Изобразительное искусство. Н.М.Сокольникова 2 класс. УМК «Планета знаний» (1 час в неделю- 34 часа) Пояснительная записка
Рабочая программа поизобразительному искусству для 2 класса общеобразовательной школы составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МО и Н №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2011 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»;
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы, УМК «Планета знаний» в 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд., доработанное. – АСТ-Астрель Москва 2011. – 576 с. – (Новый стандарт начального образования), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
-Авторская программа курса «Изобразительное искусство»» 1-4 классы Н.М.Сокольникова. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 классы. УМК «Планета знаний» Издание 2-е, дораб. – М: АСТ: Астрель; Москва: 2011. - Учебный план МБОУ «Стародрожжановская начальная школа – детский сад» Дрожжановского муниципального района РТ на 2016/2017 учебный год.
- Локальный акт МБОУ «Стародрожжановская начальная школа – детский сад» Дрожжановского муниципального района РТ (об утверждении структуры рабочей программы)
Как известно, содержание художественного образования предусматривает два основных вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик-зритель) и собственную художественно-творческую деятельность(ученик в роли художника, народного мастера, декоратора, архитектора, дизайнера). Это дает возможность раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать только информационного изложения материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребёнка с произведениями искусства.
Художественно-творческая деятельность учащихся осуществляется с учётом возрастных возможностей детей на доступном для них уровне.
Основные виды изобразительной деятельности(графика, живопись, лепка): знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства, с шедеврами русского и зарубежного искусства, творчеством ведущих художников, развитие чувства стиля; рисование с натуры, по памяти и представлению, иллюстрирование сказок и других литературных произведений, создание тематических композиций, лепка рельефов и объёмных фигур, выявление характерных особенностей художественного образа.
Изучение народного искусствавключает: знакомство с традиционными художественными промыслами, выявление характерных особенностей видового образа, умения определять принадлежность вещи к локальной школе мастерства, повтор орнаментов, сюжетов, мотивов, образов, вариация и импровизация по мотивам народной росписи, овладение приёмами кистевой росписи, лепку игрушек из глины (пластилина).
Декоративная деятельностьпредполагает: знакомство с видами декоративно-прикладного искусства; декорирование поверхности, имитация технологий художественной обработки материалов, создание орнаментальных и сюжетных плоскостных и объемных композиций, украшение декором изделий, выявление характерных особенностей видового образа, развитие чувства стиля.
Основные виды архитектурной и дизайнерскойдеятельности учащихся: работа с простейшими знаковыми и графическими моделями, овладение элементарными приёмами комбинаторики и эвристики, проектирование, художественное конструирование, макетирование и моделирование, развитие чувства стиля.
На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять. С помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам. Особенно важно, что, постигая заложенные в произведениях искусства духовно-нравственные ценности, дети совершенствуются в моральном плане и подготавливаются к решению жизненных проблем. Младшие школьники учатся работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа, решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, создавать творческие работы на основе собственного замысла, проявлять оригинальность.
Программа направлена на развитие у ребёнка способности экспериментировать с формой (мысленно и практически) как при ознакомлении с различными видами искусства, так и в ходе выполнения конкретных изобразительных, декоративных или дизайнерских заданий. Учащиеся 2 класса систематически осваивают «Азбуку форм».Они учатся различать в природе, произведениях искусства, объектах архитектуры и дизайна такие геометрические тела, как призма, цилиндр, конус, пирамида и др. Кроме этого учащиеся знакомятся с комбинированными формами. Теоретические знания о формообразовании закрепляются в процессе практической работы над эскизами, проектами и моделями объектов архитектуры и дизайна.
Освоение пространства младшими школьниками осуществляется в трёх направлениях: передача условного пространства на плоскости листа (графика, живопись), объёмные композиции (лепка, моделирование объектов дизайна) и создание объёмно - пространственных композиций (архитектурное макетирование). Если форма имеет отверстия и пустоты, то можно рассматривать особенности создания пространства внутри неё.
Основные задачи обучения изобразительному искусству во второмклассе:
Познавательные
сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;
сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства;
обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования;
чувству стиля);
обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создании художественного образа;
обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;
Развивающие:
развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.
Воспитательные:
сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
Коррекционные:
Развитие зрительно – моторной координации при работе на листе бумаги;
Приучение детей удерживать в поле зрения зрительный стимул во время выполнения заданий на зрительно-моторную координацию;
Активизация зрительно – целостных образов и сенсорных эталонов;
Развитие глубинного зрения, расширение поля зрения;
Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и средства установления причинно – следственных связей.
В результате изучения изобразительного искусства во втором классе учащиеся должны:
знать/понимать или узнавать:
- цветовой круг (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и холодные - цвета, насыщенные и ненасыщенные цвета, контрастные и нюансные цвета;
- известные народные художественные промыслы Севера России (Каргополь, Мезень, Пермогорье, Архангельск), произведения из этих центров;
уметь:
- работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических, живописных, декоративных работ, а также выполнение заданий по лепке, архитектуре и дизайну;
- выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, графитный карандаш);
- элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение объектов при удалении, расположение их в верхней части листа);
- передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
- составлять дополнительные цвета из основных цветов;
- подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;
- выполнять некоторые декоративные приёмы (печать разнообразными материалами, набрызг краски и др.);
- определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (каргопольская игрушка, мезенские, борецкие и пермогорские прялки, архангельская щепная птица, тетёрки);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- развития представлений о роли искусства в жизни человека; обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- анализа результатов собственной и коллективной работы;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении декоративных и дизайнерских выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, декоративной и конструктивной);
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока.
Оценка "1"
Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как оценка в начальной школе практически не используется и оценка «1» может быть приравнена к оценке «2».
Тема раздела
Количество часов
Примечания
1
Мир изобразительного искусства
14 ч
Проектная деятельность по теме «Изобразительное искусство»
2
Мир народного и декоративного искусства
15 ч
Проектная деятельность по теме «Народное искусство»
Декоративное искусство
8 ч.
Народное искусство
7 ч.
3
Мир дизайна и архитектуры
5 ч
Проектная деятельность по теме: «Дизайн и архитектура»
Итого:
34 ч
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Характеристика деятельности учащихся
Виды контроля, измерители
Планируемые результаты освоения материала
Дата проведения урока
личностные
метапредметные
предметные
План
Факт
1
Живопись. Основы цветоведения. В мастерской художника-живописца.
С. 3–15
1
Вводный урок
Ознакомление с живописью как видом изобразительного искусства. Изучение особенностей материалов и инструментов для живописи. Ключевые слова: картина, холст, пятно. Развитие зрительного восприятия различных цветовых оттенков, умения соотносить вкус и цвет. Обучению умению работать с акварельными красками.
Фронтальный и индивидуальный опрос
Ориентироваться в учебнике. Участвовать в беседе о живописи. Высказывать мнение о том, как изобразительное искусство может отражать многообразие окружающего мира
Выполнить ассоциативные упражнения по передаче цветом различного вкуса. Соотносить вкус и цвет.
Использовать разнообразные приёмы работы акварелью, основываясь на правилах работы акварельными красками.
Рассмотреть акварельную живопись, выделить сюжет, проанализировать приёмы, с помощью которых изображены отдельные детали. Установить последовательность нанесения слоёв краски и изучить мазки.
7.09
2
Что может кисть. Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди». Школа графики и живописи.
С. 16–21
1
УИПЗЗ
Продолжение знакомства с живописью как видом изобразительного искусства. Обучение выполнению иллюстраций к сказкам. Развитие интереса и любви детей к творчеству ведущих художников книги. Развитие творческого воображения и эмоциональности учащихся.
Фронтальный и индивидуальный опрос
Знакомиться с иллюстрациями Ю. Васнецова, Е. Рачёва, В. Конашевича к русским народным сказкам. Определить, какие приёмы работы художники использовали для создания представленных иллюстраций.
Выражать эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства.
Участвовать в игре «Расскажи сказку». Выбрать сюжет, выполнять иллюстрацию, ориентируясь на определённый порядок работы.
14.09
3
Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди».
(продолжение работы)
Школа графики и живописи.
С. 18–21
1
УИПЗЗ
Продолжение знакомства с графикой как видом изобразительного искусства. Обучение способам элементарного изображения в рисунке пространства.
Формирование умения выбирать горизонтальное или вертикальное расположение иллюстрации.
Текущий
Знакомиться с картинами В. Васнецова «Алёнушка» и «Иван-царевич на сером волке» как выдающимися произведениями национальной культуры. Выделять в картинах и иллюстрациях художников средства передачи сказочности, необычности.
Проверить полученные знания в играх по цветоведению.
Решать творческую задачу: выполнить иллюстрацию к сказке. Выразить в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа.
21.09
4
Акварель. Тёплый
цвет. Школа живописи.
«Небо на закате»
С. 22–27, 31
1
УОСЗ
Развитие цветовосприятия. Совершенствование приёмов работы акварельными красками. Обучение умению выбирать наиболее подходящий приём для передачи состояния неба. Обучение умению рисовать небо в различное время суток и создание художественного образа.
Текущий
Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние; понимать разницу в изображении природы в разное время суток. Нарисовать несколько этюдов закатного неба.
Подобрать тёплые цвета.
Использовать правила и приёмы работы акварельными красками («по сырому», «вливание цвета в цвет» и др.).
Сопоставлять замысел и полученный результат работы.
28.09
5
Акварель. Холодный
цвет. Школа графики и живописи.
«Зимнее окно». «Облака». Гуашь».
С. 28–30, 32–33
1
Вводный урок
Развитие цветовосприятия. Совершенствование приёмов работы гуашевыми красками. Обучение умению рисовать облака и морозные узоры, выбирать наиболее подходящий приём для их передачи.
Текущий
Воспринимать репродукцию картины К. Васильева «У окна», анализировать средства выразительности. Рисовать зимнее окошко с морозными узорами, на котором стоит горящая свеча.
Восстановить последовательность рисования (с. 30–31 учебника.
Вариант: рисовать облака в холодной гамме (акварель).
Взаимооценка работ с позиции, что удалось в работе (применить приёмы, подобрать цветовую гамму, выразить настроение).
05.10
6
Школа живописи.
«Краски и настроение».
С. 34–35
1
УОСЗ
Совершенствование приёмов работы красками. Развитие цветовосприятия. Обучение умению выражать различные эмоциональные состояния с помощью цвета.
Текущий
Выделять главную информацию из текста (с. 34–35 учебника) и иллюстраций. Обсуждать полученную информацию, подтверждая мнение отрывками из текстов и стихов.
Выполнить задания. Подобрать цветовые сочетания, передающие радость, тревогу, нежность, любовь. Сделать рисунок в подарок другу.
12.10
7
Графика. В мастерской художника-графика. Выразительные
средства графики. Школа графики
«Ветвистое дерево».
С. 36–41, 48–49
1
Вводный урок
Ознакомление с графикой как видом изобразительного искусства. Обучение умению анализировать средства художественной выразительности (линия, трих, тон) в произведениях графики. Изучение особенностей материалов и инструментов для графики. Ключевые слова: линия, штрих, пятно, тон, контраст, нюанс. Обучение умению работать графитным карандашом, использовать приёмы: штриховка, тонировка,
Фронтальный и индивидуальный опрос
Участвовать в беседе о графике. Ответить на вопросы и выполнить задания с. 7, 36–37, 40–43.
Высказывать мнение о том, как изобразительное искусство может отражать многообразие окружающего мира, мыслей и чувств человека. Выделять средства выразительности для наилучшего воплощения замысла (линию, штрих, пятно) у мастеров рисунка и живописи.
Изучать последовательность работы (с. 48–49 учебника). Выполнить упражнения по передаче штриховки, тонировки, растяжки, растушёвки и растирки.
Выбрать породу дерева для рисования.
Определять размеры изображаемых предметов. Учитывать направление различных участков контура, их характер и размеры. Находить причину ошибок и исправлять их.
Анализировать выполненные рисунки.
19.10
8
Выразительные средства графики. Что может карандаш. Школа графики
«Нарядные ёлочки».
С. 42–45, 52
1
УИПЗЗ
Обучение рисованию цветов в вазе. Продолжение ознакомления с графическими приёмами рисования. Развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей, эстетической оценки окружающего мира.
Текущий
Участвовать в беседе о графике как способе познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.
Отвечать на вопросы, основываясь на тексте и иллюстрациях. Выполнить задания (с. 42–45 учебника) Выделять средства выразительности графики (линию, штрих, пятно, тон)
Продолжение ознакомления с графикой как видом изобразительного искусства. Совершенствование умения анализировать средства художественной выразительности (линия,штрих, тон) в произведениях графики.
Текущий
Продолжить знакомство с графикой как видом изобразительного искусства. Отвечать на вопросы, используя репродукции произведений графики русских и зарубежных мастеров. Выполнять задания (с. 46–
47, 52–53 учебника), используя приёмы штриховки пером.
Изучать последовательность работы (с. 53 учебника). Решать творческую задачу: нарисовать натюрморт, используя точки, линии, штрихи, пятна.
09.11
10
Школа живописи и графики. «Осенний листок».
С. 50–51
1
УОСЗ
Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства.
Продолжение изучения особенностей и приёмов работы акварелью, гуашью, тушью и пером.
Текущий
Участвовать в беседе, используя для ответов текст и картинки учебника.
Выполнить задания (с. 50–51 учебника), используя изученные приёмы работы.
Нарисовать осенний листок дуба или клёна акварелью или гуашью (живопись).
Скульптура. В мастерской художника-скульптора. Школа лепки.
С. 54–57
1
Вводный урок
Ознакомление со скульптурой как видом изобразительного искусства. Обучение умению анализировать средства художественной выразительности в скульптурных произведениях.
Текущий
Познакомиться со скульптурой как способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.
Участвовать в воображаемом посещении
мастерской художника.
Слепить рельеф «Птичка» (пластилин).
Участвовать в выставке вылепленных работ и оценивать результаты работы.
23.11
12
Лепка декоративной чаши. Школа декора.
С. 60–61
1
УИПЗЗ
Обучение умению анализировать средства художественной выразительности в произведениях декоративного искусства. Обучение умению лепить разными способами чашу. Развитие представлений о роли декоративного искусства в жизни человека.
Текущий
Участвовать в беседе, анализировать средства выразительности художественной керамики.
методом или по шаблону (глина или пластилин). Передавать фактуру с помощью различных видов лепных элементов.
Участвовать в выставке вылепленных работ и оценивать результат работы.
30.11
13
Лепка рельефа «Птички.» Лепка декоративной скульптуры «Котик» или «Медвежонок». С. 62–63
1
УОСЗ
Обучение умению лепить рельеф. Совершенствование приёмов лепки объёмной формы. Развитие эмоционально - ценностного отношения к явлениям жизни и искусства.
Текущий
Выполнить задания (с. 62–63 учебника).
Лепить рельеф птички.
Объяснять и применять приём наложения формы на пластину (пластилин). Решение творческой задачи: создать декоративный образ.
Использовать приёмы передачи фактуры с помощью штампов.
07.12
14
Проверочный урок.
Твои творческие достижения. С. 64–65
Лепка декоративной чаши. С. 58–61
1
УОСЗ
Проверка знаний о классическом и современном искусстве, о выдающихся произведениях отечественной и зарубежной художественной культуры.
Фронтальный и индивидуальный опрос
Выполнить задания (с. 64–65 учебника).
Участвовать в обзорной викторине по определению видов изобразительного искусства, тёплых, холодных и контрастных цветов.
Сравнивать произведения изобразительного искусства, классифицировать их по видам. Называть ведущие художественные музеи России.
Оценивать свои творческие достижения.
14.12
Декоративное искусство (8 ч)
15
Декоративное искусство вокруг нас.
С. 70–71
1
Вводный урок
Формирование устойчивого интереса к декоративному искусству. Формирование представлений о роли декоративного искусства в жизни человека. Развитие
Эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства.
Текущий
Ориентироваться в учебнике. Участвовать в беседе о декоративном искусстве как части национальной культуры.
Исследовать, как один и тот же образ изменяется в зависимости от материала в произведениях декоративного искусства.
21.12
16
Декоративное рисование. «Грибы и ёлочки»
С. 72–73
1
УИПЗЗ
Обучение приёмам декоративного рисования. Воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его эмоциональ-ной сферы, творческого потенциала, способности эстетически оценивать окружающий мир.
Текущий
Выполнить задания (с. 72–73 учебника).
Решение творческой задачи рисовать декоративные грибы и ёлочки гелевыми ручками на цветном фоне.
Сравнить форму и цвет изображённых объектов в жизни и на рисунке.
Узнать, какое дерево или гриб изобразил сосед по парте.
11.01
17
Азбука декора. Контрастные цвета в декоре. Линейный орнамент.
С. 74–77
1
Изучение возможностей применения цветовых контрастов в декоре. Изучение закономерностей построения и мотивов линейного орнамента.
Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру.
Текущий
Копировать греческий орнамент (с. 77 учебника).
Выявить закономерности построения орнамента.
Исследовать традиционные мотивы орнаментов своего народа. Использовать их для составления линейных узоров.
Выражать эмоционально-ценностное отношение к выполненным работам.
18.01
18
Школа декора. Монотипия «Бабочка».«Волшебные ладошки».
С. 78–79
1
Вводный урок
Ознакомление с видами декоративных эффектов. Продолжение изучения применения цветовых контрастов в декоре. Обучение технике монотипии. Воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого воображения, способности давать эстетическую оценку.
Текущий
Изучить художественные достоинства, разнообразие декоративных эффектов. Выявить возможности применения цветовых контрастов в декоре.
Решать творческую задачу: сделать несколько разноцветных отпечатков ладошек и превратить их в реальные или фантастические образы (деревья, цветы, птиц, животных и др.).
Обучение умению создавать декоративные композиции.
Развитие художественного вкуса учащегося, его эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты.
Текущий
Анализировать средства декоративного искусства, при рассмотрении ковровых изделий.
Выполнить ковёр в тёплой или холодной гамме по желанию (печать листьями).
Участвовать в коллективной работе: наклеить отдельные работы на ткань, изготовить большой ковёр. Планировать и реализовывать совместную работу, договариваться о результате.
01.02
20
Декоративные эффекты. Школа декора. Рисуем кляксами. Рисование солью.
С. 84–85
1
УИПЗЗ
Обучение умению создавать декоративные эффекты. Развитие цветовосприятия. Формирование умения использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной композиции. Развитие творческих способностей.
Текущий
Установить последовательность работы.
Выполнить задание, работая в паре.
Использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной композиции. Обсуждать, планировать результат, совершать совместные действия.
Оформить работу в рамочку.
Подготовить презентацию работы в виде рассказа о получившейся картине.
08.02
21
Коллаж «Грибы». «Лесные человечки».
Школа декора. «Волшебный ковёр».
С. 86–89
1
УИПЗЗ
Развитие умения создавать коллаж. Совершенствование
умения использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной работе. Развитие творческих способностей.
Текущий
Выполнить задания по заданной последовательности работы (с. 87, 89 учебника).Решать творческую задачу: выполнить декоративную композицию «Волшебный ковёр» из разноцветных ниток, наклеенных на основу.
Изобразить солнышко, цветок, птичку, рыбку или какой-нибудь узор.
Использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной работе.
15.02
22
Проверочный урок.
Твои творческие достижения.
С. 90–91
1
УОСЗ
Проверка развития художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты.
Фронтальный и индивидуальный опрос
Самостоятельная работа: выполнить декоративное панно «Времена года». Провести экскурсию по выставке декоративных работ своего класса.
Оценивать свои творческие достижения.
Изобразить солнышко, цветок, птичку, рыбку или какой-нибудь узор.
22.02
Народное искусство (7 ч)
23
Народное искусство.
Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись.
Школа народного искусства.
1
Вводный урок
Знакомство с традиционными народными художественными промыслами русского Севера.
Обучение умению выполнять пермогорские узоры. Воспитание любви к русскому народному искусству.
Текущий
Ориентироваться в учебнике. Познакомиться с миром народного искусства как частью национальной культуры: каргопольской глиняной игрушкой, расписными пермогорскими, борецкими и мезенскими прялками и другими изделиями.
Изучать образцы (с. 98–99 учебника).
Выполнять бордюры и рисовать цветок по заданной последовательности. Выполнить задания (с. 28, 30 тетради).
Знакомство с пермогорскими, борецкими и мезенскими прялками. Обучение умению выполнять роспись прялок. Совершенствование умения кистевой росписи. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам.
Текущий
Совершить воображаемое путешествие по русскому Северу.
Познакомиться с мастерами, которые изготавливают и расписывают прялки. Участвовать в беседе о значении традиционных народных художественных промыслов.
Расписать вырезанный силуэт пермогорской или мезенской прялки (гуашь, тушь, перо).
15.03
25
Мезенская роспись. Олени. Кони. Птицы. Школа народного искусства.
С. 102–103
1
Вводный урок
Продолжение знакомства с мезенской росписью. Обучение умению выполнять роспись предметов быта. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам.
Текущий
Знакомиться с народным искусством как частью национальной культуры.
Изучать способ рисования коней, птиц и оленей (с. 103 учебника). Дополнительно можно расписать мезенской росписью предметы быта (по выбору).
22.03
26
Каргопольская игрушка. Полкан. Школа народного искусства.
С. 104–107
1
Вводный урок
Знакомство с каргопольскими игрушками. Обучение умению выполнять каргопольские узоры. Обучение умению лепить и расписывать каргопольские игрушки. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам.
Текущий
Изучать традиционные формы, сочетания цветов и орнаментов каргопольских игрушек.
Сравнивать дымковские, филимоновские и каргопольские игрушки.
5.04
27
Печенье тетёрки.
Школа народного искусства.
С. 108–109
1
УОСЗ
Знакомство с обрядовым печеньем тетёрки. Обучение умению лепить тетёрки. Изучение узоров печенья тетёрки. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам.
Текущий
Участвовать в беседе о народном искусстве как части национальной культуры.
Повторять узоры печенья тетёрки на альбомном листе (гуашь) по образцам в учебнике (с. 109 учебника).
Лепить из солёного теста или пластилина тетёрки, используя изученные приёмы.
12.04
28
Архангельская птица
Счастья. Школа народного искусства.
С. 110–111
1
УОСЗ
Знакомство со щепной птицей Счастья. Обучение умению изготавливать птицу счастья. Совершенствование навыков конструирования из бумаги.
Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам.
Текущий
Принять участие в беседе о народном искусстве как части национальной культуры.
Выявить художественные достоинства и технологию изготовления щепных птиц.
Изучить последовательность работы (с. 111 учебника).
Решать творческую задачу: сконструировать свою чудо-птицу счастья из бумаги.
19.04
29
Проверочный урок.
Твои творческие достижения
С. 112–113
1
УОСЗ
Проверка развития художественного вкуса учащегося, его
интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого
потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты.
Фронтальный и индивидуальный опрос
Участвовать в обзорной театрализованной викторине по всем изученным темам раздела «Народное искусство». Задавать вопросы и отвечать на вопросы других.
Сравнивать их между
.
Изготавливать изделия в традициях художественных промыслов (по выбору).
Определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь).
26.04
Мир дизайна и архитектуры (5 ч)
30
Дизайн. Архитектура. Призмы. Коробочки-сувениры. Подставка для карандашей. Школа дизайна.
С. 118—123
1
Вводный урок
Развитие зрительного восприятия и ощущения формы призм. Обучение умению различать призмы в объектах дизайна и архитектуры. Совершенствование навыков конструирования из бумаги и картона.
Текущий
Ориентироваться в учебнике. Знакомиться с объектами дизайна и архитектуры в форме призм.
Различать призмы в объектах дизайна и архитектуры.
Выполнять упражнение на узнавание призмы.
Сконструировать коробочку-сувенир из бумаги.
Изучить последовательность работы (с. 123 учебника). Декорировать коробочку (превратить в котика, птичку, тигрёнка, жирафа, клоуна и др.).
03.05
31
Пирамиды. Школа дизайна.
Конструирование упаковки. Игрушки-пирамидки.
С. 124—127
1
УИПЗЗ
Развитие зрительного восприятия и ощущения пирамидальной формы. Обучение умению различать пирамиды в объектах дизайна и архитектуры.
Обучение умению конструировать игрушки на основе пирамиды
Текущий
Знакомиться с объектами дизайна и архитектуры в форме пирамид.
Различать пирамиды в объектах дизайна и архитектуры.
Выполнить упражнение на узнавание пирамиды.
Сконструировать упаковку «Пирамида».
Использовать выкройку (с. 126 учебника).
Декорировать упаковку.
10.05
32
Конусы. Школа
дизайна. «Петушок». «Весёлая мышка».
С. 128—131
1
УИПЗЗ
Развитие зрительного восприятия и различения форм конусов в объектах дизайна и архитектуры.
Совершенствование умения конструировать сувениры на
основе конуса. Развитие творческого воображения.
Текущий
Знакомиться с объектами дизайна и архитектуры конической формы.
Различать формы конусов в объектах дизайна и архитектуры. Выполнить упражнение на ощущение формы конуса.
Сконструировать сувениры «Петушок» или «Весёлая мышка».
Изучить последовательность работы, выполнить задания (с. 130—131 учебника).
Проверка умения конструировать на основе геометрических форм. Проверка развития фантазии и творческого воображения, художественного вкуса, эмоциональной сферы, творческого потенциала.
Фронтальный и индивидуальный опрос
Конструировать ангела из бумажной тарелки.
Изучить последовательность работы,
выполнить задания (с. 136–137 учебника). Украсить подвесками вместе с одноклассниками классную комнату. Оценивать свои творческие достижения.
24.05
34
Обобщающий урок.
В мире дизайна и архитектуры. Школа архитектуры. Башня.
1
УОСЗ
Развитие представлений о дизайне и архитектуре как видах искусства.
Продолжение изучения основ формообразования.
Обучение конструированию башни по свободному замыслу.
Развитие творческих способностей, умения планировать
работу и работать в коллективе.
Текущий
Установить взаимосвязь формы и функции объекта, то есть его назначения.
Обсудить вопросы по теме урока (с. 118–119 учебника). Анализировать объекты архитектуры и дизайна, используя открытки, журналы и видеофрагменты.
Решать творческую задачу в коллективной работе: конструировать по свободному замыслу высокую башню из кубиков и коробочек разного размера и формы. Сделать декор для башни.
.
31.05
Содержание тем учебного курса
2 класс (34часа)
«Мир изобразительного искусства» (14 ч)
«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с ведущими художественными музеями России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).
Дизайн и архитектура. Призмы. Пирамиды. Конусы. Цилиндры.
Проект 3. Подарки к праздникам.
Проектная деятельность по теме: «Дизайн и архитектура»
Проект 1. Выставка творческих работ «Мой зоопарк».
Проект 2. Коллекция «Геометрические тела в архитектуре»
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся к концу 2 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
· положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;
· осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;
· внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;
· понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
· положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
· интереса к посещению художественных музеев, выставок;
· представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
· различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
· составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и чёрным;
· определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, Архангельск, Северная Двина, Мезень);
· передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
· подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением; использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по%сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
· применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке, а также иллюстрациях к произведениям литературы.
Учащиеся получат возможность научиться:
· называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский
музей);
· учитывать особенности формообразования и цветового решения при создании декоративных и дизайнерских работ;
· правильно и выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
· изображать глубину пространства на плоскости с помощью загораживания, уменьшения удалённых объектов, расположения их ближе к верхнему краю листа;
· выстраивать в композиции последовательность событий, выделять композиционный центр;
· понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы объекта дизайна, художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.;
· выполнять тематические и декоративные композиции в определённом колорите;
· подбирать цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
· понимать цель выполняемых действий,
· понимать важность планирования работы;
· выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства.
Учащиеся получат возможность научиться:
· продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
· объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
· различать и соотносить замысел и результат работы;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные
Учащиеся научатся:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
· свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
· сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· уметь слышать, точно реагировать на реплики;
· учитывать мнения других в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
· задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам