kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Из опыта работы. Уроки речевого творчества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы. Уроки речевого творчества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы. Уроки речевого творчества.»

Направление «Коррекционная работа в образовательном учреждении»


Селиванова Татьяна Петровна

учитель начальных классов

МОУ Гамовская СОШ

Пермского района


Уроки речевого творчества


Ребёнок – это факел, который нужно зажечь,

а не сосуд, который нужно наполнить.

Франсуа Рабле,

французский писатель-гуманист

В течение четырёх лет я веду курс «Уроки речевого творчества» в своём классе (начальная школа).

Программа данного курса представляет систему занятий на развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Поэтому у меня возникла потребность и необходимость поиска и разработки таких методических приемов и средств обучения, которые способствовали бы развитию устной и письменной речи, творческого мышления обучающихся. Цель моего курса - углубление и расширение знаний учащихся по русскому языку, развитие активного, самостоятельного творческого мышления, связной речи, эмоционального мира ребенка.

В своей работе я использую следующие принципы, на которые опирается содержание и структура программы: художественно-эстетический принцип, принцип интеграции, принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся, принцип поощрения творческих успехов каждого ученика.

Уроки речевого творчества – это уроки нравственности. Они строятся на материале сказок, рассказов, сочинений, произведений фольклора. Разнообразные методы и приемы, используемые на уроке речевого творчества, повышают эмоциональный уровень ребенка, способствует формированию позитивного отношения к учебе. Приведу ряд приемов, которые наиболее эффективны при фантазировании:

Приём «Наоборот» (инверсия) лёгкий – тяжёлый. Два предмета меняются свойствами и каждый доказывает своё преимущество. Роль предметов обыгрывают дети. («Не я еду на велосипеде, а велосипед едет на мне»).

Приём «Хорошо – плохо». Всё в мире имеет две стороны – хорошую и плохую. Дети доказывают «+» и «- « одного и того же предмета («Дождь – это хорошо…, но плохо, когда он…»).

Приём «Символическая аналогия». Дети сочиняют несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов, символов.


Приём «Три слова» (метод фокальных объектов). Назвать три любые слова (зелёный, облако, крадётся). На основе этих случайных слов составить рассказ, объединив эти слова в один сюжет.

Приём «Волшебная приставка»:супер -, анти -, экс -, и др. («суперкот», «антикот», «микрокот», «аэрокот»). В результате получения новых слов дети придумывают смешные небылицы.

С точки зрения результатов в ведения в ФГОС данный курс развивает личностные качества ребёнка. Ребёнок осознает свою роль в жизни, знает и применяет правила культурного человека. В результате изучения курса формируются следующие универсальные учебные действия (УУД).

Регулятивные УУД: ученик свободно работает с разными источниками информации, учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности, даёт эмоциональную оценку деятельности товарищей, умеет делать выводы и обобщения в результате совместной работы.

Познавательные УУД: дети свободно ориентируются в своей системе знаний, отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания, находят ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Предметными результатами изучения курса «Уроки речевого творчества» является формирование следующих умений: учащиеся различают устное и письменное общение, умеют работать с разными видами текстов и заданий к ним, дети могут отражать чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.

В ходе изучения курса динамика развития учащихся, на основе диагностик, фиксируется мной в таблицы (смотри приложение).

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Так как курс даёт положительные результаты и он мне близок, то в этом учебном году я решила его перенести на внеурочную деятельность.

Школа после уроков - это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Ведение данного курса во внеурочной деятельности позволяет решить целый ряд очень важных задач:

-учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;

-обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

-оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

-улучшить условия для развития ребенка;

-умение работать в группе.

Занятие состоит из двух частей: лингвистической и литературоведческой. В первой части занятия большое внимании уделяется мыслительной деятельности учащихся: выполняются задания повышенной трудности (сравнение, анализ, группировка, обобщение). Во второй части занятия ученики занимаются речевым творчеством: сочиняют сказки, скороговорки, стихи, считалки, чистоговорки, пишут сочинения – миниатюры.

Все занятия строю следующим образом:

- формулировка темы, цели и задач занятия;

- эмоциональная речевая разминка (чтение побасенок по ролям, чтение пословиц с разной интонацией, чтение с правильным произношением);

- конкурс «скороговорителей» (чтецов),

- орфографическая минутка;

- языковые игры;

- веселая физкультминутка;

-речевое творчество (написание сочинения – миниатюры, иллюстрирование, составление предложений и рассказов с пиктограммами или без пиктограмм);

-подведение итогов занятия.

Главным действующим звеном стала игра - как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Задача учителя – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Главным действующим звеном стала игра - как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Участие младших школьников в различных играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, коммуникативность, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В речевых играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору правильного.

Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Одним из важнейших условий формирования личности ребенка младшего школьного возраста является творческое воображение. Подлинное усвоение любого учебного предмета невозможно без активной деятельности воображения, без умения представить, вообразить то, о чем пишется в учебнике, о чем говорит учитель, без умения оперировать наглядными образами. В процессе развития воображения в младшем школьном возрасте совершенствуется воссоздающее воображение, связанное с представлением ранее воспринятого, или создание образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т.д. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также получают дальнейшее развитие.

На данном занятии чаще все использую словесные игры построенные на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляют знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях в новых обстоятельствах.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат. Например, оксиморон (умная глупость – др.гр.). Она построена на противоречии, например, “горячий снег” или “ горькие конфеты” и другие. Оксиморон строится так: выбирается слово и находится характерное свойство, а затем противоположное. Ведущий загадывает существительное. Все остальные пытаются придумать оксиморон с этим словом, тот, кто сумел придумать удачный оксиморон, становится ведущим.

Игра для младших школьников – любимая форма деятельности. В игре осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.

Итогом данного курса во внеурочной деятельности является:

- умение детей работать в группе и знание правил работы в ней;

-свободное владение разными источниками информации (справочная литературы, средства ИКТ и т. д.);

-самостоятельная деятельность детей на уроке осуществляется, в основном, для достижения поставленной цели (умеют ставить цели и формулировать тему урока); зарождаются «ростки» проектной и исследовательской работы;

-активное включение обучающихся в образовательный процесс; постепенное выстраивание субъект-субъектных отношений (нет отчуждённых детей, наблюдается снижение уровня тревожности обучающихся в адаптационный период.

-предоставление детям возможности вариативного выполнения задания; учащиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать мнения, противоположные мнению учителя; дети знакомятся с разными критериями оценивания;

Таким образом, речевое обучение приобретает особую значимость. Оно способствует глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогает формированию навыков грамотной устной и письменной речи, способствует гармоничному развитию личности. Нужно совсем немного: желание учителя и детей, так же творческий подход к изучаемому материалу.


















Приложение


Таблица результатов овладения учащимися речевыми умениями

(заполняет учитель)


Речевые умения (критерии)

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2012-2013


1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

начало

года

конец года

начало

года

конец года

начало

года

конец года

начало

года

конец года


Всего человек

26

26

24

24

24

24

23


1.

Умеют композиционно правильно составлять текст, начиная от завязки и кончая развязкой, с достаточной полнотой, не отвлекаясь от темы.

5 чел


19,2 %

15 ч


57,6%

17 ч


70,8 %

18 ч


75 %

20 ч


83,3 %


20 ч


83,3%

19 ч


82,6 %



%

2.

Умеют рассказывать живо, выразительно, образно, придумывают новые необычные сюжеты.

6 чел


23 %

15 ч


57,6%

16 ч


66,6 %

18 ч


75 %



19 ч


79,1 %



19 ч


71,9%

19 ч


82,6 %



%

3.

Умеют подбирать меткое, точное, образное слово в процессе высказывания мысли.

6 чел


23 %

14ч


53,8%

15 ч


62,5 %

15 ч


62,5%

16 ч


66,6 %

15 ч


62,5%

16 ч


69,5 %



%

4.

Знают особенности жанров художественного стиля, умеют написать сочинение-миниатюру, соблюдая особенности выбранного жанра.

2 чел


7,6 %

13 ч


50 %

14 ч


58,3 %

15 ч


62,5%

16 ч


66,6 %

16 ч


66,6%

16 ч


69,5 %



%

5.

Выполняют письменную работу, соблюдая правила грамотного письма.


0 чел


0 %

10 ч


38,4%

10 ч


41,6 %

15 ч


62,5%

14 ч


58,3 %

15 ч


62,5%

15 ч


65,2%



%



Таблица самооценки учащихся

(заполняет ученик)



класс


Речевые умения (критерии)

Самооценка владения речевыми умениями

Да

Не всегда

Нет

1.

Могу легко построить рассказ, начиная от завязки и кончая развязкой, не теряя основной мысли.




2.

Сумею придумать новый необычный сюжет.




3.

Умею подбирать такие слова, которые ясно и ярко выражают мои мысли.




4.

Умею видеть и находить художественные средства в произведениях поэтов и писателей.




5.

Люблю сочинять.




6.

Могу написать небольшое сочинение грамотно (без ошибок)








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Из опыта работы. Уроки речевого творчества.

Автор: Селиванова Татьяна Петровна

Дата: 29.10.2016

Номер свидетельства: 353192

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Из опыта работы «Речевая зарядка или Different ways to warm-up your pupils» "
    ["seo_title"] => string(78) "iz-opyta-raboty-riechievaia-zariadka-ili-different-ways-to-warm-up-your-pupils"
    ["file_id"] => string(6) "141420"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418122688"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Речевая деятельность на уроках казахского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(64) "rechevaia_deiatelnost_na_urokakh_kazakhskogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "592823"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1638082879"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Современный урок русского языка в свете ФГОС: особенности,  проблемы, пути решения. "
    ["seo_title"] => string(90) "sovriemiennyi-urok-russkogho-iazyka-v-svietie-fgos-osobiennosti-probliemy-puti-rieshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "153435"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421004131"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Статья для учителей русского языка и литературы на тему: "Развитие творческой деятельности учащихся на уроках литературы""
    ["seo_title"] => string(80) "statia_dlia_uchitelei_russkogo_iazyka_i_literatury_na_temu_razvitie_tvorcheskoi_"
    ["file_id"] => string(6) "529738"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575229110"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Урок-педсовет "Через три дня Лидия Михайловна уехала. Почему?" (по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского") "
    ["seo_title"] => string(117) "urok-piedsoviet-chieriez-tri-dnia-lidiia-mikhailovna-uiekhala-pochiemu-po-rasskazu-v-g-rasputina-uroki-frantsuzskogho"
    ["file_id"] => string(6) "137100"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417270389"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства