Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь.
В школе на уроке «Окружающий мир» мы защищали проекты «Богатства, отданные людям». Одноклассники рассказывали о людях разных профессий. Некоторые рассказывали о профессиях своих родителей. Это было так интересно! Каково же было моё удивление, когда я узнала, что папа в детстве хотел быть киноактером, но ведь он сейчас старший инспектор отделения профилактики пожаров. Но почему? Почему папа не стал тем, кем мечтал стать в детстве? Оказалось, что мама мечтала стать воспитателем, но она работает инженером. И тогда мне захотелось выяснить, кем мечтают стать в будущем мои одноклассники и, самое главное, сбылась ли детская мечта в выборе профессии у родителей моих одноклассников.
Цель: расширить знания о мире профессий, узнать о профессиях родителей.
Задачи:
проанализировать теоретический материал и узнать, что обозначает слово «профессия»;
познакомиться с классификацией профессий;
выяснить, кем мечтают стать одноклассники по профессии;
выяснить, кем мечтали стать родители одноклассников в детском возрасте и осуществились ли их детские мечты в выборе профессии.
Гипотеза:
считаем, что детские мечты в выборе профессии осуществляются!
Объект исследования:человек
Предмет исследования: профессии
Методы исследования:
общенаучные методы: наблюдение и сравнение, анализ и синтез;
статистические и социологические методы: опрос, анкетирование, группировка и т.д.
Теоретическая часть
1.1 Сущность понятия «профессия»
Профессий много в мире есть, Их невозможно перечесть. Сегодня многие нужны, И актуальны, и важны
Мы сегодня приоткроем дверцу в мир профессий. Их насчитывается в мире около 40 тысяч.
Словарь В. Даля говорит, что термин "профессия" происходит от латинского слова: "professio" – промысел, всякое сословное занятие [1,с.45].
С. Ожегов определяет понятие профессия как основной род занятий, трудовой деятельности [3, с. 67]. Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.
1.2 История профессий
В настоящее время существует огромное количество профессий (в России насчитывается около 20 тысяч названий профессий). И чуть ли не каждый год появляются новые и исчезают старые профессии.
В начале прошлого века стали ненужными и исчезли профессии: фонарщик, водовоз, шарманщик, трубочист, извозчик, ямщик.
С наступлением ХХI века отмирают профессии, связанные с обслуживанием устаревших информационных средств: машинистка, телефонистка, типографический наборщик.
Но уже в конце ХХ века начали появляться такие профессии: аудитор, брокер, маркетолог, менеджер, программист.
Есть и такие профессии, которые можно назвать «вечными». Они существуют сотни лет и будут существовать всегда: врач, строитель, учитель.
Существует такая классификация профессий по предмету труда:
Человек - живая природа (П)
Человек – техника (и неживая природа) (Т)
Человек - человек (Ч)
Человек - знаковая система (З)
Человек - художественный образ (Х)
Для того чтобы выбрать правильно свою будущую профессию, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к личности. При этом необходимо помнить, что только упорным трудом можно добиться профессиональной карьеры и сделать свою жизнь полезной обществу и себе.
Качества, присущие каждой группе профессий представлены в таблице 2.
1.3 Классификация профессий по предмету труда
Качества, присущие каждой группе профессий по предмету труда
Человек - живая природа (П)
Человек – техника (и неживая природа) (Т)
Человек - человек (Ч)
Человек - знаковая система (З)
Человек - художественный образ (Х)
любовь к природе
интерес к технике
интерес к людям
сосредоточенность, усидчивость
талант
доброта
организованность
доброжелательность
устойчивое внимание
художественный вкус
наблюдательность
исполнительность
общительность
хорошая память и
воображение
оригинальность и
образное мышление
выносливость
аккуратность
выдержка
уравновешенность
трудолюбие
настойчивость
точность
взаимопонимание и
вежливость
терпение
терпение и
упорство
терпение и
смелость
высокая работоспособность
хорошая память
аккуратность и организованность
наблюдательность
2. Практическая часть работы
2.1 Выбор профессии одноклассников
В процессе исследования была разработана анкета для одноклассников по теме: «Профессия, о которой мечтаю с детства». (Приложение 1). Было опрошено 20 респондентов (учеников 3 А класса). Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Профессия
Кол-во
Тип профессии
по предмету труда
Человек - живая природа (П) – 3 чел.
Ветеринар
2
живая природа (П)
Наездница
1
живая природа (П)
Человек – техника (и неживая природа) (Т) – 9 чел.
Пекарь
2
техника (и неживая природа) (Т)
Водитель
2
техника (и неживая природа) (Т)
Шахтер
1
техника (и неживая природа) (Т)
Строитель
1
техника (и неживая природа) (Т)
Механик
1
техника (и неживая природа) (Т)
Десантник
2
Человек - человек (Ч) – 4 чел
Врач
1
Человек (Ч)
Полицейский
2
Человек (Ч)
Воспитатель
1
Человек (Ч)
Человек - художественный образ (Х) – 4 чел.
Певица
1
художественный образ (Х)
Художник
2
художественный образ (Х)
Актриса
1
художественный образ (Х)
Обработав полученную информацию, можно сделать вывод, что ребят не интересует высокая заработная плата и престижность профессии. Одноклассники руководствовались своими интересами, увлечениями.
Десять человек ответили, что не знают, одобрят ли родители их выбор. Остальные десять ответили, что родители поддерживают их выбор.
Все профессии мы классифицировали по предмету труда. Девять человек выбрали профессии «человек – техника». Три человека «человек – природа». Четыре человека «человек - художественный образ» и 4 человека «человек - человек». Вот такие мечты о будущей профессии у 3 А класса. Интересно, сбудутся ли они? Я думаю, что обязательно. Ведь детские мечты должны сбываться.
2.2 Выбор профессии родителей
В процессе исследования был проведен социологический опрос родителей «Профессии моих родителей» и была разработана анкета для родителей, цель которой выяснить осуществились ли детские мечты родителей в выборе профессии. (Приложение 2).
На втором этапе исследования было опрошено 18 родителей. По результатам анкетирования выяснилось, что только у двух человек сбылась детская мечта, папы стали водителями, а у остальных - не осуществилась. Родители так объяснили, почему их мечты не сбылись:
повлияли жизненные обстоятельства – 9 человек;
переоценка существовавших в детском возрасте ценностей – 4 человека;
профессию выбрали за них родители – 2 человека;
отсутствие возможности получить соответствующее образование – 1 человек.
На вопрос: «Хотели бы сейчас стать тем, кем мечтали в детстве?» десять человек ответили «да», восемь человек - «нет».
2.3 Итоги исследования
В ходе исследования мы выяснили:
Существует огромное количество профессий, об этом говорит созданный нами альбом «Мир профессий».
Популярность профессий меняется с годами. Дети, мечтающие сегодня об одной профессии, завтра могут поменять свою мечту. Выбор профессии и детские мечты часто не совпадают по разным причинам.
Наша гипотеза не подтвердилась. Детские мечты в выборе профессии осуществляются частично.
Но мы уверены, что если делать всё возможное для исполнения своей мечты, то эта мечта обязательно сбудется.
Заключение
Мы поняли, что наши мечты могут меняться и взрослеть вместе с нами, но их совсем не обязательно оставлять в детстве вместе с мягкими игрушками. Главным делом сейчас для нас является наша учёба, получение хороших знаний, которые пригодятся нам в будущей жизни и выборе профессии.
Профессий много на Земле, Но выбирай любя. Решай, мой друг, кем быть тебе, Ведь каждая из них важна.
Список литературы
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т 3; Л-Р /Под ред. Проф. И. А. Бодуэна де Куртенэ. – М.; Терра – Книжный клуб, 1998. – 912с.
Ликум А. Всё обо всём: популярная энциклопедия для детей /Компания Ключ «С». Филологическое общество «СЛОВО». Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М. В.Ломоносова.- М.; «Пресса», 1994.
Ожегов С. И. и Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений /Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.; ООО «Издательство ЭЛПИС», 2003. – 944с.
Родари Д. Чем пахнут ремёсла? Какого цвета ремёсла? – М.; Детская литература, 1989.