kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследование межличностных отношений в классном коллективе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлен социометрический тест с результатами социометрического исследования, методика "Подарки", рекомендации и выводы о благополучии взаимоотношений классного коллектива.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследование межличностных отношений в классном коллективе»

Исследование  межличностных отношений в классном коллективе  (Социометрия)   «А ведь социометрия – единственный истинно научный метод в нашей науке» Социолог -проф. В.В. Щербина  Жукова Ж.В., учитель начальных классов БОУ г.Омска «СОШ №109 с УИОП»

Исследование межличностных отношений в классном коллективе

(Социометрия)

«А ведь социометрия – единственный истинно научный метод в нашей науке»

Социолог -проф. В.В. Щербина

Жукова Ж.В.,

учитель начальных классов

БОУ г.Омска «СОШ №109 с УИОП»

«Классическая социометрия» Термин «социометрия» означает измерение межличностных отношений в группе. Основоположником социометрии считается известный американский психиатр и соц.психолог Дж. Морено . Еще в 30-е годы он создал социометрию как удобную в практике методику для изучения эмоциональных связей в группе. Этапы исследования:

«Классическая социометрия»

Термин «социометрия» означает измерение межличностных отношений в группе.

Основоположником социометрии считается известный американский психиатр и соц.психолог Дж. Морено . Еще в 30-е годы он создал социометрию как удобную в практике методику для изучения эмоциональных связей в группе.

Этапы исследования:

  • Опрос
  • Анализ данных
  • Заполнение социометрической матрицы
Социометрический тест Цель - диагностика эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы и решения следующих задач Задачи: измерение степени сплоченности – разобщенности в группе выявление относительного авторитета членов группы по признакам симпатий – антипатий (популярные, предпочитаемые и т.д.) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований обнаружение внутригрупповых сплоченных образований обнаружение внутригрупповых сплоченных образований Возраст - обследованию может подвергаться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения.

Социометрический тест

Цель - диагностика эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы и решения следующих задач

Задачи:

  • измерение степени сплоченности – разобщенности в группе
  • выявление относительного авторитета членов группы по признакам симпатий – антипатий (популярные, предпочитаемые и т.д.)
  • обнаружение внутригрупповых сплоченных образований
  • обнаружение внутригрупповых сплоченных образований
  • обнаружение внутригрупповых сплоченных образований

Возраст - обследованию может подвергаться

любая группа лиц любого возраста, начиная от

дошкольного, имеющая

некоторый опыт взаимодействия и общения.

Бланк соц.опроса 1.Если ты не знаешь, что тебе задано на дом, к кому из ребят класса ты можешь обратиться за разъяснением домашнего задания? 2.Если ты занимаешься в кружке, в котором тебе очень интересно заниматься, кого из ребят класса ты хотел бы видеть рядом с собой? 3.Представь себе, что у тебя есть право сформировать команду космического корабля, отправляющегося на Марс. Подумай, кто из ребят класса мог бы быть с тобой рядом в корабле.

Бланк соц.опроса

1.Если ты не знаешь, что тебе задано на дом, к кому из ребят класса ты можешь обратиться за разъяснением домашнего задания?

2.Если ты занимаешься в кружке, в котором тебе очень интересно заниматься, кого из ребят класса ты хотел бы видеть рядом с собой?

3.Представь себе, что у тебя есть право сформировать команду космического корабля, отправляющегося на Марс. Подумай, кто из ребят класса мог бы быть с тобой рядом в корабле.

Результаты социометрического исследования    Выделяют следующие типы социометрического статуса: —   “ Популярные” – дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов. —    “ Предпочитаемые” – дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя “ популярного” ). —   “ Оттеснённые” - дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора. —   “ Изолированные” – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками).

Результаты социометрического исследования

Выделяют следующие типы социометрического статуса:

—   Популярные” – дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов.

—    Предпочитаемые” – дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя

популярного” ).

—   Оттеснённые” - дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора.

—   Изолированные” – дети, не получившие

ни положительных, ни отрицательных выборов

(то есть остаются незамеченными

своими сверстниками).

Комплексный анализ данных  Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным ориентиром распределения мест в иерархии коллектива: ССПВ =  общая сумма положительных выборов  количество детей в группе  ССПВ 2А кл. =  78 положительных выборов = 3 б.  26 чел.

Комплексный анализ данных

Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным ориентиром распределения мест в иерархии коллектива:

ССПВ =  общая сумма положительных выборов

количество детей в группе

ССПВ 2А кл. = 78 положительных выборов = 3 б.

26 чел.

Результаты социометрической методики пункта 1 во 2А классе Если ты не знаешь, что тебе задано на дом, к кому из ребят класса ты можешь обратиться за разъяснением домашнего задания? —   “ Популярные” (дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов, т.е. 6 в.) -2 чел. —   “ Предпочитаемые” (дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора, т.е. от 3 в.до 5 в.) – 9 чел. —   “ Оттеснённые” ( дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора, т.е. менее 3 в.) – 15 чел. —   “ Изолированные” – дети, не получившие выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками) – 1 чел.

Результаты социометрической методики

пункта 1 во 2А классе

Если ты не знаешь, что тебе задано на дом, к кому из ребят класса ты можешь обратиться за разъяснением домашнего задания?

—   Популярные” (дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов, т.е. 6 в.) -2 чел.

—   Предпочитаемые” (дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора, т.е. от 3 в.до 5 в.) – 9 чел.

—   Оттеснённые” ( дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора, т.е. менее 3 в.) – 15 чел.

—   Изолированные” – дети, не получившие выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками) – 1 чел.

Результаты социометрической методики пункта 2 во 2А классе Если ты занимаешься в кружке, в котором тебе очень интересно заниматься, кого из ребят класса ты хотел бы видеть рядом с собой?  —   “ Популярные” (получившие 6 выборов) -3 чел. —   “ Предпочитаемые” (получившие 3 - 5 выборов) – 14 чел. —   “ Оттеснённые” (получившие менее 3 выборов) – 6 чел. —   “ Изолированные” (0 в.) – 4 чел.

Результаты социометрической методики

пункта 2 во 2А классе

Если ты занимаешься в кружке, в котором тебе очень интересно заниматься, кого из ребят класса ты хотел бы видеть рядом с собой?

—   Популярные” (получившие 6 выборов) -3 чел.

—   Предпочитаемые” (получившие 3 - 5 выборов) – 14 чел.

—   Оттеснённые” (получившие менее 3 выборов) – 6 чел.

—   Изолированные” (0 в.) – 4 чел.

Результаты социометрической методики пункта 3 во 2А классе Представь себе, что у тебя есть право сформировать команду космического корабля, отправляющегося на Марс. Подумай, кто из ребят класса мог бы быть с тобой рядом в корабле. —   “ Популярные” (получившие 6 выборов) -3 чел. —   “ Предпочитаемые” (получившие 3 - 5 выборов) – 11 чел. —   “ Оттеснённые” (получившие менее 3 выборов) – 10 чел. —   “ Изолированные” (0 в.) – 3 чел.

Результаты социометрической методики

пункта 3 во 2А классе

Представь себе, что у тебя есть право сформировать команду космического корабля, отправляющегося на Марс. Подумай, кто из ребят класса мог бы быть с тобой рядом в корабле.

—   Популярные” (получившие 6 выборов) -3 чел.

—   Предпочитаемые” (получившие 3 - 5 выборов) – 11 чел.

—   Оттеснённые” (получившие менее 3 выборов) – 10 чел.

—   Изолированные” (0 в.) – 3 чел.

Социометрическая методика «Подарки» - Пофантазируйте и подумайте над тем, какие подарки можно придумать каждому ученику класса в виде сюрприза к празднику. Диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. 1) Кого ребёнок называет в первую очередь в своём списке?  Эти ребята значимы для данного ребёнка. 2) Все ли ребята класса попадают в список? Какие чувства ребёнок испытывает при распределении праздничных подарков?

Социометрическая методика «Подарки»

- Пофантазируйте и подумайте над тем, какие подарки можно придумать каждому ученику класса в виде сюрприза к празднику.

Диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе.

1) Кого ребёнок называет в первую очередь в своём списке?

Эти ребята значимы для данного ребёнка.

2) Все ли ребята класса попадают в список?

Какие чувства ребёнок испытывает при распределении праздничных подарков?

Результаты социометрической методики «Подарки» во 2А классе   ССПВ 2А кл. =  177 выборов = 6,5  27 чел. —    “ Популярные” (получившие 13 выборов) -2 чел. —    “ Предпочитаемые” (получившие 6 – 12 выборов) – 15 чел. —   “ Оттеснённые “ (получившие менее 6 выборов) – 9 чел. —   “ Изолированные” (0 в.) – 1 чел.

Результаты социометрической методики «Подарки» во 2А классе

ССПВ 2А кл. = 177 выборов = 6,5

27 чел.

—    Популярные” (получившие 13 выборов) -2 чел.

—    Предпочитаемые” (получившие 6 – 12 выборов) – 15 чел.

—   Оттеснённые “ (получившие менее 6 выборов) – 9 чел.

—   Изолированные” (0 в.) – 1 чел.

ВАЖНО: Нередко понятие социометрической “звезды” ( “ популярного “ ) смешивается с понятием “ лидера “.  “ Популярность“ или “звездность” – показатели эмоциональной притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. Ребенок может стать социометрической “звездой”, потому что красивый или даёт конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.). Лидерство же – это процесс реального главенствования одного над другим, показатель влияния на сверстников. Поэтому “лидером“ и “звездой” могут быть разные дети (им нужны различные качества личности). Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у “звезды”.

ВАЖНО:

Нередко понятие социометрической “звезды” ( популярного ) смешивается с понятием “ лидера “.

Популярность“ или “звездность” – показатели эмоциональной притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей.

Ребенок может стать социометрической “звездой”, потому что красивый или даёт конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).

Лидерство же – это процесс реального главенствования одного над другим, показатель влияния на сверстников. Поэтому “лидером“ и “звездой” могут быть разные дети (им нужны различные качества личности). Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у “звезды”.

ВАЖНО: Именно СЕМЬЯ даёт или, наоборот, не даёт возможность ребёнку развить свои лучшие навыки и быть успешным в дальнейшей жизни.  И именно она первоначально должна обеспечить определенный уровень развития, в том числе и интеллектуального, а также привить навыки общения .  Лишь в семье могут вовремя  заметить и помочь ребёнку которые у него возникли в коллективе, обратившись к классному  руководителю, и , возможно, к психологу.

ВАЖНО:

Именно СЕМЬЯ даёт или, наоборот, не даёт возможность ребёнку развить свои лучшие навыки и быть успешным в дальнейшей жизни.

И именно она первоначально должна обеспечить определенный уровень развития, в том числе и интеллектуального, а также привить навыки общения .

Лишь в семье могут вовремя

заметить и помочь ребёнку

которые у него возникли в коллективе,

обратившись к классному

руководителю, и , возможно,

к психологу.

Симптомы, по которым можно определить наличие конфликта у ребёнка со сверстниками:   -С каждым днём ребёнок неохотнее идёт в школу и рад любой возможности избежать этого похода, хотя раньше он с удовольствием учился ( то же самое характерно и для дворовых конфликтов). -Ребёнка можно увидеть плачущим без причины, хотя ранее этого не наблюдалось. -Он не говорит об одноклассниках и своих уличных друзьях. -Возвращается после школы или прогулок во дворе подавленным и мало говорит о своих приключениях за стенами дома. -Не знает, у кого можно узнать уроки, или вообще отказывается с кем-либо общаться. -У ребёнка отсутствуют друзья, никто не приглашает его в гости, и он никого не хочет звать к себе домой.

Симптомы, по которым можно определить наличие конфликта у ребёнка со сверстниками:  

-С каждым днём ребёнок неохотнее идёт в школу и рад любой возможности избежать этого похода, хотя раньше он с удовольствием учился ( то же самое характерно и для дворовых конфликтов).

-Ребёнка можно увидеть плачущим

без причины, хотя ранее этого не наблюдалось.

-Он не говорит об одноклассниках и своих уличных

друзьях.

-Возвращается после школы или прогулок во дворе подавленным и мало говорит о своих приключениях за стенами дома.

-Не знает, у кого можно узнать уроки, или вообще отказывается с кем-либо общаться.

-У ребёнка отсутствуют друзья, никто не приглашает его в гости, и он никого не хочет звать к себе домой.

Рекомендации по результатам социометрии:  1. В первую очередь нужно наладить контакт со своим ребёнком. Дети должны делиться своими переживаниями, в том числе и плохими.  2. Стараться помогать ребёнку преодолевать аффективность (вспыльчивость, драчливость, обидчивость), которая часто является причиной и, конечно, следствием психологической изоляции.   3. Рекомендуется вырабатывать у ребёнка уверенность в себе , отсутствие которой делает его слишком застенчивым.  Как? Помогать ребёнку определить сферу его интересов. Действуя в той области, которая ему хорошо знакома, он приобретает уверенность. А это основа лидерства!   —   “

Рекомендации по результатам социометрии:

1. В первую очередь нужно наладить контакт со своим ребёнком. Дети должны делиться своими переживаниями, в том числе и плохими.

2. Стараться помогать ребёнку преодолевать

аффективность (вспыльчивость,

драчливость, обидчивость), которая

часто является причиной и, конечно,

следствием психологической изоляции.

3. Рекомендуется вырабатывать у ребёнка уверенность в себе , отсутствие которой делает его слишком застенчивым.

Как? Помогать ребёнку определить сферу его интересов.

Действуя в той области, которая ему хорошо знакома, он приобретает уверенность. А это основа лидерства!

—  

Рекомендации по результатам социометрии: 4. Необходимо помогать достигнуть успеха в той деятельности, от которой, прежде всего, зависит положение ребёнка (преодоление неуспеваемости и т.д.)  5. Влиять на речевое поведение ребёнка.  Речь выполняет коммуникативную функцию .  Так называемый страх речи по существу является страхом перед партнером общения, который, с точки зрения ребёнка, может отвергнуть его из-за имеющегося дефекта.  6. Давайте возможность общаться с одноклассниками и приятелями во дворе дома и вне его.

Рекомендации по результатам социометрии:

4. Необходимо помогать достигнуть успеха в той деятельности, от которой, прежде всего, зависит положение ребёнка (преодоление неуспеваемости и т.д.)

5. Влиять на речевое поведение ребёнка.

Речь выполняет коммуникативную функцию .  Так называемый страх речи по существу является страхом перед партнером общения, который, с точки зрения ребёнка, может отвергнуть его из-за имеющегося дефекта.

6. Давайте возможность общаться

с одноклассниками и приятелями

во дворе дома и вне его.

Выводы о благополучии взаимоотношений классного коллектива:  Высокий уровень благополучия взаимоотношений  фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией.   Средний уровень  фиксируется тогда, когда в двух первых и двух последних группах число лиц примерно одинаково.   Низкий уровень  отмечается при преобладании в группе лиц со статусом (“оттеснённые”, “изолированные”).

Выводы о благополучии взаимоотношений классного коллектива:

Высокий уровень благополучия взаимоотношений  фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией.

Средний уровень  фиксируется тогда, когда в двух первых и двух последних группах число лиц примерно одинаково.

Низкий уровень  отмечается при преобладании в группе лиц со статусом (“оттеснённые”, “изолированные”).

Выводы о благополучии взаимоотношений коллектива 2 А:      Пункт 1 Популяр 2 Пункт 2 ные Предпочитаемые Пункт 3 9 Оттеснённые 3 14 15 3 Подарки Изолиро ванные Общее к-во 1 11 6 2 Итого 10 10 4 15 3 49 9 1 40 9 59 49

Выводы о благополучии взаимоотношений коллектива 2 А:

Пункт 1

Популяр

2

Пункт 2

ные

Предпочитаемые

Пункт 3

9

Оттеснённые

3

14

15

3

Подарки

Изолиро

ванные

Общее к-во

1

11

6

2

Итого

10

10

4

15

3

49

9

1

40

9

59

49

Выводы о благополучии взаимоотношений коллектива 2 А:    Опираясь на данные социометрии, можно определить, что в настоящее время для класса характерен высокий уровень благополучия взаимоотношений, так как в коллективе определено больше детей с первой и второй статусной категорией.   Также прослеживается наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга (взаимный выбор). Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2-х членов.

Выводы о благополучии взаимоотношений коллектива 2 А:

Опираясь на данные социометрии, можно определить, что в настоящее время для класса характерен высокий уровень благополучия взаимоотношений, так как в коллективе определено

больше детей с первой и второй статусной категорией.

Также прослеживается наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга (взаимный выбор). Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2-х членов.

Простые истины  -Допускается право каждого (в том числе и взрослого) на ошибку, оплошность, неудачу в деятельности и поведении.  -Ошибка исправляется и, исправленная, забывается.  -Оплошность прощается.  -В классе нет «хороших» и «плохих» детей.  -Все проходят через неудачи и удачи, успех и неуспех - такова закономерность жизни. И в жизни ребёнка тоже.  - Дети учатся тому, что видят в своей жизни.  Поведение родителей определяет поведение детей.  -Зачастую проблемы – в поведении наших детей, их трудности – в нас самих.  .

Простые истины

-Допускается право каждого (в том числе и взрослого) на ошибку, оплошность, неудачу в деятельности и поведении.

-Ошибка исправляется и, исправленная, забывается.

-Оплошность прощается.

-В классе нет «хороших» и «плохих» детей.

-Все проходят через неудачи и удачи, успех и неуспех - такова закономерность жизни. И в жизни ребёнка тоже.

- Дети учатся тому, что видят в своей жизни. Поведение родителей определяет поведение детей.

-Зачастую проблемы – в поведении наших детей,

их трудности – в нас самих.

.

ПРИТЧА  Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. .

ПРИТЧА

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди.

Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

.

ПРИТЧА  Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: -Расскажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье? Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: «любовь, прощение, терпение». И в конце листа: сто раз « любовь» , сто раз « прощени»е , сто раз « терпение» . Прочёл владыка и спросил: - И всё? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

ПРИТЧА

Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи:

-Расскажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье? Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

«любовь, прощение, терпение». И в конце листа: сто раз « любовь» , сто раз « прощени»е , сто раз « терпение» . Прочёл владыка и спросил:

- И всё?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Исследование межличностных отношений в классном коллективе

Автор: Жуклва Жанна Васильевна

Дата: 13.06.2017

Номер свидетельства: 421600

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Классный час в форме тренинга "Сплочение классного коллектива" "
    ["seo_title"] => string(69) "klassnyi-chas-v-formie-trieningha-splochieniie-klassnogho-kolliektiva"
    ["file_id"] => string(6) "191285"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427289595"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "СБCБОРНИК ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК   ПО      ИССЛЕДОВАНИЮ  РАЗВИТИЯ     ТОЛЕРАНТНОСТИ"
    ["seo_title"] => string(80) "sbcbornik-diagnostichieskikh-mietodik-po-issliedovaniiu-razvitiia-tolierantnosti"
    ["file_id"] => string(6) "259416"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448737148"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "проект по теме " Межличностные отношения. Всё о дружбе" "
    ["seo_title"] => string(64) "proiekt-po-tiemie-miezhlichnostnyie-otnoshieniia-vsio-o-druzhbie"
    ["file_id"] => string(6) "153426"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421003442"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Концепция  воспитательной системы класса "
    ["seo_title"] => string(45) "kontsieptsiia-vospitatiel-noi-sistiemy-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "240884"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445153632"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Связь УУД с внеурочной деятельностью (в рамках занятий математического кружка) "
    ["seo_title"] => string(89) "sviaz-uud-s-vnieurochnoi-dieiatiel-nost-iu-v-ramkakh-zaniatii-matiematichieskogho-kruzhka"
    ["file_id"] => string(6) "126714"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415207345"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства