“КОГДА СВЕТИТСЯ СЕРДЦЕ»Ю.ЯКОВЛЕВ.
- ЦЕЛЬ - познакомить учащихся с произведением “КОГДА СВЕТИТСЯ СЕРДЦЕ», сюжет, которых направлен на развитие и воспитание НРАВСТВЕННЫХ качеств, через литературные произведения. Развивать познавательные процессы, развивать умственные умения, уметь писать синквейн по заданной теме. Воспитывать нравственные качества, трудолюбие, любовь к близким.
- ТИП - урок получения новых знаний
- МЕТОДЫ – ассоциативная карта, направленное чтение, синквейн.
- ТЕХНОЛОГИЯ – RWKT
- ФОРМА РАБОТЫ – групповая, индивидуальная, фронтальная.
- Оборудование – тематические иллюстрации.
1. ПОБУЖДЕНИЕ
Урок начнем с игры, которая называется «Доскажи словечко»
По итогам игры вы должны мне ответить на вопрос что объединяет все названые вами слова.
Учитель читает начало предложения, а ученики должны закончить его.
Трактор водит. (тракторист),
Электричку —. (машинист),
Стены выкрасил. (маляр),
Доску выстругал. (столяр),
В доме свет провел. (монтер),
В шахте трудится. (шахтер),
В жаркой кузнице —. (кузнец),
Кто все знает — молодец!
Что объединяет все названные слова ? (это профессии)
Учитель начинает разговор о профессиях, читает стихотворение Дж. Родари «Чем пахнут ремесла».
Блузка рабочего — Маслом машинным.
Пахнет кондитер Орехом мускатным.
Доктор в халате — Лекарством приятным.
Рыхлой землею, Полем и лугом Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем Пахнет рыбак. Только бездельник
Не пахнет никак!
-.И сейчас я хочу прочитать вам стихотворение
У каждого дела Запах особый:
В булочной пахнет Тестом и сдобой
Мимо столярной Идешь мастерской — Стружкою пахнет И свежей доской.
Пахнет маляр Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик Оконной замазкой.
Куртка шофера Пахнет бензином.
Конечно, каждый человек не должен стать бездельником, а обязан выбрать дело в жизни, профессию.
Обратить внимание на иллюстрации.
Сейчас, составим ассоциативную карту к слову ПРОФЕССИЯ.
- ГОВОРИТЬ БУДЕМ ПООЧЕРЕДИ, НЕ ПОВТОРЯЯСЬ.
....
ИТОГ ЭТАПА.
2. РЕАЛИЗАЦИЯ
МЕТОД НАПРАВЛЕННОГО ЧТЕНИЯ.
Продолжаем урок
- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Яковлева «КОГДА СВЕТИТСЯ СЕРДЦЕ».
-Знакомится, С РАССКАЗОМ МЫ БУДЕМ ПО ЧАСТЯМ, после чтения каждой части вы будите выполнять определенное задание на листочках, обсуждать в группах и делится затем классом.
1 часть
Кузница стояла на краю деревни. От неё, как от самовара, тянуло горьковатым дымком, и земля вздрагивала от звонких прерывистых ударов тяжёлого молота. Я с опаской заглянул внутрь кузницы и услышал, как с хрипом дышат кожаные мехи и в горне с лёгким свистом пробуждается огонь. Кузнец был раздет до пояса. Его тело блестело от пота. И на мокрой груди отражалось пламя горна. Кузнец взмахивал молотком, откидывал корпус назад и с силой обрушивал удар на кусок раскалённого железа. И каждый раз отблеск на груди вздрагивал. И я решил, что это светится сердце кузнеца. Оно горит внутри и просвечивает сквозь грудь.
Я показал маме светящееся сердце и спросил:
— Видишь сердце?
— Вижу,— отозвалась мама.
— Отчего оно светится?
Мама подумала и ответила:
— От работы.
—А если я буду работать, моё сердце будет светиться?— неожиданно спросил я.
— Будет.
1 цветом покажите свое отношение к прочитанной части. Обсудите в группе найдите совпадения.
ФРОНТАЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ
-ПОЧЕМУ ВЫ ВЫБРАЛИ ИМЕННО ЭТОТ ЦВЕТ, ОБЪЯСНИТЕ ПРИМЕРОМ ИЗ ТЕКСТА?
2 часть
Мои родители были трудолюбивыми. Я помню, как по утрам они собирались на работу. Торопливо пили чай. Поглядывали на часы, боялись опоздать. Мне тогда казалось, что они спешат на поезд или их ждут дела государственной важности. Может быть, они торопятся строить плотины, изобретать новые машины? Но работа у них была самая обычная: так я заключил из разговора родителей.
- ВЫПИШИТЕ 1 ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЛИ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ., которое отражает главное в этой части.
Обсуждение в группах, отметьте совпадения. Выберите наиболее удачный ответ и спикера кто будет отвечать?
ФРОНТАЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ
3 часть
Как-то раз папа взял меня с собой на работу, в морской порт. Я увидел океанские корабли, краны с длинными, как у жирафов шеями, двухэтажные автомобили-лесовозы. В порту пахло морем и свежими досками. Рядом с огромными судами и кранами мой папа казался мне маленьким и тихим. Но когда я понял, что это по его воле огромные связки брёвен и досок легко взлетали над землёй и исчезали в глубоких трюмах корабля, мне он стал казаться огромным. Ладная красивая работа напоминала представление. Стало понятно, почему папа так торопится на работу, почему он и мама так любят работу.
Сделав это открытие, я очень удивился. Ведь раньше я думал, что самое прекрасное — ничего не делать. Со временем я задал себе вопрос: «Без чего не может жить человек?» «Без воздуха. Без воды. Без хлеба»,— сам себе ответил я.
Но оказалось, что человек не может жить и без труда.
Выписать предложение, которое отражает главное - «Без чего не может прожить человек?»
Обсуждение в группах, отметьте совпадения. Выберите наиболее удачный ответ и спикера кто будет отвечать?
- Сколько == Есть ли у вас у вас совпадений (-я)
ФРОНТАЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ
4 часть
Труд. Какое это прекрасное слово! Труд. Трудиться. Не бояться трудностей. Не случайно во многих словах нашего языка «труд» является корнем.
Но «труд» — не только корень многих слов. Труд — корень всей нашей жизни.
Ответь на вопрос выписав предложение из текста ЧТО ТАКОЕ ТРУД?
Обсуждение в группах, отметьте совпадения. Выберите наиболее удачный ответ и спикера кто будет отвечать?
Далее учитель рассказывает о рождении труда до нашей эры в жизни древнего человека.
-Какие профессии можно добавить в ассоциативную карту после прочтения текста.?
- Зачем нам нужно трудиться?
- Когда сердце человека будет ярко светиться?
- ваши сердечки тоже светятся, почему как вы считаете?
3. РЕФЛЕКСИЯ
СОСТАВИТЬ СИНКВЕЙН К СЛОВУ ТРУД.
Обсуждение в группах.
- Отметьте наиболее удачный ВАРИАНТ.
Чтение синквейна – прием АВТОРСКИЙ СТУЛ.