kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская деятельность младших школьников как средство повышения мотивации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская деятельность младших школьников способствует повышению учебной мотивации. Ученики, задавая вопросы, сами ищут ответы на свои вопросы, выполняя исследовательскую работу. Важно, чтобы эта работа проводилась без принуждения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность младших школьников как средство повышения мотивации»

















Тема: «Исследовательская деятельность

младших школьников

как средство повышения учебной мотивации»


























Не существует сколько-нибудь достоверных тестов

на одарённость, кроме тех, которые проявляются в

результате активного участия хотя бы в самой

маленькой исследовательской работе


А.Н.Колмогоров


Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого кругозора, общекультурных интересов. Целью образования становится «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться».

Одним из эффективных методов повышения учебной мотивации младших школьников является исследовательский метод.

В основе исследовательской деятельности лежат:

- развитие познавательных умений и навыков учащихся;

- умение ориентироваться в информационном пространстве;

- умение самостоятельно конструировать свои знания;

- - умение критически мыслить.

Работа эта достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников начальных классов постепенно.

Исследовательский метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного учащимися. При таком построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, пониманию других людей и самого себя. Дети приобретают мыслительные и исследовательские умения.

В результате исследовательской деятельности формируется следующие группы умений:

1. Умения организовывать свою работу (организационные).

2.Умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые).

3.Умения оформить и представить результат своей работы.

4.Умения, связанные с анализом своей деятельности и оценочной деятельности (оценочные).


Условия эффективности исследовательской деятельности:

1.Ученик должен хотеть проводить исследование.

2.Ученик должен суметь это сделать.

3.Ученик должен получить удовлетворение от своей работы.


Исследование способствует:

- осознанному усвоению знаний учащимися;

- позволяет повысить положительную мотивацию обучения;

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- расширяет возможность самостоятельной деятельности;

- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Исследовательская деятельность на уроке начинается с накопления информации, постановка проблемы и Выбор темы исследования . Выбирая тему исследования необходимо придерживаться правил:

  • тема должна быть интересной;

  • тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу;

  • тема должна быть оригинальной;

Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования.

Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других, а перед этим попробуй задать себе следующие вопросы:

1. Что мне интересно больше всего?

2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?

3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

4. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?


Так в классе появились исследовательские работы на темы:

- «Путь от гусиного пера до шариковой ручки»

- «Почему ель и сосна всегда зеленые»

- «Родники моего села»

- «Камни под ногами» и другие


На примере анализа исследовательской работы «Игры, в которые играли бабушки и родители», можно проследить преимущества исследовательской деятельности.

Ученица поставила перед собой цель: узнать, в какие игры играли наши бабушки и родители.

В процессе работы девочка прочитала специальную литературу о народных играх, узнала у бабушки и мамы названия и условия игр, сама научила этим играм по бабушкиным рассказам своих одноклассников.

Ученица пришла к выводу, что игры из детства бабушек и родителей очень просты и интересны. Изучая литературу, она сделала для себя открытие, игра – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Результат такой работы – развитие исследовательских и коммуникативных умений у младших школьников, высокая познавательная и учебная мотивация учащихся - обеспечивает учителю поддержку его творческих усилий и подлинное удовлетворение от педагогической деятельности.

В ходе исследовательской деятельности учащиеся значительно расширяют свой кругозор, Эта работа существенным образом влияет на развитие речи, мышления, памяти.

Для организации исследовательской деятельности младших школьников учителю необходимо:

  • владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать самостоятельную работу обучающихся;

  • уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;

  • устанавливать и поддерживать в группах, деловой, эмоциональный настрой,

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности.

Закончить свое выступление хочу словами В.П.Вахтерова: «Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и кто умеет добывать эти знания».




Использованная литература:


1.Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты/ авт.-сост. В.Ф. Феоктистова: -Волгоград: Учитель, 2012.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / /А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Володарская и др./ под ред. А.Г.Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

3.Развитие исследовательских умений младших школьников. / /Н.Б.Шумакова, Н.И.Авдеева, Е.В. Климанова/; под ред. Н.Б.Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011.

4.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 4-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.

5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.







5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Исследовательская деятельность младших школьников как средство повышения мотивации

Автор: Лысенкова Ирина Викторовна

Дата: 01.03.2021

Номер свидетельства: 574597

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Мастер-класс "Организация исследовательской деятельности младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(86) "mastier-klass-orghanizatsiia-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "101883"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402463989"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА, КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. "
    ["seo_title"] => string(141) "issliedovatiel-skaia-rabota-kak-sposob-povyshieniia-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia-v-nachal-noi-shkolie-na-urokakh-russkogo-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "137705"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417426432"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Статья "Активизация познавательной деятельности младших школьников путём  применения ИКТ,  как условие успешности обучения" "
    ["seo_title"] => string(138) "stat-ia-aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-putiom-primienieniia-ikt-kak-usloviie-uspieshnosti-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "124806"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414786401"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников "
    ["seo_title"] => string(94) "uchiebnyie-proiekty-kak-sriedstvo-razvitiia-issliedovatiel-skikh-navykov-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "114885"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1411717320"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Инновационные технологии в обучении младших школьников "
    ["seo_title"] => string(64) "innovatsionnyie-tiekhnologhii-v-obuchienii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "124296"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414676979"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства