Исследование межличностных отношений в классном коллективе
Исследование межличностных отношений в классном коллективе
В презентации представлен социометрический тест с результатами социометрического исследования, методика "Подарки", рекомендации и выводы о благополучии взаимоотношений классного коллектива.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследование межличностных отношений в классном коллективе»
Исследованиемежличностных отношений в классном коллективе
(Социометрия)
«А ведь социометрия – единственный истинно научный метод в нашей науке»
Социолог -проф. В.В. Щербина
Жукова Ж.В.,
учитель начальных классов
БОУ г.Омска «СОШ №109 с УИОП»
«Классическая социометрия»
Термин «социометрия» означает измерение межличностных отношений в группе.
Основоположником социометрии считается известный американский психиатр и соц.психолог Дж. Морено . Еще в 30-е годы он создал социометрию как удобную в практике методику для изучения эмоциональных связей в группе.
Этапы исследования:
Опрос
Анализ данных
Заполнение социометрической матрицы
Социометрический тест
Цель - диагностика эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы и решения следующих задач
Задачи:
измерение степени сплоченности – разобщенности в группе
выявление относительного авторитета членов группы по признакам симпатий – антипатий (популярные, предпочитаемые и т.д.)
1.Если ты не знаешь, что тебе задано на дом, к кому из ребят класса ты можешь обратиться за разъяснением домашнего задания?
2.Если ты занимаешься в кружке, в котором тебе очень интересно заниматься, кого из ребят класса ты хотел бы видеть рядом с собой?
3.Представь себе, что у тебя есть право сформировать команду космического корабля, отправляющегося на Марс. Подумай, кто из ребят класса мог бы быть с тобой рядом в корабле.
Результаты социометрического исследования
Выделяют следующие типы социометрического статуса:
— “Популярные”– дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов.
— “Предпочитаемые”– дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя
“популярного” ).
— “Оттеснённые”- дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора.
— “Изолированные”– дети, не получившие
ни положительных, ни отрицательных выборов
(то есть остаются незамеченными
своими сверстниками).
Комплексный анализ данных
Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным ориентиром распределения мест в иерархии коллектива:
ССПВ = общая сумма положительных выборов
количество детей в группе
ССПВ2А кл.=78 положительных выборов= 3 б.
26 чел.
Результаты социометрической методики
пункта 1 во 2А классе
Если ты не знаешь, что тебе задано на дом, к кому из ребят класса ты можешь обратиться за разъяснением домашнего задания?
— “Популярные”(дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов, т.е. 6 в.)-2 чел.
— “Предпочитаемые”(дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора, т.е. от 3 в.до 5 в.) –9 чел.
— “Оттеснённые”( дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора, т.е. менее 3 в.) –15 чел.
— “Изолированные”– дети, не получившие выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками) –1 чел.
Результаты социометрической методики
пункта 2 во 2А классе
Если ты занимаешься в кружке, в котором тебе очень интересно заниматься, кого из ребят класса ты хотел бы видеть рядом с собой?
— “Популярные”(получившие 6 выборов)-3 чел.
— “Предпочитаемые”(получившие 3 - 5 выборов) –14 чел.
— “Оттеснённые”(получившие менее 3 выборов) –6 чел.
— “Изолированные”(0 в.) –4 чел.
Результаты социометрической методики
пункта 3 во 2А классе
Представь себе, что у тебя есть право сформировать команду космического корабля, отправляющегося на Марс. Подумай, кто из ребят класса мог бы быть с тобой рядом в корабле.
— “Популярные”(получившие 6 выборов)-3 чел.
— “Предпочитаемые”(получившие 3 - 5 выборов) –11 чел.
— “Оттеснённые”(получившие менее 3 выборов) –10 чел.
— “Изолированные”(0 в.) –3 чел.
Социометрическая методика «Подарки»
- Пофантазируйте и подумайте над тем, какие подарки можно придумать каждому ученику класса в виде сюрприза к празднику.
Диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе.
1) Кого ребёнок называет в первую очередь в своём списке?
Эти ребята значимы для данного ребёнка.
2) Все ли ребята класса попадают в список?
Какие чувства ребёнок испытывает при распределении праздничных подарков?
Результаты социометрической методики «Подарки» во 2А классе
ССПВ2А кл.=177выборов= 6,5
27 чел.
— “Популярные”(получившие 13 выборов)-2 чел.
— “Предпочитаемые”(получившие 6 – 12 выборов) –15 чел.
— “Оттеснённые “(получившие менее 6 выборов) –9 чел.
— “Изолированные”(0 в.) –1 чел.
ВАЖНО:
Нередко понятие социометрической“звезды” (“популярного“)смешивается с понятием “лидера“.
“Популярность“ или “звездность” – показатели эмоциональной притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей.
Ребенок может стать социометрической “звездой”, потому что красивый или даёт конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).
Лидерствоже – это процесс реального главенствования одного над другим, показатель влияния на сверстников. Поэтому “лидером“ и “звездой” могут быть разные дети (им нужны различные качества личности). Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у “звезды”.
ВАЖНО:
Именно СЕМЬЯ даёт или, наоборот, не даёт возможность ребёнку развить свои лучшие навыки ибыть успешным в дальнейшей жизни.
И именно она первоначально должна обеспечить определенный уровень развития, в том числе и интеллектуального, а также привитьнавыки общения.
Лишь в семье могутвовремя
заметить и помочь ребёнку
которые у него возникли в коллективе,
обратившись к классному
руководителю, и , возможно,
к психологу.
Симптомы, по которым можно определить наличие конфликта у ребёнка со сверстниками:
-С каждым днём ребёнок неохотнее идёт в школу и рад любой возможности избежать этого похода, хотя раньше он с удовольствием учился ( то же самое характерно и для дворовых конфликтов).
-Ребёнка можно увидеть плачущим
без причины, хотя ранее этого не наблюдалось.
-Он не говорит об одноклассниках и своих уличных
друзьях.
-Возвращается после школы или прогулок во дворе подавленным и мало говорит о своих приключениях за стенами дома.
-Не знает, у кого можно узнать уроки, или вообще отказывается с кем-либо общаться.
-У ребёнка отсутствуют друзья, никто не приглашает его в гости, и он никого не хочет звать к себе домой.
Рекомендации по результатам социометрии:
1. В первую очередь нужно наладитьконтактсо своим ребёнком. Дети должны делиться своими переживаниями, в том числе и плохими.
2. Стараться помогать ребёнку преодолевать
аффективность(вспыльчивость,
драчливость, обидчивость), которая
часто является причиной и, конечно,
следствием психологической изоляции.
3. Рекомендуется вырабатывать у ребёнкауверенность в себе, отсутствие которой делает его слишком застенчивым.
Как? Помогать ребёнку определить сферу его интересов.
Действуя в той области, которая ему хорошо знакома, он приобретает уверенность. А это основа лидерства!
— “
Рекомендации по результатам социометрии:
4. Необходимо помогать достигнутьуспехав той деятельности, от которой, прежде всего, зависит положение ребёнка (преодоление неуспеваемости и т.д.)
5. Влиять наречевое поведениеребёнка.
Речь выполняет коммуникативную функцию . Так называемый страх речи по существу является страхом перед партнером общения, который, с точки зрения ребёнка, может отвергнуть его из-за имеющегося дефекта.
6. Давайте возможность общаться
с одноклассниками и приятелями
во дворе дома и вне его.
Выводы о благополучии взаимоотношений классного коллектива:
Высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией.
Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и двух последних группах число лиц примерно одинаково.
Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц со статусом (“оттеснённые”, “изолированные”).
Выводы о благополучии взаимоотношений коллектива 2 А:
Пункт 1
Популяр
2
Пункт 2
ные
Предпочитаемые
Пункт 3
9
Оттеснённые
3
14
15
3
Подарки
Изолиро
ванные
Общее к-во
1
11
6
2
Итого
10
10
4
15
3
49
9
1
40
9
59
49
Выводы о благополучии взаимоотношений коллектива 2 А:
Опираясь на данные социометрии, можно определить, что в настоящее время для класса характеренвысокий уровеньблагополучия взаимоотношений, так как в коллективе определено
больше детей с первой и второй статусной категорией.
Также прослеживается наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга (взаимный выбор). Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2-х членов.
Простые истины
-Допускается право каждого (в том числе и взрослого) на ошибку, оплошность, неудачу в деятельности и поведении.
-Ошибка исправляется и, исправленная, забывается.
-Оплошность прощается.
-В классе нет «хороших» и «плохих» детей.
-Все проходят через неудачи и удачи, успех и неуспех - такова закономерность жизни. И в жизни ребёнка тоже.
-Дети учатся тому, что видят в своей жизни.Поведение родителей определяет поведение детей.
-Зачастую проблемы – в поведении наших детей,
их трудности – в нас самих.
.
ПРИТЧА
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди.
Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
.
ПРИТЧА
Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи:
-Расскажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье? Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
«любовь, прощение, терпение». И в конце листа: сто раз « любовь» , сто раз « прощени»е , сто раз « терпение» . Прочёл владыка и спросил:
- И всё?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.