приобщение к искусству художественного слова посредством знакомства с новым произведением;
Задачи:
продолжить работу по усилению коммуникативных свойств речи, овладением выразительными свойствами языка;
развивать технику чтения в соответствии со спецификой произведения;
развивать мышление, речь;
обогащать словарный запас учащихся;
учить анализировать, строить аналогии, обобщать;
воспитывать доброту, искренность, любовь и уважение к матери, к Родине;
Оборудование:
аудиозапись мелодии,
рисунки учащихся “Портреты мам”,
репродукция с иконы “Богоматерь Владимирская”.
Ход урока
1. Организационный момент
- Ребята, прежде чем начать наш урок, я попрошу вас всех выйти и сделать небольшой круг. Возьмитесь крепко-крепко за руки. Запомните эти ощущения. Это поддержка! Каждый сегодня на уроке может рассчитывать на поддержку своего друга-одноклассника и конечно мою, ведь уча вас, я сама учусь заново.
- Но это еще не все. Я хочу, чтобы на нашем уроке кроме поддержки вы ощущали себе спокойно, комфортно и радостно. Давайте, как всегда, сделаем себе ценный подарок – создадим хорошее настроение. (Передаю улыбку ближайшему ко мне ребенку) Напоминаю, нужно просто сказать волшебное слово «УЛЫБНИСЬ!» и передать улыбочку соседу, а тот в свою очередь своему соседу и так далее.
- И не забудем о наших гостях. Подарим хорошее настроение и им. (дети дарят улыбки гостям в классе)
Посмотрите внимательно на слайды и попробуйте определить тему нашего урока.
1. Слайды (мама и дети)
Кто может сказать, какая тема урока? =Мама.
2. Кто такая мама?
- друг
-человек, который всегда с тобой
-человек, с которым у тебя все общее
-Мама – первый учитель
- человек, который будет рядом в трудную минуту.
Учитель:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ю. Яковлев «Мама»»
Цели:
приобщение к искусству художественного слова посредством знакомства с новым произведением;
Задачи:
продолжить работу по усилению коммуникативных свойств речи, овладением выразительными свойствами языка;
развивать технику чтения в соответствии со спецификой произведения;
развивать мышление, речь;
обогащать словарный запас учащихся;
учить анализировать, строить аналогии, обобщать;
воспитывать доброту, искренность, любовь и уважение к матери, к Родине;
Оборудование:
аудиозапись мелодии,
рисунки учащихся “Портреты мам”,
репродукция с иконы “Богоматерь Владимирская”.
Ход урока
1. Организационный момент
- Ребята, прежде чем начать наш урок, я попрошу вас всех выйти и сделать небольшой круг. Возьмитесь крепко-крепко за руки. Запомните эти ощущения. Это поддержка! Каждый сегодня на уроке может рассчитывать на поддержку своего друга-одноклассника и конечно мою, ведь уча вас, я сама учусь заново.
- Но это еще не все. Я хочу, чтобы на нашем уроке кроме поддержки вы ощущали себе спокойно, комфортно и радостно. Давайте, как всегда, сделаем себе ценный подарок – создадим хорошее настроение. (Передаю улыбку ближайшему ко мне ребенку) Напоминаю, нужно просто сказать волшебное слово «УЛЫБНИСЬ!» и передать улыбочку соседу, а тот в свою очередь своему соседу и так далее.
- И не забудем о наших гостях. Подарим хорошее настроение и им. (дети дарят улыбки гостям в классе)
Посмотрите внимательно на слайды и попробуйте определить тему нашего урока.
Слайды (мама и дети)
Кто может сказать, какая тема урока? =Мама.
2. Кто такая мама?
- друг
-человек, который всегда с тобой
-человек, с которым у тебя все общее
-Мама – первый учитель
- человек, который будет рядом в трудную минуту.
Учитель:
От чистого сердца, простыми словами
Давайте, друзья потолкуем о маме.
Мы любим её как хорошего друга,
За то, что у нас с нею все сообща.
За то, что когда нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть у родного плеча.
Мы любим ее и за то, что порою
Становится строже в морщинках глаза.
Но стоит с повинной прийти головою –
Исчезнут морщинки, умчится гроза.
Проверка домашнего задания
На доске портреты.
Вы должны были нарисовать портреты своих мам. Давайте вы познакомите нас с мамами. Вы должны выйти, показать свой портрет, назвать имя мамы и род ее занятий, сказать, как вы к ней относитесь.
- Мою маму зовут Эльза Людвиговна. Она врач. Я ее очень люблю.
- Мою маму зовут Ассусенна Августовна. Она повар. Я ее люблю.
И т.д.
Физминутка. Готовим ручки к работе
Много мам на белом свете, Всей душой их любят дети. Только мама есть одна, Всех дороже мне она. Кто она? Отвечу я: «Это мамочка моя!»
Тема урока: Ю. Яковлев «Мама» Запись в тетрадях.
Вы правильно определили тему урока. Сегодня мы познакомимся с произведением русского писателя Юрия Яковлева «Мама».
Что делает мама для своих детей? Прочитайте, как об этом говорит автор рассказа. Как мама учит ребенка видеть и открывать мир?
(Чтение фрагмента из рассказа).
Какой видел маму автор рассказа?
Почему так больно нам читать эти строчки о гибели мамы автора?
Что заставляло людей оставлять своих матерей? (Была война, они уходили на фронт защищать Родину от фашистов).
Что означает защищать Родину в вашем понимании?
С чего начинается Родина? Как думаете вы?
Зачитайте, как думает об этом писатель?
Два слова Родина и мама… Ваши мысли об этих понятиях? (Хочу, чтобы ребята сравнили, провели аналогию, смутились, почему Родина – пишется с большой буквы, а слово мама – с маленькой, несмотря на их глобальное значение).
Прочитайте последний абзац рассказа.
К чему призывает автор?
Почему мы должны беречь маму, стараться не причинять ей страдания? (Нельзя причинять боль любимым людям потому, что мы их любим).
Не забывайте говорить мамам добрые слова. Потому что они ждут вашей любви, нежности, поддержки.
5. Работа над расширением кругозора учащихся
Портреты
Ваши мамы добрые и заботливые. Вы это передали в своих портретах. Живописцы на своих картинах тоже пытаются это передать. А еще есть чувство тревоги матери за судьбу ребенка. Вечная тревога матери за судьбы своих детей – вот что с восхищением и чувством великой благодарности стремились запечатлеть мастера на своих иконах.
Слово “икона”– греческое; по–русски оно обозначает “образ” (иконы – образа). Это картины особенного содержания, написанные на доске. Одна из них – “Богоматерь Владимирская” – создана в первой половине ХП века. По преданию, первые иконы Богоматери были написаны еще при ее жизни, и написал их ученик Иисуса Христа апостол Лука.
Икона “Богоматерь Владимирская” считается покровительницей, защитницей Русской земли. Она издревле особо почитаема на Руси, находится в Государственной Третьяковской галерее.
Ребята, подойдите к иконе. Давайте внимательно посмотрим на лик Богоматери. Вглядитесь в нее, лик ее печален, она чувствует, какие испытания готовит жизнь ее ребенку. Посмотрите, как склонил голову младенец Иисус, нежно прижимаясь к ее щеке. Лики матери и младенца на иконе прекрасны, потому что исполнены самых добрых чувств.
Сравните портреты своих мам с образом Богоматери, лица ваших мам тоже прекрасны, потому что это ваши мамы, они вас любят и берегут.
Стихотворение читает учитель
Есть в природе знак святой и вещий, Ярко обозначенный в веках! Самая прекрасная из женщин – Женщина с ребёнком на руках.
Все на свете метится следами Сколько б ты не вышагал путей, Яблоня – украшена плодами, Женщина – судьбой своих детей.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет, Так она и будет жить в веках Самая прекрасная из женщин – Женщина с ребенком на руках. (Сергей Островский).
7. Берегите мам!
У каждого из вас есть на столе небольшой листочек. Мы напишем мамам записки – комплименты.
Сам.работа.
Чтение записок-признаний.
У вас хорошее настроение. Кому хочется петь? Давайте споем.
8. Музыкальная минутка: дети поют «Есть ….»
9. Итог урока. И сколько бы тебе ни было лет – 5 или 50, - тебе всегда нужна мама, её забота, её доброта, её участие, её ласковый взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее ее жизнь. Ребята! Любите своих мам! Обращайтесь к ним с уважением! Цените их заботу о вас! Берегите их здоровье! Помогайте им дома! Просто жалейте их! Смысл жизни каждой матери – это её дети!
-Что вам больше всего запомнилось на уроке? Кто понравился больше всего? -Чьи ответы были самыми лучшими? Кто читал выразительно?
Рефлексия.Самооценка.
Слайд Картинка с храмом -Чтение притчи о строителях храма (учитель). Притча Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что, ты, делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что, ты, делал целый день?» И тот ответил: «а я добросовестно
выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью: «А я принимал участие в строительстве храма!»
Ребята, давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок. Ассоциативные параллели. - Кто работал на сегодняшнем уроке как первый рабочий? Поднимите свое сердечко. -А кто как второй? Поднимите свое сердечко. -А кто как третий? Поднимите свое сердечко.
10. Домашнее задание
Найдите произведения, посвященные мамам. Это могут быть стихи, рассказы, иллюстрации картин.
Ю. Яковлев.
Мама.
Мама. Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в самом тебе такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.
Мама. Ты ещё не умел говорить, а мама понимала тебя без слов. Угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Когда ты ещё не умел ходить, мама носила тебя на руках. А потом мама научила тебя говорить, ходить...
Мама прочла первую книжку. Мама учила тебя видеть и открывать мир.
От мамы ты узнал название птиц – воробей, ласточка, синица. Узнал, что у каждого цветка есть тоже своё имя – ромашка, василёк, иван-да-марья.
Мама принесла домой сухую веточку и поставила её в воду. И вскоре веточка – сухая, безжизненная веточка – зазеленела. А потом на ней появились светло – лиловые цветы. Вся веточка покрылась цветами.
Что это? – удивлённо спросил ты. И мама ответила: – Багульник.
На улице шёл снег. Мама протянула руку и поймала снежинку. На шерстяной варежке снежинка не таяла. Ты посмотрел и снова увидел чудо. Ты думал, что снежинка – это крохотный пушистый комочек, а она оказалась красивой, ровной звёздочкой. Ты наклонился, чтобы лучше рассмотреть белую звёздочку, дохнул на неё – и звёздочка исчезла. На варежке осталась капелька воды. Первую снежинку помогла тебе увидеть мама.
Мама всегда рядом с тобой. И всё, что ты видел, всё, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы. Каждый день твоего и моего детства связан с мамой. Озабоченная и радостная, спокойная и печальная, она всегда рядом.
Моя мама погибла во время блокады Ленинграда, летом 1942 года. Последний раз я её видел, когда она провожала меня в армию. Мне тогда было восемнадцать лет. Это трудно было понять, что мамы нет больше.
Но любовь к матери проходит у нормального человека через всю жизнь. И моя мама до сих пор живёт в моём сердце, словно мама жива, только она где-то далеко, так далеко, что письма не доходят. Но она всегда есть. Я слышу её голос.
Помни, что нет большего горя на свете, чем потерять родную мать. Не причиняй ей страданий. Береги её, как можешь.
С чего начинается Родина? Я задаю себе этот вопрос и сам отвечаю на него: Родина для каждого из нас начинается с мамы.