Исследование по теме:
«Какие бывают тексты».
Цель: развивать у учащихся начальных классов умение самостоятельно исследовать виды текстов, анализировать и составлять тексты.
- Ознакомься с различными видами текстов.
Как это случилось? (что произошло?) – текст-повествование – в нем рассказывается о событиях.
Какой? – текст-описание – в нем идет описание признаков кого-либо, чего-либо.
Почему? – текст-рассуждение – в нем объясняется как и почему это происходит.
- Прочитай тексты. Попробуй определить, к какому виду относится каждый текст.
1. Я сделал звездолёт. Вот какой он вышел. Он очень похож на тот звездолёт, который я увидел на картинке в журнале. У моего звездолёта острый нос, внизу три небольших крыла. Есть специальная дверь для входа. Он голубого цвета, а в середине большими буквами написано «Восток». Отличный звездолёт получился у меня!
2. Я сделал звездолёт. Случилось это так.
Сижу я как-то раз дома, рассматриваю старый журнал. Вдруг смотрю – вот это да! – на одной картинке ребята звездолёт строят. Решил и я построить свой звездолёт. Сначала нарисовал схему. Потом позвал Вовку. Нашли мы с ним во дворе старые деревянные бочки. Поставили их друг на друга. Выпилили дверцу. Сделали кабину.
К вечеру звездолёт был готов.
3. Я сделал звездолёт. Почему именно звездолёт?
Потому, что я уже давно мечтаю полететь в космос: рассматриваю звёзды в бинокль, занимаюсь особой тренировкой. А сегодня ещё в старом журнале увидел картинку, на которой ребята сами сделали звездолёт.
Вот почему я построил звездолёт.
- Попробуй еще раз поработать с текстами.
К какому виду относится каждый текст?
- Как-то раз подложили утке куриное яйцо. Вылупились утята, и повела их утка на пруд. Пошёл с ними и цыплёнок. Утята – в воду, и он за ними. Хорошо, что на берегу были ребята. Еле спасли цыплёнка.
- Я люблю коней. Люблю потому, что они быстро бегают и очень красивые.
- Мне нравится наша кошка. У нее пушистый хвостик. Глазки зелёные. Лапки чёрные. Сама она серая.
- Творческая работа.
Придумай продолжение каждого текста по его началу.
1. Плывёт по морю лодочка. Сделана она из старой шляпы.
2. Плывёт по морю лодочка. Вдруг начался шторм.
3. Плывёт по морю лодочка. А почему всем зверятам в ней весело?