Исследовательская работа "Как помочь своей памяти"
Исследовательская работа "Как помочь своей памяти"
Учёными доказано, что каждый человек обладает феноменальной памятью. Только используем мы от 3 до 8% своей памяти. А развивать память можно, но только с помощью психологических средств. Для меня и моих сверстников это очень актуально. С каждым новым учебным годом объём информации, который нужно запоминать, увеличивается и усложняется. Возрастает нагрузка на память. Это подтверждают результаты проведённого нами опроса одноклассников (см. Приложение 1). Поэтому, знакомство с психологическими приёмами улучшения запоминания информации, помогло бы облегчить работу моей памяти, полнее раскрыть её возможности. олнил ученик
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Как помочь своей памяти" »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Гимназия №17
Как помочь своей памяти
Выполнил: Бобровский Павел
ученик 3 «Г» класса
Руководитель: Широкова Наталья Николаевна
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
Глава 1. КАК УСТРОЕНА НАША ПАМЯТЬ
1.1 Компоненты памяти…………………………………………. 4
1.2 Виды памяти………………………………………………….. 5
Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ
НА УЛУЧШЕНИЕ ЗАПОМИНАНИЯ ИНФОРМАЦИИ
2.1 Основные законы запоминания…………………………….. 8
2.2 Мнемотехника……………………………………………….. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….... 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………. 15
ПРИЛОЖЕНИЯ
ОТЗЫВ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Введение
Учёными доказано, что каждый человек обладает феноменальной памятью. Только используем мы от 3 до 8% своей памяти. А развивать память можно, но только с помощью психологических средств. Для меня и моих сверстников это очень актуально. С каждым новым учебным годом объём информации, который нужно запоминать, увеличивается и усложняется. Возрастает нагрузка на память. Это подтверждают результаты проведённого нами опроса одноклассников (см. Приложение 1). Поэтому, знакомство с психологическими приёмами улучшения запоминания информации, помогло бы облегчить работу моей памяти, полнее раскрыть её возможности.
Выделенные обстоятельства определили выбор темы исследования: «Как помочь своей памяти».
Цель – выделить психологические приёмы и способы, которые могут улучшить запоминание учебной информации (стихотворений, художественных и научных текстов).
Задачи исследования:
- рассмотреть компоненты и виды памяти;
- изучить основные законы запоминания информации;
- исследовать некоторые особенности памяти младших школьников, используя методы опроса и эксперимента.
Глава 1. Как устроена наша память
Компоненты памяти
Рассмотрим сначала, как устроена память и как она работает с точки зрения современной психологии.
Всё, что происходит с нами, всё, что мы видим, говорим, слышим, может сохраняться долгое время. Внутренний мир человека наполнен образами тех людей, которые окружают его, героями прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, пережитых чувств. За хранение информации отвечает наша память. Память – это способность запечатлевать, сохранять, а в нужный момент узнавать и воспроизводить то, что человек видел, слышал, читал.
Память – это сложный процесс, он включает в себя такие компоненты, как запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание. Нарушение даже одного из них ведёт к расстройству памяти в целом.
1.2 Виды памяти
Память бывает: кратковременная и долговременная. Кратковременная память сохраняет информацию всего несколько минут. Без специального повторения эта информация забывается. Долговременная память практически не имеет ограничений.
В нашем мозге есть центр памяти, своего рода архив, где хранится многообразная информация.
Человеческая память хранит движения, чувства, образы, слова. Соответственно память бывает по своим видам двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая.
Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Научившись ходить, бегать, плавать, ездить на велосипеде, играть в футбол, мы, как правило, сохраняем эти навыки благодаря двигательной памяти.
Благодаря эмоциональной памяти мы помним переживания как весёлые, так и грустные. Помня их, мы стремимся туда, где нам было хорошо и приятно, и стараемся избегать ситуаций, в которых мы испытывали страх и горе.
Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой и осязательной памятью. Зрительная память позволяет нам помнить лица близких людей, внешний облик предметов. Слуховая память сохраняет разные звуки: журчание воды, трели соловья, лай собаки, шум моря. Обонятельная память даёт нам возможность помнить запахи. Осязательная память хранит ощущения тепла и холода, неприятные ощущения укола, тесной обуви и т.д.
Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Именно с помощью словесно-логической памяти мы заучиваем то, что задают нам учителя. Если же, мы повторяем не задумываясь и не понимая, то это механическая память или зубрёжка. Только сочетание осмысленного и механического запоминания позволит прочно усвоить материал.
Зубрить вредно, потому что таким образом полученные знания быстро исчезают из памяти.
Правильно учить уроки осмысленно: стараться подбирать свои слова для выражения мыслей, составлять план ответа, использовать дополнительную литературу. Усилий больше, но результат получится отличный. Для лучшего запоминания необходимо повторять материал. Такое целенаправленное запоминание называют произвольным, так как человек заставляет себя делать это с помощью воли. В тех случаях, когда запоминание происходит само собой, то говорят о непроизвольном запоминании. Например, если мы подумаем о том, что произошло вчера, то наверняка многое вспомним, а ведь мы не ставили перед собой цель – запомнить.
Большое влияние на память оказывает наше отношение к тому, что мы запоминаем. Лучше запоминается то, что связано с нашими интересами и желаниями.
Интересен тот факт, что незавершённые дела сохраняются в памяти намного прочнее, чем завершённые. Психологи объясняют это тем, что если действие не завершено, то внутреннее напряжение у человека не снижается и забывание происходит медленнее.
Совершенно не запоминается безразличный и неинтересный материал. Память особенно тщательно сохраняет то, что важно, и отбрасывает то, что не нужно.
Память также зависит от того, что нам больше нравится делать. Если у человека есть любимые дела, то они требуют меньше усилий, и всё, что связано с ними, запоминается очень легко.
О сохранении информации и её видоизменении можно судить по таким процессам памяти, как узнавание и воспроизведение. Узнавание какого-либо объекта происходит в тот момент, когда мы видим его повторно. Увидев в небе движущуюся точку, человек отмечает про себя: это птица или самолёт. Узнавание бывает полное и неполное.
Процесс воспроизведения труднее, чем процесс узнавания. Например, легче узнать текст при повторном чтении, чем воспроизвести его (пересказать), не заглядывая в книгу. Воспроизведение может быть произвольным и непроизвольным. При произвольном воспроизведении мы ставим цель вспомнить материал как можно полнее и точнее. Непроизвольное воспроизведение в отличие от произвольного не требует никаких усилий. В нашей памяти внезапно всплывает информация. Ни один человек не может точно знать, сколько он помнит. Для этого можно закрыть глаза и попытаться вспомнить всё, что мы видели когда бы то ни было. Кажется, что этому нет конца.
Если человек не может ни узнать, ни воспроизвести ранее усвоенный материал или допускает ошибки, то говорят о забывании. Интересны исследования немецкого психолога Германа Эббингауза о том, что наибольшая потеря материала происходит сразу после заучивания, а в дальнейшем процесс забывания замедляется. Для предотвращения забывания необходимо повторение. Первое повторение следует сделать через 15-20 минут после заучивания, второе – через 9 часов, а третье – через 24 часа. Забывание протекает быстрее, если материал непонятен, труден или неинтересен.
Глава 2. Психологические приёмы, направленные на улучшение запоминания информации
2.1 Основные законы запоминания
Память каждого человека имеет свои особенности. У одних лучше развита зрительная память, для запоминания им непременно нужно увидеть (прочитать); у других – слуховая, они прекрасно запоминают «с голоса»; третьим необходимо делать записи, чтобы запомнить.
С процессом забывания мы сталкиваемся почти ежедневно, когда не можем вспомнить стихотворение или правило, когда не знаем, где ручка, книга и т.д.
В 1885 г. Герман Эббингауз построил кривую забывания и выяснилось, что при механическом запоминании и воспроизведении неосмысленного материала через час забывается 50%. Осмысленный материал сохраняется значительно дольше, но если его время от времени не повторять он также будет забыт. Смысловая память хранит примерно в 25 раз больше информации, чем механическая.
Думать, что запоминание всегда полезно – неверно. Мы запоминаем иной раз много совсем ненужных пустяков, что в итоге могло бы загромоздить нашу память, если бы вскоре не забывалось. Забывание спасает нас и от неприятных воспоминаний, помогает нам, отвлекаясь от деталей, сохранять самые основные понятия. Мы можем по-своему осмыслить и пересказать прочитанное именно потому, что не в состоянии всё запомнить дословно.
В психологической литературе отмечается, что память – не есть что-то постоянное, под влиянием условий она развивается и изменяется. Память можно и нужно тренировать.
Память – это, прежде всего, работа. Чем старше мы становимся, тем больше требований предъявляется к нашей памяти. Поэтому одна из важнейших задач – совершенствование памяти. Но не стоит надеяться на лёгкую победу – «научить» свою память непросто. Для этого мы должны усвоить основные законы запоминания, ведь именно с запоминания начинаются все процессы памяти. Запоминание происходит легко, если при выполнении домашнего задания будет поставлена цель – усвоить материал, а не механически запомнить, тогда самое главное и существенное запомнится безо всяких усилий. Чтобы облегчить запоминание необходимо постоянно поддерживать интерес к тем предметам, которыми мы занимаемся в школе и дома: изучать дополнительную литературу, связывать изучаемое с будущими профессиональными намерениями.
Хороший эффект даёт произвольное запоминание, т. е. когда поставлена специальная задача – запомнить материал на определённый отрезок времени. Психологи называют это «установкой на длительность запоминания». Оказывается, наша память способна «удерживать» знания ровно на столько, насколько вы задумали – на день, на полгода, навсегда.
Чтобы овладеть этими приёмами, следует в них хорошо разобраться. Здесь очень важно научиться ставить перед собой задачу запомнить тот или иной учебный материал. Прежде чем приступить к заучиванию, нужно вспомнить, что от нас требует учитель – запомнить дословно или передать смысл, запомнить материал последовательно или выборочно.
Психологи отмечают, что сложный материал запомнить легче, чем простой. Оказывается, что при запоминании сложного материала происходит более активная умственная работа: выделяем существенное, связываем отдельные части в единое целое. Из этого следует вывод: сложный материал требует не механического, а осмысленного запоминания. Тогда он запоминается легче и прочнее.
Одним из самых простых приёмов, облегчающих запоминание – выделение в изучаемом материале главных мыслей и оформление их в виде плана. План будет облегчать процесс воспроизведения того, что мы выучили.
Психологи установили, что ученики, которые при подготовке уроков составляют план, имеют более прочные знания.
Научившись составлять план по разным предметам, мы овладеваем умением правильно готовить уроки, становимся последовательнее, аккуратнее при выполнении домашних заданий.
Эффективный приём запоминания – сравнение. Умение сравнивать материал с уже известным, находить сходство и различие поможет лучше его запомнить.
Для запоминания очень важно повторение. Но повторение должно быть активным и разнообразным. Очень важен способ повторения. Психологи различают концентрированное и распределённое во времени повторение. При концентрированномповторении материал заучивается сразу, в один приём, без перерыва. Например, чтобы выучить стихотворение, мы можем 12-15 раз читать его подряд до тех пор, пока не запомним. Однако лучший результат даёт распределённое во времени повторение.
Просмотрите текст и убедитесь, что всё понятно. Выделите главные мысли и попробуйте хотя бы один раз пересказать. Будет понятно, что требует дополнительного повторения. Оставьте эту работу и вернитесь к ней накануне того дня, когда должен быть приготовлен урок, и повторите то, что не запомнили в первый раз. Психологи считают такую подготовку уроков самой экономичной. При распределённом способе повторения времени требуется в 2 раза меньше, чем при концентрированном.
Правда, таким способом лучше учить те уроки, которые бывают не каждый день, а 2-3 раза в неделю. При подготовке каждый день такой способ малоприемлем. В этом случае придётся учить концентрированно. Однако и здесь можно распределить повторение сложного материала. Первое чтение – это ознакомление с материалом. Задача запомнить не ставится. При втором чтении нужно хорошо понять материал. Цель третьего чтения – запомнить. Четвёртое чтение – контрольное, проверяем себя – всё ли запомнили.
Если в один день нам нужно учить окружающий мир, литературное чтение, математику, то лучше это делать в такой последовательности: окружающий мир, математика, литературное чтение. Дело в том, что при изучении сходных предметов забывание наступает гораздо быстрее.
Необходимо следить за воспроизведением усвоенного материала. Лучший способ – рассказать сложный материал вслух. Вполне возможно, что некоторым нравится рассказывать «про себя», так как это значительно легче, ведь многое пропускается – внутренняя речь является более свёрнутой и краткой. Рассказывая вслух, мы замечаем, что пропустили, где ошиблись, как осмыслили материал.
Часто трудности возникают при заучивании длинных стихотворений. Чтобы облегчить эту работу, учёные из института психологии предлагают следующие советы:
Стихотворение надо учить целиком. Лучше начинать учить его за 2-3 дня до того срока, к которому оно должно быть выучено; но если стихотворение надо выучить к завтрашнему дню, то приготовление уроков начинаем с него.
Читаем стихотворение вслух: первый раз – тихо, второй – громко. Выясняем все непонятные слова. Третий раз читаем – громко и выразительно.
Каждый раз, читая стихотворение, мы должны знать, что читаем именно для того, чтобы запомнить. Уже при втором прочтении надо пытаться уловить ритм, мелодию стихотворения.
Делаем 2-минутный перерыв. Повторяем стихотворение вслух 2-3 раза, при необходимости заглядывая в текст. Между повторениями делаем небольшие паузы. Пытаемся представить себе описываемые в стихотворении события, образы, картины или его настроение.
Спустя несколько часов повторяем стихотворение вслух 2-3 раза, не заглядывая в текст и отмечая в памяти, плохо выученные места. После этого ещё раз читаем, обращая внимание на интонацию.
Даже если стихотворение выучено полностью, перед сном повторяем его ещё раз.
Утром следующего дня сначала смотрим текст стихотворения, а потом читаем его по памяти.
Очень длинные стихи следует учить по частям, но заучивание каждой части начинаем с повторения конца предыдущей.
Можно сделать свои иллюстрации к стихотворению. А если у вас есть музыкальные способности, тогда попробуйте сочинить музыку к стихотворению или сказке.
2.2 Мнемотехника
Еще одним приёмом, помогающим запомнить информацию, является мнемотехника. Название техники происходит от имени древнегреческой богини памяти Мнемозины. Мнемонические приёмы были разработаны древнегреческими учёными и ораторами для лучшего запоминания текстов и речей. Мнемоника – специальные искусственные приёмы запоминания с использованием ассоциаций (образов). Например, всем известная формула «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» для запоминания цветов радуги. Ее другой вариант — «как однажды Жак-звонарь головой свалил фонарь». Очень часто, пытаясь запомнить что-то сложное, мы придумываем для этого какой-то свой образ, делаем схематический рисунок.
каждый охотник желает знать где сидят фазаны
как однажды жак звонарь головой свалил фонарь
красный оранжевый жёлтый зелёный голубой синий фиолетовый
Чтобы использовать этот приём, чаще задавайте себе вопросы: что напоминает мне это слово, этот рисунок? Как работает приём мнемотехники, показали результаты проведённого нами эксперимента среди моих одноклассников (см. Приложение 2).
Мнемоника памяти не развивает, но она иногда помогает смысловому запоминанию.
А ещё – читать как можно больше интересных книг.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод о том, что существуют психологические приёмы, которые могут помочь эффективно организовать запоминание учебной информации (стихотворений, художественных и научных текстов), тем самым не только облегчая работу памяти, но и заставляя её работать лучше.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. М., Дрофа, 2000. – 128 с.
2. Рогов Е.И. Психология познания. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 176 с.
3. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. - Ярославль: Академия развития, 2001 – 87 с.
4. Платонов К.К. Занимательная психология, М., «Молодая Гвардия», 1964. – 384 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Вопросы
Как оцениваешь свою память?
плохая хорошая отличная
Испытываешь ли трудности при запоминании (заучивании стихов, пересказе текстов по литературному чтению, окружающему миру)?
никогда иногда часто всегда
Каким способом запоминаешь текст (по литературному чтению, окружающему миру)? Каким способом запоминаешь стихотворение?
Графическое представление результатов опроса
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Экспериментальная работа
Материал: лист белой бумаги, простой и цветные карандаши, набор слов и словосочетаний (1.весёлый праздник, 2.тяжёлая работа, 3.глухая старушка, 4.строгий учитель, 5.болезнь, 6.мечта, 7.вкусный ужин, 8.победа, 9.страх, 10.дружба).
Инструкция: Я буду называть слова и словосочетания, которые необходимо запомнить. Чтобы облегчить запоминание, на каждое слово нужно нарисовать рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Главное, чтобы этот рисунок помог потом вспомнить нужное слово. Слова и буквы писать запрещается. На каждое слово даётся 1-2 минуты. Рисунки пронумеровывайте в соответствии с порядком зачитываемых слов.
Спустя 60 минут предлагалось припомнить все слова, ориентируясь на свои рисунки.
Оценка результатов:
При оценке результатов подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания.
Графическое представление результатов эксперимента