kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательский проект - История школьной оценки

Нажмите, чтобы узнать подробности

школьная отметка  в первую очередь  влияет  на эмоциональное благополучие учащегося

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект - История школьной оценки»

Исследовательский проект



История школьной оценки

Подготовила Сень Софья ученица 4 класса гимназии №8

Руководитель Пахомова Ольга Сергеевна

учитель начальных классов МОУ СШ №120


Цель: - изучить историю оценки, доказать, что школьная оценка

влияет  на эмоциональное благополучие учащегося.



Предмет исследования: слово «оценка».



Задачи: - выяснить этимологию и значение слова;

- узнать, когда и где родилась оценка;

- сравнить оценочную деятельность учителя в образовательных

учреждениях России и других стран.



Методы: - провести опрос;

- проанализировать понимание слова «оценка» у друзей;

- рассмотреть толкование и этимологию слова «оценка»;

- изучение специальной литературы;

- анализ и обобщение результатов.


Гипотеза:  школьная отметка влияет  на эмоциональное благополучие

учащегося.


1 этап. Целеполагание:

Выбранная тема показалась мне интересной потому, что мы каждый день зарабатываем оценку, мечтаем о хорошей оценке, переживаем из-за плохой оценки, но ничего про нее не знаем. Я решила ответить в процессе работы над проектом на ряд вопросов. Школьные отметки: привычные "пятерки" и "двойки" - откуда они взялись? Есть ли они в других странах? Всегда ли они были в России? Мне стало интересно, какие же оценки бывают в других странах? А также я взялась за эту проектную работу, чтобы подтвердить гипотезу о том, что «оценка» нами воспринимается как положительное или отрицательное явление.

2 этап. Разработка проекта:

Для осуществления поставленной цели я продумала план деятельности:

  1. Узнать как можно больше сведений об оценке из энциклопедий, справочников и сети Интернет и т. д.

  2. Сравнить оценивание знаний в России и других странах.

  3. Провести опрос учащихся, найти подтверждения доказательства гипотезы.

  4. Сделать выводы.


3 этап. Исследовательская работа.

Для выполнения плана проводились следующие действия:

Я ходила в библиотеку, искала материал по энциклопедиям,

справочникам и сети Интернет, опрашивала родителей и взрослых, учащихся разных школ, анализировала и сравнивала полученный материал и выяснила, что ….

Система оценки знаний и поведения учащихся баллами возникла в Германии в 16 - 17 веках. Она имела гуманную цель - заменить принятые в те времена телесные наказания на поощрения и состояла из трех бaллов (разрядов) 1-й - лучший, 2-й - средний, 3-й - худший.

В России впервые оценивать знания начали в 1737 году, при императрице Анне Иоановне. Оценки тогда были словесными - "хорошо или плохо".

В дальнейшем последовала реформа образования при Николае I. Оценка постоянно претерпевала разные изменения и постепенно словесная оценка заменяется цифровой системой.

Традиция обозначать цифрами прилежание и успехи учеников в России утвердилась в начале 19 века. Тогда в гимназиях  употреблялись цифры от 0 до 5. Нуль показывал, что ученик совсем не исполнил своих обязанностей; «1» и «2» ставили тогда, когда ученик неудовлетворительно приготовил урок; «3» ставили за посредственное прилежание; «4» - когда ученик хорошо исполнил свои обязанности; «5» он получал только за отличное знание урока.

Затем русская школа пережила 3-, 5- , 8-, 10-,12- балльную систему оценки знаний. Из них прижилась 5-балльная, которая и была в 1837 году официально утверждена Министерством народного просвещения:

«1» — слабые успехи;

«2» — посредственные;

«З» — достаточные;

«4» — хорошие;

«5» — отличные.

Система оценивания знаний в большинстве наших школ не менялась много лет. И до недавнего времени наши мамы и папы получали такие же оценки, что и их родители.

От пятибалльной системы оценок уже отказались многие страны, признав подобный вариант несостоятельным для современной системы образования.

Поэтому и в России в конце 90-х гг. стали применяться подходы к оцениванию знаний, которые были распространены в США. Это система школьной оценки, получила название учебное «портфолио». Эта система применяется в настоящее время в начальной школе по ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт) для оценки наших с вами знаний. Т. е. уже убраны традиционные баллы, чтобы мы могли развиваться, самосовершенствоваться, не испытывая психологического дискомфорта.

Но вот, что мне стало особо интересно! Оказывается, слово оценка выражается словестно «молодец», «ты хорошо справился с заданием», «вчера у тебя получилось лучше, чем сегодня». А отметка знак, сделанный в ведомости.

Я решила осведомиться в толковом словаре, а также выяснить этимологию интересующего меня слова. Вот, что я там прочитала:


толковый словарь русского языка

Отм’етка, -и, женский род.

1. смотреть отметить.

2. Знак, сделанный на чём-нибудь. Отметка в ведомости. Отметка на карте, плане.

3. Принятая в учебной системе оценка знаний, поведения учащихся. Выставить отметку в журнал.


Оц’енка, -и, женский род.

1. смотреть оценить.

2. Мнение о ценности, уровне или значении кого-чего-нибудь. Дать оценку чему-нибудь Высокая оценка

3. То же, что отметка (в 3 значен.). Оценка по пятибалльной системе.

Происходит от существительного  цена





Этимология (происхождение)



ОТМЕТКА - Самое знакомое нам значение этого слова — «балл» (цифровая оценка знаний), родилось оно как переносное от слова метить. А по поводу последнего слова есть две точки зрения. Одни ученые ищут здесь связи с древнеиндийским matis — «мера», с латинским metior—«измерять». Другие видят общее с готским maitan — «рубить», «резать». Если правы вторые, то слово первоначально значило «делать насечки, зарубки» для памяти и опознавания (например, на стволах деревьев, чтобы не заблудиться).


Рассматривая традиционную систему оценивания, следует отметить, что цифровая отметка – не единственная возможная форма. И ради справедливости стоит упомянуть, что большой интерес представлял подход Ш.А. Амонашвили в начале 19 века. Это один из тех учителей, который в начальной школе вышел на безотметочное обучение. В практику вводились простые уведомления родителей о случаях неуспеваемости детей.

Главным недостатком 5-тибальной системы является то, что целью ученика становится отметка. Каждому из нас хочется получить в первую очередь «хорошую отметку». Т.е. за «пятеркой» часто стоят далеко не отличные знания. И в этой погоне мы забываем о том, что суть образования заключается не в добывании пятерок, а в приобретении знаний.  Опрашивая учащихся и даже взрослых, я услышала очень много эмоциональных историй о ситуациях, связанных с их полученной в школе отметкой. Из результатов этого устного опроса было понятно, что школьная отметка влияет  и на эмоциональное благополучие ученика. Подтверждение этому можно увидеть и на полотнах советской живописи.

Картина Федора Павловича Решетникова "Опять двойка" холст, масло. 1952г. - одно из самых известных и любимых произведений. Каждый или почти каждый человек, который смотрит на картину, может припомнить себя в подобной ситуации, когда хочешь - не хочешь, а нужно идти домой и рассказывать о том, что получил плохую оценку. На стуле сидит замученная мама с горестным лицом. На переднем плане стоит с понурой головой виновник семейной сцены; из портфеля торчат коньки — причина очередной двойки.

Само название картины говорит о том, что с мальчиком - героем картины - такая история происходит довольно часто. Никто не удивлен, но почти все раздосадованы, в том числе и сам двоечник. В этот момент на его лице читается раскаяние: " Эх, если бы все начать сначала, то я бы не катался весь день на коньках, а сначала выучил уроки!"

Картину Фёдора Решетникова «Опять двойка» знают все. Но мало кто видел картину "Опять пятерка". Николай Заболоцкий. 1954г.

Сравнивая две картины, любой поймёт их настроения, они напрямую связаны с полученной оценкой. Что доказывает, что оценка подразумевает не только моменты радости, но и моменты огорчения, досады или разочарования.

Пятибальная система оценивания не является мировой. В большинстве стран мира действует более широкая шкала оценок - от 6 до 100-балльной (например, в  Турции, Южной Корее, Японии и на Коста-Рике). Отличником считается школьник, который учится на «90» или «100».

Пожалуй, самая необычная система оценок сегодня существует в Дании: всего в датских школах есть семь отметок в диапазоне от 12 до −3.

В Германии принята 5-балльная система оценок. Правда, оценки ставятся в обратном порядке. Наивысшая оценка – 1, самая плохая – 5. Поэтому, за хороший ответ или работу на уроке учитель говорит: «Молодец, садись – кол!»

В Великобритании, например, вообще принята не отметочная, а словесная оценка работы ученика.

А вот большинство колледжей и средних школ в США используют

буквенную систему для оценки успеваемости. В этой системе, А означает "отлично", B - "хорошо", C - "удовлетворительно", D - "плохо" и F - "провал". Каждая оценка, кроме F, может быть с плюсом или минусом. Например, B+ - это очень хорошо, но не отлично.

Но как не назови отметка или оценка, каким символом не обозначь – главная задача отметки – установить уровень усвоения школьником государственной программы. 

Аттестат с отметками является документом, который дает право поступить в высшие и средние специальные учебные заведения.

 Положения о нормах оценки можно найти на Интернет-сайтах учебных заведений.



Выводы: Вот я и выяснила поставленные цели и задачи. Теперь я вижу, насколько глубоко понимаю смысл столь привычного слова, знаю, какие корни имеют наши любимые и нелюбимые оценки. Я познакомилась с этимологическими словарями и могу теперь, не обращаясь к маме, узнать о происхождении интересующих меня слов.

А самое главное, я подтвердила свою гипотезу о том, что школьная отметка в первую очередь влияет  на эмоциональное благополучие учащегося. Ребята ассоциируют слово «оценка» со словами «хорошая оценка» или «плохая оценка», связывают с успешностью в делах.

Практические результаты.

1. В процессе исследования я выяснила понимание слова «оценка» у учащихся и взрослых.

2. Узнала токование, этимологию (происхождение), морфемный состав.

3. Рассмотрела значение и употребление слова «оценка» в словаре В.И. Даля.

4. Результаты исследования можно применять на уроках, а также классных часах, посвященных данной теме.

5. В дальнейшем я планирую провести исследования: «Самый старый школьный дневник». Я думаю, что этот материал будет интересен не только мне, но и моим одноклассникам.


Литература:

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М: Русский язык Медиа, 2007.

2. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. – М.: Прозерпина, 1994.

3.Большая Советская Энциклопедия под редакцией Б.А.Введенского. Государственное научное издательство «Большая Советская Энциклопедия», 1955.

4. Материалы о советской живописи.

5. Интернет-ресурсы.

5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательский проект - История школьной оценки

Автор: Пахомова Ольга Сергеевна

Дата: 31.03.2017

Номер свидетельства: 405427

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Исследовательский проект "Моя малая родина" "
    ["seo_title"] => string(46) "issliedovatiel-skii-proiekt-moia-malaia-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "124003"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414608822"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Проект  «Мой город Пикалёво» "
    ["seo_title"] => string(28) "proiekt-moi-ghorod-pikaliovo"
    ["file_id"] => string(6) "245018"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446046719"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Индивидуальный проект по внедрению инновационных методов и технологий повышения эффективности образовательного процесса. "
    ["seo_title"] => string(137) "individual-nyi-proiekt-po-vniedrieniiu-innovatsionnykh-mietodov-i-tiekhnologhii-povyshieniia-effiektivnosti-obrazovatiel-nogho-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "225841"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439917680"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "сетевой проект "Байкал-жемчужина Бурятии" "
    ["seo_title"] => string(47) "sietievoi-proiekt-baikal-zhiemchuzhina-buriatii"
    ["file_id"] => string(6) "231647"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442582640"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Как подготовить патриота своего Отечества"
    ["seo_title"] => string(42) "kakpodghotovitpatriotasvoieghootiechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "280349"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453365181"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства