Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 1»
муниципального образования «город Бугуруслан»
Первые шаги к ГИА (ВПР)
из опыта работы
Подготовила:
учитель начальных классов
Кабанова Светлана Павловна
Бугуруслан,2025
Если запастись терпением и проявить старание,
то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы.
Леонардо да Винчи
Всем нам хорошо известно, что в настоящее время оценочной процедурой качества образования в школе являются Всероссийские проверочные работы (ВПР).
Назначение ВПР
Специалисты утверждают, что ежегодное проведение ВПР в результате позволяет:
- оценить уровень подготовки учащихся в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
- выявить пробелы в знаниях обучающихся.
- даёт стимул к систематическим занятиям в течение всех лет обучения, а не только в выпускных классах.
Хотелось бы остановиться на особенности организации и проведения ВПР в 2025 году.
По ВПР в 4 классе в этом году есть новшества. Раньше писали работы по русскому языку, математике и окружающему миру. Теперь же обязательными остаются русский язык и математика, а третий предмет по выбору. Выбор из литературного чтения, окружающего мира и иностранного языка.
Работы по окружающему миру остались прежними, а вот по русскому языку убрали первую часть. Значит, диктант с грамматическим заданием дети писать не будут и работу выполнят не за 2 урока, как раньше, а за один.
По математике убрали 10 задание. Это задание очень объёмное и к математике никакого отношения не имело. Оно на нахождение родственных связей и составление семейного древа. Это задание отнимало много времени и ученики не успевали приступить к номерам 11 и 12. Да и родословное древо дети составляют на уроке ОРКСЭ в 4 классе. Этого вполне достаточно.
А вот задания по литературному чтению это новое.Они проверяют :
Умение различать виды сказок и отдельные жанры фольклора, понимать жанровую принадлежность и соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы.
Умение составлять письменные высказывания на заданную тему, аргументированно высказывать своё мнение и корректировать собственный текст с учётом правильности и выразительности письменной речи.
Умение соотносить книгу с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), используя сведения по теории и истории литературы.
Умение различать виды текстов, используя сведения по теории и истории литературы.
Овладение начальными сведениями о творчестве изученных русских писателей и поэтов.
Умение находить в тексте средства художественной выразительности.
Умение оценивать содержание, язык и структуру текста (оценивать правдоподобность описанных событий) и интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию.
Умение определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий и эпизодов текста.
Умение отвечать на вопросы по содержанию произведения, находить в тексте информацию, представленную в явном виде.
Умение объяснить значение слова с опорой на контекст произведения.
Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей, опираясь на содержание произведения.
Всего 14 заданий.
График проведения ВПР в 2024-2025 учебном году в школах утвержден приказом Рособрнадзора от 13.05.2024 № 1008. Сроки проведения ВПР сокращены. ВПР пройдут с 11 апреля по 16 мая. Время, отводимое на ВПР: 1 урок (не более, чем 45 минут).Распределение предметов по выбору осуществляет федеральный организатор не позднее чем за 7 дней до проведения ВПР.
Для подготовки к ВПР в 4 классах в моей работе помогает алгоритм действий, который отработан годами.
При отборе заданий важно выдерживать такие принципы:
Задания должны быть разнообразными, чтобы не формировать стереотипов о том, что тот или иной планируемый результат проверяется всегда одинаково одним и тем же типом задания,
Заданий на оценивание достижения каждого планируемого результата должно быть достаточное количество для того, чтобы сделать вывод о достижении этого планируемого результата, по 1-2 заданиям такой вывод вряд ли будет объективным;
Задания должны быть разноуровневыми: большая часть заданий должна позволять проверить достижение планируемого результата на базовом уровне, но как минимум одно задание должно позволять проверить достижение планируемого результата на повышенном уровне.
При подготовке к ВПР с сентября в 4-х классе использую Типовые задания по предметам издательства «Экзамен», рабочие тетради по предметам «Готовимся к Всероссийской проверочной работе» издательство «Просвещение».
Данные рабочие тетради предназначены для подготовки учащихся 4 классов общеобразовательных организаций к Всероссийской проверочной работе. В тетрадь включены тренировочные задания, проверочные работы (на 5—20 мин) по каждому разделу программы, обучающие проверочные работы (каждая в двух вариантах). Ко всем заданиям и проверочным работам приведены ответы. Для каждой работы дана карточка самопроверки. Работа в тетрадях способствует обобщению знаний ученика по ведущим темам курса, развитию умения самостоятельно справляться с заданиями базового и повышенного уровня сложности, различными по способу представления (текст, таблица), форме ответа (выбор ответа, краткий или развёрнутый ответ).
На сайте НИКО (Национальные исследования качества образования) Это новые технологии ,которые обеспечивают , единую работу обучающихся всех школ страны и что немало важное единая система проведения оценки и подхода к формированию заданий.На сайте https://www.eduniko.ru размещен «Банк заданий» — демоверсии тестов по всем предметам. Потренировавшись, ученик уже будет лучше ориентироваться в форме и направленности вопросов. К тому же ребенок привыкнет к объему работ, который довольно внушителен.
Неплохо помогают в подготовке и тестовые задания на сайте «Образовательные тесты» http://testedu.ru. Здесь можно проверить обучающихся на знания по всем предметам и выявить «слабые места», над которыми стоит поработать тщательнее; также различные тестовые задания по всем предметам можно найти на Современном учительском портале.
Участие в метапредметных конкурсах, онлайн-олимпиадах - это реализация одной из форм внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, что так же помогает в подготовке к ВПР. Обучающиеся нашего класса, зарегистрированы на интернет портале Учи.ру. где ученики в интерактивной форме выполняют задания. Задачи построены таким образом, чтобы ребенок сам «выводил» правило на практике, а не заучивал его. Учи.ру — это cистема адаптивного интерактивного образования, полностью соответствующая ФГОС и значительно усиливающая классическое школьное образование. Учи.ру — незаменимый помощник для учителя. Позволяет отслеживать прогресс и успехи учеников.
На дополнительных занятиях тщательно разбираются задания из вариантов ВПР. Аналогичные задания задаются на дом. Работа по подготовке к ВПР в течение всего учебного года ведётся постоянно, в начале работы над многими вариантами работаем коллективно, разбираем сообща задания, анализируем, выделяем ключевые моменты. После уже дети сами, самостоятельно выполняют эти работы, а после проверки проводим работу над ошибками, анализируя каждое выполненное задание.
В качестве рекомендации в кабинете оформляется информационный стенд «Подготовка к ВПР», на котором помещена информация о графике проведения ВПР. Все сроки доводятся до родителей на родительском собрании под роспись. После написания работ и подведения итогов результаты также доводятся до родителей и учителей 5-х классов, для дальнейшего планирования работы с учетом выявленных ошибок в предыдущем классе.
Также для себя отработан план действий.
1. Составляю план подготовки по предмету и рассказываю о нем учащимся.
Составленный в начале года план-график, который максимально учитывает все события школьной жизни, праздники и мероприятия, позволит заранее спланировать объем и сроки изучения учебного материала. Важно дать учащимся информацию о графике работы на год, регулярно обращая их внимание на то, какая часть материала уже пройдена, а какую еще осталось пройти.
2. Даю учащимся возможность оценить их достижения в учебе.
Обсуждая с учащимися пройденный материал, делаю акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо. Ставьте перед ними достижимые краткосрочные учебные цели и показывайте, как достижение этих целей отражается на долгосрочном графике подготовки к ВПР.
3. Не говорю с учащимися о ВПР слишком часто.
Регулярно провожу короткие демонстрационные работы в течение года,не заостряя внимание на том что работа связана с ВПР
4. Использую при изучении учебного материала плакаты, маршрутные листы, презентации, ролевые игры, проекты, творческие задачи, кроссворды, диаграммы Использование различных методов позволяет усваивать материал ученикам с различными особенностями восприятия информации.
5. «Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь» (Б. Франклин).
Во время изучения материала важно, чтобы учащиеся принимали активное самостоятельное участие в его изучении - готовили совместные проекты и презентации в классе и по группам, обучали и проверяли друг друга.
6. Учу учащихся работать с критериями оценки заданий.
Понимая критерии оценки, учащимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание.
7. Не показываю страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР.
ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех его участников: учащихся, родителей, учителей, администрации образовательной организации. Негативные эмоции заразительны. Показываю на собственном примере, как можно справиться с переживаниями, чувствами и ими управлять.
8. Хвалю своих учеников.
Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах. Однако похвала должна быть искренней и по существу.
9. Общаюсь с коллегами!
Использую ресурсы профессионального сообщества. Знакомлюсь с опытом коллег, их идеями и разработками, применяйте их на практике.
10. Обсуждаю с учащимися важность здорового образа жизни.
Хороший сон и правильное питание, умение сосредоточиться и расслабиться после напряженного выполнения заданий вносят значительный вклад в успех на проверочной работе.
11. Поддерживаю внеучебные интересы учащихся.
Личное пространство, не связанное с учебой, дает возможность переключаться на другие виды деятельности и в конечном итоге быть более эффективными при подготовке к ВПР.
12. Общаюсь с родителями и привлекайте их на свою сторону!
Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя больше ответственности за их успех на проверочной работе. Обсуждаю с ними вопросы создания комфортной учебной среды для учащегося дома, организации режима сна и питания ребенка, их тревоги и заботы.
13.Обязательно одно из первых собраний посвящаю ВПР.
Раздаю памятки «Как поддержать учащихся во время подготовки к ВПР?»
Главное, в чем нуждаются учащиеся в этот период – это эмоциональная поддержка педагогов, родных и близких. Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в ситуации проверки знаний.
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка тех, кого ребенок считает значимыми для себя, очень важна для него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий.
Задача педагогов и родителей – научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: "Ты можешь это сделать".
Существуют слова, которые поддерживают детей, например: "Зная тебя, я уверен(а), что ты все сделаешь хорошо", "Ты делаешь это хорошо".
Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица, интонации.
Раздаю памятки родителям
Родители могут помочь ребенку в столь сложный для него период. Вот некоторые рекомендации:
- сосредоточьтесь на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
- создайте ситуацию эмоционального комфорта;
- ни в коем случае не нагнетайте обстановку, постоянно напоминая о серьезности предстоящих работ;
- создайте ситуацию успеха, применяйте поощрение. В этом огромную роль играет поддерживающее высказывание "Я уверен(а), что ты справишься";
- обеспечьте детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться. Если ребенок обращается за помощью: "Посмотрите, я правильно делаю?" - лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: "Я уверен(а), что ты все правильно сделаешь, и у тебя все получится";
- очень важно, чтобы неуверенный в себе ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. Если ребенок не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: "Ты не знаешь, как начать? Как выполнить следующее задание?" - и предложить альтернативу: "Ты можешь начать с простых заданий или просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?";
- ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа "Подумай еще", "Поразмысли хорошенько", Это усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания;
- помогайте детям поверить в себя и свои способности;
- помогайте ребенку избежать ошибок;
- поддерживайте учащихся при неудачах;
- вместе ознакомьтесь с правилами проведения ВПР, чтобы не были посторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к проверочной работе, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку;
Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
- опираться на сильные стороны ребенка;
- помнить о его прошлых успехах и возвращаться к ним, а не к ошибкам;
- избегать подчеркивания промахов ребенка, не напоминать о прошлых неудачах;
- помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
- создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать уважение к ребенку.
Поддерживайте своего сына(дочь), будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. При выполнении обычной домашней работы каждый должен иметь перед собой часы, чтобы научиться контролировать время. Также родители могут научить ребёнка отложить задание, которое не получается, и потом вернуться к нему, когда всё остальное уже сделано. И, конечно, надо воспитать в ребёнке привычку проверять написанное.
Удачи всем нам в подготовке и проведении ВПР!
Размещаю памятки для обучающихся на стенде.
Советы по подготовке к проверочной работе
Готовься планомерно
Соблюдай режим дня
Питайся правильно
Во время подготовки чередуй занятия и отдых
Накануне проверочной работы
С вечера перестань готовиться. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя.
Советы во время проверочной работы
Соблюдай правила поведения на проверочной работе!
Слушай, как правильно заполнять бланк!
Работай самостоятельно!
Используй время полностью!
При работе с заданиями:
Сосредоточься!
Читай задание до конца!
Думай только о текущем задании!
Начни с легкого!
Проверь!
Не оставляй задание без ответа!
Не огорчайся!
Советы после проверочной работы
Способы снятия напряжения, негативного влияния стресса:
Занятия спортом;
Танцы;
Йога;
Рисование;
Пение
И многие другие занятия интересные для человека.
В 2025-2026 учебном году нам с классом еще предстоит пройти данные испытания,но как говорил великий полководец А.В Суворов«Тяжело в учении легко в бою».
Что посеешь, то и пожнёшь. Гласит русская поговорка.