kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Моя малая Родина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

- углубление знаний обучающихся в краеведческой  области;

- изучение истории села Нижняя Ошма Мамадышского района РТ, возрождение национальных традиций;

- ознакомление школьников с культурным наследием села;

 - воспитание любви, уважения, чувства гордости и патриотизма  к родной земле     и его славному историческому прошлому;

- совершенствование  методов исследовательской работы в области краеведения;

- привлечение внимания детей к природному и историко - культурному наследию своей местности, содействие воспитанию бережного отношения к природе и культурным ценностям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Моя малая Родина" »



Номинация



Учитель начальных классов МБОУ “Нижнеошминская СОШ” Мамадышского муниципального района РТ Салахутдинова Алсу Хамитовна.

Адрес: 422164, р-н Мамадышский, д.НижняяОшма, ул Ленина, д.61.

Тел.: домашний: 8(85563) 2-34-91, рабочий: 2-34-46 .


2014



Содержание

I. Введение.

II. Основная часть. Моя малая родина. Деревня Нижняя Ошма.

  1. Происхождение деревни.

  2. Население.

  3. История рационального природопользования.

  4. Архитектурные памятники.

III. Заключительная часть.

IV. Список использованной литературы.




Цели и задачи конкурса:


- углубление знаний обучающихся в краеведческой области;

- изучение истории села Нижняя Ошма Мамадышского района РТ, возрождение национальных традиций;

- ознакомление школьников с культурным наследием села;

- воспитание любви, уважения, чувства гордости и патриотизма к родной земле и его славному историческому прошлому;

- совершенствование методов исследовательской работы в области краеведения;

- привлечение внимания детей к природному и историко - культурному наследию своей местности, содействие воспитанию бережного отношения к природе и культурным ценностям.
















I. Введение

Во все времена патриотическое воспитание играло огромную роль в становлении личности. Любовь к Отечеству, к родному краю оставалась и остается краеугольным камнем в воспитании подрастающего поколения.

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость.

Чтобы больше познать свою Малую Родину, происхождение его народа, культуру, традиции, обычаи, мы прочитали художественную, документальную и историческую литературу, собрали местный фольклор. Чем больше узнаёшь, изучая историю Родины, села, тем больше возрастает чувство гордости к нашему народу и его славному историческому прошлому.

Актуальность этой темы состоит в том, что она углубляет знания учащихся в краеведческой области, помогает общему развитию обучающихся, расширяет кругозор в историко-культурном наследии нашей страны, воспитывает такие чувства как уважение, патриотизм и любовь к родному краю.

Цель нашей работы: более полно и всесторонне изучить историю своего родного края и довести до других жителей моей великой страны.

Методика исследования: экскурсии по историческим местам деревни, данные из музея, встречи и рассказы родственников.













II. Моя малая родина. Деревня Нижняя Ошма.

Происхождение деревни.

История является одной из наук, которая обеспечивает нас большой информацией и делится опытом. Информацией история обогащается в результате археологических раскопок и по рассказам предков. Именно раскопки и рассказы, дополняя друг друга, и несут представление о том, какая эта информация: ложная или достоверная. История возникновения деревни Ошма основана на данных, полученных из рукописи Хамитова Габдуллы – Ушмави ( жителя Ошмы), найденного нами в Казанском историческом архиве.


«История деревни» рукопись Хамитова Габдуллы - Ушмави из Казанского архива.


Здесь можно найти полезную информацию о происхождении и развитии деревни Ошма, входящей в состав Мамадышского района.

Из турко-татарских источников можно узнать, что Великий Булгар был стёрт с лица земли Чингизханом и Аксак Тимером. В результате перестали существовать некоторые города и села. «От огромного количества войск земля трещала и стонала, а от шума замерли животные »,- писали летописцы того времени. Люди, которым удалось выжить, спасались, убежав в леса, или поселялись в более тихих, спокойных местах. В ходе этих событий образовались новые поселения, села, города. Эти поселения стали называться именами первопроходцев. Географические места также получили название от имени первого человека, поселившегося здесь.

Теперь вернёмся к ранее упоминавшейся деревне Ошма и попробуем найти ответ на вопрос, кто именно первым поселился на её территории.



Люди, которые должны были сыграть ведущую роль в образовании села Ошма, до определённого времени жили вдали друг от друга. Их насчитывалось около 12-ти семей. Они растили много детей, особенно мальчиков. Всегда жили вместе, как одна большая семья. По слухам, которые до нас дошли, они в то время воевали с иноземными завоевателями и всегда находились в разногласии. Их дома напоминали хорошо укреплённую крепость. Среди них нам хорошо известен житель по имени Айбулат. Этот человек жил недалеко от Ошмы, в конце оврага, под названием Бокруш (от слова кривая). И на сегодняшний день это место сохранилось и оставило за собой название Айбулат. По словам историка Марселя Ахмедзянова, сын Айбулата Хасан Карачурин был правой рукой и доверенным лицом Степана Разина. Достоверность этой информации подтверждает «Похвальная грамота» Степана Разина, направленная в адрес крестьян. Происхождение Хасана Карачурина исходит от рода Карачуринов. Сами Карачурины происходили из Нугайского рода. Карачурины находились в родственных отношениях с основателями села Ошма.

Эти места были окружены густыми лесами. В лесу обитали разные птицы, животные. По краям горы текла река, которая манила зверей и птиц. Берега реки были покрыты болотами, густой зеленью и камышом. Первый человек, поселившийся в этих местах, был человек по имени Ошма. Достоверной информации о появлении этого человека нет. Гора, на которой он поселился, получила название Мадъяр, то есть Марийская гора.




На этой горе есть кладбище, где похоронены первые поселившиеся на селе люди.








На подступе горы есть большой колодец, с которого первым пил воду дед Ушма.



Известно ещё, что человек по имени Ушма по происхождению был не марийцем, а чирмешем. В древние времена чирмеши были язычниками, их ритуалы во многом отличались от ритуалов других религий. Богом марийских язычников являлся Юмы. На сегодняшний день на северной стороне кладбища Ошмы есть одна высокая возвышенность, её древнее название - Кирамат (Священное место). Вот эта возвышенность и является доказательством прихода марийцев. Сейчас в 30ти километрах от Ошмы есть деревня по названию Шия. Ритуалы чирмишев, которые живут в деревне Шия, точно такие же, как и у марийцев, живших в деревне Ошма. А их образ жизни напоминает родоплеменную общину. Дед Ушма защищался от внешних врагов. В общине женщины смотрели за домом и воспитывали детей. Мужчины занимались животноводством, охотой, полеводством. В хозяйстве и в общине главная роль принадлежала мужчинам. Община покорялась старому аксакалу. Прошли годы. Маленькая родоплеменная община марийцев, выросла и превратилась в большое племя.

В XV веке Казанское ханство превратилось в феодальное государство монархического типа. Сельские крестьяне, находящиеся в зависимости от Казанского ханства, платили государству налог и подать. Завоевание Казанского ханства русскими войсками 2 октября 1552 года очень изменило судьбу татарского народа. Стали появляться русские купцы, феодалы, которые очень сильно давили на крестьян. Русская деревня Красная Горка, расположенная недалеко от Ошмы, - одна из многочисленных деревень, эвакуированных в ходе этих событий. В знак протеста русских баскаков татарские деревни начали объединяться. В местах, расположенных недалеко от земель деда Ушмы, дед Габделкотдус поселился со своей семьей. Этот человек выходец из деревни «Котыш». Деревня Котыш находилась на месте села Хафизовка. Это очень древняя деревня, существовавшая со времён Булгарского ханства. В древние годы деревня «Котыш» была очень известна. После окончания весеннего посева деревни, расположенные вблизи Котыша, устраивали большую ярмарку. Там можно было найти всё, что нужно крестьянину. Эта ярмарка являлась составной частью великого города Булгар. Со временем ярмарка разделилась на две зависимые друг от друга части. Первая часть называлась «Неделя гостя», а другая «Неделя Котыша». На сегодняшний день здесь находится «Священный ключ». В давние времена народ отсюда брал воду… Здесь находится место под названием «Кровавый кустарник». По рассказам предков, тут была большая война. Достоверной информацией об итогах войны история не обладает. Человека, поселившегося в XVI веке в деревне Ошма, звали Идегу би. Он вёл кочевой образ жизни. Происходил из семьи Нугайских мурз. В местах, где он жил до прихода в деревню Ошма, есть возвышенность, именуемая горой «Нау-рый» или «Нау-ра». В низовьях горы проживал Идегу мирза. В наше время это место называют Нау-ра. История её названия заключается в следующем. В конце XVI века Иван IV поселил русский народ на берегах реки Волга. Вот тогда между татарским и русским населением усилилась взаимная неприязнь. С русским населением села Красная Горка и с народом Идегу би произошло столкновение. В столкновении кто-то из проигравших или из выигравших якобы кричали «Наура», «Нау-ра», «Нау-ра».

И на сегодняшний день, места проживания Идегу би, по древнему называют гора «Нау-ра». Через некоторое время Идегу би со своими родными переселяется в деревню Ошма. Эти действия он совершает, для того чтобы лучше защищаться от беспрерывных набегов внешних врагов. Идегу би вместе с дедом Котыш переселяются на северную сторону деревни, где расположено ущелье Солавын и родник. Сейчас его называют родник «Шарбан». Когда-то в местах расположения семей Котыш и Идегу би проходила дорога Ошма – Мамадыш – Казань. Её можно увидеть и на карте. По этой дороге по приказу Петра I бурлаки таскали огромные деревья для строительства кораблей. Раньше дорога отличалась своей широтой. Известно, что три человека: дед Ушмы, дед Габдулкутдус и Идегу би сыграли огромную роль в образовании села Ошма и внесли большой вклад в его процветание.

Теперь немного о событиях, происходящих в селе Ошма в XVII веке.

У нас в деревне есть род «Малай» («Мальчик»). История их происхождения заключается в следующем. В один прекрасный день люди около мельницы находят младенца – подкидыша. Проходят годы. Малыш растёт. У него появляется своя большая семья. Это и считается точкой отчёта начала рода Малая. Проходят столетия. Ислам поглощает религию марийцев шамани и становится ведущей религией. В данное время от марийцев в деревне ничего не осталось, кроме их названия.

В XVIII происходит одна из самых значительных событий – восстание под представительством Е. Пугачёва. Мамадышцы встретили его очень добродушно и величественно. 98 человек из села Ошма присоединились к отряду Пугачёва. В Мамадыш они привозят одного богатого человека по имени Тойчин. Люди Пугачёва повесили Тойчина на горе Мамадыша. Всех, кто противился, подвергали подвешиванию на месте, которое несёт название «Таган асты».

В стране расцветал капитализм. Но, несмотря на это, сельское хозяйство развивалось очень медленно. Земля, достающаяся крестьянам, была очень мала. Высшее общество жестоко использовало труд крестьян. Обострялась классовая борьба. С целью решения проблем, связанных с землей, в 1898 году в село Ошма из Москвы приезжает землемер. Во время мерки ревизор задаёт вопрос членам комиссии: «Знаете ли вы, когда и как образовалась Ошма?». Все молчат. Землемер говорит, что деревня Ошма образовалась в 1242 году. Про это рассказывал член комиссии и бывший военнослужащий Госман Бине Рамигъ. Таким образом, о селе Ошма начали упоминать на мировой арене уже в 1242 году.





Современная жизнь моего села. Население.

Ошма - самая большая, старинная деревня Мамадышского района. В сегодняшнее время она состоит из 380 хозяйств. Земельная площадь деревни составляет 3000 га. Из них 1800 га посевные земли. Население в деревне многонациональное: 99% татары, 0,5таджики, 0,5чуваши. На посевных площадях преобладают серые лесные почвы. Остальные почвы использованы под различные застройки. В деревне живёт 1063 человек, из которых 300 занимают пожилые люди. Средняя продолжительность жизни в деревне 55 лет. Большинство людей из деревни проповедуют религию ислам. Верующие жители села ходят в мечеть, который был построен в 1897 году Габдуллой Хусаиновым.



В деревне проживают люди, которым уже за 90 лет. Например: Абдуллина Шарифа-90 лет, Валеева Асылбика-90 лет, Шавалиева Фатима - 93 года, Каримов Хашим -90 лет. В древности моя деревня славилась среди других своим многочисленным населением, и поэтому в 1934 году здесь была построена семилетняя школа. Видимо, и по этой причине деревня Ошма богата прославленными личностями. Например: Махмутов Хазиахмет- фольклорист, доктор наук, Зиннур Мансуров – поэт, Закиров Локман – писатель, Ибрагимова Лилия – кандидат филологических наук, Мухлисов Фоат Габдуллович-доктор физика-математических наук. Жители деревни гордятся их трудами, произведениями и стихами. В деревне Ошма также проживают интересные личности. Мои соотечественники занимаются пчеловодством, садоводством, овощеводством, хлеборобством. Сама деревня со всех сторон окружена бескрайними просторными полями. И с этих же полей наши трудолюбивые хлеборобы собирают кукуруз, пшеницу, гречиху, горох, ячмень.

На восточной стороне деревни расположен сад. Благодаря своим трудолюбивым смотрителям –Шамиль и Зайнап Хайруллиным – каждую весну он покрывается прекрасными цветами, которые со временем становятся сочными яблоками, вишнями, сливами, грушами или колючими шиповниками. В самом центре сада, на открытой поляне, живут трудолюбивые пчелы. Тысяча пчел там добросовестно трудятся, собирают нектар с пышных, благоухающих цветов. Когда наступает осень, Шамиль и Зайнап Хайруллины качают мед. Жители села всегда высоко оценивают качество их мёда и благодарят их за нелегкий труд.


Ещё в нашей деревне проживают такие люди, труд которых не только радует и удивляет нас, но и помогает сохранению наших обычаев.

Одним из таких личностей является Миннеханова Майсара Хадиевна. Она родилась 20 декабря 1948 года в Нижней Ошме, где и проживает по сей день, была вторым ребёнком в семье. Как и все дети, в 7 лет поступает в школу. Кроме того, что целый день проводит в школе, она вечерами учится вышивать у своей бабушки. Майсара так увлеклась вышиванием, что не расстается с ней и по сей день. Её ручные работы олицетворяют дух и быт татарского народа. На сегодняшний день её вышивками пользуются в Мамадыше, Казани, Алма - Ате и Воркуте.



Деревня Ошма также славится мастерами по дереву и железу. Они создают удивительные вещи, которые очень актуальны и пользуются спросом в деревне. Этим человеком является Ясавиев Ахмет, родившийся в моей деревне 17 марта 1924 года. В 1933 году Ахмет идет в первый класс. После успешного его окончания поступает в школу учителей в Мамадыше. В 1942 году его забирают на фронт. Преодолев все трудности войны, он возвращается на свою родину, где всю оставшуюся жизнь посвящает обучению детей труду. Он был безотказным человеком, помогал всем, чем мог. Ахмет всё делал своими руками, его рамы, двери, столы, умывальники, кумганы и стулья и по сей день служат нам, хотя сегодня его нет среди нас.


Мы не чувствуем его отсутствие, потому что окружающие нас вещи напоминают о нём и помогают заполнить ту простату потери образовавшиеся после его смерти. Он велик ещё и тем, что сумел оставить после себя замену. Один из них является Ганиев Шахинур. Не смотря на то что молод, он уже сумел стать кузнецом своего дела. Ему подвластны такие дела как искусство, делать рамы и узоры из дерева, строить печь.


История рационального природопользования


Деревня Ошма очень богата природными ресурсами. Леса в деревне занимают 9 га. Разные грибы, вкусные ягоды, лечебные травы - это только одна сторона леса, которыми мы довольствуемся. Лес является строительным материалом, идет на дрова, а также лес- это прекрасное место для отдыха.



Родники - это тоже неотъемлемая часть природы, они украшают её и делают ещё полезней для людей. Моя деревня очень богата родниками. Их у нас в деревне восемь. Жители деревни давали им разные названия, некоторые из них связаны с историей моей деревни: «Ключ святых»,» «Ледяной ключ», «Шарбан ключ», «Ключ вкусная вода», «Ключ Сабан», «Ключ горы Кирамант», «Ключ Асылый», « Ключ каменный»- название его связано с марийцем, который первым посилился в этих местах.



Деревня Ошма богата полезными ископаемыми. В сегодняшнее время на территории деревни добывают нефть. По словам исследователей, в шести местах обнаружена красная глина, пригодная для производства кирпича. В семи местах известно нахождение слои щебня. В ближайшее время в районном центре планируется обновление новыми технологиями производство кирпича, и строительство дорог, используя ресурсы нашего района. (Данные взяты из администрации района).

Богатство природных ресурсов надо рационально употреблять и беречь как зеницу ока.

Архитектурные памятники





В нашей деревне древнейшим историческим памятником является мечеть. Она была построена Казанским купцом Габдуллой Хусаиновым в 1897 году. На сегодняшний день этой мечети 114 лет. Несмотря на свою древность, она не перестает удивлять своей красотой и стойкостью жителей деревни и приезжих.




Другим древнейшим историческим памятником является двухэтажный дом, который был построен в 1829 году богатым купцом. На сегодняшний день этому дому 181 лет. Среди жителей деревни ходят слухи, будто бы дом был построен только с помощью топора без никаких других средств. Этот дом в свое время служил магазином и для жилья. Пусть даже этому дому почти два века, но все равно он не потерял той красоты и величия своего времени. Ни один человек не может пройти мимо этого дома равнодушно, он обязательно обернется и бросит восхищенный взгляд этому старинному творению.










III. Заключительная часть.

« Если крикнет рать святая:

« Кинь ты Русь, живи в раю!»,-

Я скажу: « Не надо рая,

Дайте родину мою».

С. Есенин.



В настоящее время огромное значение в формировании гармонично развитой личности учащихся имеет изучение истории своего края. В процессе его изучения учащиеся овладевают основами деалектико - материалистического понимания взаимосвязей между природой и обществом. Мы в ходе работы систематически используем доступную пониманию учащихся информацию из местного материала. Деятельность краеведа представляет постоянное решение комплекса разнообразных задач. Среди них оной из главных является воспитательная функция. Краеведческая работа – одно из действительных и эффективных комплексных средств воспитания. В ней оптимально сочетаются три основные функции – образовательная, воспитательная, развивающая. Краеведческая работа должна включать в себя как неотъемлемые составные части туристическую и экскурсионную деятельность. Она также включает в себя изучение и выявление памятников культуры, охрану отдельных природных объектов, а также работу в краеведческом музее и в государственных архивах.

Занятия краеведением, краеведческие походы и экскурсии в школьные музеи являются важной формой гуманистического, патриотического и интернационального воспитания, расширения знаний, навыков, расширения общеобразовательного кругозора, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей в общественно-полезной деятельности. По организации всей деятельности ученического коллектива руководящее значение имеет «Положение о школьном музее».

Самое главное для нас - гордиться своей Родиной, любить ее, стараться сделать все возможное, чтобы она была еще более прекрасной и богатой.















IV. Список использованной литературы.


1.“Край былинный Мамадышский”.Коллектив авторов под руководством Андроновой Е.М.Казань 1973 г.

2. Данные с сельского совета Нижняя Ошма:”Социальный состав населения.”

3. Данные и материалы школьного музея и краеведческого музея г.Мамадыша.

4. “Есть на Вятке городок” Е.Н.Андронова.Казань 1981 год.

5. “История Нижней Ошмы” Х. Габдулла – Ушмави. Архив г. Казани




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа "Моя малая Родина"

Автор: Салахутдинова Алсу Хамитовна

Дата: 18.11.2014

Номер свидетельства: 132210

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Исследовательский проект "Моя малая родина" "
    ["seo_title"] => string(46) "issliedovatiel-skii-proiekt-moia-malaia-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "124003"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414608822"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Проектная работа "Моя малая родина" "
    ["seo_title"] => string(37) "proiektnaia-rabota-moia-malaia-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "159734"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421940800"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Исследовательская работа "Моя малая родина""
    ["seo_title"] => string(43) "issledovatelskaia_rabota_moia_malaia_rodina"
    ["file_id"] => string(6) "534669"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1578386581"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) ""Методическая разработка Моя малая Родина" "
    ["seo_title"] => string(48) "mietodichieskaia-razrabotka-moia-malaia-rodina-1"
    ["file_id"] => string(6) "234070"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443343615"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа по краеведению "Моя малая Родина""
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaiaproghrammapokraieviedieniiumoiamalaiarodina"
    ["file_id"] => string(6) "259839"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448826584"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства