The paper presents a theoretical study of the project "student research position."
Keywords: research position, problem-based learning, traditional education, teachers, students, parents.
Мечта многих современных родителей – ребенок, который с малых лет прекрасно складывает числа и слоги, умеет писать и читать. Родители обращаются сегодня к методикам раннего развития, водят детей на такие же курсы, стараясь сделать из них вундеркиндов. Первые методики такого развития появились сравнительно недавно, около 20 лет назад, когда молодым матерям стали предоставлять отпуск по уходу за ребенком до трех лет и выплачивать пособие до 1,5 лет. В это время мамы стали зачитываться книжками, искать новые методы у западных соратников, делиться своим взглядом на воспитание. Если раньше мамы просто сдавали детей в ясли, то теперь они превратились в воспитателей, но никак не могли свыкнуться с новой ролью из-за отсутствия нужной информации. Как пеленать ребенка и как проводить его гигиену мамам рассказали в поликлинике. А что дальше? Как с ним играть, чем заниматься, какие ему нужны игрушки, никто толком не объяснил. Возникали первые книжки по развитию, авторов Никитиных начали пользоваться большим успехом, продают их и сегодня. Также затем стали появляется опыты зарубежных педиатров и родителей, а уже в конце 90-х гг. был открыт первый Монтессори - садик, где воспитатели обучали детей по кубикам Зайцева, рисовали, изучали окружающую природу, занимались по карточкам Домана.(1) Сегодня такие развивающие центры открыты в каждом крупном городе. Раньше мамы и понятия не имели о том, что с 1,5 годовалым ребенком можно рисовать, творить аппликацию, ставить кукольный театр. Все это, конечно, хорошо. Можно даже научить читать с рождения, показывая яркие карточки фирмы «Букварь с пеленок». Однако, несмотря на это родители продолжают использовать авторитарный стиль воспитания, что негативно сказывается на формировании исследовательской позиции ребенка, вследствие того, что их самих воспитывали родители, используя авторитарный стиль воспитания, а также обучение в школе было по традиционному типу обучения. Исследовательская позиция – возникает на основе доминирования познавательной мотивации и развития исследовательской активности ребенка. Именно эта мотивационно - личностная характеристика во многом определяет благоприятный прогноз развития. Исследовательская позиция выражает определенный тип отношения ребенка – отношение к миру как к тайне, загадке, которую он непременно хочет разгадать. Исследовательская позиция ребенка наиболее ярко проявляется в проблемных ситуациях, ситуациях не определенности, новизны, познания в широком смысле слова. Исследовательская позиция в обучении проявляется в следующих основных показателях: в высоком уровне и широте поисково-исследовательской активности ребенка в ситуации неопределенности, обусловленной бескорыстной познавательной потребностью, в склонности к продолжительным самостоятельным умственным усилиям в процессе поиска неизвестного, в настойчивости достижения познавательной цели, разгадки «тайн мироздания», в предпочтении самостоятельных, продуктивных способов познания. Какова роль семьи в становлении этой важной личностной особенности? Обращаясь к изучению детей и их семей, можно увидеть, что отрицательное отношение родителей к обучению ребенка творческим способам работы и положительное отношение к репродуктивной модели обучения коррелирует на значимом уровне с принятием ребенком репродуктивной позиции в обучении. Справедлива и противоположная корреляционная зависимость: у родителей с позитивным отношением к творческим методам обучения и творческим видам мыслительной деятельности детей на уроках с большей степенью вероятности растут дети с выраженной исследовательской позицией в обучении. Несомненно, что каждый родитель является носителем той или иной «теории обучения» – он обладает совокупностью представлений о целях, задачах, способах и стратегиях обучения детей, которые, с его точки зрения, являются наиболее правильными или важными. Наиболее подходящим способом обучения ребенка является творческое обучение, основанное на ярко выраженной склонности такого ребенка к исследованию окружающего мира, на его стремлении к открытию, всему новому и необычному. Однако стремление ребенка к подобному типу обучения может не находить поддержки не только у учителей, но и у родителей. Отсюда следует принципиально важный вывод: для того чтобы сохранить и преумножить ростки знаний в детском возрасте и получить «прекрасные плоды», необходимо не только позаботиться об обеспечении соответствующего обучения детей в школе, но и просветить их родителей, сделать их сторонниками «теории обучения». В педагогике принято выделять три основных типа обучения: традиционное (или объяснительно-иллюстративное), проблемное и программированное. Поговорим о традиционном и проблемном. Характерной чертой традиционного обучения является его обращенность в прошлое, к тем кладовым социального опыта, где хранятся знания, организованные в специфическом виде учебной информации. Отсюда ориентация обучения на запоминание материала. Информация, знаковая система выступает при этом началом и концом активности школьника, а будущее представляется лишь в виде абстрактной перспективы применения знаний. Традиционное обучение основывается на авторитете. Традиционное образование – есть педагогика авторитета. Проблемное обучение-это эвристический, исследовательский тип обучения с большим развивающим потенциалом. Цель проблемного обучения — усвоение не только результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности ученика и развитие его творческих способностей.(2) Сущность процесса учения путем решения проблем сводится в каждом случае к созданию такой ситуации, которая вынуждает учащегося самостоятельно искать решение» в условиях проблемного обучения развитие активности в умственной деятельности учащихся можно характеризовать как переход от действий, стимулируемых заданиями учителя, к самостоятельной постановке вопросов; от действий, связанных с выбором уже известных путей и способов, к самостоятельным поискам решения задач и дальше — к выработке умения самостоятельно видеть проблемы и исследовать их. Почему Луна меняет свою форму? Сколько человек живет на Земле? Откуда берутся названия улиц?
Подобные вопросы учитель постоянно слышит от первоклассников. Конечно, на многие из них можно ответить. Но надо ли это делать? В условиях современного обучения, требований новых стандартов учитель просто обязан дать детям возможность самостоятельно искать сведения, наблюдать и экспериментировать. Главной задача учителя не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей задачи. В учебном процессе должно возникать «учебное общение», при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знания и включая в этот процесс учителя, как более опытного партнера. Необходимость такого общения вытекает из природы поисковой, исследовательской деятельности, при которой поиск истины невозможен без дополнительной информации, общения со сверстниками, родителями. Исследовательская деятельность позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала. Помощь учителям и ученикам оказывает автор методики исследовательского обучения младших школьников Александр Ильич Савенков.(3) Уже с первого класса он предлагает учить детей методам исследовательской деятельности: «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору», «получить информацию из компьютера», «понаблюдать», «провести эксперимент», «связаться со специалистом». В основе процесса приобретения знаний лежит самостоятельный поиск и открытие ребенком новых знаний о мире, других людях и самом себе. Центральная же задача учителя в этом случае заключается в том, чтобы создать проблемную ситуацию, приводящую к возникновению у ребенка вопроса проблемы, и обеспечить условия для его решения в процессе индивидуального или группового поиска (исследования). Ребенок с самого начала своего пребывания в школе фактически должен значительную часть времени находиться в позиции исследователя, самостоятельно открывающего мир, а не получать знания о мире в «готовом виде». К этому сегодня подготавливают ребенка ДДУ. С 2014 г детские сады начали работать по новым ФГОСам, целью которых стал новый взгляд на цели дошкольного образования, которые заключаются в развитии личности, индивидуальности, самостоятельности, общительности, умению договариваться, быть не лучше всех, а быть сегодня лучше , чем вчера.
Таким образом, начиная с 1992г, когда произошла реформа образования, и был принят закон «Об единых мировых образовательных стандартах», а также новые ФГОСы в ДДУ, образование наших детей вроде бы стало складываться в единую логическую цепочку, остается одно «но». Доминирующее влияние на ребенка все же оказывает семья. Поэтому зачастую у детей, которые становятся первоклассниками, не сформирована исследовательская позиция. Да, в их головах имеется широкий кругозор, да они знакомы с компьютером, они умеют писать и читать. Но первоклассники больше ожидают субъект - объектных отношений, получения знаний в «готовом виде», в результате чего они уже не так успешны, как могли бы быть. С другой стороны – учитель, который обязан реализовать новые программы, используя проблемный метод обучения. Трудность также в том, что учитель не имеет прежних рычагов воздействия на учеников, а ученики осознают свои новые права. Третья сторона, это родители, которые под час не могут разобраться с домашним заданием и не понимают методов работы учителя вследствие чего могут возникать конфликты между родителями и учителями.
Очевидно, что проблема в том, что родители еще не осознали важность этой парадигмы. Во-первых, они просто не достаточно информированы в данном вопросе. Во-вторых, их собственный менталитет основан на уважении к авторитету, который придет и решит все проблемы. Это гораздо проще ждать, когда кто-то придет и решит твои проблемы, а не самому искать пути решения тех или иных задач. Поэтому измениться не так-то легко. Например, в Красноярске, в 2016г, в школе 149 на общешкольном собрании родители отказались от апробирования экспериментальных программ и приняли решение в пользу традиционной программы, теперь вся школа занимается только по традиционной программе. Это говорит о том, что родители не могут перестроиться и не осознают важность этого. Чтобы произошли перемены, надо, в первую очередь, быть открытым для них.
Поэтому цель нашего социально-педагогического проекта, прежде всего, информативная.
Механизм реализации нашего проекта представлен в таблице №1.
Таблица №1
Основные мероприятия
Содержание деятельности
Исполнители и соисполнители
Сроки реализации
Проведение цикла бесед
Знакомство с:
реформой образования, новыми проблемными методами обучения
исследовательская позиция школьника
советы и рекомендации родителям о том, как помочь ребенку сформировать исследовательскую позицию школьника.
Авторы проекта
Учителя
Ноябрь, 2016
Анкетирование родителей
Сбор сведений о степени информированности родителей о реформе образования.
Авторы проекта
Ноябрь, 2016
Просмотр видео фильмов
«Дневник мамы первоклассника»,
«Приемыш», «Химия для самых маленьких», обсуждение фильмов.
Авторы проекта
Ноябрь, 2016
Проведение семейного вечера под названием «Успешный ребенок или ребенок будущего»
Песни, стихи на тему семья и школа.
Сценка: «урок 80-ых годов и урок наших дней»
Конкурс на решение школьных задач между родителями и учениками
Сценка «пример исследовательской деятельности ребенка»
Пожелания всем участникам вечера
Авторы проекта,
учителя, школьники, администрация школы.
Ноябрь, 2016
На основании вышеизложенного предполагается достичь следующие результаты:
Облегчение работы учителя благодаря тому, что ученики становятся более самостоятельными, инициативными в решении познавательных задач.
Повышение успешности ученика и выработка у него исследовательской позиции.
Родители более продуктивно смогут помогать своим детям с домашними заданиями, а также, с понимая педагогические методы учителя, не вступать с ним в конфликты.
Нельзя забывать, что в ходе реализации проекта помимо положительных результатов, возможны негативные, связанные с: низкой мотивацией родителей к участию в проектной деятельности; отсутствием необходимых материально-технических условий для проведения мероприятий, предусмотренных проектом. Негативные последствия можно предотвратить или снизить их количество при помощи: повышения мотивации родителей путём вовлечения в процесс реализации проекта; обеспечения материально-технических условий реализации проекта за счёт внутренних и внешних ресурсов.
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(239) "Формирование у учащихся мировоззрения человека мира, активной гражданской позиции на уроках родного русского языка и литературы "
["seo_title"] => string(146) "formirovaniie-u-uchashchikhsia-mirovozzrieniia-chielovieka-mira-aktivnoi-ghrazhdanskoi-pozitsii-na-urokakh-rodnogho-russkogho-iazyka-i-litieratury"
["file_id"] => string(6) "177814"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1424710306"
}
}