"Изучение лексики на уроках русского языка в начальных классах"
"Изучение лексики на уроках русского языка в начальных классах"
Разработка содержит теоретические и практические материалы по теме и предназначена для преподавателей и студентов, обучающихся в колледже по специальности "Преподавание в начальных классах"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Список используемых источников………………………………………………..26
Приложение…………………………………………………………………………28
Введение
Среди вопросов методики преподавания русского языка, требующих дальнейшей теоретической и практической разработки, важное место занимает вопрос об изучении лексики в начальных классах.
Необходимость в специальной лексической работе учащихся определяется, во-первых, исключительно важной ролью слова в языке (являясь центральной единицей языка, оно несет разнообразную семантическую информацию - понятийную, эмоциональную, функционально-стилистическую и грамматическую; заполняя определенные позиции в коммуникативных единицах - предложениях, слово обеспечивает акты речевого общения людей), во-вторых, потребностью в постоянном пополнении запаса слов (чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми, как в устной, так и в письменной форме).
Современная программа начальной школы основной целью обучения русскому языку ставит развитие речи и мышления младших школьников, осознание элементов грамматического строя русского языка, воспитание любви к родному языку и привитие интереса к его познанию. В осуществлении поставленной цели важная роль принадлежит лексике, так как системный подход в усвоении лексических понятий позволяет рассматривать слово как единицу лексической системы, изучать грамматику на лексической основе, определять существующие взаимосвязи между лексикой и другими разделами языка, а также создать условия для целенаправленного обогащения словарного запаса учащихся, что является необходимой базой совершенствования речевых умений и формирования орфографических навыков. Отсюда актуальность данной проблемы очевидна.
Работа над пополнением словарного запаса учащихся привлекала внимание методистов и учителей русского языка еще в ХIХ в. Так, Ф.И. Буслаев рекомендовал учителям родного языка «развивать в дитяти врожденный дар слова». И. И. Срезневский советовал преподавателям обогащать детей «словами и выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы «не оставалось неизвестных их памяти и непонятных их умам» слов. К. Д. Ушинский писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа».
Приобретение лексических навыков – первый этап в сложном процессе совершенствования речевой деятельности учащихся, одной из методических задач которого является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.
Цель исследования – исследовать процесс изучения лексики в начальных классах.
Объектом исследования является лексика как раздел языкознания.
Предметом исследования является процесс изучения лексики в начальных классах.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы лексики как раздела языкознания.
2. Определить направления изучения лексики в начальных классах.
3. Выявить предпосылки методики лексической работы.
4. Проанализировать продуктивные приемы изучения лексики.
Структура курсовой работы определена целями и задачами исследования и состоит из ведения, двух глав (теоретическая часть, раскрывающая часть), заключения, списка литературы, приложений.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Теоретическая значимость работы состоит в обобщении материала по данному вопросу, выстраивании системного взгляда на процесс формирования лексических навыков учащихся.
1 Теоретические основы изучения лексики русского языка в начальных классах
1.1 Значение и направления лексической работы
Лексика—это совокупность слов, словарный состав того или иного языка. Раздел науки о языке, который изучает словарный состав, называется лексикологией. Лексикология имеет свой объект изучения — слово, которое рассматривается с разных сторон, и свою систему понятий.
В лексикологии слова изучаются с точки зрения:
- их смыслового значения,
- места в общей системе лексики,
- происхождения,
- употребляемости,
- сферы применения в процессе общения,
- их экспрессивно-стилистического характера.
Наряду с этим в понятие «лексикология» входит учение об устойчивых словосочетаниях (фразеологизмах), учение о словарях (лексикография).
Слово — важнейшая единица языка, носитель значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами же выражаются эмоции.
Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова содержится 57 тыс. слов; в семнадцатитомном «Словаре современного русского литературного языка» — около 130 тыс. слов. В основном это общеупотребительная лексика. В названные словари не вошли сотни тысяч профессиональных слов и научных терминов, названия географических объектов, исторических фактов, многие сотни тысяч имен, фамилий, кличек, прозвищ. Нельзя забывать и того, что большая часть слов обладает многозначностью. Многозначность слов добавляет еще многие тысячи значений, т. е., по существу, новых лексических единиц, смысл и оттенки которых становятся понятными в контексте, в речи.
Например, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова указано пять основных значений слова «рука» и приведены 62 фразеологизма, в которых это слово использовано во фразеологически связных значениях.
Каждый человек - взрослый и ребенок - владеет незначительной частью лексики своего национального языка, которая является его личным словарным запасом. Потребность в расширении словарного запаса учащихся определяется разными причинами. Окружающая жизнь, учеба в школе, чтение книг обогащают знания детей, вместе с которыми зачастую приходят незнакомые им слова.
Из слов (и их сочетаний), выстроенных в определенной последовательности в соответствии с замыслом и связанных между собой грамматически (т. е. при помощи окончаний, предлогов, союзов и других средств), складывается любое речевое высказывание. Следовательно, чем богаче словарь человека, тем у него шире возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли. Поэтому объем словаря, его разнообразие, его готовность и подвижность рассматриваются в методике как важное условие успешного развития речи.
Изучение лексики в начальных классах предусматривает четыре основных направления:
1 Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе. Это достигается посредством прибавления к словарю ребенка ежедневно 4-6 новых словарных единиц.
2 Уточнение словаря — это словарно-стилистическая работа, развитие гибкости словаря, его точности и выразительности, которая включает в себя: — наполнение содержанием тех слов, которые усвоены не вполне точно, что обеспечивается включением их в контекст, сопоставлением и сравнением с другими словами;
- усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах;
- усвоение лексической синонимики и тех оттенков смысловых значений слов, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.
3 Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. Слова включаются в предложения и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение.
4 Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.
Все названные направления работы над словарем постоянно взаимодействуют. Основные источники обогащения и совершенствования словаря — это произведения художественной литературы, тексты учебных книг, речь учителя. Все это — педагогически контролируемые и организуемые источники обогащения языка. Но на речь учащихся влияют и источники неправильные (речь родителей, друзей и т.п.).
1.2 Предпосылки методики работы по обогащению словарного запаса учащихся
Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка опирается на следующие предпосылки (условия), реализованные в учебном процессе: лингвистические (некоторая сумма знаний учащихся о языке, с которой органически связана работа над значением и употреблением слов); психологические (знания учителя о процессе усвоения детьми новых слов). Они являются как бы фоном, на котором более успешно происходит обогащение словарного запаса учащихся.
Лингвистические предпосылки - это минимум базовых для словарной работы знаний школьников о языке и соответствующих им базовых учебно-языковых умений. К базовым относятся те знания о языке, которые помогают раскрыть слово:
- как единицу лексической системы языка;
- как элемент грамматической системы языка;
- как элемент стилистической дифференциации языка.
Базовые учебно-языковые умения обеспечивают формирование у школьников умения правильно употреблять новые и известные слова в соответствии с их значениями и сферами употребления.
Важное практическое значение имеют и базовые лексикографические понятия: толковый словарь, словарная статья, стилистическая помета. Знакомство с ними дает возможность ученику самостоятельно выяснить значение и сферы употребления слов.
- толкование лексического значения известных учащимися слов;
- определение лексического значения, в котором оно употреблено в контексте;
- нахождение в контексте изученных лексических явлений;
- подбор и группировка изученных лексических явлений;
- пользование толковым словарем.
Владения этими умениями существенно способствуют расширению словарного запаса слов у учащихся.
Работа по обогащению словарного запаса учащихся опирается на следующие учебно-языковые грамматические умения: а) определение состава слова; б) установление исходной единицы производного слова; в) подбор однокоренных слов; г) определение значения группы слов; д) разбор предложения по членам; е) установление связи слов в словосочетании; ж) группировка слов по каким-либо лексико-семантическим значениям.
Психологические предпосылки - это особое психологическое отношение говорящих (пишущих) к словам. Психологами выявлены следующие положения, имеющие важное значение для организации словарной работы: слово усваивается быстрее и прочнее, если обучение его употреблению следует без перерыва за его семантизацией, если восприятие мира и слова окрашено эмоционально, если в процессе работы над словом устанавливаются ассоциативные связи, если специально формируется внимание к незнакомым словам.
Огромную роль в работе по обогащению словарного запаса учащихся играет развитие у них интереса к овладению словом, к пополнению своего личного запаса слов. Опираясь на сформированный у школьников интерес к урокам русского языка, можно успешнее решать задачи расширения их словарного запаса, в том числе формирования у них внимания к незнакомым словам в тексте - слышимом или читаемом. Отсутствие у детей интереса к незнакомым словам, невнимание к ним является одной из причин, препятствующей обогащению их словарного запаса.
Слова по-разному используются в функционально-стилистических разновидностях языка, что связано с особенностями их основных и дополнительных лексических значений. Понимание детьми этой связи - основа обучения школьников умению употреблять известные и новые слова в собственных высказываниях.
Для формирования у школьников умения видеть незнакомые слова используется следующая методика: до выполнения основного задания учащиеся читают упражнение и называют непонятные слова (обычно это профессиональные, устаревшие, слова с переносным значением, стилистически окрашенные слова), их значение разъясняет учитель; после выполнения задания и проверки детям предлагается объяснить некоторые слова, не названные в числе непонятных, но в знании, которых учащимися учитель сомневается.
В начале учебного года преподаватель рекомендует школьникам записывать на листах непонятные слова из прочитанных книг, газет, журналов, из телепередач. Листочки эти учитель через какой-то промежуток времени собирает, составляет небольшие тематические словники, которые можно использовать на уроках, на внеклассных занятиях, для уголка русского языка «Знаешь ли ты?», «История слов» и т.д.
Существенное значение имеет формирование у детей восприятия слова как особого объекта действительности - языкового средства наименования реалии. В связи с этим необходимо, используя специальную методику, «развести» в сознании детей реалию (предмет, признак, действие) и слово, его называющее, так как они их отождествляют. Для решения данной задачи можно использовать следующие упражнения:
1) называние изображенных предметов и чтение слов, называющих эти предметы - мы их видим - и есть слова для называния этих предметов - мы их слышим, читаем);
2) рисование предмета по загадке и подписывание под ним слова, его называющего;
3) запись слов, называющих предметы;
4) узнавания слова, пропущенного в загадке;
5) называние предмета разными словами;
6) называние одним словом разных предметов.
Таким образом, занимаясь обогащением словарного запаса учащихся, необходимо опираться на издавна установленную связь между усвоением новых знаний и новых слов, так как новые знания закрепляются в форме новых слов. Знания о мире на уроках русского языка являются источником содержания обучения школьников коммуникативным умениям, а также служат базой расширения из словарного запаса.
Язык немыслим без словаря. Словарный состав отражает картину состояния языка: чем богаче и разностороннее словарный состав, тем богаче и развитее язык, поэтому работа над словарем учащихся - неотъемлемая часть всей работы над развитием их речи.
2Методические подходы к изучению лексики в начальных классах
2.1 Приемы обогащения словаря младших школьников
Количественное расширение запаса слов у учащихся выражается в постепенном прибавлении к имеющимся словам новых. Наилучший толкователь значений слова — контекст. Не случайно в толковых словарях приводятся цитаты-иллюстрации, в которых как бы высвечиваются и основные, и дополнительные значения слов, их сочетаемость.
В объяснении значений слов необходимо руководствоваться общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности и познавательной активности самих учащихся. В классе всегда бывает хотя бы несколько человек, которые правильно понимают все слова и обороты речи. Поэтому необходимо добиваться, чтобы сами школьники сумели объяснить значение слова, что обеспечивает их умственное развитие, воспитывает самостоятельность.
В методике русского языка известно много приемов работы над значениями нового слова. Использование всех приемов обеспечивает разнообразие работы, а также позволяет вводить новое слово наиболее рациональным именно для данного слова способом. Рассмотрим основные из них, расположив по степени их развивающего потенциала:
1 Словообразовательный анализ, на основе которого выясняется значение (или оттенок значения) слова. В начальных классах обычно задается вопрос: «От какого слова образовано это слово?» или: «Почему так назвали подосиновик, леденец, односельчане?» Такой способ объяснения слов позволяет осуществлять связь словарной работы с правописанием, так как выявляет корни слов и способствует проверке безударных гласных, звонких, глухих и непроизносимых согласных.
2 Сопоставление слов с целью выяснения различий, для разграничения значений паронимов: земляника и землянка, серебряный и серебристый
3 Объяснение значения через контекст. Прочтение отрывка «высвечивает» значение слов; школьники легче понимают не только их прямое значение, но и уместность употребления, сочетаемость, выразительность (Приложение 1, 2)
4 Включение нового слова в контекст, составленный самими детьми, является вариантом предыдущего задания. Это прием активизации учащихся, но в трудных случаях включение в контекст может произвести учитель (Приложение 1, 2).
5 Выяснение значения нового слова по справочным материалам, т.е. по словарям и сноскам в книге для чтения. В отдельных случаях можно пользоваться толковыми словарями (Приложение 1, 2).
6 Показ предмета, картинки, макета, чучела или действия как средства развития познавательной активности учащихся зависит от степени самостоятельности привлеченных к объяснению школьников: если картинку, объясняющую значение слова, дети подобрали сами либо нарисовали, то их познавательная активность достаточно высока (Приложение 1, 2).
7 Способ подбора синонимов является одним из самых универсальных и часто применяемых приемов: холят — ухаживают, окружают заботой, нарекся — назвался, витязь — воин. Но при использовании этого приема возникает довольно часто ошибка: разбирая значение слов (хорош и прекрасен), дети в обоих случаях заменяют их нейтральным (красивый), начисто стирая выразительность языка. Такая замена не обогащает, а обедняет речь учащихся, т.к. уводит их от эмоционально окрашенных, выразительных слов, обладающих оттенками значения, к словам стилистически нейтральным, лишенным оттенков и окрасок (Приложение 2).
9 Развернутое описание, состоящее из группы слов или из нескольких предложений. Данный прием разъяснения значений слов ценен тем, что он позволяет сохранить непринужденность беседы (Приложение 1).
10 Способ логического определения нередко помогает раскрыть значение слова через подведение его под ближайший род и выделение видовых признаков: крейсер — «военный корабль» (Приложение 1, 2).
В художественном тексте слова и их сочетания приобретают дополнительные, чаще всего иносказательные значения, создают яркие образы. Нужно использовать все возможности в работе над изобразительными средствами, доступными учащимся начальных классов: над основными видами тропов (сравнением, эпитетом, метафорой, перифразом), синонимами, антонимами.
Тропы - это слова или выражения, употребленные в переносном смысле. Троп дает возможность кратко, но ясно охарактеризовать предмет, явление (ледяные руки – «замерзшие»).
Сравнение - простейший вид тропа, состоящий в употреблении одного предмета взамен другого на основании общего признака. Встречается и в стихах, и в прозе (поет, как соловей). Анализ сравнения не должен сводиться к одной лишь логической работе. Чтобы вызвать в воображении учащихся картины, образы, полезно предлагать такие задания: «Представьте себе, как...». Целесообразны также упражнения в самостоятельном подборе сравнений. Но навязывать детям работу над сравнениями нельзя. Каждое их сравнение только в том случае будет представлять ценность для речевого развития, если оно родилось в сознании учащихся из потребности выразить, передать яркую, впечатляющую картину.
Эпитет - это художественное определение, дающее яркое, образное представление о сущности предмета или явления, а также об оценке их автором (кудрявый клен). Чаще всего эпитет - прилагательное, но может быть выражен именем существительным (волшебница-зима) или наречием (утомительно гремит). Работа над эпитетом начинается с выяснения, почему так, а не иначе предмет определен. Очень важно приучить детей обращать внимание на эпитеты, сравнивать их (Приложение 2).
Метафора- употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. («Запылали алым цветом кисти спелые рябин»).
Перифраз - описательный оборот речи, замена какого-либо подлинного имени, слова, термина указанием на те или иные его свойства («царь зверей» вместо лев).
Начальная школа не ставит перед собой цели дать учащимся теоретические сведения о средствах образной выразительности языка. Вся работа носит практический характер и подчиняется системе развития речи. Обобщая сказанное, назовем основные приемы работы над изобразительными средствами языка:
1) обнаружение в тексте образных слов (Приложение 2);
2) объяснение значений слов и оборотов речи, обнаруженных в тексте самими учащимися или указанных учителем;
3) иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу учителя: Какую картину ты представляешь себе?
4) использование проанализированных и понятых образов в пересказе, в собственном рассказе, в письменном сочинении или изложении;
5) отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов;
6) специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов, составление загадок.
Таким образом, разнообразие приемов и повышение активности учащихся в объяснении значений слов — важнейшая задача лексической работы в начальных классах.
2.2 Приемы уточнения словаря младших школьников
Объем работы по уточнению словаря очень велик. Сюда входят разнообразные задания, связанные с усвоением синонимов и антонимов.
Работа с синонимами — наиболее важная область словарной работы. Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой.
Синонимы — это слова, обозначающие одно и то же явление действительности. Однако они называют одно и то же по-разному — или выделяя в называемом предмете различные его стороны, или характеризуя этот предмет с различных точек зрения. Синонимы могут различаться:
- оттенками лексического значения;
- эмоционально-экспрессивной окраской;
- стилистической принадлежностью;
- степенью употребительности;
- сочетаемостью с другими словами.
Так, к слову «глупый» синоним «бестолковый» выражает некоторое пренебрежение, синоним «безмозглый» крайне груб и употребляется лишь в разговорной речи.
Синонимы могут обозначать различные оттенки и варианты самого явления: сказать — произнести, молвить, изречь. В этом синонимическом ряду все слова обозначают понятия «сказать» (говорение), но по-разному.
В начальных классах не дается теоретических сведений о синонимах (как и о других лексико-грамматических группах слов), однако практическая работа с синонимами, наблюдения над ними формируют у учащихся понятия о синонимах. Система практических упражнений с синонимами складывается из следующих таких элементов, как (Приложение 3):
- обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений и особенно оттенков значений, различий между словами-синонимами;
- подбор синонимов, которые могут служить заменой данному, и выяснение оттенков значений, различий употребления;
- специальные упражнения с синонимами;
- активизация синонимов, т.е. использование в связной речи:
- исправление речевых ошибок (неудачное употребление слов), замена слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте.
Элементарную работу с синонимами начинают в I классе. Учитель постоянно обращает внимание учащихся на встречающиеся в текстах синонимы и их градацию (светлое, солнечное небо). Во II классе учащиеся подбирают группы из 2-3 синонимов. Обычно при подборе синонимов они располагаются по нарастающей степени качества: большой, огромный, громадный. Примеры простейших упражнении с синонимами:
1. Дается список слов, относящихся к одной части речи:
В списке две синонимические группы и одно-два «конфликтных» слова. 1. Задание состоит в том, чтобы из этого списка выписать или вычленить устно эти группы: бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несется, глаз не сводит.
2. Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-либо признака (градация синонимов); огромный, гигантский, большой. Затем с этими словами составляются предложения, позволяющие уточнить значения каждого слова.
3 Подбор синонимов к данному слову. Затем со всеми словами составленного ряда составляются предложения.
4 Замена синонима в предложении. Включаются поочередно разные синонимы и определяется, в чем различие значений этих слов.
5 Выбор наиболее точного слова из двух-трех синонимов.
Главная цель всякого лексического упражнения — использование слов в собственной речи. Как используют учащиеся в своей речи синонимы? Опыт и специальная проверка показывают, что дети неплохо овладевают синонимами, если их систематически тренировать в этом на уроках.
Антонимы — слова с противоположным значением. Они используются в речи для контраста, для построения антитезы. Контрастные картины, поставленные рядом, воспринимаются ярче. Работа с антонимами, как и с синонимами, начинается с анализа художественного текста, но затем вводятся и специальные упражнения (Приложение 4):
1. Подбор антонимов к данным словам:
тьма — ... холодный- ...
2. Составление предложений с антонимами, точнее — с парами антонимов;
Связь синонимии и антонимии — один из принципов словарной работы.
Работа над паронимами (смешиваемыми словами) — это, в сущности, работа по уточнению значений слов и их возможных сочетаний. Младшие школьники часто смешивают сходные слова: войти и зайти, надеть и одеть. Дети практически усваивают, что одеть можно кого-то, а надеть что-то.
Многозначные слова и омонимы. С многозначностью слов (полисемией) школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают ее. Впервые с многозначностью слов дети встречаются в период обучения грамоте, читая тексты азбуки (букваря). Основой работы над многозначностью в это время является анализ слов из прочитанного текста, разграничение их значения. Но, кроме того, проводятся специальные упражнения:
1. Подобрать слова, которые имели бы по 2-3 значения;
на каждое значение составить предложения. Объяснить значения слов.
2. Сравнить значения слов в сочетаниях:
Идут часы — идут дети — идёт строительство.
3. Подобрать близкие по смыслу слова (синонимы) к каждому значению данных слов: сырой картофель — ... сырая земля — ...
4. Подобрать противоположные по смыслу слова (антонимы) к каждому значению данных слов: сырой песок — ... сырой картофель — ...
От многозначности слов дети переходят к омонимам, которые обычно даются им в занимательных, игровых материалах: «Несет меня лиса за темные леса». Теоретический материал по многозначности и омонимам в начальных классах не дается, и формирование соответствующих понятий проходит лишь подготовительную стадию (Приложение 1, 2).
Программа начальных классов не предусматривает специальной работы над фразеологическими единицами. Следовательно, встречающиеся в художественной литературе обороты должны разъясняться без анализа их типов и внутренней структуры.
Фразеологизмы, как правило, метафоричны, т.е. опираются на иносказание, на многозначность слова, на его способность выступать в дополнительных, «образных» значениях. Поэтому объяснения фразеологизмов следует проводить не только путем замены соответствующими синонимами, но и способом развернутого объяснения, с указанием на изобразительное значение фразеологической единицы. Обычно работа с фразеологизмом завершается составлением предложения с ним.
В книгах для чтения начальной школы насчитывается около 600 фразеологических единиц — в баснях, в стихотворениях, рассказах: во весь дух, выбился из сил, от зари до зари, собираться с мыслями.
В собственной речи младшие школьники используют сравнительно мало фразеологизмов, это в основном поговорки и пословицы, «крылатые слова» — литературные цитаты. Необходимо уделять внимание использованию фразеологических единиц в пересказах прочитанных текстов.
Особенно большое значение в обогащении речи учащихся играют пословицы. Школьники не просто запоминают пословицы, помещенные в книгах для чтения, но и связывают их с нравственными проблемами читаемых произведений, с жизненными ситуациями, разъясняют их аллегорический смысл, значение отдельных слов и сочетаний (Приложение 4).
2.3 Активизации словаря младших школьников
Активный, т.е. используемый в собственной речи, словарь человека всегда ограниченней, чем объем всех понимаемых слов. Отличие активной части личного словарного запаса школьника от пассивной его части заключается в уровне владения словом. Владеть словом – это значит соотносить его с реалией или понятием, знать его семантику, сочетаемость и сферу употребления. Если в сознании ученика слово обладает всеми указанными признаками, то оно входит в активную часть его личного словарного запаса. Если слово в его сознании соотносится с реалией или понятием и он понимает его хотя бы в самом общем виде, то такое слово входит в пассивную часть его личного словарного запаса. Вероятность употребления его в речи школьника невелика. Функция этих слов в личном словарном запасе – обеспечение понимания читаемого или слышимого.
В детском возрасте границы между пассивной и активной частями личного словарного запаса школьника довольно подвижны: активный словарь увеличивается за счет как новых слов, так и за счет перехода слов из пассивной в активную часть личного словарного запаса.
Задача учителя – помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас учащегося. Конечная роль словарной работы в том и состоит, чтобы активизировать максимальное количество усваиваемых слов, научить использовать их правильно, уместно. Перечислим следующие приемы активизации словаря:
1 Составление словосочетаний с нужными словами.
Упражнения в составлении, преобразовании и использовании словосочетаний развивают речь школьников, повышают ее культуру, вырабатывают у детей речевую интуицию, без которой невозможно подлинное овладение языком.
2 Составление предложений с заданными словами или с одним заданным словом. Варианты работы: творческое списывание, письменные ответы на вопросы, игра «Верно ли?» Эти виды упражнений могут быть использованы с целью закрепления в памяти учащихся значений изученных слов, в том числе научных терминов, по всем учебным дисциплинам, значение и правописание которых изучалось с опорой на этимологию (Приложение 5).
3 Близкий к тексту пересказ прочитанного с использованием важнейшей лексики и фразеологии оригинала.
4 Рассказы по наблюдениям, по картинам и иные сочинения различных типов с использованием опорных слов, т.е. заданных для обязательного употребления. Таким образом, система словарной работы состоит в том, чтобы слово было школьником:
- правильно воспринято в тексте;
- понято со всеми его оттенками и окрасками;
- усвоено, т.е. вошло бы в его словарь;
- воспроизводилось в нужных случаях в собственных высказываниях.
Активизация словаря — это одно из важнейших направлений словарной работы на уроках русского языка, поэтому учитель должен предусматривать специальные задания по активизации систематически, опираясь на читаемые тексты, на наблюдения, на те слова, с которыми велась работа по углублению их понимания.
Таким образом, обогащение речи учащихся предполагает осознание ими оттенков лексических и грамматических значений слов, словоформ, конструкций. Это осмысление является той основой, на которой строится обучение выбору (из имеющегося в речевой памяти) оптимального для определенной речевой ситуации языкового средства. Реализуя задачи обогащения речи школьников, учитель формирует у них оценочное отношение к отбору языковых средств в зависимости от комплекса таких факторов, как задача, адресат, место высказывания, то есть закладывает основы для развития коммуникативно-целесообразной речи.
Заключение
Лексика, будучи самостоятельным разделом школьного курса русского языка, непосредственно связана с другими его разделами, и в частности с грамматикой. Ведь слова, обозначая явления объективной действительности и имея лексическое значение, в то же время относятся к тому или иному лексико-грамматическому разряду. Поэтому знание значений слов важно не только для расширения словаря, но и для усвоения морфологических и синтаксических понятий, поскольку каждая грамматическая категория представляет собой единство лексической и грамматической сторон. Работа над усвоением лексики формирует у школьников умения и навыки пользоваться различными словарями: толковым, словарем иностранных слов, словарем синонимов, фразеологическим словарем и другими.
Перечисленные факторы определяют следующие цели лексической работы:
- обучение умению пользоваться известными и вновь усвоенными словами.
Лексическая, или словарная, работа в начальных классах проводится как количественное обогащение словаря, работа над значениями слов, оттенками значений, уместным употреблением, над активизацией словаря, которая способствует овладению сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас учащегося.
Таким образом, трудно переоценить значение лексики в начальном обучении русскому языку. Обогащение речи учащихся предполагает осознание учащимися оттенков лексических значений слов, словоформ, конструкций, а также их стилистических особенностей, сферы употребления.
Список используемых источников
1 Архипова, Е.В. Проблемы речевого развития младших школьников: Автореферат докторской диссертации. / Е. В. Архипова. - М.,2013.
7 Левушкина, О.Н. Развитие лингвистического мышления младших школьников с помощью элементов этимологического анализа / О.Н. Левушкина // Преподаватель. — 2013. — № 2-3. — С. 45- 52;
8 Львов, М.Р. Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов. / М.Р. Львов - М.: Вентана-Граф, 2015. - 201с.
9 Прудникова, А.В. Лексика в школьном курсе русского языка / А. В. Прудникова. - М.: Просвещение, 2014. - 144с.
10 Психология. Учебное пособие для пединститутов. / Под ред. А.Г. Ковалева, Степанова А. А., Шабалина С. Н. - М., 2015- 184с.
11 Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах / Под ред. Д.Н. Богоявленского, Н.А. Менчинской. - М., 2014. - 213с.
12 Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская. - М.: Просвещение, 2014. - 383с.
13 Сальникова, Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. / Т.П. Сальникова. - Воронеж. НПО «МОДЭК», 2015. - 320с.
Приложение 1
Урок русского языка в 4 классе по теме «Однозначные и многозначные слова» (первый урок).
На этом уроке реализуются следующие цели:
а) познавательная - ознакомление с понятиями «однозначные и многозначные слова» и со способами отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова;
б) практическая - формирование умения находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова;
в) общепредметная - совершенствование умения самостоятельно пополнять свои знания (на основе работы со словарем).
1 Повторение пройденного: лексическое значение слова, толковый словарь: словосочетание и предложение; правописание гласных в окончаниях существительных и прилагательных.
Проверка домашнего задания.
Понимание учениками нового лексического явления опирается на знание ими функции слова в языке и понятия «лексическое значение слова», поэтому с целью повторения перед учащимися ставятся следующие вопросы:
Для чего в языке служат слова? Что такое лексическое значение слова? Как называются книги, в которых даются толкования лексических значений слов?
2 Объяснение нового материала.
О многозначных и однозначных словах сообщаются следующие сведения: сущность многозначности и однозначности слова; наличие многозначных слов среди всех самостоятельных частей речи, кроме числительных; отражение многозначности слова в толковых словарях.
2.1 Сущность однозначности и многозначности слов целесообразнее всего показать путем сопоставления слова и предмета, называемого данным словом. Для беседы используются рисунки, изображающие предметы: для однозначных слов, например, гантель, грач, кувшин, морж, олень и др. (при этом не следует брать однозначные слова, имеющие омонимы,- лук, коса и др.), а для многозначных - рисунки, на которых изображены разные кисти: кисть малярная, кисть винограда, кисть руки.
Опыт показал, что знакомство учащихся с новыми понятиями целесообразнее начинать с многозначных, а не с однозначных слов. Ученикам предлагается рассмотреть в учебнике рисунки, на которых изображены разные кисти, и соотнести названия предметов с соответствующими рисунками. Завершается это наблюдение толкованием каждого лексического значения слова кисть:
кисть руки - это часть руки от сгиба (запястья) до конца пальцев;
кисть винограда - это скопление ягод винограда на одной ветке;
кисть малярная - это пучок щетины (волос, шерсти, искусственных волокон), прикрепленный к рукоятке, служащей для нанесения краски, клея на поверхность».
Затем проводится беседа, которая должна привести учащихся к пониманию многозначности слова.
- Что общего имеется между этими разными предметами?
(У каждого из них есть совокупность однородных частей, собранных в одном месте,- пальцев, ягод, щетинок.)
- Одним или разными словами названы эти разные предметы? (Одним словом кисть.)
- Слово кисть имеет одно или несколько лексических значений? (Несколько.)
Далее учитель делает вывод о том, что такие слова, которые имеют несколько лексических значений, называются многозначными.
- Значит, каким же словом является кисть (многозначным.) Учащиеся записывают следующее предложение: Кисть - многозначное слово.
Чтобы подвести учащихся к пониманию сущности понятия «однозначные слова», можно использовать или слово учителя, или беседу.
Материал для слова учителя:
- Мы познакомились с многозначными словами, т. е. со словами, имеющими несколько лексических значений. Если же слово имеет только одно лексическое значение, то оно является однозначным.
Для беседы школьникам предлагается рисунок, например гантели (грача, моржа, оленя и т. п.) и подпись под ним. Учитель спрашивает:
- Называем ли мы данным словом еще какие-то предметы? Сколько лексических значений у данного слова? Каким же оно будет по количеству лексических значений? (Однозначным.)
В заключение делается вывод о том, что слова бывают однозначными и многозначными. Разница между ними заключается в том, сколько разных, но сходных в чем-то предметов называет слово и сколько имеет лексических значений. Это можно показать и по таблице, которая заранее готовится учителем на доске или на плакате. При наличии времени ее можно записать в тетрадях.
Однозначное слово гантель:
слов – 1; предметов – 1; лексических значений - 1.
Многозначное слово кисть:
слов – 1; предметов – 3; лексических значений – 3.
2.2 Следующий этап - знакомство со способом обозначения разных лексических значений в толковом словаре. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что разные лексические значения многозначных слов помещаются в одной словарной статье и нумеруются. Для примера можно проанализировать словарную статью игла.
- Какие разные предметы названы одним словом игла?
- Что между ними общего?
- Каким способом обозначены в статье разные значения слова игла? (Они пронумерованы.)
3 Закрепление нового материала. Для закрепления полученных знаний и формирования лексикологических умений выполняются упражнения следующих видов:
а) узнавание однозначных и многозначных слов среди данных слов;
б) нахождение в толковом словаре многозначных слов;
в) составление словарной статьи многозначного слова;
г) выборочный диктант с многозначными и однозначными словами.
3.1 Узнавание однозначных и многозначных слов среди данных слов.
Предлагается выполнить упражнение, в котором учащиеся сначала, опираясь на свои знания, свой жизненный опыт, определяют, называют ли эти слова один предмет (признак, действие) или разные предметы (признаки, действия). Затем сравнивают свое определение с определением в толковом словаре.
В тетрадях учащихся должна получиться следующая запись:
Щеголять: 1) щеголять в новой одежде; 2) щеголять обновкой.
В записанных словосочетаниях обозначаются главные слова и орфограммы в словах.
3.3 Составление словарной статьи многозначного слова. Для этого на доске и в тетрадях учащиеся записывают словосочетания, например, со словом земляника: земляника в цвету; спелая земляника. Желательно показать рисунки, изображающие землянику и ее плоды.
Это упражнение выполняется под руководством учителя, который ставит следующие вопросы:
-Какой предмет обозначает слово земляника в первом словосочетании? («Травянистое растение с белыми цветками, дающее душистые сладкие плоды».)
-Во втором? («Ягоды этого растения».)
-Есть ли что-либо общее между данными предметами? (Они часть и целое одного предмета.)
Далее составляется словарная статья слова «земляника». Учитель напоминает, что нужно поставить в слове ударение, указать окончание родительного падежа единственного числа, обозначить род. Затем записываются под номерами два лексических значения этого слова и приводятся примеры употребления. Приводим эту словарную статью.
Земляника, -и, ж.р., 1. Травянистое ягодное растение с белыми цветками. Вырастить землянику. Садовая земляника. 2. Душистые сладкие ягоды этого растения. Спелая земляника. Варенье из земляники.
3.4 Выборочный диктант.
Учитель диктует словосочетания, из которых ученики выбирают и записывают только те, в которых употреблено многозначное слово. Желательно брать такие слова, о которых имеются словарные статьи в толковом словаре учебника; В этом случае дети смогут проверить свой ответ. Приведем возможный текст диктанта.
Ехать в пургу, бирюзовый перстень, остаться из-за пурги, бирюзовые волны. На влажной земле, обточить жёрнов, разрыхлить землю, поменять жёрнов.
Примечание. При записи словосочетаний с многозначными словами учащиеся графически обозначают условия выбора орфограмм и в корнях слов.
3.5 Нахождение и исправление ошибок в употреблении многозначных слов. Задание:
-Назовите лексические значения слов школа, нос, ствол. (Знания учащимися лексических значений этих слов уточняются по толковому словарю учебника.)
-Определите, какое значение имел в виду мальчик-художник, проиллюстрировавший эти предложения:
1) здание школы, а не ученики, которые в ней учатся;
2) нос человека, а не переднюю часть лодки;
3) ствол дерева, а не металлическую часть пушки, в которую закладывают снаряд.
Примечание. При наличии времени учащиеся могут пофантазировать, какие бы они нарисовали юмористические рисунки, например, со словами челнок, хвост, молния, лист. Это упражнение может быть выполнено дома.
4 При подведении итогов урока целесообразно поставить следующий вопрос:
-Чем отличаются друг от друга однозначные и многозначные слова?
5 3адание на дом: выучить определение однозначных и многозначных слов; составить простые распространенные предложения с известными детям значениями слова молния.
Приложение 2
Урок по русскому языку в 4 классе по теме «Однозначные и многозначные слова» (второй урок).
Цели урока:
1) познавательная - ознакомление с общим сходством между разными значениями многозначного слова;
2) практическая - определение значения, в котором употреблено слово в контексте;
3) общепредметная – совершенствование умения самостоятельно пополнять свои знания (на основе работы со словарем).
Повторение на уроке: лексическое значение слова; однозначные и многозначные слова; толковый словарь; -тся и ться на конце глаголов; разделительные ь и ъ.
1. Проверка домашнего задания.
1.1. Чтение составленных учащимися предложений со словом молния. На доске и в тетрадях школьники записывают словосочетания, в которых слово молния употреблено в разных значениях: яркая молния; помчался молнией; металлическая молния.
1.2 Для проверки полученных ранее знаний по лексике перед классом ставятся следующие вопросы и предлагаются такие задания:
- Что такое лексическое значение слова?
-Определите, в каком значении употреблено слово челнок в словосочетаниях плыть на челноке, вставить челнок.
-Как обозначаются в словарях разные значения многозначного слова? Найдите в словаре учебника 1-2 многозначных слова и докажите, почему оно является многозначным словом. Можно ли определить значение выделенного слова в словосочетании положить лист?
1.3 Для индивидуальной работы у доски целесообразно дать такие задания:
-Какие слова называются однозначными?
-В разных или в одном значении употреблено выделенное слово в словосочетаниях грач на ветке, клюющий грач? (Словосочетания заранее написать на доске.)
-Что такое многозначные слова? В одном или в разных значениях употреблено выделенное слово в словосочетаниях сорвать лист с ветки, положить лист железа?
1.4 По материалам предыдущих упражнений пишется словарный диктант:
2.1 На данном уроке новые сведения о лексическом значении не сообщаются, обращается внимание на сходство между предметами, признаками и действиями, называемыми многозначными словами. Для ознакомления с этим фактом полезно подготовить рисунки или слайды, изображающие кнопки: канцелярская кнопка, кнопка электрического звонка, кнопка на платье.
Урок можно начать с рассматривания рисунков, выясняя при этом общее между этими разными предметами.
Делается вывод о том, что многозначное слово обозначает несколько в чем-то сходных предметов, признаков, действий.
2.2 Закрепление нового материала. Выполняемые далее упражнения направлены на развитие у школьников умения определять общность лексических значений многозначного слова. Для этого выполняются упражнения следующих видов:
1) нахождение многозначных слов, имеющих данные общие лексические значения;
2) определение общего между лексическими значениями многозначного слова;
3) нахождение многозначных слов и определение общего между его лексическими значениями;
4) выписывание словосочетаний и группировка их по лексическому значению выделенного слова.
1) Нахождение многозначных слов с указанным значением.
Для наглядного восприятия сходства между предметами, которое выражается в сходстве лексических значений, учащимся можно предложить сделать схематические рисунки предметов, сходных по форме.
Далее выполняется орфографическое задание: обозначить орфограммы в корнях выделенных слов.
2) Определение общего элемента между лексическими значениями многозначного слова.
Задание:
-Под каким рисунком вы бы подписали словосочетание шёлковое полотно, а под каким - полотно железной дороги?
Оба эти словосочетания записываются на доске и в тетрадях учащихся.
Примечание. В слове шёлковое обозначаются условия выбора буквы ё, а в слове дороги - гласной в окончании.
Чтобы ответить на вопрос, учащиеся рассматривают рисунки и находят, что общим у названных предметов является узкая длинная полоса. В одном случае это дорожная насыпь, в другом - какой-либо материал для изготовления одежды.
Целесообразно помочь школьникам выполнить задание для составления словосочетаний с другими лексическими значениями слова полотно, поставив такие вопросы (или показав соответствующие рисунки).
-Что составляет основу конвейера? Как по-другому называется картина художника?
-Какие же получаются словосочетания с данными значениями слова полотно? Полотно конвейера. Полотно известного художника.
-Выпишите словосочетания с выделенными словами и указывают в скобках способ переноса: темный ельник (сходство по цвету), опушили снегами (сходство по внешнему виду), застыли неподвижно (сходство по состоянию), кружевное серебро (сходство по внешнему виду), глядит с небосклона (сходство по действию).
3) Нахождение многозначных слов и определение общего смысла, объединяющего его лексические значения.
-Прочитайте текст, найдите многозначное слово, употребленное в разных значениях. Это слово свежий.
-Что общего в его значениях? Общим элементом между его лексическими значениями является «только что появившийся».
-Запишите словосочетания с прилагательным свежая, давая ему краткое толкование: свежая газета - «только что напечатанная»; свежее молоко - «только что подоенное», свежий хлеб - «только что испеченный», свежий фильм - «только что вышедший на экраны кинотеатров».
4) Выписывание словосочетаний и группировка их по лексическим значениям главного слова.
Такая работа предлагается со словом хвост. На доске и в тетрадях учащиеся выписывают следующие словосочетания (в них обозначается главное слово): Хвост звезды, хвост семени, хвост, птицы, хвост самолета, хвост коровы, хвост скорпиона. Затем учитель читает определения разных лексических значений слова хвост: «подвижная часть на конце тела животного», «суженная задняя часть тела животного», «пучок перьев на заднем конце тела птицы», «задняя часть плода», «конечная суженная часть механизма». Учащимся предлагается прочитать словосочетание, лексическое значение главного слова которого имеет переносное значение.
Итог урока:
-Что узнали о значениях многозначного слова?
-На основе чего возникает сходство в них?
Приложение 3
Творческое списывание по теме «Синонимы»
Задание: напишите на месте точек подходящие по смыслу слова.
1 Русский язык.
1) Букву или часть слова, где возникает опасность ошибки, называют ....
2) Раздел науки о языке, изучающий происхождение слов, называют…. .
3) ... — это слова, совпадающие по звучанию, но полностью расходящиеся по значению.
4) ... — это слова, противоположные по значению.
5) ... — это слова, совпадающие или близкие по значению.
2) Большое музыкальное произведение для оркестра называется....
3) ... — это театральное представление, танцы и пантомима, сопровождаемые музыкой.
4) ... — музыкально-драматическое произведение (или представление такого произведения на сцене), в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.
Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: мелодия, симфония, балет, опера.
6 История
1) ... называют человека, совершающего подвиги, необычного по своей храбрости, доблести, самоотверженности.
2) Главный город государства называют ... .
3) Старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец называют ...
4) ... — это собрание горожан для решения общественных дел на Руси в Х-ХУ веках.
Напишите слова в три столбика: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Назовите положительные качества человека.
2 Найдите в пословицах близкие по смыслу слова.
1 Скупой глядит — как бы другому не дать, а жадный глядит — как бы у другого отнять. 2. Клевета и ложь — не одно и то ж. Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом.
Чему посвящены эти пословицы?
Кого называют щедрым человеком, а кого — скупым? Как люди оценивают щедрость, а как — скупость?
Не помнит зла (кто?) ... . Худо тому месту, где нет (кого?) ... . Поклонись в пояс (кому?) ... . Поминай добром (кого?) ... . Хорошо иметь дело (с кем?) ... . Вспоминай чаще (о ком?) ....
4 Подберите к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное.
6 Перепишите, подбирая к выделенным словам антонимы. При затруднении используйте «Школьный словарь антонимов» М.Р. Львова.
Вежливый ответ. Правдивые слова. Отнестись с доверием. Насмехаться над человеком. Жестокий поступок.
7 Назовите синонимы и антонимы слова жестокий.
1 Очень тяжело было на сердце, которое грызла беспощадная совесть. (А.Гайдар.) 2 Она казалась недоброй. (Ф. Гладков.) 3 Терентьев был груб в обращении, недоброжелателен. (И. Гончаров.) 4 Надо быть милосердным, папа! (А.Чехов.) 5 Жестокосердный старик свирепо посмотрел на нас.
6 Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет. (А. Маршак.)
Что общего между данными прилагательными? Чем они различаются по смыслу?
8 Образуйте пары слов с противоположным значением, добавляя к словам отрицание не (пишется слитно).
Сердечный — не ... .
Добрый — не ... .
Чуткий — не ... .
Отзывчивый— ... .
Составьте предложения со словами первого столбика. Измените эти предложения, вводя в них слова из первого столбика.
9 Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Выпишите глаголы 1-го спряжения в один столбик, глаголы 2-го спряжения — во второй.
1 Старая дружба и в огне не горит, и в воде не тонет. 2 Вдруг не станешь друг. 3 Друга за деньги не купишь. 4 Русский человек добро помнит. 5 Не одежда красит человека, а добрые дела. Друга узнаешь в опасности. 6 После драки кулаками не машут.
10 Спишите прилагательные в сочетании с существительными. Объясните значение прилагательного в каждом конкретном случае.
Образец: мягкий (хлеб, характер);
мягкий хлеб (это какой?) свежий;
мягкий характер (это какой?) покладистый, уступчивый, сговорчивый.
Твёрдый (камень, характер).
Тёплые (вечера, отношения).
Чёрствый (батон, человек).
Сухой (ветер, взгляд).
11 Как вы понимаете значение данных оборотов речи?
Владеть собой; выдержать характер; много думать о себе; рука об руку; от всего сердца, от чистого сердца; принять близко к сердцу.
12 Перечислите качества людей, о которых рассказывают пословицы.
1 Моя хата с краю, я ничего не знаю.
2 В чужой лодке всегда больше дырки.
3 Как собака на сене: сама не ест и другим не даёт.
(Равнодушие, зависть, жадность).
Приложение 5
Приемы активизации словаря младших школьников
1.Письменные ответы на вопросы.
Цель: закрепить значения слов, изученных с опорой на этимологию.
Вопросы начинаются одной фразой: как называется...
тетрадь из плотных листов в переплете для рисунков, коллекций, фотографий? (Альбом.)
форма деятельности, при которой участвующие стремятся превзойти друг друга? (Соревнование.)
комплексное спортивное сооружение с трибунами для зрителей и со специально оборудованными площадками для тренировок, состязаний? (Стадион.)
соревнование спортивных команд — бег, движение на дистанции, при котором на определенном этапе один спортсмен, сменяясь, передает другому условленный предмет? (Эстафета.)
стационарное учреждение для лечения, профилактики заболеваний и отдыха? (Санаторий.)
краткий перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта, циркового представления? (Антракт.)
2 Игра «Верно ли?»
Цель: закрепить навык соотносить созвучные слова по значению, актуализировать в памяти научные сведения об этимологии уже известных им слов.
Верно ли, что...
слова «портной» и «портфель» восходят к одному и тому же историческому корню? (Неверно. Слово «портной» исконно русское и восходит к слову «порт» в значении «полотно». Слово «портфель» восходит к французскому «портер», что значит «носить».)
слова «ветеран» и «ветчина» восходят к одному историческому корню? (Верно. Слова «ветеран» и «ветчина» восходят к латинскому «ветус», что значит «старый».)
слово «газета» образовано от слова «газ»? (Неверно. Слово «газета» образовано от итальянского «газа», что значит «сорока» — изображение птицы на мелкой монете, которую отдавали за лист бумаги с напечатанной информацией. Слово «газ» восходит к греческому «хаос» в значении «первичное, бесформенное состояние мира».)
слово «мелодия» можно проверить словом «милый»? (Неверно. Слово «мелодия» возникло на базе сложения двух греческих слов: мело — «песня» и оде — «песня». Слово «милый» восходит к латинскому милис — «нежный, спокойный».)
слово «окулист» восходит к тому же слову, что и слово «око»? (Верно. Слова «окулист» и «око» восходят к латинскому «окулюс» в значении «глаз».)
словом автограф называют автомобиль, в котором ездят графы? (Неверно. В слове «автограф» часть «граф» — не родственна слову «граф» в значении «дворянский титул или лицо, имеющее этот титул», она образована от греческого элемента «графо» — в значении «пишу». Часть авто- в обоих словах образована от греческого «авто» в значении «сам». Слово «автограф» имеет значение «собственноручная, обычно памятная надпись или подпись».)
слова «плотник» и «плот» исторически родственные? (Верно. В древности словом «плот» называли соединенные друг с другом бревенчатые стены домов. Такие плоты делали плотники.)