Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы - здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Я работаю в Кадетской школе. Мне важно организовать обучение таким образом, чтобы сохранить физическое и психическое здоровье детей. Эту важнейшую задачу поможет решить применение здоровьесберегающих технологий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения»
Использование здоровьесберегающих технологий
в учебном процессе
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает,
действует, бегает, кричит, пусть он находится в
постоянном движении!»
Жан-Жак Руссо
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Любой стране нужны творческие, гармонично развитые, активные и здоровые люди, поэтому забота о здоровье взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции.
В настоящее время с уверенностью можно утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии очень многое сделать для здоровья современного ученика. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю – эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволило мне добиться положительных изменений в состоянии здоровья моих учеников. Если в начале 2014-2015 учебного года переболело простудными заболеваниями около 78% учеников, то к концу года процент заболевших значительно снизился.
Чтобы сохранение и укрепление здоровья обучающихся в начальной школе при стабильных результатах обучения было успешным, необходимо реализовывать следующие условия:
- выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся;
- правильно организовывать место и время учебной деятельности;
- применять здоровьесберегающие технологии, приемлемые в образовательном процессе данного образовательного учреждения (упражнения для глаз; сочетание разных видов деятельности);
- создать специальную образовательную программу факультативного курса, направленного на мотивацию ЗОЖ;
- соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителя и родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Забота о воспитании здорового ребёнка является приоритетной в работе и нашего учреждения. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока.
Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную зарядку, слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы, за её соответствием виду работы и чередованием в течение урока.
В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
упражнения по формированию осанки;
укреплению зрения;
укрепления мышц рук;
упражнения для ног;
подтягивание;
Одним из существенных компонентов режима ГПД является прогулка. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь - работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо менять их вид деятельности и место игры. Здесь я сочетаю прогулки со спортивными и подвижными играми.
В программе кружка по внеурочной деятельности "Азбука безопасности" мной предусмотрен специальный раздел "Твое здоровье", который включает следующие темы:
Личная гигиена.
Витамины - наши друзья.
Как не простудиться.
Чем важен сон.
О вкусной и здоровой пищи.
Вредные привычки.
Если ты поранился.
Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья.
На таких занятиях я обычно использую прием вставки о здоровье. Сюда относятся:
- стихи о здоровье;
"Чтоб здоровым, сильным стать,
Надо спорт нам уважать.
Для начала по-порядку
Утром делаем зарядку".
"Всем известно, без сомненья,
Жить не можем без движенья.
Любим бегать и скакать.
В игры разные играть".
"Солнце, воздух и вода-
Наши лучшие друзья.
Закаляйся, умывайся,
Спортом разным занимайся".
"На уроках расслабляйся,
Физминуткой наслаждайся.
Ты на улицу спеши,
Свежим воздухом дыши".
"Пейте молоко коровье,
Чтобы укрепить здоровье.
И про фрукты не забудьте,
Каждый день употребляйте!"
- мудрые пословицы о здоровье для детей;
1. Кто встал до дня, тот днем здоров.
2. Кто к здоровью относится беспечно, тот болеет вечно.
3. Чистая вода - для хвори беда.
4. Лучше терпеть голод, чем принимать вредную еду.
5. Двигайся больше - проживешь дольше.
- чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье;
(В.Бианки "Купание медвежат" можно сказать с темой личной гигиены . А вот о вкусной и здоровой пищи можно обсуждать после чтения рассказа В.Драгунского "Что любит Мишка". Ю.Коваль "Морошка" использовать в беседе о витаминах. О пользе зимнего свежего воздуха можно узнать в рассказе Д.Хармса "Лыжная прогулка" и т.д.).
Все, что изложено выше, показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегащей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детских и педагогических коллективах.