Использование современных логопедических технологий, методик для коррекции речевых нарушений у обучающихся
Использование современных логопедических технологий, методик для коррекции речевых нарушений у обучающихся
В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности. Так, в логопедической практике активно используются не традиционные для логопедии технологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование современных логопедических технологий, методик для коррекции речевых нарушений у обучающихся»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДИК ДЛЯ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
Ю.Н.Ренева
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 36», г. Пермь, Пермский край, Российская Федерация
Одним из направлений нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта является обеспечение условий для эффективной реализации и усвоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Главная задача логопедической работы заключается в том, чтобы помочь ребёнку преодолеть речевые трудности, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее развитие. При своевременной коррекционной работе учитель-логопед помогает учащимся справиться с имеющимися у них нарушениями речи и наравне с другими учащимися овладеть школьной программой.
Главным направлением в работе учителя - логопеда школьного логопункта является предупреждение и исправление специфических ошибок письменной речи. Но нельзя превращать логопедические занятия в бесконечный процесс написания или переписывания.
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях [2].
В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности. Так, в логопедической практике активно используются не традиционные для логопедии технологии:
• нейропсихологические технологии,
• кинезитерапия,
• гидрогимнастика,
• различные виды логопедического массажа,
• суджок-терапия,
• гимнастика Стрельниковой,
• дыхательный тренажёр Фролова,
• фитотерапия,
• аурикулотерапия,
• ароматерапия,
• музыкотерапия,
• хромотерапия,
• литотерапия,
• имаготерапия,
• сказкотерапия,
• песочная терапия,
• различные модели и символы,
• активно внедряются в коррекционно-развивающий процесс мультимедийные средства коррекции и развития,
• БОС технологии [1]. Опыт работы показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.
В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Эта технология органично вписывается в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР и не требует особых условий для использования [4].
Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни [3].
В настоящее время технология составления синквейна активно используется как эффективный инструмент для рефлексирования в работе учителей предметников в школе, как средство, способствующее прочному усвоению знаний, развивающее способность обобщать и резюмировать информацию, дающее возможность оценить уровень знаний учащегося. Так как человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейн.
Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:
- Новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя -логопеда.
- Гармонично вписывается в работу по развитию лексико – грамматических категорий, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.
- Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
- Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
- Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления [3].
Правила составления дидактического синквейна: • первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; • вторая строка – два слова, прилагательные; • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; • четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; • пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово) [3]. Например
1. Дождь 2. Мокрый, холодный. 3. Капает, стучит, льётся. 4. Я не люблю дождь. 5.Вода.
Из приведённых примеров видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:
• иметь достаточный словарный запас в рамках темы,
• владеть обобщением,
• понятиями: слово - предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак,
• научиться правильно, понимать и задавать вопросы,
• согласовывать слова в предложении,
• правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна не противоречит программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР 3ур и служит средством оптимизации учебного процесса.
Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинство младших школьников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас. Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. На начальном этапе дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.
Могут быть использованы такие варианты работы как:
- составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
- коррекция и совершенствование готового синквейна;
- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).
Полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.
Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса. Составление синквейна, полезно для выработки способности к анализу. Синквейн требует меньших временных затрат, его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные) [3].
Таким образом, технология «Дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной и может успешно применяться в логопедической практике.
2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011. 112с.
3. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Журнал «Логопед», №5 (2005).
4. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006).
Электронные ресурсы:
Бахман Е. В. Синквейны на уроках химии. Школа: день за днем. http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=410
Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». http://festival.1september.ru/articles/518752/
Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ). http://www.medbio-kgmu.ru/cgi-bin/go.pl?i=2293