kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательский проект "Молоко- враг или друг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вот стакан молока, который вы выпиваете перед тем, как пойти в школу, или в школьной столовой во время перемены. Что же особенного в нём? – скажете вы. О пищевой ценности молока уже написано огромное количество статей. Также очень часто обсуждают целесообразность употребление молока взрослыми. Но молоко для детей продолжает оставаться одним из незаменимых продуктов питания.  Какая же польза в молоке и стоит ли продолжать его употреблять?  А между тем изучению и исследованию молока посвящено очень много работ видных учёных во всех странах мира.  Наш выдающийся физиолог академик И. П.Павлов говорил: « Между сортами человеческой еды в исключительном положении находится молоко»  «Пейте дети молоко, будете здоровы»,- гласит пословица. И это действительно так. В чём же секрет этой жидкости

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Молоко- враг или друг"»

Оглавление:

Абстракт……………………………………………………….2 стр

Введение ……………………………………………………... 5 стр.

Состав молока …………………………..………………… .. 9 стр.

Полезные свойства молока ……………………………… ... 10 стр.

Вред молока ………………………………………………... 12 стр.

Практические опыты с молоком …………………………… 14 стр

Заключение …………………………………………….…… 17 стр

Литература…………………………………………………….18 стр

Приложение………………………………………………… 19 стр























Абстракт

Вот стакан молока, который вы выпиваете перед тем, как пойти в школу, или в школьной столовой во время перемены. Что же особенного в нём? – скажете вы. О пищевой ценности молока уже написано огромное количество статей. Также очень часто обсуждают целесообразность употребление молока взрослыми. Но молоко для детей продолжает оставаться одним из незаменимых продуктов питания. Какая же польза в молоке и стоит ли продолжать его употреблять? А между тем изучению и исследованию молока посвящено очень много работ видных учёных во всех странах мира. Наш выдающийся физиолог академик И. П .Павлов говорил: « Между сортами человеческой еды в исключительном положении находится молоко» «Пейте дети молоко, будете здоровы»,- гласит пословица. И это действительно так. В чём же секрет этой жидкости

Цель нашего исследования –   Формирование представления у детей о пользе молока для организма человека

Задачи исследования:

1Привлечь внимание детей к проблеме здорового питания.

2Расширить представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона;

3Формировать у учащихся исследовательские навыки:

4Развивать умение вести совместную коллективно-творческую деятельность

5 Агитировать учащихся употреблять молоко

Гипотеза: если мы пьем молоко, то будем здоровы?.

Этапы исследования:

1. Подготовительный. Сбор информации и анкетирование о пищевых предпочтениях и подсчет результатов.

2. Практическая деятельность. Сбор информации и проведение опытов о составе и свойствах молока и молочных продуктов

3.Создание «говорящей стены» - Молоко – друг или враг, подготовить классный час .

Практическая значимость: Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье – не всё, но без здоровья ничто», - говорил мудрый Сократ. Здоровье детей – одна из главных проблем семьи и детского сада. И оно начинается со здорового питания.  А молоко поистине волшебный продукт, даруемый нам самой природой. В нем содержатся все вещества, необходимые для развития и роста организма.      В процессе работы над проектом дети знакомятся с информацией о пользе молока и молочных продуктов, узнают о составе молока. Обращаются к истории употребления молока. Проводили некоторые опыты в домашних условиях. Этим обусловлена новизна и практическая значимость проекта. Для самих участников важным и значимым стало осознание того, что мы не только теоретически подтвердили свою гипотезу, но и смогли самостоятельно проводить опыты в домашних условиях                           

Результаты работы и выводы: мы доказали , что молоко полезно и как у любого продукта есть свои отрицательные стороны.

Предполагаемый  результат проекта для детей:                             

  расширять знания детей о молоке; развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое;   развивать инициативность и творчество у детей через продуктивную деятельность ;  развивать коммуникативные навыки детей, активизировать и обогащать их словарь;  формировать у детей привычку и потребность в здоровом образе жизни;  вовлечь родителей в образовательную деятельность




Актуальность и выявление проблемы.                                           

   Молоко поистине волшебный продукт, даруемый нам самой природой. В нем содержатся все вещества, необходимые для развития и роста организма. Молоко, как и многие другие продукты питания, содержит те же вещества, из которых состоит и тело человека, то есть белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду. Однако, если построить рацион ребенка так, чтобы обеспечить организм всеми ему необходимыми пищевыми веществами, но исключить из этого рациона молоко, то результат будет неудовлетворительный, ребенок начнет отставать в весе и росте.   Проблема правильного питания очень актуальна для школьников. Не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока и молочных продуктов. Поэтому мы решили, узнать и рассказать, как можно больше о молоке, раскрыть его ценные качества. Для решения этой задачи наилучшим образом подходит метод проектов, в основе которого лежит определенная проблема - дети школьного возраста не понимают ценность молока, его исключительность и значимость в развитии организма человека.

В данной работе мы попробуем разобраться с этим важным вопросом и показать значимость молока и молочных продуктов в развитии растущего организма

Объект исследования молоко и молочные продукты

Предмет исследования – правильное и уместное употребление молочных продуктов.

Обоснование возникшей проблемы: многие дети не любят молоко , они и их родители не понимают значимость молока и молочных продуктов в их развитии. В рейтинге любимых продуктов ведущие места занимали чипсы и сухарики, картофель, сладкие газированные напитки, молочные продукты (мороженое, сладкие сырки).




Введение

История молока столь же древняя, как и история самого человечества. Только появившись на земле, человек сразу же познал вкус молочных продуктов. Молоко употреблялось в пищу более 6000 лет назад, оно на протяжении веков являлось одним из самых распространённых и доступных для человека продуктов питания.

Известно, что молоко - чрезвычайно полезный продукт. В нем содержатся легкоусвояемые микроэлементы, аминокислоты, кальций, фосфор, а кисломолочные продукты являются источником необходимых для пищеварения бактерий. Но будут ли такими полезными молочные продукты, которые продаются в наших магазинах?

В этом году перед нами встал вопрос - выбрать тему для исследования. Нас всегда интересовало что такое молоко, откуда оно пришло ,правда ли, что молоко так полезно. Поэтому мы решили исследовать молоко и молочные продукты.

Работая над этой темой, мы поняли, что нам необходимо обратиться к источникам, которые помогут выявить характерные особенности молока, узнать его происхождение и понять плюсы и минусы.

Проведённая исследовательская работа поможет нам обосновать, какую роль в жизни играет этот продукт питания.

Цель нашего исследования –   Формирование представления у детей о пользе молока для организма человека

Задачи исследования:

1Привлечь внимание детей к проблеме здорового питания.

2Расширить представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона;

3Формировать у учащихся исследовательские навыки:

4Развивать умение вести совместную коллективно-творческую деятельность

5 Агитировать учащихся употреблять молоко

Гипотеза: если мы пьем молоко, то будем здоровы?.

Этапы исследования:

1. Подготовительный. Сбор информации и анкетирование о пищевых предпочтениях и подсчет результатов.

2. Практическая деятельность. Сбор информации и проведение опытов о составе и свойствах молока и молочных продуктов

3.Создание «говорящей стены» - Молоко – друг или враг, подготовить классный час .

Практическая значимость : Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье – не всё, но без здоровья ничто», - говорил мудрый Сократ. Здоровье детей – одна из главных проблем семьи и детского сада. И оно начинается со здорового питания.  А молоко поистине волшебный продукт, даруемый нам самой природой. В нем содержатся все вещества, необходимые для развития и роста организма.                                 

Результаты работы и выводы: мы доказали , что молоко полезно и как у любогопродукта есть свои отрицательные стороны.

Тип проекта: среднесрочный, исследовательский

Предполагаемый  результат проекта для детей:                             

 расширять знания детей о молоке; развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое;   развивать инициативность и творчество у детей через продуктивную деятельность ;  развивать коммуникативные навыки детей, активизировать и обогащать их словарь;  формировать у детей привычку и потребность в здоровом образе жизни;  вовлечь родителей в образовательную деятельность



Актуальность и выявление проблемы.                                           

   Молоко поистине волшебный продукт, даруемый нам самой природой. В нем содержатся все вещества, необходимые для развития и роста организма.

Молоко, как и многие другие продукты питания, содержит те же вещества, из которых состоит и тело человека, то есть белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду. Однако, если построить рацион ребенка так, чтобы обеспечить организм всеми ему необходимыми пищевыми веществами, но исключить из этого рациона молоко, то результат будет неудовлетворительный, ребенок начнет отставать в весе и росте.   Проблема правильного питания очень актуальна для школьников. Не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока и молочных продуктов. Поэтому мы решили, узнать и рассказать, как можно больше о молоке, раскрыть его ценные качества. Для решения этой задачи наилучшим образом подходит метод проектов, в основе которого лежит определенная проблема - дети школьного возраста не понимают ценность молока, его исключительность и значимость в развитии организма человека.

В данной работе мы попробуем разобраться с этим важным вопросом и показать значимость молока и молочных продуктов в развитии растущего организма

Объект исследования молоко и молочные продукты

Предмет исследования – правильное и уместное употребление молочных продуктов.

Обоснование возникшей проблемы: после анкетирования ма поняли ,что многие дети не любят молоко и не понимают значимость молока и молочных продуктов в их развитии.

Методы исследования:

1. Теоретические (анализ литературы и систематизация полученных данных).

2. Практические(анкетирование).

3. Экспериментальные ( опыты)
















Основная часть

По меткому выражению Ивана Петровича Павлова, «Молоко - это изумительная пища, приготовленная самой природой.»



Первоначально мы собирали информацию о молоке и молочных продуктах с целью выявит что такое молоко, откуда оно пришло , правда ли, что молоко так полезно или может принести вред.

Оказывается, что самое раннее упоминание о молоке находится в Библии. В ней есть много ссылок на молоко. Авель, сын Адама, пас овец и, вероятно, пил молоко. В Библии в предсказании Иакова, которое относится к 1700 году до н.э., написано, что зубы Иуды станут белыми от молока.

Откуда пришло слово «молоко». «Молоко» - это слово имеет похожее звучание. В литовском находим malkas - «молоко», в немецком Milch - «молоко», в английском milk - «молоко». В кельтском melgô - молоко буквально- «то, что выдаивается из вымени». У многих народов его название звучит одинаково: млеко(польское, чешское, хорватское), мляко(болгарское), молоко(украинское, белорусское). Интересно, что первичное значение этого слова – «жидкость».

Для начала изучили состав молока

Молоко сельскохозяйственных животных – ценный пищевой продукт. Молочные продукты просто необходимы для питания человека во все периоды его жизни, особенно для питания детей, пожилых людей и больных. Молоко содержит более двухсот компонентов!

Важнейшими, из них, являются вода, легкоусвояемые белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и другие вещества, необходимые для обеспечения нормального роста и жизнедеятельности организма человека любого возраста.

Особую ценность представляют белки молока. Белки молока содержат все незаменимые аминокислоты и усваиваются почти полностью (96 %).

Молочный жир, наиболее полноценный из пищевых жиров (усваивается на 95 %).Молочный сахар, благоприятно влияющий на пищеварение (усваивается на 98 %).В молоке содержатся макро- и микроэлементы, участвующие в формировании костной ткани, в восстановлении крови и т. д.

Особенно много в молоке солей кальция и фосфора, находящихся в легкоусвояемой форме и хорошо сбалансированных соотношениях.

Наличие витаминов, ферментов и гормонов также увеличивает ценность молока.

Полезные свойства молока

По страницам литературных источников спокон века люди высоко ценили целебные свойства молока. Они называли его «соком жизни», «эликсиром жизни». Знаменитый врач Гиппократ называл молоко лекарством, Авиценна утверждал, что молоко – это лучшая пища для людей, академик Павлов называл молоко пищей, приготовленной самой природой

Что является самой первой пищей, которую потребляет человек, только-только появившись на свет? Конечно же, молоко.

У новорожденного, кем бы он ни был — мальчиком или девочкой, котенком или щенком — до определенного возраста желудок не может переваривать никакой другой пищи. Этот факт служит прекрасным доказательством того, что молоко является полноценным и незаменимым продуктом питания.

Неудивительно, что с древнейших времен люди по достоинству оценили этот замечательный продукт и стали доить не только коров, но и коз, лошадей,верблюдов, овец.

Врачеватели древности наблюдая за действием молока на организм человека, называли этот чудесный продукт соком жизни, источником здоровья.

Гиппократ назначал молоко больным, особенно тем, кто болел туберкулезом. Он рекомендовал пить молоко и нервным людям, считая его успокаивающим средством. Молоко полезно не только детям, но и всем людям. Ценность молока – ещё и в том что все полезные вещества усваиваются организмом человека практически на 100 процентов! Поэтому чтобы детям правильно развиваться нужно выпивать в день не менее двух стаканов молока. Молоко по праву называют эликсиром красоты. Красавицы античного мира умывались коровьим молоком и были неотразимыми. В молоке есть все полезное чтобы выглядеть красиво. Жир и вода питают кожу. Белки необходимы для укрепления волос и ногтей. Витамин А—для глаз. Витамины группы В—для хорошего цвета лица. Все эти свойства молока используют в современной косметике.
Молоко — признанный чемпион по разнообразию производимых из него продуктов и блюд. Люди научились делать из молока: кефир, простоквашу, кумыс, сыворотку, сметану, творог, сливки, йогурты, сыр, сухое молоко, сгущенку, шоколад, мороженое.

Вывод: молоко необходимо всем людям, чтобы быть здоровыми, красивыми, вкусно питаться, а особенно оно полезно детям - без молока дети плохо растут, часто болеют и быстро утомляются





Вред молока

Изучив имеющуюся информацию, мы пришли к выводу, что молоко может быть не только полезно, но в некоторых случаях и вредно для организма человека.

1) Молоко может принести вред здоровью человека, если его организм не переносит лактозу. Дело в том, что фермент, который расщепляет лактозу, у большинства млекопитающих вырабатывается только в младенческом возрасте, а затем его синтез резко падает. Однако у человека есть особая мутация, позволяющая вырабатывать этот фермент и, следовательно, переваривать молоко даже взрослым.

У некоторых людей этой мутации нет. Лактоза вместо того, чтобы давать человеку энергию, накапливается в кишечнике и перерабатывается кишечной микрофлорой – «бродит». Появляется метеоризм, несварение желудка, тошнота, часто – боли в животе.

Таким людям нужно всего лишь перейти на кисломолочные продукты, в которых лактоза практически отсутствует.

2) Ещё одна причина, по которой молоко может нанести вред - это качество молочной продукции. Большинству горожан доступно только молоко с больших молокозаводов, подвергшееся многократной обработке. О каких-либо биологически активных полезных веществах в таком молоке говорить трудно, и даже содержание витаминов в нем снижено настолько, что иногда витаминные препараты добавляют искусственно. С другой стороны, деревенское парное молоко часто не отвечает элементарным санитарным нормам. Лучшим выбором можно считать молоко от малых производителей и фермерских хозяйств, где, с одной стороны, присутствует санитарный контроль, а с другой – объемы производства небольшие и посредников мало. Однако и такое молоко нужно обязательно кипятить перед употреблением.

3) Чтобы молоко не нанесло вред организму, его нужно правильно употреблять. Молоко не стоит совмещать с другими продуктами в виде напитка. Молоко – это отдельная еда, и его нельзя употреблять с хлебом, сладкой выпечкой, а тем более запивать им еду. В таких случаях можно спровоцировать нарушения и сбои во многих органах и системах организма, так как молоко в сочетании с другими продуктами очень сильно затрудняет пищеварение.

Когда молоко попадает в желудок, под воздействием кислых соков оно сворачивается. Однако, в случае если в желудке на тот момент находится другая пища, частицы молока обволакивают ее и изолируют от желудочного сока. Тем самым, пока не переварится свернувшееся молоко, пища остается необработанной и начнет загнивать, а процесс пищеварения затягивается.

Вывод: причины, по которой молоко может нанести вред - это качество молочной продукции, неправильно употребление и если организм человека не переносит лактозу

























Практические опыты с молоком.

Мы решили провести опыты с молоком, чтобы изучить его свойства.

Опыт №1 Изучение свойств молока:

- состояние

- вкус

- запах

- прозрачность

Вывод: Молоко – это непрозрачная, белая, вкусная жидкость, без запаха.

Опыт №2 Изготовление простокваши

- в банку с молоком кладём корочку чёрного хлеба

- закрываем крышкой

- ставим в тёплое место на ночь

- через сутки наблюдаем

- пробуем получившийся напиток

Вывод: Молоко имеет свойство сквашиваться, из него получается совершенно другой напиток – простокваша.

Опыт 3. Чтобы определить качество покупного молока, мы провели следующий опыт.

Для придания молоку густоты в него могут добавить крахмал или муку. Для выявления наличия в молоке «посторонней» примеси проще всего добавить в него несколько капель йода. Молоко с примесью должно посинеть, а чистое молоко - пожелтеть.

Опыт с молоком с примесями. Результат опыта – молоко сине-серого цвета

Опыт с качественным молоком. Результат опыта – молоко желтого цвета

Чтобы выяснить, как нужно правильно хранить молоко, чтоб не нанести вред своему здоровью, мы провели ещё опыты. Опыт 4. Свежее молоко поместили в чистые банки, одну из которых плотно закупорили, а вторую оставили открытой. Быстро испортилось молоко, которое находилось в открытой банке. Это привело нас к выводу о том, что молоко киснет под воздействием воздуха, а точнее - микробов, содержащихся в воздухе.

Опыт 5 Чтобы определить, в каких условиях молоко лучше сохраняется, мы поставили молоко на хранение в следующих условиях: некипячёное при комнатной температуре, некипячёное в холодильнике, кипячёное при комнатной температуре, кипяченое в холодильнике.Вот в каком порядке молоко скисало:1

Фото3

. Некипячёное при комнатной температуре - на 2 день2. Кипячёное при комнатной температуре - на 3 день3. Некипячёное в холодильнике – на 5 день4. Кипяченое в холодильнике – на 7 день



Делаем выводы:

1) Меньше всего хранится некипяченое молоко в комнате, так как микробы, способствующие его скисанию, не были уничтожены при термообработке (кипячении), а комнатная температура – наиболее благоприятные условия для их размножения.

2) Дольше всего хранится кипяченое молоко в холодильнике, так как большая часть микробов была уничтожена при кипячении, а температура воздуха в холодильнике способствует замедлению процессов скисания.






















Заключение

1. Молоко полезно для организма человека, однако для того, чтобы оно приносило пользу, необходимо перед приобретением обращать внимание на его качество, соблюдать условия хранения и употреблять отдельно, не смешивая с другими продуктами.

2. Чтобы определить, подходит ли молоко Вам или нет, следует просто прислушиваться к своему организму, быть внимательнее. Если вы, выпив стакан молока, чувствуете себя прекрасно – то пейте его, и будьте здоровы! Если же употребление молока вызывает у вас дискомфорт, то переходите на кисломолочные продукты (кефир, творог), они не менее полезны.

3 Изучив литературу, мы увидели как люди высоко ценили и ценят молоко за его питательные и целебные свойства.

4 Дети в классе после проделанной работы заинтересовались и стали обращать внимание на проблемы здорового питания.

5 Мы с удовольствием проводили опыты и делали выводы

Мы считаем, что употреблять молоко или нет, решать только Вам!

Утверждаем Молоко полезно очень И для взрослых и ребят. Кашу, йогурт и сметану Большой ложкою едят. В молоке полезных много Витаминов и веществ. Пейте молоко парное, Чтобы кариес исчез. Чтобы кости были крепки, Не болела голова. Настроение чтобы было Превеселое всегда. Шлет привет вам всем корова: -Пейте, люди, молоко Будете здоровы!











Список литературы: Безруких М.А., Филиппова Т.А., Макеева А. Г. «Две недели в лагере здоровья» методическое пособие для учителя Nestle программа о правильном питании 2008. Безруких М.А., Филиппова Т.А., Макеева А. Г.Разговор о правильном питании, методическое пособие для учителя Nestle программа о правильном питании 2008. Безруких М.А., Филиппова Т.А., Макеева А. Г. «Две недели в лагере здоровья» методическое пособие для учителя Nestle программа о правильном питании 2008. Рабочая тетрадь Ковалев Н.И. Поваренок. М., Прогресс, 2001. Мурзакаев Ф.Г. Здоровый образ жизни – залог здоровья - Уфа 1987 г. Степанов В. Русские пословицы и поговорки от А до Я.: Словарь- игра. М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. Щербаков С.Г., Выткалова Л.А., Кобченко Н.В., Хуртова Т.В. «Организация проектной деятельности» - Издательство «Учитель» 2009.



























Приложение

Анкета

1. Какие напитки вы любите?

а) чай

б) компот

в) сок

г) молоко

в) газированную воду

2. Любите ли вы молоко?

а) да

б) нет

3Чем полезно молоко?

а) укрепляет зубы, кости

б) помогает при бессоннице, нервных стрессах

в) не чем не полезно

г) является пищей для новорождённых детей

4Какие молочные продукты вы знаете?









Северо - Казахстанская область

Тимирязевский район

КГУ « Аксуатская средняя школа»



( секция биологии)

Исполнители: Поздеев Станислав

Озимковский Борис учащиеся 3кл

Аксуатская с.ш.

Северо-Казахстанская область

Тимирязевский район

Руководитель: Проценко Т.В.

1 квалификационная категория,

Учитель начальных классов.





2015-2016 учебный год


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Исследовательский проект "Молоко- враг или друг"

Автор: Проценко Татьяна Валерьевна

Дата: 23.02.2016

Номер свидетельства: 297920

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Исследовательский проект "
    ["seo_title"] => string(27) "issliedovatiel-skii-proiekt"
    ["file_id"] => string(6) "168069"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423163502"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Живая связь времён "
    ["seo_title"] => string(22) "zhivaia-sviaz-vriemion"
    ["file_id"] => string(6) "196878"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428136186"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Урок по истории  Казахстана на тему "ГУЛАГ - пять букв  смерти" "
    ["seo_title"] => string(60) "urok-po-istorii-kazakhstana-na-tiemu-gulag-piat-bukv-smierti"
    ["file_id"] => string(6) "215740"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432789263"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Урок по истории Казахстана на тему: "Гулаг - пять букв смерти" "
    ["seo_title"] => string(61) "urok-po-istorii-kazakhstana-na-tiemu-gulagh-piat-bukv-smierti"
    ["file_id"] => string(6) "215770"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432793764"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства