системы показателей и индикаторов внутришкольного мониторинга.


Моисеенко И.М.

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная школа № 38 г. Таганрог



  1. Обоснование актуальности проекта.


Проблема качества образования решается на всех уровнях управления в условиях создания ОСОКО. Концепция качества образования определяется с позиций государства, общества, личности. Обсуждается понимание качества образования всеми участниками образования. В целом, эту категорию характеризуют политика выбора приоритетов в образовании, стандарты качества, заложенные в нормативных документах, и система управления как целенаправленная деятельность по достижению результатов. На сегодняшний день на федеральном, региональном и муниципальном уровнях образования не сформированы критерии, определяющие качество образовательных услуг, процессов, результатов, условий (кроме ЕГЭ). Каждая школа разрабатывает свой педагогический мониторинг, оперирует своими показателями результативности, в основном, уровнем обученности и качества знаний учащихся 4, 9, 11 классов, понимая при этом, что качество образования включает и уровень психофизического развития ребенка, степень удовлетворенности полученным образованием, уровень социализации, степень сформированности универсальных способностей. Школа разрабатывает систему показателей и индикаторов как инструментарий для оценки результативности своей образовательной деятельности, подбирает методики для диагностики уровня обученности, воспитанности, социализации, профессионального определения выпускников. В данной ситуации «определители» качества существуют в виде результатов ЕГЭ, итоговой аттестации выпускников, в форме критериев и показателей конкурсного отбора ПНПО, отдельных данных общей статистики трудоустройства, преступности, безопасности, здоровья. Разрозненность по форме и по времени всех показателей, характеризующих работу школы, не дает возможности делать сравнительный (между школами в муниципальном образовании), динамический (внутри школы) и сопоставительный (между школами с разными социально-экономическими характеристиками) анализы, на основе которых необходимо принимать управленческие решения. Методы рейтинга и ранжирования ОУ по результатам образовательной деятельности могут использоваться для формирования конкурентной среды, но в этом случае должны быть единые показатели и индикаторы качества образования. Эта система должна выстраиваться на принципах открытости, достаточности, необходимости, технологичности. Проектируя технологию управления качеством образования, нужно определиться в современном понимании этой категории: «Качество образования – это уровень достижения комплекса образовательных задач, включающих учебные результаты и социализацию выпускников при соблюдения нормативных требований к условиям обучения, освоения образовательного стандарта, соответствия ожиданиям потребителя». (М.Л.Агранович).

2. Анализ исходной ситуации.

Управление качеством образования в школе регулируется локальными актами, разработанными на основе нормативно-правовой базы регионального и муниципального уровня.

1. Определены функциональные обязанности заместителей директора школы по контролю качества образования.

2. Утвержден график промежуточной аттестации учащихся 4, 9, 11 классов.

3. Разработаны документы итоговой аттестации в соответствии с ФЗ «Об образовании», областным законом, Уставом школы, Положением об итоговой аттестации выпускников.

4. Утвержден план внутришкольного контроля на год.

5. В течение года издаются приказы директора школы по результатам контроля уровня обученности учащихся школы.

Кроме этого проводится мониторинг состояния образовательного процесса по отдельным проблемам: здоровье учащихся, посещение уроков, обеспечение безопасности, спортивные достижения, охват учащихся дополнительным образованием, трудоустройство. Эпизодические информационно-аналитические и статистические материалы позволяют принимать управленческие решения по решению ряда проблем. Но такая управленческая деятельность носит характер фрагментарности и эпизодичности. Нет основы для динамического и сравнительного анализа условий, ресурсов и результатов, которые способствуют учету многофакторности для принятия решений и проектированию будущих позиций школы по повышению качества образования.

Организационная структура

государственно-общественной системы управления






















3. Проблемы школьной системы управления.

Система управленческой деятельности направлена на повышение качества образования, поскольку это ключевое понятие является определяющим в развитии школы. Несмотря на введение объективной оценки подготовки выпускников школы в форме ЕГЭ, существует ряд непроработанных и неопределенных образовательных результатов, характеризующих деятельность школы. Сложившаяся ситуация с оценкой работы школы и учителя только по результатам ЕГЭ не конструктивна и порочна даже при всей объективности. К тому же ЕГЭ не разрешает проблемы школьной системы управления качеством образования, а иногда усугубляет, превращая процессы обучения в натаскивание и репетиторство на основе тестирования. Само по себе ЕГЭ явилось орудием вскрытия некачественного образования не для учительства, а для общества. И решать задачи по повышению качества – совместная работа школы и общества. Открытость и публичность образовательных результатов - это первая проблема. Определение существенных результатов в виде показателей и индикаторов – это вторая проблема. Формирование инструментария для диагностики, определения, измерения достижений учащихся – третья проблема. Разрешение этих проблем позволит систему управления выстроить по результатам и придать ей характер целенаправленности, обоснованности, технологичности, объективности и открытости.

4. Сущность проектного предложения.


Эффективность управления школой определяется степенью соответствия ресурсных вложений полученным результатам. Результативность работы школы должна определяться на основе показателей и индикаторов, которые характеризуют качество образования. Система показателей и индикаторов должна формироваться на принципах необходимости и достаточности для оценки образовательных результатов. Управление качеством образования на основе системы показателей и индикаторов, использование количественных характеристик и оценок позволит решить задачи по определению уровня качества образования учащихся школы, сильных и слабых сторон образовательного процесса, определению приоритетов для развития, соотнесению условий и ресурсов школы с результатами, что послужит обоснованием для формирования бюджета школы.

Цели проекта:

- Проанализировать и обобщить опыт управления качеством образования на школьном уровне и в образовательной практике региона.

- Разработать и апробировать систему показателей и индикаторов для управления качеством образования.

- Подготовить методические рекомендации и инструментарий для использования системы показателей в практике управления.

Методы и средства реализации проекта.

1. Формирование информационного поля по проблеме проекта.

2. Обобщение опыта внутришкольного контроля, систематизация статистических данных работы школы.

3. Разработка дополнительной локальной нормативно-правовой базы и методических материалов по теме проекта.

4. Апробация системы показателей и индикаторов для управления образовательным процессом.

5. Подбор управленческих решений на основе системы показателей и индикаторов.

6. Моделирование публичного отчета директора школы на основе индикативного подхода в управлении.

7. Обобщение и систематизация разработанных материалов.

8. Анализ результатов реализации проекта.


Сроки реализации проекта: сентябрь 2009г. – август 2011г.



Этапы деятельности.

Подготовительный. Сравнительный анализ результатов работы за последние 3 года: уровень учебных достижений, физического и психического благополучия. Мониторинг социализации личности. Мониторинг профессионализма педагогических кадров. Мониторинг состояния здоровья учащихся. Выявление проблем и противоречий. Сентябрь 2009– январь 2010.

Организационный. Постановка целей для разных групп. Формирование системы показателей и индикаторов качества образования. Разработка организационно-информационного сопровождения управленческой деятельности. Подготовка статистической базы. Сентябрь – ноябрь 2009.

Практический. Фиксация исходного состояния. Моделирование соотношения факторов, ресурсов и результатов. Прогнозирование тенденций развития школы. Определение форм и содержания управленческих решений. Обсуждение промежуточных результатов и корректировка действий.

Обобщающий. Обработка данных с помощью динамического анализа. Разработка методических рекомендаций по оптимизации управленческой деятельности на основе индикативного подхода. Трансляция опыта на муниципальном и региональном уровне.

5. Ключевые события.

- Формирование творческих групп для проведения информационно-аналитической работы.

- Разработка инструментария для оценки качества образования и апробация его в начале каждого учебного года.

- Создание школьной базы данных в соответствии с инструментарием определения характеристик образовательного процесса.

- Организация фокус-групп для определения взаимосвязей «результат – ресурсы – условия».

- Принятие управленческих решений на основе системы показателей и индикаторов.

6. Ожидаемые результаты.

Реализуемый проект позволит осуществлять стратегический системный и ситуационный анализ:

  1. Анализ состояния и прогнозирование тенденций изменения значимой внешней среды, ее влияний на ОУ и встречных возможностей влияния на социум со стороны ОУ.

  2. Анализ состояния и прогнозирование тенденций изменения социального заказа, требований общества к системе общего образования.

  3. Анализ и оценка ресурсных возможностей в условиях нового социального заказа.

  4. Анализ и оценка достижений ОУ, конкурентных преимуществ школы.

  5. Проблемно-ориентированный анализ состояния и тенденций изменения ОУ в соответствии с новым социальным заказом.

  6. Анализ программно-целевого обеспечения развития ОУ.


Реализуемый проект повысит компетентность в управленческой деятельности администрации, педагогов, представителей общественных структур.

Данный проект должен оптимизировать технологию управления школьной системой образования.

Продуктивность проекта будет представлена системой показателей и индикаторов качества образования, моделями управленческих решений, видами управленческих документов по повышению качества образования.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Моисеенко Ирина Михайловна

Дата: 30.10.2015

Номер свидетельства: 245783


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1780 руб.
2220 руб.
1850 руб.
2310 руб.
1950 руб.
2440 руб.
2430 руб.
3040 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства