Просмотр содержимого документа
«Использование технологии РКМЧП в развитии навыков работы с информацией.»
Использование технологии РКМЧП в развитии навыков работы с информацией.
Одним из главных требований к современному уроку является проектирование учителем личностно - ориентированного урока. Основными условиями построения которого считаются приоритет индивидуальности, вариативности, дифференциации.
Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные образовательные технологии. Одной из которых является технология «РКМ». Она направлена на развитие навыков работы с информацией, способна учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ученика, предоставлять свободу выбора.
Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». В рамках технологии РКМ данные этапы получили несколько иные названия и функции. Приемов очень много, И совсем не обязательно применять их все. Достаточно использования отдельных. Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала.
Рассмотрим урок литературного чтения с применением технологии развития критического мышления с учетом построения персональных траекторий образования и развития ученика. Тема урока: Г. Цыферов «Что у нас во дворе». На стадии вызова, используя приём «Прогнозирование» по иллюстрации и названию предлагаем предположить, о чём будет предстоящий рассказ. Приём интересен тем, что каждый из детей может высказать своё личное мнение. И ни одно из них при этом не критикуется. Далее работая в паре, либо индивидуально можно предложить учащимся начать составлять таблицу: знаю - хочу знать- узнал и закончить составление её уже на этапе рефлексии.
На стадии Осмысление идёт первичное знакомство с содержанием – чтение текста, которое дети осуществляют самостоятельно, каждый в своём темпе и используя приём «Чтение с пометами», индивидуально разграничивают информацию на уже известную для себя и новую. Здесь предоставляется возможность каждому взвесить и оценить имеющиеся знания, в случае необходимости задать вопросы. После самостоятельного прочтения есть возможность получить ответы на возникшие вопросы, появившиеся в процессе работы с информацией. Причём на возникшие вопросы, могут дать ответы одноклассники, а учитель в случае затруднения поможет.
В процессе повторного чтения на стадии Осмысление осуществляем анализ содержания рассказа. Считается, что тот умеет мыслить, кто умеет задавать вопросы. Поэтому одним из основных приёмов осмысления информации считаю постановку вопросов к тексту и поиск ответов на них. К сожалению, многие учащиеся испытывают затруднения при формулировке вопроса. Поэтому нужно их учить этому с первого класса. Здесь, учитывая разный уровень подготовки и способностей учащихся, предлагаю детям приём «Толстые и тонкие вопросы», при котором «тонкий» вопрос предполагает (репродуктивный) однозначный ответ, а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений. Детям при этом не обязательно озвучивать понятия «Тонкие и «толстые». На данном этапе предлагаем учащимся карточки разных цветов, при этом они знают, чем светлее карточка, тем легче задание. Получается, что те, кто выбрал более светлую карточку, составляют тонкие вопросы. Более тёмную – толстые. Таким образом, детям предоставляется свобода выбора. На каждой карточке уже есть соответствующее вопросительное слово, с которого может начинаться тонкий или толстый вопрос. Остаётся сформулировать его. Каждая группа работает над своей частью и соответственно составляет вопросы к ней. После этого все принимают участие в анализе текста, отвечая на вопросы составленные одноклассниками.
В каждом классе есть мотивированные дети, дети способные мыслить творчески, поэтому на уроке необходимо дать возможность развивать эти способности. Одновременно даём возможность и остальным попробовать свои силы.
После анализа приходим к выводу, что описание песочницы похоже на загадку. Выясняем признаки загадки и обращаем внимание на то, что сам предмет, который загадывается, не называется, а указываются только его признаки. Предлагаем найти ключевые слова и описать предмет, не называя его, указав только признаки.
А потом попробовать самим составить загадки. Для этого предлагаем карточку - помощник. Отвечая на вопросы, получается загадка. Некоторым приходится помочь. Но многие справляются самостоятельно.
На этапе рефлексии возвращаемся к нашей таблице. Заполняем последнюю колонку, что я узнал. И каждый индивидуально отмечает, что он узнал. Чему научил его рассказ. Причём ни одно мнение не подвергается критике.
Определив главную мысль, можем предложить составить детям синквейн, на тему «Двор». Работать можно в группе, а можно индивидуально. Детям предлагаем на выбор карточки разного цвета, в зависимости от уровня сложности: 3 варианта. Карточка более светлая - в ней дополнить словами, используя слова для справок. Карточка темнее - дополнить самим, ответить на вопрос и подобрать слово синоним. И карточка самая яркая- на ней- Только основа(скелет) синквейна.
Домашнее задание дифференцированное, по выбору. Нарисовать свой двор. Нарисовать картинку к каждой части (картинный план для пересказа. Подумать, что можно сделать, чтобы твой двор сал чище и уютнее. Выписать в тетрадь ключевые слова к каждой части для пересказа.
Используемая технология помогает каждому ребёнку осознать собственную уникальность, сущность и создаёт условия для саморазвития. Позволяет получить хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.