К здоровью через образование
Здоровье учащихся начальной школы в значительной степени зависит от того, как организована работа в классе. Каждый урок должен быть физиологичным, соответствовать жизненным процессам, происходящим в организме. Если ребенок сидит без движения 40-45 минут, в организме происходит большое количество нарушений:
- застой в венозных суставах;
- нарушение кровоснабжения и энергетики позвоночного столба и ‘ головного мозга.
Чтобы избежать таких нарушений в организме ребенка, в нашей школе проводятся минутки здоровья. Это несколько физкультурных упражнений, выполненных в ходе урока, динамические перемены.
Физминутки предупреждают резкое снижение работоспособности, повышают эффективность работы, улучшают функциональное состояние центральной нервной системы.
Динамические перемены снимают напряжение головного мозга, переутомление, отвлекают от прошедших занятий, организм отдыхает.
Режим проветривания и температурный режим очень важны на уроках. В непроветренном помещении наступает отравление продуктами обмена, происходит кислородное голодание клеток организма.
Для снятия напряжения с нервной системы ребенка, чтобы успокоить его, расслабить, чтобы на занятии улучшить его работоспособность, в начале и в конце каждого урока (не более 10 минут) проводятся расслабляющие упражнения. Эти упражнения направлены на расслабление мышц рук, ног, шеи, диафрагмы, речевого аппарата. Ни один предмет не дается ребенку с таким трудом, как письмо, особенно первоклассникам. Выполнение письменных заданий требует определенной малопривычной позы, а мышцы кисти руки испытывают при этом значительное напряжение. 80% заболеваемости у детей (в частности и у взрослых) связаны со стрессами. Стресс - это процесс напряжения реактивности, возникающей у человека при необходимых действиях. Стресс в наши дни пропитывает практически всю атмосферу жизни. При стрессах выделяются разные гормоны (адреналин — реакция тревоги, гормон страха).
Снять стрессовое состояние помогают длительные упражнения аэробикой, бег, закаливание, массаж. Снятие стрессов предупреждает заболевания органов пищеварения и органов кровообращения.
По профилактике заболеваний плоскостопия, органов глаз, дыхания, пищеварения, нервной системы разработан педагогическим коллективом школы комплекс упражнений на основе нетрадиционной методики Т.В. Нестюрюка. Методика включает в себя элементы древних гимнастик - психогимнастика (элементы релаксации), дыхательная и звуковая гимнастика (улучшается, работоспособность головного мозга), игровые упражнения с элементами йоги, упражнения для осанки, гимнастика «пробуждения» (пробуждает интерес к занятиям, создание атмосферы любви и жизнедеятельности), гимнастика «успеха» (игровая форма), упражнения по развитию мимической выразительности (снижают напряжение в речедвигательном аппарате, развивают речевую эмоциональность детей, способствуют развитию внимания, памяти, воспитывают волю, создают благоприятный фон для занятий). Упражнения для глаз снимают утомление и напряжение мышц, улучшая кровообращение, улучшают упругость век, восстанавливают циркуляцию внутриглазной жидкости. Массаж глаз усиливает кровообращение, улучшает обмен веществ в тканях глаз, укрепляет мускулатуру глаз. Для снятия напряжения и переутомления органов зрения на каждом уроке используется тренажер для глаз («восемь», «бабочка», «Чебурашка»).
Профилактика плоскостопия - это общеукрепляющая гимнастика и закаливание, оказывает благоприятное влияние на функции всех органов, укрепляет суставы, связки, мышцы тела и стопы.
В школе ведется работа по повышению уровня знаний родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья. Проведено родительское собрание (диспут) о выявлении неблагоприятных факторов на здоровье детей, целью которого являлось ознакомление с правилами ЗОЖ, о гармоничном физическом развитии детей, как влияют разные телепередачи на психику ребенка, его сон, поведение, общение со сверстниками, взаимоотношения с родителями.
По профилактике простудных заболеваний проводятся:
- витаминотерапия (учащиеся ознакомлены с группами витаминов и важнейшими их источниками);
- аромотерапия (учащиеся ознакомлены с лекарственными травами, их назначением и пользой; в классах размещаются засушенные букеты лекарственных трав — мяты (от головной боли), душицы (успокоительное назначение));
- фитотерапия (ежедневный прием фиточая уменьшает заболеваемость не только простудную, но и заболеваемость желудочно-кишечного тракта, почек).
Школа разрабатывает правила и создает условия, способствующие утверждению эстетических норм в жизни и быту, выработке прелести повседневных отношений, радости жить (создан экологический уголок, ведется эстетическое оформление школы и пришкольного участка). У детей воспитывается чувство прекрасного умения жить по законам красоты, правильно понимать и создавать прекрасное в жизни.