- это метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Среднего профессионального образования Свердловской области
«Свердловский областной педагогический колледж»
Кафедра преподавания в начальных классах
Исследовательский метод в обучении.
Работу выполнила
Якушева М Е
Исследовательский метод обучения
- это метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.
Исследовательский метод в обучении:
Сущность, результаты, формы, приёмы.
Исследовательская деятельность младших школьников.
Интернет – ресурсы в формировании учебно – исследовательской культуры учащихся.
Специфика проекта как формы учебной деятельности .
Сущность исследовательского метода:
метод предусматривает организацию поисковой познавательной деятельности учащихся путём постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения;
учебно – исследовательская деятельность направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления;
исследовательская работа требует максимальной самодисциплины и самостоятельности учащегося – исследователя ;
Результаты использования исследовательского метода:
расширение области личных и общечеловеческих знаний;
осуществление целостного восприятия окружающего мира через выбранный объект познания;
реализовать личный творческий потенциал в научно – исследовательской деятельности;
проверить актуальность личного интереса и повысить вероятность самостоятельного выбора дальнейшего образования;
самостоятельно осваивать новые виды деятельности, например технические средства, компьютерные программы;
расширить область индивидуальных знаний через знакомство с результатами других исследований;
увидеть бесконечность познания окружающего мира через понимание бесконечности познания отдельных его элементов;
самостоятельно осуществлять диагностику внутренних возможностей, последовательно продвигаясь по заданным шагам исследования .
Этапы работы над исследованием
1. Мотивация 2. Обучение приема исследования 3. Выбор темы исследования 4. Уровни представления исследовательских работ 5. Формы представления исследовательских работ 6. Планирование и организация работы над исследованием
Выбор темы исследования
темы, которые:
актуальны, т.е. являются требованием времени (посвящены юбилейным событиям, например в 2012г. – темы, посвященные- 200-т летию победы наших войск в Отечественой войне
будут интересны самим учащимся и аудитории (например, «Признаны врагами народа» (репрессии в Воронежской области)
связаны с историей родного края: республики, района, села, школы (например, «История села Елизаветовка», «История села Княжево»)
связаны с историей семьи, рода, так как такая тема всегда актуальна и интересна автору (например, «История моей семьи», «XX век в истории моей семьи»)
не слишком глобальные, а небольшие, но актуальные и интересные темы (например, «Мой прадедушка – участник Великой Отечественной войны»).
Формы представления исследовательских работ
Результативность работы в технологии учебного исследования
Исследовательская деятельность требует не только самостоятельности учащегося , но и огромной поддержки со стороны учителя. Поддержка эффективности обучающегося известна в педагогической практике под названием коучинга.
Учитывая важность коммуникативного развития в процессе исследовательской деятельности, необходимо обеспечить качество сотрудничества и учебного взаимодействия обучающихся в группе, особенно если такая работа планируется как обязательный элемент обучения. Это может быть поддержано технологией фасилитации
Результативность работы в технологии учебного исследования
Необходимо отметить также трудности и недостатки в проведении исследовательской работы:
научное оформление работы: формулирование темы, грамотная постановка проблемы, целей и задач, определение объекта и предмета, методов исторического исследования;
требует большой затраты сил и времени участников исследования;
как сделать так, чтобы работа была и самостоятельной, и научной;
как вызвать интерес к написанию исследования, так как мало желающих и способных проводить по-настоящему серьезные исследования;
не всегда работы получают объективную и заслуженную оценку, так как не отработаны точные критерии оценки исследовательских работ, особенно по гуманитарным наукам, что иногда, к сожалению, приводит к потере стимула участников к дальнейшей работе в данной области.
Вывод
Исследовательская работа в классе начинается с ориентирования своих учеников. Главное - не навязывать детям тему исследования. Каждый ребенок изучает то, что для него значимо. Дети с большим интересом исследуют повадки и характер животных. Им интересны темы космоса, многие хотят знать про динозавров, про происхождение своей фамилии и т. д.. Конечно, работы детей в этом возрасте похожи на реферат, где они описывают то, что прочитали в книгах, журналах, Интернете. Но все равно они – исследователи, первооткрыватели!
“ Не говорите ответ. Я хочу сам догадаться. Я сейчас подумаю и скажу…”. Очень часто мы слышим такие слова от своих учеников на уроках. И мало кто из нас, взрослых, осознает важность и значимость подобных ситуаций. А ведь для ребенка этого возраста важно не погасить в нем стремление и желание совершить свое открытие, не оттолкнуть равнодушием, не погасить любознательность.