Мечта многих современных родителей – ребенок, который с малых лет прекрасно складывает числа и слоги, умеет писать и читать. Родители обращаются сегодня к методикам раннего развития, водят детей на такие же курсы, стараясь сделать из них вундеркиндов. Первые методики такого развития появились сравнительно недавно, около 20 лет назад, когда молодым матерям стали предоставлять отпуск по уходу за ребенком до трех лет и выплачивать пособие до 1,5 лет. В это время мамы стали зачитываться книжками, искать новые методы у западных соратников, делиться своим взглядом на воспитание. Если раньше мамы просто сдавали детей в ясли, то теперь они превратились в воспитателей, но никак не могли свыкнуться с новой ролью из-за отсутствия нужной информации. Как пеленать ребенка и как проводить его гигиену мамам рассказали в поликлинике. А что дальше? Как с ним играть, чем заниматься, какие ему нужны игрушки, никто толком не объяснил. Возникали первые книжки по развитию, авторов Никитиных начали пользоваться большим успехом, продают их и сегодня. Также затем стали появляется опыты зарубежных педиатров и родителей, а уже в конце 90-х гг. был открыт первый Монтессори - садик, где воспитатели обучали детей по кубикам Зайцева, рисовали, изучали окружающую природу, занимались по карточкам Домана.(1) Сегодня такие развивающие центры открыты в каждом крупном городе. Раньше мамы и понятия не имели о том, что с 1,5 годовалым ребенком можно рисовать, творить аппликацию, ставить кукольный театр. Все это, конечно, хорошо. Можно даже научить читать с рождения, показывая яркие карточки фирмы «Букварь с пеленок». Однако, несмотря на это родители продолжают использовать авторитарный стиль воспитания, что негативно сказывается на формировании исследовательской позиции ребенка, вследствие того, что их самих воспитывали родители, используя авторитарный стиль воспитания, а также обучение в школе было по традиционному типу обучения. Исследовательская позиция – возникает на основе доминирования познавательной мотивации и развития исследовательской активности ребенка. Именно эта мотивационно - личностная характеристика во многом определяет благоприятный прогноз развития. Исследовательская позиция выражает определенный тип отношения ребенка –
отношение к миру как к тайне, загадке, которую он непременно хочет разгадать. Исследовательская позиция ребенка наиболее ярко проявляется в проблемных ситуациях, ситуациях не определенности, новизны, познания в широком смысле слова.