kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Из опыта работы "Проектная деятельность, как средство формирования УУД"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как же построить работу на уроке, чтобы доставить ребёнку эту радость успеха, чтобы ему интересно было учиться, как повысить мотивацию к учению?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы "Проектная деятельность, как средство формирования УУД"»

Из опыта работы "Проектная деятельность, как средство формирования УУД"

В.А.Сухомлинский писал: «Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успеха в учении»

Как же построить работу на уроке, чтобы доставить ребёнку эту радость успеха, чтобы ему интересно было учиться, как повысить мотивацию к учению?

Опираясь на новый Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, можно четко сформулировать, что цель современной школы - не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел самостоятельно узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их не только в учебной деятельности, но и в различных ситуациях дальнейшей жизни.

В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить

- становление личности младшего школьника

- раскрытие его индивидуальных возможностей

- развитие творческого потенциала.

Развитие личностных качеств и способностей младшего школьника опирается на приобретение им опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится формирование универсальных учебный действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

В рамках модернизации системы образовательных стандартов основным направлением в работе учителя является использование современных образовательных технологий и ведущих методов обучения:

- проектная деятельность;

- информационно-коммуникационные технологии;

- системно-деятельностный подход, учитывая экзистенциальный мир ребёнка (мир чувств).

Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

- развивали бы в первую очередь универсальные учебные действия: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов как технологии развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной познавательной деятельности.

Современные образовательные технологии немыслимы без широкого применения проектной деятельности, которая всё плотнее входит в нашу жизнь.

Обучение через применение проектной деятельности предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

Как показала практика, использование проектной деятельности в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более интересно и познавательно использовать время на уроках.

Современные возможности проектной деятельности способствуют в начальной школе не только обеспечению первоначального становления личности ребёнка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться. Очень важно уже в начальной школе заложить мысль, что проектная деятельность – это не игра и путешествие, а инструмент для нахождения нужной информации.

При использовании проектной деятельности проявляются во всей полноте такие процессы, как мышление, представление, восприятие и память.

Использование проектной деятельности можно рассматривать как инструмент исследования, как источник получения дополнительной информации по предмету, как способ расширения зоны индивидуальной активности каждого ученика. При этом скорость подачи качественного материала в рамках одного урока увеличивается. Такие умения как умения вести поиск информации, систематизировать и анализировать её, могут помочь в дальнейшем ученикам школы самоутвердиться в жизни, т.е. повысить свой интеллектуальный уровень, самостоятельно добывая знания.

Модернизация общего образования требует разработки новой модели начальной школы, перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Таким образом, приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.


Показателем качества в контексте модернизации образования является компетентность, которая определяется не через сумму знаний и умений, а характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт.


Сегодня актуальна фраза: “Кто владеет информацией, тот владеет миром”. Наши дети — это люди нового поколения, нового информационного общества. В современном мире актуально получение информации разными способами, из разных источников, умение осмыслить, переработать, освоить её. Поэтому возникает необходимость научить детей компетентностному подходу к решению данной проблемы.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. Исходя из этого, обучение не должно стать моделью реальной жизни. Одним из вариантов может стать обращение к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной познавательной деятельности. Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Сущность учебного проекта заключается в необходимости решения нескольких интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Т.е. основным общеучебным умениям и навыкам.

Универсальными способами учебной познавательной деятельности являются универсальные учебные действия, которые можно определить как совокупный компонент ключевой образовательной компетенции, представленный целостной, интегративной способностью школьника быть субъектом деятельности, которая позволяет активно и сознательно управлять ходом своей учебной деятельности.


Какие УУД можно реализовать на каждом этапе работы над проектом?

  • 1 этап – погружение в проект

(осуществление деятельности по определению проблемы, целеполаганию, постановке задач предстоящей деятельности)

  • 2 этап – организация деятельности (разбивка на группы, распределение ролей, планирование, выбор формы и способа презентации)

  • 3 этап – осуществление деятельности

(поиск материала, консультации, контроль и помощь со стороны учителя, подготовка презентации)

  • 4 этап - презентация

(предъявление результата, рефлексия деятельности, оценка результативности)

В нашей школе мы работаем по двум УМК «школа России» и»Школа 2100» и с первого класса используем метод проектов.

В программах УМК «Школа России» для первого класса запланировано 16 обязательных проектов, во втором классе -  18. Работа над ними является обязательной для всех.
Выполнение  ученических проектов в первом, втором классе – это в основном групповая работа, которая очень хорошо обеспечивает формирование УУД.

При работе над первым  по теме «Мой родной город» разделила детей на группы, предложила подтемы на выбор проговорили все детали предстоящей работы. Учитывая специфику первого класса, работы  получились  разные, и не все были оформлены строго по правилам. Для выполнения следующего проекта «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках» каждая группа получила подборку материала (детские журналы «Весёлые картинки). На уроке дети распределили его между собой, дома оформили, добавляя к полученному материалу найденный самостоятельно. Далее командиры групп под присмотром учителя  контролировали выполнение работы, репетировали выступление. Во время представления обучали считалкам, скороговоркам, загадывали загадки, а  в качестве зрителей и обучаемых были одноклассники.

Третий проект «Моя семья» стал индивидуальным. Были предложены разные формы оформления – в печатной тетради, на листах А4, в  виде плаката.  Ребёнок сам выбирал, как он оформит свою работу.

Проекты «Мой класс. Моя школа» и «Наш класс – дружная семья» мы объединили в один. По первой теме работали группами (фотографировали, наклеивали, подписывали и оформляли фотографии, на которых рассказывается, чем мы занимались в течение года), по второй – работали индивидуально (взяли фотографии, использованные для представления себя в начале учебного года, добавили, сделанные в конце учебного года, и, расположив их на одном листе, сделали выводы о своих успехах).

Во втором классе интересным получился опыт классной конференции, где были представлены работы по теме «Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде». При подготовке этого проекта те дети, у которых нет компьютера, работали на переменах с помощью тех, кто уже умеет составлять презентации. Конференция проходила по всем правилам, работы оценивало жюри, были определены места. (Приложение № 4). Уверена, этот опыт ребятам был нужен, а сам вид работы понравился, и они готовы его повторить.
Также можно отметить заинтересованность детей, их активность в выполнении подобных заданий, что способствует освоению новых способов учебно-познавательной деятельности, формированию адекватной самооценки, принятию образа «хорошего ученика» и положительного отношения к школе.

(CЛАЙД) Сегодня проектной деятельностью увлечены все и мы, конечно, тоже. Уроки окружающего мира и риторики – благодатная почва для проектирования. С большим интересом каждый ребёнок работал над созданием своего родословного древа. Вот некоторые выдержки из работ ребят.

«Когда я составлял своё родословное древо, меня больше всего удивило то, что у меня столько прабабушек и прадедушек, а я думал, что их всего 4»

«Мне было интересно составлять своё родословное древо, потому что я узнала фамилии своих предков, оказалось, мои предки другой национальности»

(CЛАЙД) На уроках дети не только учатся работать над проектами, но также пробуют защищать их. Неплохо прошла у нас защита плакатов «Сохраним красоту природы», защита проектов по этой же теме, защита предвыборнаой программы кандидата в мэры нашего города. Детям нравится такая работа. (Папка работ)

Если говорить о внеурочной деятельности, то здесь без помощи родителей просто не обойтись. И я считаю, что формирование нравственных качеств у ребёнка не должно проходить в стороне от родителей, да это просто и невозможно. Родители – это первые помощники учителя.

(CЛАЙД) И наша первая совместная деятельность (в первом классе) принесла нам две грамоты. Это было создание классного проекта в честь 45-летия города Железногорска-Илимского. Мы заняли первое место в номинации «Железногорск: вчера, сегодня, завтра».

С родителями я работаю в очень тесном сотрудночестве. Начало каждой четверти мы начинаем с планирования работы. Никогда не возникает трудностей в проведении какого-либо мероприятия. Родители всегда активно откликаются на мои просьбы и просьбы родительского комитета.

(CЛАЙД) Каждый год мы готовим и проводим концерт для наших мам ко «Дню Матери». Мы с энтузиазмом откликнулись на это предложение. От каждого класса было подготовлено по 2-3 номера худ. самодеятельности. В зале не было свободных мест. Мы тоже выступили на должном уровне.

(CЛАЙД) Каждый год наши дети выступают на детском форуме «Мир вокруг нас». Где достойно защищают свои проекты. А также наши ребята свозили проекты в город Сочи, где представили их на конкурсе исследовательских работ и заняли призовые места.


(CЛАЙД) Что касается внешкольной деятельности – это участие в акциях «Доброе сердце», «Подари жизнь». Это сбор денег на лечение детям, сбор вещей малоимущим, в дома престарелых, детский дом, детскую больницу, помощь своим ученикам, если понадобится.

(CЛАЙД) На месте не стоим, да и скучно это. А самое главное – проектная работа нравится ребятам, а мы вместе с родителями всегда рады помочь нашим детям. Результаты нашей работы – в наградах.

Период обучения грамоте мы завершили творческим проектом «Прощание с Букварем». В подготовке активное участие принимали и родители учащихся. Результатом проекта стал праздник, который надолго запомнился всем его участникам.


Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

Работа над проектами занимает особое место в системе образования, позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу.

Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Из опыта работы "Проектная деятельность, как средство формирования УУД"

Автор: Пушмина Ольга Анатольевна

Дата: 17.01.2018

Номер свидетельства: 450573

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Доклад  "Проектная деятельность в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(54) "doklad-proiektnaia-dieiatiel-nost-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "105528"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402860344"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "план по самообразованию учителя начальной школы "
    ["seo_title"] => string(53) "plan-po-samoobrazovaniiu-uchitielia-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "238343"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444554157"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Доклад  Общий подход к формированию УУД. "
    ["seo_title"] => string(43) "doklad-obshchii-podkhod-k-formirovaniiu-uud"
    ["file_id"] => string(6) "224963"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439302733"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) ""Развитие творческих способностей учащихсяв урочной и внеурочной деятельности""
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_tvorcheskikh_sposobnostei_uchashchikhsiav_urochnoi_i_vneurochnoi_deiate"
    ["file_id"] => string(6) "617546"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1668611543"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Формирование УУД через проектно-исследовательскую деятельность (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(88) "formirovaniie-uud-chieriez-proiektno-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "222297"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1436127370"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства