kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование игр и занимательного материала на уроках математики в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому. Занимательный материал развивает творческое воображение, снимает утомление у детей, помогает ощутить силу успеха в учении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование игр и занимательного материала на уроках математики в начальной школе»

Дидактические игры на уроках математики

Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвое-нию нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития у детей познавательных инте-ресов и активности.

Школьники единодушны во мнении: когда учиться интересно – учиться легко, учиться хочется. Одним из главных рычагов формиро-вания познавательного интереса в учебной деятельности – это созда-ние условий, обеспечивающих ребёнку успех в учебной работе, ощу-щение радости их пути продвижения от незнания к знанию, от неуме-ния к умению, т. е. осознание смысла и результата своих усилий.

Успех в труде – первостепенное условие становления личности че-ловека. Это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спо-рится. Для школы это особенно важно. Ребёнок, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в свои возможности. По-стоянные неудачи отбивают охоту учиться. Если все дети справляются с поставленной перед ними задачей, если работают с увлечением и удовольствием, помогая друг другу, если идут домой довольные про-ведённым учебным днём и ждут с нетерпением завтрашнего, жела-ние учиться крепнет.

Бороться за успех в учении – значит учить детей учиться, помогать каждому поверить в свои возможности, воспитывать организован-ность, самостоятельность, ответственность, дисциплину труда. Игра на уроке не самоцель, не средство развлечь учеников. Это обычное упражнение, облечённое в занимательную форму (рассказ-шутку, сказку, загадку, ребус, чайнворд и т. п.) Занимательность нередко достигается повышенной трудностью, нестандартностью, а подчас и необычностью поставленной задачи, которую приходится решать ученикам. Содержание же игры служит выполнению учебной цели: закреплению и углублению знаний.

Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому. Занимательный материал развивает творческое воображение, снимает утомление у детей, помогает ощутить силу успеха в учении. Форма занимательных упражнений может быть различной: ребусы, кроссворд, чайнворд, загадки, викторины, игры: «Что? Где? Когда?», «Устами младенца», «Поле чудес», «Отвечай-ка!», «Звёздный час», «Путешествие в страну «Математики» и др.; также дидактические игры.

Первой группой можно выделить сюжетно-ролевые игры.

Игра «Десантники»

Цель: закреплять приёмы сложения и вычитания однозначных чисел в пределах 20.

Содержание: учитель прикрепляет на магнитной доске рисунки парашютистов, под ними пишет примеры на сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20 и сообщает детям: «Десантники получили задание – приземлиться в лесу. Каждый должен приземлиться в лесу в заданном пункте. Путь движения парашютиста зашифрован примером. Догадаетесь, куда должен приземлиться каждый из них ».



Игра «Определи маршрут корабля»

Цель: закреплять приёмы сложения и вычитания двузначных чи-сел без перехода через разряд.

Оборудование: учитель прикрепляет на магнитной доске рисунок корабля и изображает схематично (кружками) пристани, обозначая каждую из них своим номером, а ниже их – примеры, в которых за-шифрованы маршруты к другим пристаням. Учитель вызывает пооче-рёдно учеников (моряков) 1-й команды. Первый ученик решает при-мер, записанный под кораблём, показывает стрелкой, к какой при-стани причаливает корабль. Он ведёт свой корабль к той пристани, где находится ответ этого примера. Второй ученик решает пример, записанный под пристанью, и ведёт корабль к другой, где находится ответ второго примера, и т. д.

Далее учитель открывает на доске другие примеры для второй ко-манды.

Игра «Математический телефон»

Цель: формировать вычислительные навыки.

Содержание: идёт соревнование по рядам. Каждому ученику, сидя-щему за первой партой, учитель называет двузначное число шёпо-том, чтобы не слышали другие ученики класса: 12, 13, 14. Учитель показывает на первый прямоугольник, все ученики, получившие от учителя числа, прибавляют к нему число 5, затем поворачиваются к ученикам, сидящим за ними, называют им результат, и т.д.

Сидящие за первыми партами выполняют роль контролёров. Они выполняют всю цепочку действий. В конце соревнования ученики, сидящие за последними партами, должны записать окончательные ответы, а сидящие за первыми – утвердить их или отвергнуть. Побе-ждает тот ряд, который правильно и раньше всех выполнит всю це-почку действий.

Приведённые выше игры по своей структуре относятся к сюжетно-ролевым. В этих играх есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, игровое действие, игровое правило.

Вторая группа игр – игры-упражнения в которые включены отдель-ные элементы игры – элемент загадки, игровое действие или прави-ло. Например, «Цепочка», «Молчанка», «Математическая эстафета», «Составь круговые примеры», «Рассели числа в домики» и др.

Игры-упражнения требуют меньше времени на их проведение.



Игра «Угадай-ка»

Цель: формировать вычислительные навыки.

Содержание:

  1. Я задумала два числа, записанные на круге, сложила их, получи-ла 20. Какие числа я задумала?

  2. Я задумала три числа, сложила их, получила 20. Какие числа я задумала?

Загадки – это своеобразные логические задачи на выявление пре- дмета по некоторым его признакам. Детям можно предложить и другие логические упражнения, не требующие вычислений, а лишь заставляющие детей выполнять правильные суждения и приво-дить несложные доказательства. Сами же упражнение носят зани-мательный характер, потому они содействуют возникновению ин-тереса у детей к процессу мыслительной деятельности.


Игра «Помогите Буратино»


Буратино решил примеры, но при проверке нечаянно задел носом чернильницу и задел ответы. Помогите ему восстановить ответы.

На листе бумаги рисунок Буратино, залитый чернилами. При-меры записаны на отдельной карточке и вставлены в рамку. Ме-няя задания, рисунок можно использовать много раз. Дети запи-сывают ответы мелом на доске, рядом с примером.



Игра «Кто быстрее нарядит ёлочку»

На доске два плаката с изображением ёлочек. Рядом записаны столбики примеры, по 8-10 в каждом из них. К доске выходят 2 ученика. У каждого из них по 8-10 картонных игрушек с крючками. По сигналу учителя дети начинают решать примеры. Решив примеры, ученик вешает игрушку на свою ёлочку. Последняя игрушка – звезда. Кто первым повесит звезду, тот получит приз – маленькую звёздочку.



Игра «Почтальон»

На партах у детей карточки – номера домов. Выбирается почтальон. Он берёт письма, телеграммы, открытки. Затем выбирает корреспон-денцию и решает задание, предложенное в ней. Определив ответ, он несёт оставшиеся письма и открытки на ту парту, где номер дома тот же, что и ответ его задания. Ученик с этой парты становится почтальо-ном.

Игра «Кто быстрее?»

Напротив каждого ряда на доске изображения самолёта, катера, ма-шины. На них написаны примеры. Дети, решившие пример, быстро выходят к доске и пишут ответ. Быстрее доедет тот вид транспорта, где примеры будут решены быстрее.



Игра «Помогите зайчатам»

«На поляне играют зайчата. Вдруг их заметил волк. Зайчата насто-рожились, испугались. Ребята, давайте поможем зайчатам». У каждого ученика на парте карточки. На одной стороне её изображён зайчик, на другой записано число. Дети должны поднять карточку с числом, дополняющим число, названное учителем.

Так, учитель показывает карточку с зайчиком с числом 12 и просит дополнить число до 20. Дети показывают карточки, на которых записано число, и закрывают зайчика. Зайчик спрятан. Аналогично, показывая недостающие до 20 числа, дети прячут остальных зайчат. Выигрывает тот, кто спрятал больше зайчиков.



Конечно, игра не должна являться самоцелью, не должна проводит-ся только ради развлечения детей. Она должна быть дидактической, т. е. подчинённой тем конкретным учебно-воспитательным задачам, которые решаются на уроке, в структуру которого она включается. В силу этого игру заранее планируют, продумывают её место в структу-ре урока, определяют форму её проведения, подготавливают матери-ал, необходимый для проведения игры.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Использование игр и занимательного материала на уроках математики в начальной школе

Автор: Арзамасцева Ирина Владимировна

Дата: 11.01.2016

Номер свидетельства: 275269

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) ""Использование современных технологий на уроках в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(66) "ispolzovaniiesovriemiennykhtiekhnologhiinaurokakhvnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "259582"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448795400"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Статья "Особенности использования игровых технологий на уроках математике в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(104) "stat-ia-osobiennosti-ispol-zovaniia-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematikie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "163430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422472278"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Научно- методическая статья на тему: " Занимательность на уроках математики в начальных классах" "
    ["seo_title"] => string(103) "nauchno-mietodichieskaia-stat-ia-na-tiemu-zanimatiel-nost-na-urokakh-matiematiki-v-nachal-nykh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "169387"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423403176"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Дидактические игры на уроках в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(54) "didaktichieskiie-ighry-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "151640"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420728386"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Использование дидактических игр на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(68) "ispol-zovaniie-didaktichieskikh-ighr-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "240462"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445014545"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства