Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность – метод организации обучения в начальной школе»
Исследовательская деятельность – метод организации обучения в начальной школе
Уже на этапе обучения в начальной школе необходимо заботиться о том, чтобы у учащихся формировалась способность активно реагировать на новизну и сложность меняющегося мира, развивалось активное познавательное отношение к действительности.
В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и существенное ограничение непродуктивных стилей и форм педагогического общения, ориентирование на активные методы обучения. К таким методам относится исследовательская деятельность обучающихся.
В работе с младшими школьниками при использовании данного метода ставится цель - обучить детей специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске; формировать у них способность ориентироваться в методах обработки полученных материалов.
Работу по формированию исследовательских умений следует начинать уже в первом классе. На тренировочных занятиях учащиеся в игровой форме осваивают методы исследования: учатся задавать вопросы самому себе, собеседнику; находить нужный материал в книгах; наблюдать и обобщать: проводить элементарные опыты (эксперименты). Для активизации познавательной деятельности учащихся используются загадки, ребусы, шарады, логические задачи, игры-исследования, ролевые игры, игры-путешествия во времени, игры-путешествия на другие планеты.
Во втором классе дети знакомятся с элементами исследовательской деятельности: постановка цели; формулирование вопросов; планирование действий; рефлексия. Учатся коллективному исследованию по плану:
1. Выявление проблемы.
2. Постановка цели, задач, определение объекта исследования.
3. Выбор методики исследования.
4. Отбор материала.
5. Соотнесение собранного материала с темой и целью исследования.
Так, во втором классе были проведены коллективные исследования на темы: «Развитие растения из семени», «Народные промыслы Севера», «Имена героев на карте города» и др. В это же время начинается подготовка детей к самостоятельному долговременному исследованию. Пока это общеклассная деятельность, но каждый ученик уже получает свое небольшое задание, которое должен выполнить самостоятельно.
В третьем классе продолжается подготовка детей к проведению самостоятельного долговременного исследования. На этом этапе дети получают элементарные представления о том, как проводить опрос, выделять главное в собранном материале, подготовить доклад, поставить простейший опыт.
В четвертом классе проводятся самостоятельные исследования по различным темам (по индивидуальному выбору). Дети с удовольствием выбирают следующие темы: «Выращивание кристаллов»; «Дедушкины медали»; «Выращивание петрушки в домашних условиях»; «История куклы»; «История моей семьи»; «Каким природным уголкам России по вине человека угрожает опасность»; «Окрашивание ткани природными красителями в домашних условиях»; «История развития спортивной гимнастики»; «Почему корабли не тонут» и т.д.
На данном этапе очень важно помочь ребенку осуществить самоанализ и самооценку своей деятельности. Для этого предлагается обсудить следующие вопросы:
Почему ты начал работу по данной теме?
Соответствовало ли твое исследование поставленной цели?
Какова основная идея твоего исследования?
Какие еще идеи были у тебя? Почему ты их отверг?
Достаточными ли были твои знания и умения или пришлось чему-то учиться?
Кто тебе помогал?
Соответствовал ли результат поставленной цели? Что могло бы быть сделано по-другому?
По каким этапам выполнялось исследование?
Каковы планы по дальнейшему исследованию?
Такие вопросы помогают ребенку успешно продемонстрировать результаты своей исследовательской работы на уроке или конференции, презентовать свои достижения. После защиты исследовательских работ дети должны испытывать радость, поскольку оценивать их работы нужно только положительно. Таким образом, ценностное отношение к исследовательской деятельности у младших школьников характеризуется преобладающим учебно-познавательным мотивом и устойчивым интересом. Основой формирования ценностного отношения школьников к исследовательской деятельности должно быть стимулирование и поощрение любой инициативы со стороны ребенка.
При организации детских исследований очень важно выделять показатели сформированности ценностного отношения к исследовательской деятельности каждого ученика, оценивать изменения и вовремя вносить в способ работы соответствующие коррективы.
Система работы по развитию исследовательских умений и навыков позволила сделать следующие выводы:
-у детей формируется мотивация и устойчивый интерес к ведению учебно-исследовательской деятельности;
-расширается социальный опыт, развивается творческое мышление младших школьников;
- формируются универсальные способы познавательной деятельности, что служит импульсом к саморазвитию ребенка.
Введение заданий исследовательской направленности в структуру уроков.
1-й класс
1. Развитие умения давать определения
Задание: отгадайте загадки и объясните. Например, белая скатерть все поле укрыла. (Снег)
2. Развитие умения задавать вопросы.
Задание: отгадайте, что в коробке. (С помощью вопросов пытаются угадать.) После таких заданий дети могут сами определить тему занятия.
3. Развитие умений видеть проблему (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон).
Задание «Посмотри на мир чужими глазами».
Учитель читает детям неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось черными тучами, пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, дороги…»
Задание: продолжить рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе с друзьями, водителем грузовика, едущего по дороге, вороной, сидящей на дереве, дворником…»
2-й класс
Задание «Тема одна - сюжетов много».
Придумайте как можно больше сюжетов на одну и туже тему.
Задание: составь рассказ, используя данную концовку: «…Сидевший в клетке попугай не обратил на это никакого внимания».
4. Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно, наверное).
Задание «Давайте вместе подумаем».
- Почему у белого медведя нос черный?
Гипотезы:
- Может быть, чтобы быть заметным и его боялись окружающие?
- Наверное, потому что все время держит его по ветру, чтобы дорогу запоминать?
- Предположим, чтобы медвежата его видели.
5. Подбор литературы по заданной теме.
Задание: рассмотри выставку книг на доске. На каждой книге ты видишь номер. Выбери и запиши номера тех книг, которые рассказывают: об использовании человеком науки и техники, об истории человечества, об исследователях и ученых.
6. Ориентировка в словарях и справочной литературе.
7. Ответы на вопросы к тексту.
8. Установление общего признака объектов. Самостоятельные работы репродуктивного характера (воспроизводящие, тренировочные), при выполнении которых, дети оперируют имеющимися знаниями в условиях заданных способов решения. Однако каждое задание – это мыслительная задача, предполагающая сравнение, высказывание собственного суждения, умозаключения.
2-й класс
Задание: распределить животных в три равные группы. Обосновать признак распределения.
Ход рассуждения ребенка определяется заданием разделить слова на группы, что предполагает их сравнение, нахождение различия и сходства. Наблюдательные дети придут к выводу: животные различаются по типу питания.
3-й класс
Задание: найдите закономерность, обоснуйте своё предположение и приведите свой пример:
Трава, заяц, лиса.
Зерно, мышь, сова.
9. Экспериментирование, защита и доказательство своей идеи.
3-й класс
Эксперимент «Сухой из воды»
Задание: определить, что воздух занимает место.
Педагог предлагает детям объяснить, что означает «выйти сухим из воды», возможно ли это, и выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимают его из воды, дают воде стечь, не переворачивая стакан. Педагог предлагает определить, намокла ли салфетка (не намокла), и объяснить, что помешало воде намочить ее (воздух в стакане), и что произойдет с салфеткой, если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет). Дети самостоятельно повторяют опыт.
Самостоятельные работы поискового характера на группировку учебного материала по определенному признаку. При их выполнении учащиеся применяют имеющиеся знания и известные способы действия к новым условиям, в том числе для решения познавательных задач, вырабатывают новые способы действия. Формирующие более сложные умения сравнивать, находить общее, делать умозаключения и выводы.
10. Вывод, обобщение, предполагающие соотнесение и обобщенное выражение усвоенных школьниками конкретных знаний.
Умение обобщать, устанавливать в нем связи является одной из операций классификации (группировки). Это умение нужно формировать начиная с первого класса.
Такие учебные задачи вводятся в урок последовательно. Суть их состоит в том, что при ее решении посредством учебных действий школьники первоначально овладевают содержательным общим способом решения отдельных частных задач, а затем используют этот способ при безошибочном решении каждой из них. Логика перехода от задачи должна быть ясной и открытой для учеников. При правильной постановке учебной задачи ученики смогут, получив ответ на первую почти самостоятельно поставить следующую.
Огромное значение для формирования интереса к содержанию и процессу его изучения, для отработки основных учебных действии, позволяющих решать учебные задачи, имеет подбор специальных, специфических задач, последовательность которых определяется структурой учебной деятельности. Характер заданий зависит от типа урока, его темы.
4-й класс
Задание: - Все ли это птицы?
- Сравните группы.
- По какому признаку разделили птиц на две группы?
- Докажи своё высказывание на примере любой группы.
Введение таких заданий позволяет учить не только думать, развивать интуицию, воображение, но ставить новые исследовательские задачи и создавать атмосферу сотворчества.
Организация учебного материала в целях его усвоения, осуществляется с помощью специальных мыслительных приемов: сравнения, классификации, анализа и синтеза, абстракции, обобщения, классификации, конкретизации, учебного диалога. Автором опыта разработан комплекс заданий по теме: «Вода». (Приложение 2)
Если рассматривать работу по формированию исследовательской навыков младших школьников на протяжении четырёх лет обучения в начальной школе, то автор её представляет так:
В 1 классе ведется пропедевтическая работа по развитию исследовательских умений:
1) проблемное, частично - поисковое обучение под руководством учителя;
2) урок – исследование.
Структура урока-исследования характеризуется целым рядом особенностей. Она близка к структуре проблемного урока, но отличается от нее более тонкой многоступенчатой организацией. В ней как бы отражается модель процесса реального научного исследования со всей присущей ему динамикой и противоречивостью. Урок-исследование включает в себя следующие ступени работы:
актуализация прежних знаний;
возникновение интеллектуального затруднения;
осознание проблемы учащимися, ее словесное оформление (в начале года постановка проблемы осуществляется учителем);
свободная дискуссия (на начальном этапе поиск решения осуществляется по наводящим вопросам учителя, приветствуются самостоятельные высказывания детей, любые, даже самые абсурдные предположения по поводу вариантов решения проблемы);
проверка высказанных гипотез, выделение и обоснование той из них, которая является истинной в данной учебной ситуации, проводится максимально самостоятельно;
словесное оформление вывода и фиксация его;
применение полученных знаний на практике;
введение нового материала, в котором содержатся факты, не соответствующие первоначальному выводу;
цепочка микроисследований, связанных с решением частных исследовательских задач;
выводы, обобщение наблюдений под руководством учителя.
Решая проблемную ситуацию, выполняя исследования, ученик либо находит новое, перекомбинируя хорошо ему известное, либо пытается свести неизвестное к уже усвоенному ранее, и тем самым, разрешить проблему.