kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по истории Казахстана на тему "ГУЛАГ - пять букв смерти"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Гулаг - пять букв смерти.

Тип урока: повторение и закрепление пройденного материала.

Цели:

·         расширить знания учащихся по истории политических репрессий;

задачи урока:

·         познакомить с лагерями  на территории Казахстана;

·         показать с каким мужеством переносили люди испытания, выпавшие на их долю, верили, что история всё расставит по своим местам;

·         развивать у учащихся чувство сопричастности и уважения к историческому прошлому своей Родины.

Методы и технология урока: ТКМ,  объяснительно-иллюстративные и поисково-исследовательские  методы.

Оборудование: ИКТ, карты, таблицы.

Понятия: ГУЛАГ, КАРЛаг, СТЕПЛаг, АЛЖИР, репрессии, «враг народа», «тройки».

Ход урока:

I. Организационный момент. Сообщение целей и задач урока.

II.     Iстадия: Вызов.

Стратегия «Угадай вопрос»

 Найти правильный вопрос к следующим датам:

1928-1932гг.?

1925-1933г.г?

XVсъезд ВКПб?

1929-1931г.г?

1931-1933г.г?

1931г.г?

XIVсъезд ВКПб?

III.-Глядя на портрет с изображением исторической личности (И.В.Сталин слайд 1), мы сегодня рассмотрим эпоху сталинского казарменного режима. периода 1930-1960-ых годов.

II стадия: Осмысление.

Кажется сегодня мне,
что у нас с тобою было
две страны в одной стране.
Первая страна вставала 
На виду у всей земли.
Радостно рапортовала!
А вторую вдаль везли.
Вмиг перерубались корни.
Поезд мчался по полям.
И у всех, кто есть в вагоне, 
“сто шестнадцать пополам”…
                                     (Р. Рождественский.)

 24 апреля 1930 по приказу ОГПУ было образовано Управление лагерями. Первое упоминание собственно о ГУЛаге (Главное управление лагерей) можно найти в приказе ОГПУ от 15 февраля 1931 года. Слайд 2-4

    Работа по настенной и настольными картами учащихся: территория «ГУЛАГ» слайд 5

Поводом для развертывания массовых репрессий в стране стало убийство 1 декабря 1934 г. в Ленинграде члена Политбюро ЦК ВКП(б), первого секретаря Ленинградскою губкома ВКП(б) С. М. Кирова. Президиум ЦИК СССР принял постановление, положившее начало Большому террору:

       В годы большого террора количество заключенных  ГУЛАГа стремительно росло, несмотря на то, что к ним применялась высшая мера наказания - расстрел. Количество заключенных все росло и в дальнейшем было принято решение  организовать пять новых исправительно-трудовых лагерей, а позднее еще тринадцать специальных лесозаготовительных лагерей.

    В этих лагерях находились в основном осужденные по Ст. 58 УК РСФСР 1926 года:

      «Контрреволюционным  признается такое  действие, которое направленно к свержению, подрыву или ослаблению власти Рабоче-Крестьянских Советов; не будучи непосредственно направлено на достижение, тем не менее, заведомо для совершившего его, содержит в себе покушение на основные политические или хозяйственные завоевания пролетарской революции».
    Волна репрессий обрушилась и на Казахстан. Слайд 7-10

    Массовые политические репрессии — одна из самых печальных страниц в истории Казахстана. Репрессиям подверглись А. Ермеков, X. Досмухамедов, А. Бокейханов и многие другие члены партии "Алаш". В апреле 1930 г. коллегия ОГПУ Казахской АССР приговорила к расстрелу одного из основоположников казахской советской литературы Жусупбека Аймауытова.

     Вслед за процессом над "промпартией" в Москве был "раскрыт заговор" строителей "красной столицы" (Кзыл-Орда, 1928). Выездная сессия Верховного суда РСФСР провела процесс над группой талантливых архитекторов и инженеров (П. Т. Буддаси, С. Б. Голдгор, С. А. Баграков, М. Тынышпаев и др.). В 1937—1938 гг. террор принял массовый характер. Были репрессированы и расстреляны представители казахской литературы С. Сейфуллин, Б. Майлин, И.Жансугуров, М. Жумабаев, М. Дулатов.

     Серьезный урон был нанесен науке Казахстана. Подвергались репрессиям основатель казахской лингвистики А. Байтурсынов, известный ученый-языковед профессор К. Жубанов, основатель казахской исторической школы профессор С. Д. Асфендиаров, Магжан Жумабаев. слайд 11-17

На территории Казахстана находились самые крупные лагеря структуры ГУЛАГа –АЛЖИР, Степлаг, Карлаг. Республика, практически, превратилась в одну большую тюрьму. За годы репрессий в лагеря Казахстана было сослано более  5 миллионов человек.      Карлаг (1930- 1959) — один из крупнейших исправительно-трудовых лагерей ГУЛАГа, располагавшийся на территории Карагандинской области Казахстана. Карагандинский лагерь занимает особое место в истории репрессий.

     Карлаг был организован 19 декабря 1931, центр лагеря располагался в селе Долинка, в 45 км от Караганды. Карлагу было отведено 120 тыс.

Одной из главных целей организации Карлага было создание крупной продовольственной и производственной базы для  развивающейся угольно-металлургической промышленности Центрального Казахстана: Карагандинский угольный бассейн, Джезказганский и Балхашский медеплавильные комбинаты.

 Основные направления работы заключенных

  •    Строительство железных дорог
  •    Промышленное строительство
  •    Лесная промышленность
  •     Горно-металлургическая
  •    Аэродромное и шоссейное строительство
  •    Производство сельскохозяйственной продукции
  •    Атомный проект
  •    Строительство каналов

 В Карлаге работала выездная коллегия Карагандинского областного суда. Приговоры исполнялись на местах. В Карлаге содержались известные всему миру ученые, военноначальники, деятели культуры, политики, люди духовного звания.слайд 18-21

  «АЛЖИР» - Акмолинский лагерь жён изменников Родины. АЛЖИР – один из самых крупных советских женских лагерей, один из 3 островов «Архипелага ГУЛАГ».Второе название, бытовавшее в народе - «26 точка». Данное название связано с тем, что лагерь находился в 26-ом посёлке трудопоселений. Состав заключенных, большая часть которых была репрессирована в соответствии с оперативным приказом НКВД СССР № 00486, то есть  члены семей изменников Родины(ЧСИР). В Акмолинском лагере жен изменников Родины (АЛЖИР) находились невинные люди, заключенные на огромные сроки. ОГПУ и НКВД не щадили ни женщин, ни детей. Только в одном АЛЖИРе  были заключены жена и дочь Т. Рыскулова, жены С. Сейфуллина, и многих других деятелей, независимо от национальной принадлежности,  жены политических деятелей из зарубежных стран.

 Сообщения учащихся:

КАК УЗНИЦЫ АЛЖИРА СПАСЛИ  САД  И СЕБЯ
   Их заставляли собирать камыш, рыть арыки и высаживать сады. Много было посажено малины, так и появилось прежнее название поселка Малиновка.   Бывшая узница лагеря Минтай Даукенова рассказывала что, когда они посадили 600 яблоневых саженцев, зайцы начали грызть их кору, поскольку зима выдалась суровой и есть им было нечего. Руководство лагеря тогда распорядилось, что если пропадет хоть один саженец, то начнут расстреливать заключенных. Женщины решили делиться хлебом с зайцами. Возле каждого саженца они оставляли кусочки хлеба. Зайцы поднимали эти крошки, не трогая кору высаженных деревьев. К весне яблоневый сад был сохранен. На его месте стоит теперь музейно-мемориальный комплекс «АЛЖИР».
   КУРТ – ДРАГОЦЕННЫЙ КАМЕНЬ
    Одним зимним утром женщины-узницы несли с озера Жаланаш охапки камышей. Через некоторое время на берегу озера появились старики и дети, которые по команде старших начали бросать в этих женщин камни. Конвоиры начали громко смеяться: мол, видите, вас не только в Москве, вас и здесь, в ауле, не любят.
    Оскорбленные женщины думали, ну что же вы, старики, чему своих детей учите?! Но вот одна женщина споткнулась об эти камни, а когда упала рядом с ними, то почувствовала запах молока и сыра. Она взяла кусочек и положила в рот – он показался ей очень вкусным. Она собрала эти камушки и принесла в барак. Там были и заключенные женщины-казашки. Они сказали, что это курт – высушенный на солнце соленый творог.
  Местные жители охотно помогали заключенным женщинам, поскольку сами в 1930-х годах узнали Голод и холод.
«Пастухи под кустиками клали то хлеб, то мясо и делали знаки женщинам, что там и там-то что-то лежит. Узницы АЛЖИРа были очень благодарны местным казахам. Все лагеря плохие, но именно в казахстанских выживали многие», – говорит Раиса Жаксыбаева в интервью радио Азаттык.
Слайд 22-24
 

   День памяти жертв политических репрессий отмечают с  31 мая 1997 года. В Казахстане, чья карта советских времён испещрена сталинскими лагерями и поселениями, сегодняшний день служит напоминанием о страшных уроках прошлого и трагических событиях 30-х годов прошлого века, которые затронули миллионы человек.
Президент РК Н.А. Назарбаев открыл обелиск, посвященный памяти жертв политических репрессий. Обелиск находится в поселке Жаналык Талгарского района Алматинской области, на месте, где в 30-е гг.  XXстолетия  ежедневно проводились массовые казни осужденных.

 

IV. Закрепление.Стадия «ИНСЕРТ»
 

V 

 (уже знал)

+

(узнал новое

- (думал иначе)

?

 (есть вопросы)




 

Слайд 26

V. Рефлексия.

Синквейн.

1 строка – тема или предмет
2 строка – два прилагательных
3 строка – три глагола

 4 строка – фраза из четырех слов
5 строка – «смысловой синоним»

1 группа:   Сталин    
2 группа:    Репрессии 
3 группа:    Интеллигенция                                                                                       4 группа:    Независимость    слайд 27  

VI.Домашнее задание:

выяснить, были ли в вашей семье родственники, подвергшиеся сталинским репрессиям. Если были, то написать рассказ о них.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории Казахстана на тему "ГУЛАГ - пять букв смерти" »

Открытый урок по истории Казахстана.

Тема: Гулаг - пять букв смерти.

Тип урока: повторение и закрепление пройденного материала.

Цели:

  • расширить знания учащихся по истории политических репрессий;

задачи урока:

  • познакомить с лагерями  на территории Казахстана;

  • показать с каким мужеством переносили люди испытания, выпавшие на их долю, верили, что история всё расставит по своим местам;

  • развивать у учащихся чувство сопричастности и уважения к историческому прошлому своей Родины.

Методы и технология урока: ТКМ,  объяснительно-иллюстративные и поисково-исследовательские методы.

Оборудование: ИКТ, карты, таблицы.

Понятия: ГУЛАГ, КАРЛаг, СТЕПЛаг, АЛЖИР, репрессии, «враг народа», «тройки».

Ход урока:



I. Организационный момент. Сообщение целей и задач урока.

II. Iстадия: Вызов.

Стратегия «Угадай вопрос»

Найти правильный вопрос к следующим датам:

1928-1932гг.?

1925-1933г.г?

XVсъезд ВКПб?

1929-1931г.г?

1931-1933г.г?

1931г.г?

XIVсъезд ВКПб?



III.-Глядя на портрет с изображением исторической личности (И.В.Сталин слайд 1), мы сегодня рассмотрим эпоху сталинского казарменного режима. периода 1930-1960-ых годов.



II стадия: Осмысление.

Кажется сегодня мне,
что у нас с тобою было
две страны в одной стране.
Первая страна вставала 
На виду у всей земли.
Радостно рапортовала!
А вторую вдаль везли.
Вмиг перерубались корни.
Поезд мчался по полям.
И у всех, кто есть в вагоне, 
“сто шестнадцать пополам”…
(Р. Рождественский.)

24 апреля 1930 по приказу ОГПУ было образовано Управление лагерями. Первое упоминание собственно о ГУЛаге (Главное управление лагерей) можно найти в приказе ОГПУ от 15 февраля 1931 года. Слайд 2-4



Работа по настенной и настольными картами учащихся: территория «ГУЛАГ» слайд 5



Поводом для развертывания массовых репрессий в стране стало убийство 1 декабря 1934 г. в Ленинграде члена Политбюро ЦК ВКП(б), первого секретаря Ленинградскою губкома ВКП(б) С. М. Кирова. Президиум ЦИК СССР принял постановление, положившее начало Большому террору:

В годы большого террора количество заключенных  ГУЛАГа стремительно росло, несмотря на то, что к ним применялась высшая мера наказания - расстрел. Количество заключенных все росло и в дальнейшем было принято решение  организовать пять новых исправительно-трудовых лагерей, а позднее еще тринадцать специальных лесозаготовительных лагерей.

  В этих лагерях находились в основном осужденные по Ст. 58 УК РСФСР 1926 года:

«Контрреволюционным признается такое действие, которое направленно к свержению, подрыву или ослаблению власти Рабоче-Крестьянских Советов; не будучи непосредственно направлено на достижение, тем не менее, заведомо для совершившего его, содержит в себе покушение на основные политические или хозяйственные завоевания пролетарской революции».
Волна репрессий обрушилась и на Казахстан. Слайд 7-10

Массовые политические репрессии — одна из самых печальных страниц в истории Казахстана. Репрессиям подверглись А. Ермеков, X. Досмухамедов, А. Бокейханов и многие другие члены партии "Алаш". В апреле 1930 г. коллегия ОГПУ Казахской АССР приговорила к расстрелу одного из основоположников казахской советской литературы Жусупбека Аймауытова.

Вслед за процессом над "промпартией" в Москве был "раскрыт заговор" строителей "красной столицы" (Кзыл-Орда, 1928). Выездная сессия Верховного суда РСФСР провела процесс над группой талантливых архитекторов и инженеров (П. Т. Буддаси, С. Б. Голдгор, С. А. Баграков, М. Тынышпаев и др.). В 1937—1938 гг. террор принял массовый характер. Были репрессированы и расстреляны представители казахской литературы С. Сейфуллин, Б. Майлин, И.Жансугуров, М. Жумабаев, М. Дулатов.

Серьезный урон был нанесен науке Казахстана. Подвергались репрессиям основатель казахской лингвистики А. Байтурсынов, известный ученый-языковед профессор К. Жубанов, основатель казахской исторической школы профессор С. Д. Асфендиаров, Магжан Жумабаев. слайд 11-17

На территории Казахстана находились самые крупные лагеря структуры ГУЛАГа –АЛЖИР, Степлаг, Карлаг. Республика, практически, превратилась в одну большую тюрьму. За годы репрессий в лагеря Казахстана было сослано более  5 миллионов человек. Карлаг (1930- 1959) — один из крупнейших исправительно-трудовых лагерей ГУЛАГа, располагавшийся на территории Карагандинской области Казахстана. Карагандинский лагерь занимает особое место в истории репрессий.

  Карлаг был организован 19 декабря 1931, центр лагеря располагался в селе Долинка, в 45 км от Караганды. Карлагу было отведено 120 тыс.

Одной из главных целей организации Карлага было создание крупной продовольственной и производственной базы для  развивающейся угольно-металлургической промышленности Центрального Казахстана: Карагандинский угольный бассейн, Джезказганский и Балхашский медеплавильные комбинаты.

 Основные направления работы заключенных

  • Строительство железных дорог

  • Промышленное строительство

  • Лесная промышленность

  • Горно-металлургическая

  • Аэродромное и шоссейное строительство

  • Производство сельскохозяйственной продукции

  • Атомный проект

  • Строительство каналов

В Карлаге работала выездная коллегия Карагандинского областного суда. Приговоры исполнялись на местах. В Карлаге содержались известные всему миру ученые, военноначальники, деятели культуры, политики, люди духовного звания.слайд 18-21

«АЛЖИР» - Акмолинский лагерь жён изменников Родины. АЛЖИР – один из самых крупных советских женских лагерей, один из 3 островов «Архипелага ГУЛАГ».Второе название, бытовавшее в народе - «26 точка». Данное название связано с тем, что лагерь находился в 26-ом посёлке трудопоселений. Состав заключенных, большая часть которых была репрессирована в соответствии с оперативным приказом НКВД СССР № 00486, то есть  члены семей изменников Родины(ЧСИР). В Акмолинском лагере жен изменников Родины (АЛЖИР) находились невинные люди, заключенные на огромные сроки. ОГПУ и НКВД не щадили ни женщин, ни детей. Только в одном АЛЖИРе были заключены жена и дочь Т. Рыскулова, жены С. Сейфуллина, и многих других деятелей, независимо от национальной принадлежности, жены политических деятелей из зарубежных стран.

Сообщения учащихся:

КАК УЗНИЦЫ АЛЖИРА СПАСЛИ САД И СЕБЯ
Их заставляли собирать камыш, рыть арыки и высаживать сады. Много было посажено малины, так и появилось прежнее название поселка Малиновка. Бывшая узница лагеря Минтай Даукенова рассказывала что, когда они посадили 600 яблоневых саженцев, зайцы начали грызть их кору, поскольку зима выдалась суровой и есть им было нечего. Руководство лагеря тогда распорядилось, что если пропадет хоть один саженец, то начнут расстреливать заключенных. Женщины решили делиться хлебом с зайцами. Возле каждого саженца они оставляли кусочки хлеба. Зайцы поднимали эти крошки, не трогая кору высаженных деревьев. К весне яблоневый сад был сохранен. На его месте стоит теперь музейно-мемориальный комплекс «АЛЖИР».
КУРТ – ДРАГОЦЕННЫЙ КАМЕНЬ
Одним зимним утром женщины-узницы несли с озера Жаланаш охапки камышей. Через некоторое время на берегу озера появились старики и дети, которые по команде старших начали бросать в этих женщин камни. Конвоиры начали громко смеяться: мол, видите, вас не только в Москве, вас и здесь, в ауле, не любят.
Оскорбленные женщины думали, ну что же вы, старики, чему своих детей учите?! Но вот одна женщина споткнулась об эти камни, а когда упала рядом с ними, то почувствовала запах молока и сыра. Она взяла кусочек и положила в рот – он показался ей очень вкусным. Она собрала эти камушки и принесла в барак. Там были и заключенные женщины-казашки. Они сказали, что это курт – высушенный на солнце соленый творог.
Местные жители охотно помогали заключенным женщинам, поскольку сами в 1930-х годах узнали Голод и холод.
«Пастухи под кустиками клали то хлеб, то мясо и делали знаки женщинам, что там и там-то что-то лежит. Узницы АЛЖИРа были очень благодарны местным казахам. Все лагеря плохие, но именно в казахстанских выживали многие», – говорит Раиса Жаксыбаева в интервью радио Азаттык.
Слайд 22-24


День памяти жертв политических репрессий отмечают с 31 мая 1997 года. В Казахстане, чья карта советских времён испещрена сталинскими лагерями и поселениями, сегодняшний день служит напоминанием о страшных уроках прошлого и трагических событиях 30-х годов прошлого века, которые затронули миллионы человек.
Президент РК Н.А. Назарбаев открыл обелиск, посвященный памяти жертв политических репрессий. Обелиск находится в поселке Жаналык Талгарского района Алматинской области, на месте, где в 30-е гг. XXстолетия ежедневно проводились массовые казни осужденных.

IV. Закрепление.Стадия «ИНСЕРТ»


V

(уже знал)

+

(узнал новое

- (думал иначе)

?

(есть вопросы)





Слайд 26

V. Рефлексия.

Синквейн.

1 строка – тема или предмет
2 строка – два прилагательных
3 строка – три глагола

4 строка – фраза из четырех слов
5 строка – «смысловой синоним»

1 группа: Сталин
2 группа: Репрессии
3 группа: Интеллигенция 4 группа: Независимость слайд 27

VI.Домашнее задание:

выяснить, были ли в вашей семье родственники, подвергшиеся сталинским репрессиям. Если были, то написать рассказ о них.

 






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок по истории Казахстана на тему "ГУЛАГ - пять букв смерти"

Автор: Кисыкова Жадра Бауржановна

Дата: 28.05.2015

Номер свидетельства: 215740

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Урок по истории Казахстана на тему: "Гулаг - пять букв смерти" "
    ["seo_title"] => string(61) "urok-po-istorii-kazakhstana-na-tiemu-gulagh-piat-bukv-smierti"
    ["file_id"] => string(6) "215770"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432793764"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства