kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Пусть музыка звучит"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель  работы  – исследование изменения эмоционального и физического состояния одноклассников под воздействием музыки.  В заключительной части работы подтверждена гипотеза исследования: эмоциональное и физическое состояние школьников может изменяться при слушании музыки как  положительно  так  и отрицательно.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Пусть музыка звучит"»

Муниципальная научно-практическая конференция

младших школьников «Учение с увлечением – старт в науку»













Пусть музыка звучит

















Автор: Суховицкий Артём Александрович,

учащийся 3 класса «А» МАОУ СОШ №10


Научный руководитель: Шарова Ольга Анатольевна,

учитель начальных классов МАОУ СОШ №10







Кандалакша

2016г

Оглавление


Введение ………………………………………………………………………3

1. Музыка в теории…………… ……………………………………………4

2. Исследование изменений эмоционального и физического состояния школьников после прослушивания музыкальных произведений …...4-8

2.1 Опрос учащихся ……………………………………………….4-5

2.2 Наблюдение ……………………………………………………….5

2.3 Эксперимент …………………………….……………………5-6

2.4 Музыка и цвет…………………………………………………..6-8

2.5 «Эффект Моцарта»……………………………………………….8

3. Музыка и математика………………………………………………….9-10

4. О пользе пения……………………………………………………………10

Заключение …………………………………………………………………..10

Список источников ………………………………………………………….10

Приложения ……………………………………………………………...11-16






























Введение

Тема моей работы «Пусть музыка звучит». Идея данного исследования возникла у меня после прочтения рассказа К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

Симфоническая музыка, услышанная главной героиней Дагни в первый раз, произвела на нее странное впечатление. Девушка открыла для себя новый, потрясающе яркий, красочный, вдохновляющий мир. Чувства и эмоции, которые были незнакомы ей ранее, потрясли и открыли её глазам еще неизведанную красоту. Музыка сделала ее счастливой, наполнила ее душу радостью. Она подошла к морю и прошептала: «Я люблю тебя, жизнь».

Я задумался, действительно ли музыка может так действовать на человека, его настроение?

Везде, где бы мы ни находились, нас сопровождает музыка – в машине, магазине, дома, на улице. При этом вряд ли кто-то задумывается, какое влияние она оказывает на наш внутренний мир, наше поведение и здоровье.

Поэтому мне захотелось выяснить, как музыка может влиять на эмоции человека, его настроение, физическое состояние.

Представим себе мир без музыки: нет ни колыбельных, ни вдохновляющих симфоний, ни романтических песен. Большинство, вероятно, сочли бы такую жизнь скучной и неинтересной.

Актуальность своей работы я вижу в том, что, несмотря на скоротечность музыкальной моды, вопреки интересам современного человека к автомобилям, компьютерам музыка сохраняет для нас свою ценность и привлекательность. Поэтому необходимо знать, как она действует на людей.

Цель исследования – исследование эмоционального и физического состояния моих одноклассников под воздействием музыки.

Задачи исследования:

  1. изучить теоретический материал по теме;

  2. установить, какие музыкальные стили  привлекают детей;

  3. провести эксперименты для установления влияния звучания музыкальных композиций на эмоциональное и физическое состояние школьника;

  4. проанализировать полученные в ходе эксперимента данные, сделать выводы о влиянии музыки.

Объект исследования: музыка

Предмет исследования: различные эмоциональные и физические состояния, вызванные прослушиванием музыки.

Гипотеза: если музыка оказывает влияние на человека, то при её слушании эмоции и физические показатели здоровья изменяются как положительно, так и отрицательно.

Методы исследования:

  1. изучение литературы о музыке;

  2. анкетирование;

  3. проведение музыкальных  экспериментов;

  4. наблюдение;

  5. анализ и сравнение полученных результатов.

        1. Музыка в теории

Музыка, по словарю русского языка С.И. Ожегова, – искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками [1, с. 295].

В советском энциклопедическом словаре, «музыка – вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах и активно воздействующий на психику человека. Музыка способна конкретно и убедительно передавать эмоциональные состояния людей» [2, с. 841].

Таким образом, музыка – это средство или способ передачи эмоций и чувств. Музыка – это чудесный дар, данный человечеству.

Известный исследователь процессов музыкального восприятия Б.М. Теплов, обобщая результаты многих психологических экспериментов, писал, что восприятие музыки идет через эмоции [3, с. 23].

По определению музыка тесно связана с понятием «эмоции». Поэтому я решил в словарях уточнить и значение этого слова. «Эмоция», по словарю русского языка С.И. Ожегова, – душевное переживание, чувство. В переводе с латинского языка emotion – означает «волную», «потрясаю» [1, с. 742].

Эмоции и чувства составляют особую, очень важную сторону внутренней жизни человека. Все мы в каждый момент находимся в определенном эмоциональном состоянии, переживаем те или иные чувства. Эмоциональные проявления человека очень разнообразны: радость, горе, страх, гнев, удивление, грусть, тревога, восхищение и т.д.

Воздействие музыки на эмоциональное состояние человека было замечено еще в глубокой древности. Аристотелю приписывают следующие строки: «Когда мы воспринимаем нашим ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение» [3, с. 7].

В древние времена, чтобы наслаждаться музыкой, нужно было либо самому играть на музыкальных инструментах, либо слушать, как играют другие. Сегодня же музыка доступна всем.


2. Исследование изменений эмоционального и физического состояния школьников после прослушивания музыкальных произведений

Итак, я начинаю проверять гипотезу данной работы.

2.1. Первое исследованиеопрос учащихся школы, включающий 3 вопроса. Результаты первого исследования показали, что музыку слушают все без исключения, а значит музыка не оставляет нас равнодушными.

В современном мире музыка – это разнообразие стилей и направлений. Мне очень интересно было узнать, какую музыку слушают ребята. Музыкальные предпочтения школьников представлены в таблице (Приложение 1).

Анализируя таблицу данных, отмечаем, что число слушающих классическую музыку по всем возрастам не превышает 5 человек. Как выяснилось, это ребята, которые обучаются или обучались в музыкальной школе. Поп–музыку предпочитает большинство в каждом классе.

Наглядно рейтинг музыкальных стилей представлен в диаграмме (Приложение 1).

Называя понравившуюся музыку, школьники описывали эмоции, возникающие при её прослушивании. Независимо от музыкального стиля, преобладали такие чувства, как радость, наслаждение, успокоение, вдохновение, свобода. Было и такое «смеюсь, но хочется плакать», «расстройство, переполнение чувств», «забыться от повседневной жизни», «депрессия».

Значит, уже можно сделать первые выводы о том, что музыка «играет на струнах души», заставляя страдать или радоваться. Т. е. гипотеза работы подтверждается результатами первого исследования.


2.2 Второе исследование – наблюдение. Переживание эмоциональных состояний всегда сопровождаются внешними выражениями, которые проявляются в движениях, позах, в двигательной и вокальной мимике, движениях глаз и т.п. Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека.

Моим одноклассникам было предложено прослушать несколько произведений разных музыкальных стилей. Во время прослушивания я наблюдал за их лицами.

Характер мимических движений менялся в зависимости от прослушиваемой музыки, дети сдвигали брови, хмурились, улыбались, сосредотачивались, некоторые жестикулировали, подпрыгивали, хлопали в ладоши.

Получается, эмоции изменяются под воздействием музыки, ее «настроение» передается слушателю. Гипотеза подтверждается вновь.


2.3 Исследование третье – эксперимент. А влияет ли музыка на изменение физического состояния человека? Ответ я искал в исследовательских работах на эту тему.

Вот что удалось узнать. У каждого человека есть различные биологические ритмы. Например, ритм дыхания, частоты пульса. Одной из характеристик музыки также является ритм. Ритмы человека способны сонастраиваться с музыкальными ритмами. Этот феномен получил название «эффект навязывания ритма». Наиболее сильно он выражен у детей, чья нервная система характеризуется как слабая, что позволяет предполагать и наличие способность к более сильным и тонким музыкальным переживаниям, большую предрасположенность и любовь к музыке в целом.

В своём классе мы решили выяснить, меняется ли пульс (показатель сердечного ритма) в зависимости от звучащей мелодии. Эксперимент был организован так: мы замеряли пульс до и после прослушивания разных стилей музыки (реп, рок, поп и классической). Изменение пульса показано на графиках (Приложение 2).

Из полученных данных мы делаем вывод: при прослушивании классики пульс замедляется, современной музыки – пульс несколько увеличивается, а если звучит рок–музыка, то значение пульса возрастает резко.

Как влияет изменение пульса на наш организм? Оказывается, классическая музыка в основном написана в ритме работы сердца 60-70 ударов в минуту и поэтому благотворно влияет на основные функции всего организма, являясь музыкальной терапией. Высокие и низкие частоты, ритм, употребляемые в рок–музыке, имеют особое воздействие на мозг, и их переизбыток серьезно травмирует мозг, ведет к потере слуха и памяти.

И наш школьный фельдшер Нина Аркадьевна подтвердила, что повышение пульса вызывает головные боли, быструю утомляемость, снижение внимания, нарушение сна, общую слабость.

Таким образом, эксперимент подтвердил моё предположение, что музыка влияет и на здоровье человека, причём не только положительно, но и отрицательно.

Все люди разные, следовательно, и их биологические ритмы различны. У 10-летних третьеклассников пульс 70-85 уд/мин, с возрастом показатели уменьшаются. Нормальный ритм биения сердца 60-70 уд/мин, учёные рекомендуют тем, кому надо увеличить ритм сердечных сокращений, нужно слушать энергичную музыку, а вот для стабилизации сердечного ритма рекомендуют прослушивать спокойные мелодии.

В нашей школе следят за здоровьем и взрослых, и детей. Звонки у нас музыкальные. На урок «зовёт» вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь» Евг. Доги, а с урока – бодрая мелодия. Музыку звонков определили методом опроса старшеклассников и согласно медицинским рекомендациям.


2.4 Исследование 4 - ассоциативные связи музыкальной композиции и цвета

На уроках музыки Виталий Петрович часто предлагает нам рассказать, что мы представили во время звучания какого-либо произведения. Поэтому для диагностики эмоциональных переживаний в процессе вос­приятия музыкальных произведений моим одноклассникам было предложено во время прослушивания стать «художниками» и «нарисовать музыку». Исследование проходило так: мы разделили альбомный лист на 4 части, соответственно 4 различным по стилю произведениям. Учитель включала музыку, мы рисовали в это время.

Мы рассмотрели рисунки, и отметили, что при прослушивании всех четырех направлений музыки ребятами были использованы все цвета, в той или иной степени.

Психолог Вероника Васильевна объяснила, что цветоразличение у разных людей вызывает одинаковые, определенные переживания. Поэтому цветовое восприятие является общепонятным языком ощущений, не требующим словесного выражения – визуальный язык. Значение цвета (Приложение 3)

Вероника Васильевна помогла нам интерпретировать результаты.

Так, было отмечено изменение настроения в сторону эмоциональной активности, возможно даже некоторой агрессивности в рисунках, которые были выполнены ребятами после прослушивания музыки в стиле «тяжёлый рок». Делаем вывод: в большей степени присутствует черный и красный цвет, что говорит о повышенной активности, возбуждении, эмоциональной напряженности, неудов­летворенности ситуацией, стремление уйти от проблем («оставили бы в покое»).

Данное настроение подтверждается и в самих рисунках, где музыка ассоциируют с молниями, автоматом, тучами, дорогой, гитарой, лабиринтом, злыми гримасами. И даже надписями типа: тяжелая, бешенная, монстр, безумие (Приложение 3. Рисунок 1).

Кроме того, по данным многочисленных экспериментов, красный цвет активно изменяет физиологические параметры жизнедеятельности: ускоряет пульс, повышает давление, увеличивает частоту дыхания, что было нами проанализировано и подтверждено.

Анализ рисунков после просушивания классической музыки Моцарта показал, что рисунки выполнены преимущественно в синем цвете (Приложение 3. Рисунок 2).

«Синие модели» музыки свидетельствуют о возник­новении эмоционального контакта с музыкальным произведением, сильного и глубокого эстетического сопереживания. Когда синий цвет и различные его оттенки доми­нируют в цветовой композиции (как в нашем случае), можно предполагать, что при вос­приятии данного музыкального произведения у ребенка возникла потребность в эмоциональном покое, отдыхе, гармоничное, пози­тивное отношение. «События» его переживания развиваются плав­но, ровно, безмятежно.

Созерцание этого цвета оказывает умиротво­ряющее действие на центральную нервную систему. Кровяное дав­ление, частота пульса и дыхания понижены. В то же время психо­логически возрастает тенденция к чувствительности, ранимости, гармонии. И об этом нам говорят плачущие тучи, грустное солнце (в синем цвете), дождь.

Рисунки, выполненные при прослушивании современной музыки – слушали Ег. Крида, Ю. Савичеву – веселые (цветы в вазе в букете, воздушные шарики, солнце, звезды, фейерверки, радуга), и в них разнообразие цветов. Большое количество цветов отражает целую гамму эмоций. Но в большинстве рисунках, как и у классической музыки, присутствует синий цвет (Приложение 3. Рисунок 3)

Рисунки после прослушивания «рэпа» выполнены в таких цветах, как синий, красный, а также в сочетании цветов черный–красный (возбуждение), желтый–черный (напряженность) (Приложение 3. Рисунок 4).

Серый цвет не является ни цветным, ни светлым, ни темным. Он абсолютно не раздражает и не имеет никакой психической тенденции. Если ребенок модели­рует музыкальное произведение серым цветом, вероятно, что восприятие музыки блокировано, эмоционального контакта с музыкальным звучанием не возникло, музыка оставила ребенка безучастным и равнодушным. Анализируя рисунки, видно, что серый цвет одноклассники использовали редко, значит, всё-таки разные стили музыки не оставляют нас равнодушными.

Таким образом, проведенное практическое исследование по выявлению влияния музыки на эмоциональное состояние человека, показало, что зависимость между цветом, музыкой, а так же эмоциональным состоянием существует.

В рисунках присутствуют отдельными элементами такие цвета как зеленый (травка), который характеризует гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности, чем обеспечивается поддержание работоспособности; желтый (солнце) – потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах. В качестве добавочного цвета ребята использовали розовый, что говорит о романтизме, мечтательности и расслабленности.


2.5. Эксперимент – «Эффект Моцарта»

Специалисты считают музыку Моцарта феноменом в области воздействия музыки на живые организмы. Существует такое понятие, как «эффект Моцарта». (Приложение 5)

Мы решили проверить, так ли это и провести эксперимент по решению математических выражений.

Эксперимент проводили в 3 этапа. Первый раз выполняли 20 примеров в полной тишине. Второй раз – решали примеры во время проигрывания классической музыки. Мы использовали музыкальную композицию В.А. Моцарта «Полёт печали». Третий раз – задание планировалось выполнять при прослушивании тяжелого рока. Однако, мои одноклассники отказались решать примеры под рок–музыку, они просили заменить ее на другую музыку, т.е. тяжёлый ритм этой музыки не дал возможности сосредоточиться и подумать над решением. Таким образом, данная часть эксперимента не состоялась. Мы заменили рок- музыку на рэп.

Задания были одинаковые по сложности и проводились 2 уроком. На решение примеров было выделено определенное количество времени. Сравнив полученные результаты, мы получили следующие данные. (Приложение 4)

Ученики уложились в заданное время и выполнили все примеры при работе в тишине и при прослушивании классической музыки. Во время прослушивания рэп–музыки все примеры решили только 45,8% одноклассников.

Сравнивая правильность выполнения заданий, мы заметили, что наибольшее количество правильных заданий (58,3%) выполнено во II части нашего эксперимента, т.е. при прослушивании классической музыки. 47,8% правильных ответов получено при решении задач в полной тишине. И только один ученик при прослушивании рэп–музыки решил правильно все примеры, при этом уложился в установленное время.

Вывод: классическая музыка (а именно, Моцарт) положительно влияет на умственную деятельность школьников, помогает сосредоточиться. «Эффект Моцарта» действует! Ученики класса стали предлагать включать классическую музыку (фоном) при выполнении самостоятельных работ на уроках математики и русского языка.


  1. Музыка и математика

Слушая, музыку мы попадаем в волшебный мир звуков. Решая математические задачи, мы погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна тесно связаны друг с другом.

Первым исследователем музыки был Пифагор. В своих работах он утверждал, что музыка подчиняется высшему закону (математике) и вследствие этого восстанавливает в организме человека гармонию.

«Однажды, проходя мимо кузницы, Пифагор случайно услышал, как удары молотов создают вполне определенное созвучие, и после этого занялся экспериментами, пытаясь найти соотношения между высотой тона и числами. Следуя теории Пифагора, числа обладают абсолютной властью над всеми событиями, над всеми живыми существами, а значит, что числа правят музыкой»[4].

Изучая исследовательские работы о музыке, я встречал попытки проверить теорию Пифагора. Мне это показалось интересным.

По Пифагору, даты рождений – это ряд чисел. Необходимо числа переложить на ноты. Ноте присваивается номер ступени. До – 0, ре -1, ми – 2, фа – 3, соль – 4, ля – 5, си – 6, до – 7, ре –8, ми – 9. У каждого человека получается по одному аккорду. В музыке гармоничное звучание тонов называют консонансом. Резкое звучание называется диссонансом. Если дата рождения – консонанс, то человек должен быть творческой натурой, более спокойным. Диссонанс звучит у людей с развитой логикой, более подвижных. Попробуем и мы установить связь между числами и музыкой.

Мною были исследованы даты рождений одноклассников. Преподаватель из музыкальной школы, где я занимаюсь, помогла в этом исследовании. Мы играли аккорды и слушали их звучание.

В группе, где звучал консонанс, оказались одноклассники с творческими наклонностями: некоторые из них занимаются рисованием, танцами, пишут стихи, учатся в музыкальной школе, изучают иностранные языки.

Во второй группе, где музыкальный ряд звучал «резко», хотя очень резко, даже безобразно звучащих аккордов не было, дети предпочитают занятия спортом, склонны к точным наукам, занимаются шахматами. В то же время, многие из них также имеют творческие наклонности: занимаются танцами, поют, участвуют в театре моды, рисуют.

Для сравнения мы перевели на ноты даты рождения старшеклассников, отличившихся успехами в учёбе. Музыкальный ряд звучал мелодично, я бы сказал, в отдельных случаях торжественно. Но, поговорив с классными руководителями этих ребят, я узнал, что старшеклассники из-за учебной нагрузки особо ничем не увлекаются и не занимаются в каких- либо секциях. Предполагаю, что возможно, ребята имеют определённые способности, но ещё не реализовали их.

Таким образом, в моём исследовании теория Пифагора не совсем подтвердилась. Но по звучанию аккордов получилось, что большее количество учащихся моего класса имеют творческие способности. Возможно, именно с этим связанно активное участие нашего класса во всех школьных мероприятиях, и то, что мы свободно организуем классные вечера. Я понял, что теорию Пифагора надо изучать более внимательно и полностью.


  1. Пение для здоровья: петь полезно

Одно дело слушать музыку, но совсем другое – петь самим, это гораздо полезнее. Учеными установлено, что во время пения в головном мозге вырабатываются особые химические вещества, благодаря которым улучшается настроение, появляются радость и умиротворение, происходит избавление от стрессов [5]. Когда человек поет, в его организм поступает большое количество кислорода, при этом улучшается кровообращение всего организма, снижается артериальное давление, нормализуется сердцебиение. У любителей петь или просто что-то напевать себе под нос горло болит реже, снижается восприимчивость к простудным заболеваниям. Улучшение кровоснабжения при пении ведет к активизации деятельности головного мозга: он начинает работать интенсивнее, улучшается память, легче воспринимается любая информация. В нашем классе часто проводятся вечера, где мы все вместе поем, выступаем на школьных мероприятиях, многие из нас занимаются вокалом.

По мнению ученых, пение приводит в движение находящиеся в мозгу «молекулы, ответственные за эмоции», поэтому с помощью пения можно не только выразить, но и вызвать те или иные чувства. Что было подтверждено нами на Муниципальном конкурсе хоров (заняли I место) среди школ города, на школьном концерте посвященному 8 марта, где во время прослушивания песни «Мама» (автора не нашел) зрители выражали свои эмоциями слезами.


Заключение: в результате исследования удалось получить подтверждение поставленной в начале работы гипотезы. Музыка может влиять на эмоциональный мир слушателя, что соответственно меняет настроение, характер и состояние его здоровья не всегда положительно. Выполняя исследование, я решил, что работа эта очень полезна любому, некоторые рекомендации я поместил в буклете. «Пусть музыка звучит»! Будьте здоровы!


Список источников:

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. чл. – корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 19-е изд., испр. – М.: Рус. Яз., 1987. 750 с.

  2. Советский энциклопедический словарь/Гл.ред. А.М. Прохоров. – С.56 3-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1985. – 1600 с., ил.

  3. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М. – Л.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1947. – С. 334. 

  4. http://ourgreece.gr/muzykalnaya-shkala-pifagora/

  5. http://wsezdrav.ru/archives/8139.html


10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа "Пусть музыка звучит"

Автор: Шарова Ольга Анатольевна

Дата: 11.12.2016

Номер свидетельства: 368317

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(300) "Конспект Непосредственной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе на тему «Капелька волшебница»."
    ["seo_title"] => string(178) "konspiekt-nieposriedstviennoi-obrazovatiel-noi-dieiatiel-nosti-po-poznavatiel-no-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-vo-vtoroi-mladshiei-ghruppie-na-tiemu-kapiel-ka-volshiebnitsa"
    ["file_id"] => string(6) "315574"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459924076"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока по тлитературному чтению "С.Есенин "В ней есть душа...""
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-po-tlitieraturnomu-chtieniiu-s-iesienin-v-niei-iest-dusha"
    ["file_id"] => string(6) "257870"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448391977"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Сценарная разработка праздничной программы,   посвящённой Международному Дню учителя "
    ["seo_title"] => string(97) "stsienarnaia-razrabotka-prazdnichnoi-proghrammy-posviashchionnoi-miezhdunarodnomu-dniu-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "137110"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417271748"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Вам, неизвестные солдаты, посвящаем. "
    ["seo_title"] => string(41) "vam-nieizviestnyie-soldaty-posviashchaiem"
    ["file_id"] => string(6) "158362"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421737387"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Конспект урока по обществознанию "На любви к детям держится мир" (по материалам Конвенции о правах ребенка) "
    ["seo_title"] => string(121) "konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-na-liubvi-k-dietiam-dierzhitsia-mir-po-matierialam-konvientsii-o-pravakh-riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "121368"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413958198"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства