kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия. Это система действий самого ребёнка, которая способствует его развитию и самосовершенствованию. Важным элементом формирования универсальных учебных действий является включение школьников в активную, познавательную, исследовательскую деятельность.

Главной целью учебного исследования является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке.

         Мною накоплен определенный опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников.        

Занимаясь такой работой с обучающимися, я ставлю следующие задачи:

1) расширить и углубить знания учащихся;

2) дать школьникам навыки научно-исследовательской деятельности;

3)формировать умения публичного выступления, иметь и отстаивать свою позицию;

4) развивать коммуникативные качества личности школьников;

5) находить и анализировать информацию из различных источников;

5)научить школьников составлять электронные презентации исследований и выступлений для последующей защиты;

6) помочь обучающимся определиться с выбором профессии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников" »

Опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников


Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия. Это система действий самого ребёнка, которая способствует его развитию и самосовершенствованию. Важным элементом формирования универсальных учебных действий является включение школьников в активную, познавательную, исследовательскую деятельность.

Главной целью учебного исследования является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке.

Мною накоплен определенный опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников.

Занимаясь такой работой с обучающимися, я ставлю следующие задачи:

1) расширить и углубить знания учащихся;

2) дать школьникам навыки научно-исследовательской деятельности;

3)формировать умения публичного выступления, иметь и отстаивать свою позицию;

4) развивать коммуникативные качества личности школьников;

5) находить и анализировать информацию из различных источников;

5)научить школьников составлять электронные презентации исследований и выступлений для последующей защиты;

6) помочь обучающимся определиться с выбором профессии

Структура исследовательской деятельности традиционна (поэтому намеренно не останавливаюсь подробно на данном вопросе).

Я определила ряд областей, в которых регулярно реализуются ученические исследования:

1. Лингвистические исследования. Культура речи.

2. Исследования, связанные с судьбой человека.

4 Культурологические исследования на основе краеведческого материала.

3. Исследования в области лингвистического краеведения.

На каждом из этих направлений остановлюсь более подробно.

I. Лингвистические исследования. Культура речи.

Для ребят всегда интересными являются вопросы, объясняющие различные явления, происходящие в русском языке, факты из истории языка, этимологию слов, значение собственных имён, фамилий.

Темы исследовательских работ, выполненные учениками в этом направлении самые разнообразные:

1. Что означают наши имена?

2. Происхождение прозвищ и их распространение в школьной среде.

3. Из истории русских фамилий "О чем расскажет фамилия…".

4. "Разрушительное влияние обсценной лексики на личность и здоровье подростков".

5.Употребление слов-паразитов в речи современных школьников.

6. Фразеологизмы в речи учащихся.

7. Молодёжный сленг.

Например, исследовательская работа на тему "Происхождение прозвищ и их распространение в школьной среде" начинается так:

Меня зовут Климович Илья. Я учусь в 6Б классе. Часто мои одноклассники общаются примерно так:

- Эй, Головастик, привет!

- Привет, Мухомор! - отвечает Головастик.

Среди моих сверстников клички и прозвища заменили имена и фамилии. Почему так? Я решил разобраться в этом вопросе. Ученик 6 класса выполнил следующую работу:

1.Провел анкетирование среди учеников 5-7 классов и определил их отношение к данной проблеме. Результаты анкетирования представил в диаграммах.

2. Выписав все прозвища своих одноклассников, составил картотеку школьных прозвищ, сгруппировав их в соответствии с причинами возникновения.

4. Изучил советы ребят и психологов, как можно избежать обзывания.

Результаты отразил в презентации.

"Разрушительное влияние обсценной лексики на личность и здоровье подростков"

Уже в названии заложена гипотеза, которую необходимо было доказать, что и было сделано. Буклет "Как же избавиться от сквернословия?" (не матерись!!!)

2010 г. - 2 место в областной научно-практической конференции (БГПУ) "Человек в современном образовательном пространстве" Косиченко С. (10 кл.; "Влияние обсценной лексики на подростков")

«Употребление слов-паразитов в речи современных школьников"

Понимая важность и актуальность проблемы повышения речевой культуры учащихся и своей собственной, ученик решил провести учебное исследование.

В качестве продукта исследования представлен буклет-памятка "Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов-паразитов" и словарь "Слова - паразиты".

Результатом изучения теоретического материала на тему "Использование фразеологизмов в речи учащихся" стала компьютерная презентацию "История происхождения фразеологизмов".

Из истории русских фамилий "О чем расскажет фамилия…"

"Что означают наши имена?"

Результатом этих исследований стало составление "Словаря фамилий учащихся 6А класса", "Словарь имен 6 класса".

Какое же практическое применение могут иметь исследования в области русского языка? Результаты исследований могут быть представлены в форме сообщений, докладов, презентаций на уроках, факультативных занятиях, внутришкольных конференциях; они могут быть помещены в школьные стенгазеты, на обучающие сайты учреждений образования и т. п. В данном случае учащиеся не только знакомят своих одноклассников с результатами проделанной научной работы (выполняют просветительскую функцию), но еще и стимулируют интерес других к научной деятельности. Именно на это следует обратить внимание учащихся при указании на практическое применение результатов исследования.

II. Исследования, связанные с судьбой человека.

Судьба человека - часть большой истории. Прошлое продолжает жить в старых летописях, фотографиях, документах.

Поисково - исследовательский проект "Эхо войны в истории одной семьи"

(спустя 67 лет на могиле отца - фронтовика)

Один из наших земляков Геннадий Фёдорович Пура поделился своей болью: в годы войны у него пропал без вести отец Пура Фёдор Фёдорович, но он в это не верит и очень хочет найти любые сведения о нём.

Узнав об этом, Карташова Алёна со своей бабушкой решили помочь Геннадию Фёдоровичу в поисках его отца и предложили выложить в Интернет всё, что он знает о своём отце. Это стало началом работы над проектом.

Итогом проделанной работы стало главное: сын, спустя 67 лет, нашёл могилу своего отца, узнал, что тот не пропал без вести, а героически воевал на Белгородской земле. Конкретный продукт исследовательской проектной работы - это собранная информация, касающаяся прошлого и настоящего конкретной семьи, презентация и видеофильм.

Исследовательский проект по теме:

"Фронтовые письма - уникальные документы о судьбе человека на войне".

Данная работа представляет собой исследование семейной реликвии - фронтовых писем участника Великой Отечественной войны Бочкарёва Василия Гордеевича.

Цель работы: исследуя фронтовые письма, познакомиться с судьбой простого солдата, понять мысли и чувства воина, который выполнял свой священный долг - защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. В результате изучены особенности полевой почты периода Второй мировой войны; проанализированы особенности внешней формы и содержания подлинных фронтовых писем; ученик проследил фронтовой путь Бочкарёва Василия Гордеевича (окружение, плен, побег, ранение) и особенности его личности; выяснил, какие события боец считает самыми важными, значимыми, какие переживания больше волнуют его.

III. Культурологические исследования на основе краеведческого материала.

Работа о нашем земляке "талантливом художнике и педагоге" Митрофанове Анатолии Константиновиче размешена на сайте "Инсталляция искусства" в разделе "Журналистика"

«Амурский край, учителем воспетый…»

Просто удивительно, как много поэтов, хороших и разных, свела судьба в стенах одной нашей школы! Это Позднякова Мария Ивановна, Семёнова Екатерина Фроловна, Эпов Виктор Петрович, Урманова Лариса Анатольевна. Это скромные люди, они отрицают свою причастность к большой, настоящей поэзии. Мы решили заняться изучением творчества "поэтов школьного масштаба". Попытались дать анализ жанрового, тематического и художественного содержания поэтических произведений.

Тематика их творчества разнообразна, как сама жизнь: черты эпохи в стихах, школьная тема, семья, родные люди, природа, война, любовь, женское счастье, тема уходящего времени, боль за происходящее и т.д. И всё-таки среди множества тем можно назвать доминирующую - это стихи о родном крае, о Шимановске (природа, люди, события.)

Юные исследователи провели наблюдение, как тема "малой родины" проходит через творчество двух авторов: Эпова В.П. и Поздняковой М.И.

Любовь к родному краю, родной природе - лейтмотив стихотворений Марии Ивановны. Ей удалось запечатлеть в поэтической форме все времена года. Это пейзажные стихотворения созданы в лирическом жанре.

Учитель-мужчина в наши дни - редкость. А когда в нём сочетаются два творческих начала, педагогика и поэзия, - это явление совсем необычное. Виктор Петрович пишет давно и о разном. Для него характерна своя "мужская" поэзия. Им, как и всем сегодня, нелегко. Но они любят жизнь, свои неравнодушием к проблемам нашей "малой родины" щедро делятся с другими, учат любить свой край. Читая стихи своего учителя, ребята понимают что родина- это земля, откуда выходит человек и куда он возвращается: "здесь корни мои, надежды, мосты". Юные исследователи замечают в них конкретные реалии деревенской трудовой жизни: "верхом на коне", "комбайны в полях", "руки в мозолях". Набатом звучит мысль, что гибель деревень, речушек, лесов приводит к духовно - нравственному оскудению человека.

Здесь мы рождаемся, здесь умираем,

Здесь мы работаем, здесь отдыхаем,

Смеёмся, влюбляемся и расстаемся.

Люди повсюду живут - мы с тобой,

Шимановск, остаёмся.

Эпов В . П.

Приобщение учащихся к литературно-исследовательской деятельности даёт возможность ребятам познакомиться с лабораторией автора. Укрепляет собственную литературоведческую базу, исследовательские и оформительские навыки, способствует формированию нравственно-ценностных ориентиров.

Таким образом, обращение непосредственно к текстам наших земляков, "поэтам школьного масштаба", позволяет перейти от уровня изучения и накопления материала к уровню активного использования их в учебно-воспитательнм процессе.

IY. Исследования в области лингвистического краеведения.

Началом работы в этом направлении явилась организация профильной лингво-краеведческой смены, проходившей в оздоровительном лагере "Огонёк", руководителями которой были мы с коллегой. Вместе с ребятами разработали проект. Распределили цели, задачи, формы работы.

Памятные встречи со старожилами села Селеткан, охотниками, пчеловодами. С фольклорной группой "Селетканочка", записи народных песен, диалектных слов, зарисовки старинных вещей (мялка, трепало.рубель и т. д.) позволили собрать ценный краеведческий материал.

Составлен "Словарь русских говоров села Селеткан", сборник народных песен "Родные напевы" на диске, рисунки к диалектным словам

Фрагменты словаря

Востребованность интеллектуального продукта повышает планку качественности исследования, поэтому при проведении исследования стоит стремиться к тому, чтобы продукт его имел социальное значение.

Результаты своего труда учащиеся представляют на уже традиционных школьных, городских, областных краеведческих и научно-практической конференциях, во Всероссийском детском центре "Океан", размещаются на различных сайтах. В работе секций принимают участие не только авторы работ, но и слушатели - заинтересованные ребята, которые принимали участие в анкетировании и чувствуют свою сопричастность.

Заключение Результативность работы в технологии учебного исследования

Анализируя результативность работы с учащимися в технологии учебного исследования, можно сделать следующие выводы. Исследовательская работа с учащимися дает следующие положительные результаты: усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;

  • значительно расширяется кругозор и интерес учащихся;

  • вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;

  • формирует социальный опыт в труде и общении;

  • формирует умения и навыки, необходимые для успешной учебы в ВУЗе и научной карьеры;

  • дает возможность и ученику, и учителю построить процесс обучения совершенно по-другому, изменить как роль ученика, так и роль учителя, позволяет взглянуть и оценить полученные знания под другим углом зрения;

  • способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе.

Приобретенные обучающимися в ходе научно-исследовательской работы умения и навыки позволяют применять и развивать их в своей жизни в различных видах деятельности. Опыт показывает, что полученные умения и навыки исследовательской работы, учащиеся успешно применяют, обучаясь в высших учебных заведениях.

Но, несмотря на такие трудности, я уверена, что исследовательская деятельность учащихся имеет будущее, потому что наиболее перспективной для дальнейшего развития является та система, которая сама позволяет развивать себя. Для меня и многих моих коллег одним из таких способов является организация учебно-исследовательской деятельности, которую в этом случае можно рассматривать как образовательную технологию, отвечающую современным требованиям развивающего обучения.
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
"Опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников"

Автор: Динькевич Татьяна Николаевна

Дата: 11.09.2015

Номер свидетельства: 230007


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства