Из опыта работы "Исследовательская деятельность в начальной школе"
Из опыта работы "Исследовательская деятельность в начальной школе"
Проектная деятельность в начальной школе осуществляется под руководством учителя или родителей, а дети в рамках учебной и внеучебной деятельности, реализует собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результаты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы "Исследовательская деятельность в начальной школе"»
Проекто-исследовательская деятельность в начальной школе
Цели и задачи:
-замечать любые творческие и исследовательские способности учеников;
- создавать условия для развития творческих способностей и исследовательской деятельности на уроках и во внеклассной работе;
- развивать интерес к творческой и исследовательской деятельности.
Темы, предлагаемые для исследования, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок - тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только несложные проекты и рассчитывать свою работу на день или на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в начальной школе отличаются простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и пути ее решения. Он должен уметь составлять план работы по проекту (сначала при помощи учителя).
Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы:
Творческие проекты (1-4 классы), предполагающие свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.п. Продуктом проектной деятельности будут являться выставки, газеты, коллекции, костюмы, письма, праздники, рисунки, сказки.
Исследовательские проекты (4 класс) – по структуре напоминающие научное исследование. Продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть – научные сообщения, статьи в школьной газете, небольшие рефераты.
Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под руководством учителя или родителей, а дети, в рамках учебной и внеучебной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результаты.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Проблема проекта или исследования должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком или одной-двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.
Обучать проектированию мы начали с 1-го класса (ведение в проектную деятельность). Вначале это были лишь элементы проектной деятельности, но для первоклассников это проект. ( Наблюдения за домашними животными, за делами человека , сравнение времен года – итогом наблюдений был устный рассказ или рисунок).
Во 2-м классе работа по обучению проектам продолжилась. Мы составили план проектной деятельности, «банк проектов» - проекты, которые хотелось бы осуществить.
Исследовательская деятельность является творческой. Она:
Развивает творческое воображение, мышление;
Учит четко выражать свои мысли (развивает речь);
Учит ориентироваться в информационном пространстве;
Успешная защита формирует самоуважение.
Проектно-исследовательская деятельность способствует актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающими, стимулировании потребности ребёнка к самореализации, самовыражению, в творческой личностно и общественно значимой деятельности, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, является технологией, обеспечивающей рост личности ребёнка.
Эта работа может проводиться индивидуально (с «одаренными» детьми), группами и носить коллективный характер.
В основу проектно-исследовательской деятельности положена идея направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, увидеть, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.