kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка механизмов управления качеством образования на основе системы показателей и индикаторов внутришкольного мониторинга

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема качества образования решается на всех уровнях управления в условиях создания ОСОКО. Концепция качества образования определяется с позиций государства, общества, личности. Обсуждается понимание качества образования всеми участниками образования. В целом, эту категорию характеризуют политика выбора приоритетов в образовании, стандарты качества, заложенные в нормативных документах, и система управления как целенаправленная деятельность по достижению результатов. На сегодняшний день на федеральном, региональном и муниципальном уровнях образования не сформированы критерии, определяющие качество образовательных услуг, процессов, результатов, условий (кроме ЕГЭ). Каждая школа разрабатывает свой педагогический мониторинг, оперирует своими показателями результативности, в основном, уровнем обученности и качества знаний учащихся 4, 9, 11 классов, понимая при этом, что качество образования включает и уровень психофизического развития ребенка, степень удовлетворенности полученным образованием, уровень социализации, степень сформированности универсальных способностей. Школа разрабатывает систему показателей и индикаторов как инструментарий для оценки результативности своей образовательной деятельности, подбирает методики для диагностики уровня обученности, воспитанности, социализации, профессионального определения выпускников. В данной ситуации «определители» качества существуют в виде результатов ЕГЭ, итоговой аттестации выпускников, в форме критериев и показателей конкурсного отбора ПНПО, отдельных данных общей статистики трудоустройства, преступности, безопасности, здоровья. Разрозненность по форме и по времени всех показателей, характеризующих работу школы, не дает возможности делать сравнительный (между школами в муниципальном образовании), динамический (внутри школы) и сопоставительный (между школами с разными социально-экономическими характеристиками) анализы, на основе которых необходимо принимать управленческие решения. Методы рейтинга и ранжирования ОУ по результатам образовательной деятельности могут использоваться для формирования конкурентной среды, но в этом случае должны быть единые показатели и индикаторы качества образования. Эта система должна выстраиваться на принципах открытости, достаточности, необходимости, технологичности. Проектируя технологию управления качеством образования, нужно определиться в современном понимании этой категории: «Качество образования – это уровень достижения комплекса образовательных задач, включающих учебные результаты и социализацию выпускников при  соблюдения нормативных требований к условиям обучения, освоения образовательного стандарта, соответствия ожиданиям потребителя». (М.Л.Агранович).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка механизмов управления качеством образования на основе системы показателей и индикаторов внутришкольного мониторинга»

Инновационный образовательный проект.

Разработка механизмов управления качеством образования

на основе системы показателей и индикаторов внутришкольного мониторинга.


Моисеенко И.М.

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная школа № 38 г. Таганрог



  1. Обоснование актуальности проекта.


Проблема качества образования решается на всех уровнях управления в условиях создания ОСОКО. Концепция качества образования определяется с позиций государства, общества, личности. Обсуждается понимание качества образования всеми участниками образования. В целом, эту категорию характеризуют политика выбора приоритетов в образовании, стандарты качества, заложенные в нормативных документах, и система управления как целенаправленная деятельность по достижению результатов. На сегодняшний день на федеральном, региональном и муниципальном уровнях образования не сформированы критерии, определяющие качество образовательных услуг, процессов, результатов, условий (кроме ЕГЭ). Каждая школа разрабатывает свой педагогический мониторинг, оперирует своими показателями результативности, в основном, уровнем обученности и качества знаний учащихся 4, 9, 11 классов, понимая при этом, что качество образования включает и уровень психофизического развития ребенка, степень удовлетворенности полученным образованием, уровень социализации, степень сформированности универсальных способностей. Школа разрабатывает систему показателей и индикаторов как инструментарий для оценки результативности своей образовательной деятельности, подбирает методики для диагностики уровня обученности, воспитанности, социализации, профессионального определения выпускников. В данной ситуации «определители» качества существуют в виде результатов ЕГЭ, итоговой аттестации выпускников, в форме критериев и показателей конкурсного отбора ПНПО, отдельных данных общей статистики трудоустройства, преступности, безопасности, здоровья. Разрозненность по форме и по времени всех показателей, характеризующих работу школы, не дает возможности делать сравнительный (между школами в муниципальном образовании), динамический (внутри школы) и сопоставительный (между школами с разными социально-экономическими характеристиками) анализы, на основе которых необходимо принимать управленческие решения. Методы рейтинга и ранжирования ОУ по результатам образовательной деятельности могут использоваться для формирования конкурентной среды, но в этом случае должны быть единые показатели и индикаторы качества образования. Эта система должна выстраиваться на принципах открытости, достаточности, необходимости, технологичности. Проектируя технологию управления качеством образования, нужно определиться в современном понимании этой категории: «Качество образования – это уровень достижения комплекса образовательных задач, включающих учебные результаты и социализацию выпускников при соблюдения нормативных требований к условиям обучения, освоения образовательного стандарта, соответствия ожиданиям потребителя». (М.Л.Агранович).

2. Анализ исходной ситуации.

Управление качеством образования в школе регулируется локальными актами, разработанными на основе нормативно-правовой базы регионального и муниципального уровня.

1. Определены функциональные обязанности заместителей директора школы по контролю качества образования.

2. Утвержден график промежуточной аттестации учащихся 4, 9, 11 классов.

3. Разработаны документы итоговой аттестации в соответствии с ФЗ «Об образовании», областным законом, Уставом школы, Положением об итоговой аттестации выпускников.

4. Утвержден план внутришкольного контроля на год.

5. В течение года издаются приказы директора школы по результатам контроля уровня обученности учащихся школы.

Кроме этого проводится мониторинг состояния образовательного процесса по отдельным проблемам: здоровье учащихся, посещение уроков, обеспечение безопасности, спортивные достижения, охват учащихся дополнительным образованием, трудоустройство. Эпизодические информационно-аналитические и статистические материалы позволяют принимать управленческие решения по решению ряда проблем. Но такая управленческая деятельность носит характер фрагментарности и эпизодичности. Нет основы для динамического и сравнительного анализа условий, ресурсов и результатов, которые способствуют учету многофакторности для принятия решений и проектированию будущих позиций школы по повышению качества образования.

Организационная структура

государственно-общественной системы управления






















3. Проблемы школьной системы управления.

Система управленческой деятельности направлена на повышение качества образования, поскольку это ключевое понятие является определяющим в развитии школы. Несмотря на введение объективной оценки подготовки выпускников школы в форме ЕГЭ, существует ряд непроработанных и неопределенных образовательных результатов, характеризующих деятельность школы. Сложившаяся ситуация с оценкой работы школы и учителя только по результатам ЕГЭ не конструктивна и порочна даже при всей объективности. К тому же ЕГЭ не разрешает проблемы школьной системы управления качеством образования, а иногда усугубляет, превращая процессы обучения в натаскивание и репетиторство на основе тестирования. Само по себе ЕГЭ явилось орудием вскрытия некачественного образования не для учительства, а для общества. И решать задачи по повышению качества – совместная работа школы и общества. Открытость и публичность образовательных результатов - это первая проблема. Определение существенных результатов в виде показателей и индикаторов – это вторая проблема. Формирование инструментария для диагностики, определения, измерения достижений учащихся – третья проблема. Разрешение этих проблем позволит систему управления выстроить по результатам и придать ей характер целенаправленности, обоснованности, технологичности, объективности и открытости.

4. Сущность проектного предложения.


Эффективность управления школой определяется степенью соответствия ресурсных вложений полученным результатам. Результативность работы школы должна определяться на основе показателей и индикаторов, которые характеризуют качество образования. Система показателей и индикаторов должна формироваться на принципах необходимости и достаточности для оценки образовательных результатов. Управление качеством образования на основе системы показателей и индикаторов, использование количественных характеристик и оценок позволит решить задачи по определению уровня качества образования учащихся школы, сильных и слабых сторон образовательного процесса, определению приоритетов для развития, соотнесению условий и ресурсов школы с результатами, что послужит обоснованием для формирования бюджета школы.

Цели проекта:

- Проанализировать и обобщить опыт управления качеством образования на школьном уровне и в образовательной практике региона.

- Разработать и апробировать систему показателей и индикаторов для управления качеством образования.

- Подготовить методические рекомендации и инструментарий для использования системы показателей в практике управления.

Методы и средства реализации проекта.

1. Формирование информационного поля по проблеме проекта.

2. Обобщение опыта внутришкольного контроля, систематизация статистических данных работы школы.

3. Разработка дополнительной локальной нормативно-правовой базы и методических материалов по теме проекта.

4. Апробация системы показателей и индикаторов для управления образовательным процессом.

5. Подбор управленческих решений на основе системы показателей и индикаторов.

6. Моделирование публичного отчета директора школы на основе индикативного подхода в управлении.

7. Обобщение и систематизация разработанных материалов.

8. Анализ результатов реализации проекта.


Сроки реализации проекта: сентябрь 2009г. – август 2011г.



Этапы деятельности.

Подготовительный. Сравнительный анализ результатов работы за последние 3 года: уровень учебных достижений, физического и психического благополучия. Мониторинг социализации личности. Мониторинг профессионализма педагогических кадров. Мониторинг состояния здоровья учащихся. Выявление проблем и противоречий. Сентябрь 2009– январь 2010.

Организационный. Постановка целей для разных групп. Формирование системы показателей и индикаторов качества образования. Разработка организационно-информационного сопровождения управленческой деятельности. Подготовка статистической базы. Сентябрь – ноябрь 2009.

Практический. Фиксация исходного состояния. Моделирование соотношения факторов, ресурсов и результатов. Прогнозирование тенденций развития школы. Определение форм и содержания управленческих решений. Обсуждение промежуточных результатов и корректировка действий.

Обобщающий. Обработка данных с помощью динамического анализа. Разработка методических рекомендаций по оптимизации управленческой деятельности на основе индикативного подхода. Трансляция опыта на муниципальном и региональном уровне.

5. Ключевые события.

- Формирование творческих групп для проведения информационно-аналитической работы.

- Разработка инструментария для оценки качества образования и апробация его в начале каждого учебного года.

- Создание школьной базы данных в соответствии с инструментарием определения характеристик образовательного процесса.

- Организация фокус-групп для определения взаимосвязей «результат – ресурсы – условия».

- Принятие управленческих решений на основе системы показателей и индикаторов.

6. Ожидаемые результаты.

Реализуемый проект позволит осуществлять стратегический системный и ситуационный анализ:

  1. Анализ состояния и прогнозирование тенденций изменения значимой внешней среды, ее влияний на ОУ и встречных возможностей влияния на социум со стороны ОУ.

  2. Анализ состояния и прогнозирование тенденций изменения социального заказа, требований общества к системе общего образования.

  3. Анализ и оценка ресурсных возможностей в условиях нового социального заказа.

  4. Анализ и оценка достижений ОУ, конкурентных преимуществ школы.

  5. Проблемно-ориентированный анализ состояния и тенденций изменения ОУ в соответствии с новым социальным заказом.

  6. Анализ программно-целевого обеспечения развития ОУ.


Реализуемый проект повысит компетентность в управленческой деятельности администрации, педагогов, представителей общественных структур.

Данный проект должен оптимизировать технологию управления школьной системой образования.

Продуктивность проекта будет представлена системой показателей и индикаторов качества образования, моделями управленческих решений, видами управленческих документов по повышению качества образования.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Моисеенко Ирина Михайловна

Дата: 30.10.2015

Номер свидетельства: 245783


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства