kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование современных логопедических технологий, методик для коррекции речевых нарушений у обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности. Так, в логопедической практике активно используются не традиционные для логопедии технологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование современных логопедических технологий, методик для коррекции речевых нарушений у обучающихся»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДИК ДЛЯ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

Ю.Н.Ренева

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 36», г. Пермь, Пермский край, Российская Федерация



Одним из направлений нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта является обеспечение условий для эффективной реализации и усвоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Главная задача логопедической работы заключается в том, чтобы помочь ребёнку преодолеть речевые трудности, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее развитие. При своевременной коррекционной работе учитель-логопед помогает учащимся справиться с имеющимися у них нарушениями речи и наравне с другими учащимися овладеть школьной программой.

Главным направлением в работе учителя - логопеда школьного логопункта является предупреждение и исправление специфических ошибок письменной речи. Но нельзя превращать логопедические занятия в бесконечный процесс написания или переписывания.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях [2].

В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности.
Так, в логопедической практике активно используются не традиционные для логопедии технологии:

• нейропсихологические технологии,

• кинезитерапия,

• гидрогимнастика,

• различные виды логопедического массажа,

• суджок-терапия,

• гимнастика Стрельниковой,

• дыхательный тренажёр Фролова,

• фитотерапия,

• аурикулотерапия,

• ароматерапия,

• музыкотерапия,

• хромотерапия,

• литотерапия,

• имаготерапия,

• сказкотерапия,

• песочная терапия,

• различные модели и символы,

• активно внедряются в коррекционно-развивающий процесс мультимедийные средства коррекции и развития,

• БОС технологии [1].
Опыт работы показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.

В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Эта технология органично вписывается в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР и не требует особых условий для использования [4].

Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни [3].

В настоящее время технология составления синквейна активно используется как эффективный инструмент для рефлексирования в работе учителей предметников в школе, как средство, способствующее прочному усвоению знаний, развивающее способность обобщать и резюмировать информацию, дающее возможность оценить уровень знаний учащегося. Так как человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейн.

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

- Новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя -логопеда.

- Гармонично вписывается в работу по развитию лексико – грамматических категорий, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.

- Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

- Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

- Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления [3].

Правила составления дидактического синквейна:
• первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
• вторая строка – два слова, прилагательные;
• третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
• четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
• пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово) [3].
Например

1.Машина
2.Быстрая, мощная.
3.Едет, обгоняет, тормозит.
4.Я люблю кататься.
5.Транспорт.

1. Дождь
2. Мокрый, холодный.
3. Капает, стучит, льётся.
4. Я не люблю дождь.
5.Вода.

Из приведённых примеров видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:

• иметь достаточный словарный запас в рамках темы,

• владеть обобщением,

• понятиями: слово - предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак,

• научиться правильно, понимать и задавать вопросы,

• согласовывать слова в предложении,

• правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна не противоречит программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР 3ур и служит средством оптимизации учебного процесса.

Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинство младших школьников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас.
Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. На начальном этапе дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Могут быть использованы такие варианты работы как:

- составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

- коррекция и совершенствование готового синквейна;

- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.

Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса. Составление синквейна, полезно для выработки способности к анализу. Синквейн требует меньших временных затрат, его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные) [3].

Таким образом, технология «Дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной и может успешно применяться в логопедической практике.



Список литературы:

1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие .- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2009. 105с.

2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011. 112с.

3. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Журнал «Логопед», №5 (2005).

4. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006).

Электронные ресурсы:

Бахман Е. В. Синквейны на уроках химии. Школа: день за днем. http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=410

Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». http://festival.1september.ru/articles/518752/

Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ).
http://www.medbio-kgmu.ru/cgi-bin/go.pl?i=2293





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ренева Юлия Николаевна

Дата: 01.08.2018

Номер свидетельства: 475458

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) ""Использование современных логопедических технологий, методик для коррекции речевых нарушений у обучающихся.""
    ["seo_title"] => string(134) "ispol-zovaniie-sovriemiennykh-loghopiedichieskikh-tiekhnologhii-mietodik-dlia-korriektsii-riechievykh-narushienii-u-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "202643"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429289508"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Статья на тему: "Инновационные подходы к созданию образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". "
    ["seo_title"] => string(146) "stat-ia-na-tiemu-innovatsionnyie-podkhody-k-sozdaniiu-obrazovatiel-noi-sriedy-dlia-obuchaiushchikhsia-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "239946"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444908590"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Инновационные речевые технологии в воспитании и развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью"
    ["seo_title"] => string(107) "innovatsionnyieriechievyietiekhnologhiivvospitaniiirazvitiidoshkolnikovsintielliektualnoiniedostatochnostiu"
    ["file_id"] => string(6) "283636"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453867194"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства