Использование цифровых технологий в начальной школе
Использование цифровых технологий в начальной школе
Новые стандарты поменяли многое в современном образовании в том числе и в начальной школе: цели,содержание,технологии,формы контроля знаний ученика.В наше время дети с ранних лет уже могут пользоваться разнообразными цифровыми инструментами.Когда дети приходят в 1 класс с гордостью говорят,что умеют на компьютере. Позже выясняется,что их умение заключается в освоении некоторых развивающих игр.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
ФГОС вносит большие изменения в начальное образование: меняются его цели, содержание, технологии, формы контроля знаний ученика. В современном обществе дети с ранних лет окружены разнообразными цифровыми инструментами. Приходя в 1 класс, ученики с гордостью говорят, что умеют работать на компьютере. Правда, при дальнейшей беседе выясняется, что вся работа заключается в лучшем случае в освоении отдельных развивающих игр. Одной из главных задач учителя начальных классов является научить ребёнка учиться в школе. Если в прошлом роль первого учителя детей нередко понимали узко, как обучение школьников азам предметных знаний и простейшим учебным навыкам и умениям, то сегодня его функции расширились. Главной педагогической функцией является управление учебно-воспитательным процессом. Один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность помогает реализовать использование на уроках интерактивной доски. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных (нельзя забывать о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление).Используя интерактивную доску, у меня не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, в 1 классе мы не чертим линии для показа написания букв или цифр, записи новых упражнений, не трачу время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно использовать на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока.
Возможности использования интерактивной доски на уроках в начальной школе многоплановы:
- как обычную доску для обычной работы в классе
- как демонстрационный экран
- как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.
Например из опыта работы при проведении математических диктантов «Проверь себя» можно использовать таймер из меню доски с фиксированным временем для выполнения задания, что помогает детям учиться организовывать свою деятельность в соответствии с регламентом.
- Возможность работы с текстом при его разборе или анализе, а так же с отдельными предложениями помогает на уроках русского языка.
Приведу один простой пример использования интерактивной доски в 3 классе при изучении темы «Формы слова .Окончание». Я заранее набираю текст предложений. (Рос-- – утро краса. Без рос- и трава не растет. Земля пьет воду , а трава рос-. Утром лес рос-- умывается.) Дети выходят к доске и вставляют пропущенные буквы в окончаниях. Мы потом проверяем выполнение работы и по необходимости исправляем ошибки. Потом делаем вывод: Изменяемая часть слова - это окончание .При изменении слова образуются формы этого же слова, а лексическое значение остается прежним:(роса, росы, росе, росу, росой) Приведу еще один пример. При изучении правописании суффиксов и приставок в 3 классе иногда дети путают где суффикс и приставка. Поэтому набираю на доске приставки и суффиксы ( еньк , за, про, оньк, ист, пере, про, чик, ик, об) дети пишут слова с этими приставками и суффиксами .Потом делаем разбор этих слов по составу. При такой работе детям помогает быстро находить в слове суффикс , приставку и корень. Делаем вывод; перед корнем пишем приставку , после корня суффикс
При правописании буквосочетаний ча-ща»
В данном ресурсе предлагается 2 задания:
1 Предлагается 16 слов, где нужно вставить пропущенную букву. Для проверки правописания используется приём «Волшебная труба». Перемещение объектов осуществляется по щелчку.
2 Предлагаются предложения с ошибками. Дети записывают предложения, исправив ошибки.
На уроках окружающего мира использую цифровые образовательные ресурсы и электронные пособия.
ЭОР широко использую не только в учебной, но и во внеурочной деятельности: при проведении классных часов, праздников, на занятиях кружков.
Игры
Данный вид ресурса я использую на уроках и внеурочных занятиях. Например, «Угадай-ка», "Найди все числа которые делятся на 2 от 2 до 50".
4. На уроках использую цифровые образовательные ресурсы и электронные пособия.
Удобно то, что можно использовать маркеры разных цветов, в зависимости от того, какой вид работы выполняется. Интерактивная доска выводит взаимодействие учащихся со мной на новый уровень, легко вовлекает их в учебный процесс. Когда выполняем такие задания, ученики не отвлекаются на таких уроках, становятся более собранными и внимательными.
Одна из задач, стоящих перед нами – это научить детей выполнять проверочные работы в форме тестов. Она позволяет проводить опрос среди детей в режиме реального времени, с её помощью можно сразу выявить, как дети усвоили материал и провести необходимую работу над ошибками.
На экран выводится вопрос и варианты ответов. Дети выбирают номер того ответа, который считают верным. На работу с каждым вопросом выделяется 1 минута. Справа на экране виден таймер, который показывает, сколько секунд осталось. Слайды с вопросами меняются автоматически, в это время по необходимости оказываю помощь тем ученикам, которые в ней нуждаются.
После того, как дети ответили на все вопросы, тестирование завершается и начинается подведение итогов.
Эффективное использование новых информационных технологий, современных цифровых образовательных ресурсов, информационных учебно-методических комплексов в современной начальной школе является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, вносит изменения в образование в соответствии с требованиями сегодняшнего дня — жизни в информационном обществе.
Использование ЦОР позволяет:
- повышать уровень обучения
- сформировать функционально грамотную личность
-подготовить детей к самостоятельному решению возникающих проблем
- самоутверждаться учащимся - раскрывать свои возможности и способности
- развивать творческую и познавательную активность детей
- реализовывать ребёнку свои лучшие личностные качества
- создавать благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность .
Опираясь на свой опыт работы, могу с уверенностью говорить о том, что фрагменты уроков, на которых используются данные электронные образовательные ресурсы, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Сейчас, работая в третьем классе, с успехом использую их на уроках как ознакомления с новым материалом, так и на уроках закрепления и обобщения .
В заключении хочется сказать,что компьютер не может заменить учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися методическими средствами. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся.
Применение ЭОР дает учителю экономию времени на уроке, повышенную мотивацию обучения, возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов, привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.
В свою очередь для ученика ЭОР содействует росту успеваемости по предмету, позволяет проявить себя в новой роли, формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности, делает занятия интересными и развивает мотивацию – учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Задача учителя не в том,
чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том,
чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний,
научить добывать знания и пользоваться ими.
Константин Кушнер.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И РЕСУРСЫ
Цветкова М.С. Методические материалы по начальной школе. Методический вестник. - 2002. № 10/2. - С. 39-43.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) http://standart.edu.ru/